Уникальный идентификатор дела
№ 92RS0002-01-2022-000007-96
Производство № 2а-1156/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 марта 2022 года | город Севастополь |
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего – судьи Котешко Л.Л.
при секретаре судебного заседания – Петрушечкиной Е.А.
с участием представителя административного истца Немец Е.Н. –Соколовой В.С., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению Немец Евгении Николаевны к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и земельных участков, находящихся в государственной собственности г. Севастополь и земельного участка, находящегося в частной собственности»,
УСТАНОВИЛ:
Немец Е.Н. обратилась в суд с административным иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в котором просит суд:
- признать незаконными действия Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя по отказу Немец Евгении Николаевне в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории с условным номером земельного участка № (кадастровый номер земельного участка №), местоположение: РФ, г. Севастополь, <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., номер кадастрового квартала: №, и, как следствие, также признать незаконным отказ Департамента в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь и земельного участка, находящегося в частной собственности» (№ ГУ-исх- 9590/21 от 04 октября 2021 года).
- обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (299011, г. Севастополь, ул. Советская, д. 9) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возложения на Департамент обязанности рассмотреть в установленном законом порядке заявление истца об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: РФ, г. Севастополь, <данные изъяты>, кадастровый номер №, площадью <данные изъяты> кв.м.
Требования мотивированы тем, что административный истец, является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения садоводства, для ведения гражданами садоводства и огородничества, расположенного по адресу: РФ, г. Севастополь, <данные изъяты>. 01 июля 2021 года административный истец обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (через МФЦ) за оказанием услуги по перераспределению земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, и земельных участков, находящихся в частной собственности, расположенного п адресу: г. Севастополь, СТ «Кальмар», путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Однако, письмом от 04 октября 2021 года № ГУ-исх.-9590/21, полученным административным истцом 19 октября 2021 года, административный ответчик сообщил о принятом им на основании п.п.9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ решении об отказе в предоставлении государственной услуги, а именно об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков на том основании, что при рассмотрении представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории было выявлено, что на перераспределяемой части возможно формирование самостоятельного земельного участка без нарушения требований, предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ. Данный отказ административный истец считает незаконным, как не основанным на нормах действующего законодательства РФ и обстоятельствах дела, в связи с чем обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Административный истец в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщил, обеспечил участие своего представителя Соколовой В.С., которая требования административного иска поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик явку своего представителя не обеспечил, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщил.
С учетом положений ч. 6 ст. 226 КАС РФ и принимая во внимание мнение представителя административного истца, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, выслушав представителя административного истца, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для дела установлены и какие не установлены, определив характер правоотношений сторон, какой закон должен быть применен, находит исковые требования подлежащими удовлетворению в силу нижеследующего.
Нормой п. 1 ст. 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено данным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Таким образом, для признания оспариваемого решения незаконным необходима одновременная совокупность следующих условий: несоответствие оспариваемого решения требованиям закона и нарушение оспариваемым решением прав и свобод административного истца.
Судом в ходе рассмотрения административного дела установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
Административный истец является собственником земельного участка кадастровый номер №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: РФ, г.Севастополь, <адрес> что подтверждается Выпиской из единого государственного реестра недвижимости от 29 декабря 2020 года.
Административным истцом была подготовлена схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории общей площадью 923 кв.м. с указанием его системы координат, после чего 01 июля 2021 года Немец Е.Н. в лице представителя Соколовой Веры Сергеевны, действующей в интересах указанного лица на основании нотариально удостоверенной доверенности от 15 мая 2020 года, зарегистрированной в реестре нотариуса города Севастополя ФИО3 за №, обратилась через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Севастополе в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя за предоставлением государственной и муниципальной услуги: «Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, и земельных участков, находящихся в частной собственности», в котором просила утвердить схему перераспределения земельного участка, находящегося в собственности заявителя, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: РФ, г. Севастополь, <адрес>», площадью <данные изъяты> кв.м. в соответствии с п.п. 3 п.1 ст. 39.28 ЗК РФ, допускающей перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Согласно расписке в получении документов на предоставление государственной и муниципальной услуги, заявителем были представлены следующие документы: доверенность; заявление о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, и земельных участков, находящихся в частной собственности; паспорт гражданина РФ; выписка из ЕГРН; схема. Дата окончания срока предоставления услуги была определена 27 июля 2021 года.
19 октября 2021 года представитель заявителя Соколова В.С. получила сообщение о том, что Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, руководствуясь нормой п.п. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, принял решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, так как при рассмотрении представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории было выявлено, что на перераспределяемой части возможно формирование самостоятельного земельного участка без нарушений требований, предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ (№ ГУ-исх-9590/21 от 04 октября 2021 года).
Согласно норме п. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В силу п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 ст. 11.2 ЗК РФ установлено, что земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно п. 3 ст. 11.7 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
В случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков (п.8 ст. 11.10 ЗК РФ).
