Дело №2-666/2022
УИД: 61RS0048-01-2022-001239-72
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 декабря 2022 г. пос.Орловский
Орловский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Халиной И.Л.,
при секретаре судебного заседания Гаевой А.Ю.,
с участием помощника прокурора Орловского района Ростовской области Черкасова Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело, по исковому заявлению и.о. прокурора Орловского района Ростовской области, поданное в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению Черкесской средней общеобразовательной школе, Администрации Орловского района Ростовской области, 3-ему лицу Управлению образования Орловского района об обязании обеспечить надлежащее антитеррористическое состояние здания образовательного учреждения,
установил:
Прокурор Орловского района Ростовской области обратился в суд с иском, указав следующее.
Прокуратурой района в соответствии с указанием прокурора Ростовской области от 21.08.2018 № 109/27 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму» проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования здания Муниципального бюджетного образовательного учреждения Черкесская средняя общеобразовательная школа Орловского района Ростовской области. В ходе проведенной проверки установлено, что на протяжении длительного времени (в том числе период ранее действовавшего постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235) и до настоящего времени МБОУ Черкесская СОШ в нарушение п. п. «а» и «б» п. 4 и п. 6 ч. 1 ст. 3, п. п. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2, п. 4 ч. 2 ст. 5 Закона № 35-ФЗ, п.п. «д» п. 24 ПП РФ от 02.08.2019 № 1006, не обеспечены безопасные условия обучения в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) путем оборудования объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. МБОУ Черкесская СОШ реализует образовательные программы в здании, не соответствующем требованиям законодательства о противодействии терроризму. Учреждением не обеспечены безопасные условия обучения в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) путем обеспечения охраны объекта. Невыполнение МБОУ Черкесской СОШ требований вышеуказанного законодательства нарушает права обучающихся на благоприятную учебную деятельность, гарантированные Конституцией РФ, а также охрану жизни и здоровья, посещающих общеобразовательное учреждение. По результатам проведенной проверки прокуратурой района директору МБОУ Черкесской СОШ 17.08.2022 внесено представление об устранении нарушений законодательства об антитеррористической безопасности объектов образования. Согласно ответа директора МБОУ Черкесской СОШ, нарушения, указанные в представлении, не устранены, в связи с отсутствием финансирования. Согласно пункту 1.1 Устава МБОУ Черкесская СОШ является бюджетным учреждением. Учредителем и собственником имущества МБОУ является муниципальное образование «Орловский район». Пунктом 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья. Пунктом 5 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. Согласно ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации - собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Таким образом, администрация Орловского района Ростовской области, обязанная в силу закона обеспечивать содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций и являющаяся собственником имущества бюджетного учреждения, должна нести бремя его содержания. Состав лиц, посещающих МБОУ Черкесскую СОШ непостоянен и персонально изменчив, в связи с чем, данное исковое заявление предъявлено прокурором района в интересах неопределенного круга лиц.
В соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006, Постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235, истец просит суд:
1. Обязать МБОУ Черкесскую СОШ в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) путем оборудования объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
2. Обязать Администрацию Орловского района Ростовской области за счет средств местного бюджета Орловского района произвести финансирование расходов на оборудование здания МБОУ Черкесская СОШ, расположенного по адресу: <адрес> оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Помощник прокурора Черкасов Г.В. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении, не возражал против установления срока для исполнения до 31.12.2023.
Представитель ответчика МБОУ Черкесская СОШ в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом. Директор МБОУ Черкесская СОШ Кравцова Е.И. согласно заявления исковые требования признает. (л.д.27-28).
Представитель ответчика администрации Орловского района Ростовской области в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом. Из представленных в суд пояснений представителя Сериковой О.В., действующей на основании доверенности от 11.01.2022, просит учесть, что на момент подачи искового заявления в срок устранения выявленных нарушений, установленный Паспортом безопасности МБОУ Черкесской СОШ, не истек.
Представитель 3-его лица - Управления образования администрации Орловского района Ростовской области в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом. Начальник Управления образования Орловского района Пустоварова С.В., согласно представленного суду заявления, не возражает против удовлетворения исковых требований, просит установить срок исполнения исковых требований до 31.12.2023. (л.д.24-25).
Суд рассматривает дело в порядке ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ч.1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности людей и антитеррористической защищённости потенциальных объектов террористических посягательств, что закреплено п.п. «д» п.11 Концепции противодействия терроризму в РФ, утверждённой Президентом Российской Федерации 05.10.2009.
В соответствии с п.4 ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 №35-Ф3 «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п.2 ч.6 ст.28, пп.8 и 9 ч.1 ст.41 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в обязанности образовательной организации входит решение вопросов, связанных с обеспечением безопасности и здоровья обучающихся, на территории образовательной организации.
Указом Президента РФ от 15.05.2018 №215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерству просвещения РФ переданы функции по нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся. Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 г. №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищённости объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)« утверждены требования к антитеррористической защищённости объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования №1006).
В силу п.5 Требований №1006 ответственность за обеспечение антитеррористической защищённости объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Из материалов дела следует, что прокуратурой Орловского района Ростовской области во исполнение указания прокурора Ростовской области от 21.08.2018 № «О проведении проверки исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности обучающихся и воспитанников в детских учреждениях» проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение комплексной безопасности детей в МБОУ Черкесская СОШ. В ходе проверки прокуратурой района директору МБОУ Черкесская СОШ 17.08.2022 внесено представление об устранении нарушений законодательства об антитеррористической безопасности объектов образования.
Установлено, что образовательное учреждение МБОУ Черкесская СОШ отнесена к четвертой категории опасности, однако на протяжении длительного времени и до настоящего времени в Черкесской СОШ не обеспечены безопасные условия обучения путем оснащения объекта (территорий) охранной сигнализации.
Уставом МБОУ Черкесской СОШ установлено, что учредителем и распределителем финансовых средств образовательного учреждения является Администрация Орловского района.
До настоящего времени нарушения, указанные в представлении 17.08.2022, не устранены, что послужило основанием для обращения прокурора в суд с настоящим иском в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц об обязании ответчика совершить определенные действия.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Частью 7 ст.28 указанного Федерального закона установлено, что Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно п.3 ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности, учреждения образования.
В силу п.42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
При этом действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.
В силу ст.1 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Обеспечение системой охранной сигнализации здания школы является одним из видов комплекса мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности в общеобразовательном учреждении.
В силу пункта 6.48 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Согласно подпунктам «а,в» п.17 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.09.2019 № 1006 антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
В соответствии с подпунктом «г» п.18 Требований воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
В силу подпунктов «в,д» п.20 Требований пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством организации санкционированного допуска на объекты (территории) посетителей и автотранспортных средств, исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств на объектах (территориях или в непосредственной близости от них.
В соответствии с п.24 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия:… оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии;..
Представителем ответчика в материалы дела представлен паспорт безопасности МБОУ Черкесская СОШ, утвержденный и согласованный 27.07.2022 с руководителем территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, руководителем территориального органа безопасности или уполномоченного им лицо, начальником ФГКУ «УВО ВНГ России по Ростовской области», начальником Управления образования Орловского района.
Из представленного акта обследования и категорирования объекта (территории) МБОУ Черкесская СОШ следует, что на территории СОШ расположены: здание школы (двухэтажное), здание котельной (одноэтажное). На территории школы имеются системы видеонаблюдения (4 шт.). Рекомендовано: оборудование объекта (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц в срок ноябрь 2023 года, оборудование объекта резервным источником электропитания, срок ноябрь 2023.
Вместе с тем, согласно п.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Согласно разъяснений, содержащихся в п.27 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (п.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Учитывая положения подп. «е» п.11 постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий», положения паспорта безопасности объекта, утвержденному 27.07.2022, мероприятия, направленные на устранение нарушений Требований антитеррористической защищенности объектов (территорий) МБОУ Черкесская СОШ и объектов (территорий), установленных Актом, принимая во внимание, что срок осуществления указанных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта на момент вынесения решения суда не наступил, суд приходит к выводу о возложении на Администрацию Орловского района Ростовской области в срок до 31.12.2023, предусмотреть и обеспечить финансирование (софинансирование) мероприятий по устранению нарушений требований законодательства об образовании и об антитеррористической безопасности, а МБОУ Черкесская СОШ обязана со дня поступления финансирования (софинансирования) из Администрации Орловского района Ростовской области, но не позднее 31.12.2023, осуществить указанные мероприятия.
Руководствуясь вышеуказанными нормами права, суд считает требование прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно п.2 ст.333.20 Налогового кодекса Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату.
С учетом финансового положения ответчика, являющегося муниципальным образовательным учреждением, суд считает возможным освободить его от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление и.о. прокурора Орловского района Ростовской области Архиповой И.А. удовлетворить полностью.
Обязать Администрацию Орловского района Ростовской области в срок до 31.12.2023 года предусмотреть и обеспечить финансирование (софинансирование) мероприятий по устранению нарушений требований законодательства об образовании и антитеррористической безопасности в муниципальном бюджетном образовательном учреждении Черкесская средняя общеобразовательная школа Орловского района, а именно:
- оснастить объект системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения.
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение Черкесскую среднюю общеобразовательную школу в срок до 31.12.2023 осуществить мероприятия по устранению нарушений требований законодательства об образовании и антитеррористической безопасности, а именно:
- оснастить объект системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Орловский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме изготовлено 15.12.2022.