Из п. 13 ст. 11.10 ЗК РФ усматривается, что схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 16 ст. 11.10 Земельного Кодекса РФ, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п. 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, определены статье 39.28 ЗК РФ.
В соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ допускается перераспределение земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Таким образом, в силу положений указанного пункта допускается увеличение площади земельного участка, находящегося в собственности гражданина, предоставленного для ведения огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при отсутствии предусмотренных п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ оснований для отказа в заключении о перераспределении и соблюдении иных установленных законодательством требований.
В соответствии со ст. 11.2 ЗК РФ перераспределение является способом образования земельных участков. Предоставление земельного участка, образуемого путем перераспределения земель и земельного участка, находящегося в частной собственности, не осуществляется, поскольку в соответствии с соглашением о перераспределении земельных участков на образованный земельный участок возникает право собственности лица, владеющего исходным земельным участком.
Подпунктом 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ предусмотрено, что одним из оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков является случай, когда образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст. 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 ст.39.28 настоящего Кодекса.
Как следует из п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно Генеральному плану развития города Севастополя, утвержденному решением Севастопольского городского совета № 4114 от 13 декабря 2004 года, испрашиваемый земельный участок расположен территориально в проектируемой дачно-рекреационной зоне.
Правила землепользования и застройки на территории города Севастополя до настоящего времени не утверждены, в связи с чем предельные минимальные и максимальные размеры образуемых земельных участков установлены Постановлением Правительства Севастополя от 20 апреля 2017 года №317-ПП «Об утверждении Региональных нормативов градостроительного проектирования города Севастополя», которым предельным минимальным размером земельного участка с видом разрешенного использования садовый участок определена площадь – 400 кв.м., максимальным размером таких земельных участков установлен размер – 1000 кв.м.
Из представленной в материалы дела административным истцом Немец Е.Н. схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории и заявления об утверждении схемы земельного участка следует, что испрашиваемое использование земельного участка - соответствует основному виду разрешенного использования - ведение садоводства, наличие ограничений по красным линиям - нет, обременения - не зарегистрированы, общая площадь образуемого земельного участка составит 923 кв.м., т.е. в пределах допустимых минимальных и максимальных размеров.
Из предоставленной в материалы дела информации Департамента архитектуры и градостроительства г. Севастополя следует, что испрашиваемый вид разрешенного использования перераспределяемой части земельного участка соответствует действующей градостроительной документации, замечаний к границам земельного участка не выявлено.
Судом принимается также во внимание то обстоятельство, что Департаментом по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя в обжалуемом отказе, а также суду в ходе рассмотрения настоящего спора, не предоставлены какие-либо сведения, что из испрашиваемого Немец Е.Н. земельного участка возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушений требований, предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ.
Конституционный суд Российской Федерации в определении от 27 июня 2017 года № 1266-0 от 27 июля 2017 года указал, что Земельный кодекс Российской Федерации, будучи кодифицированным правовым актом в сфере земельных отношений, предусматривает в ст. 39 в качестве основного способа приватизации земли торги, которые проводятся на конкурсной основе, обеспечивающей справедливое и открытое распределение объектов публичной собственности (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 сентября 2012 года № 1584-0, от 17 июля 2014 года № 1685-0, от 19 июля 2016 года № 1549-0 и от 24 ноября 2016 года № 2465-0). С учетом специфики земельных отношений Земельный кодекс Российской Федерации также устанавливает иные способы приватизации, к которым относится перераспределение земель, находящихся в частной и публичной формах собственности (статья 39.28).
Оспариваемое законоположение ограничивает возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, т.е. земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке.
При этом возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в ст. 11.9 ЗК РФ, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки), отказ же в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должен быть обоснованным (п. 10 ст. 39.29 того же Кодекса).
Требования к образуемым и измененным земельным участкам установлены в статье 11.9 ЗК РФ.
В силу п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с законодательством в отношении земельных участков в зависимости от их целевого назначения и разрешенного использования устанавливаются их предельные минимальные и максимальные размеры.
Пункт 1 ст. 11.9 ЗК РФ предусматривает, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Как следует из п.п. 4 - 6 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости (п. 4); не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием (п. 5); образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 6); не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов (п. 7).
Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.
В силу п. 12 ст. 85 ЗК РФ не подлежат приватизации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон.
Аналогичные положения закреплены в п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря
2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Из схемы земельного участка и Генерального плана развития города Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского совета № 4114 от 13 декабря 2004 года, устанавливающего территориальное (градостроительное) зонирование территорий, усматривается, что перераспределяемые земли, государственная собственность на которые не разграничены, расположены в зоне садоводства.
Следовательно, минимальный размер земельного участка, который может быть образован с данным видом разрешенного использования, составляет 400 кв.м., площадь же испрашиваемого Немец Е.Н. земельного участка составляет 157 кв.м. Таким образом, за счет испрашиваемого к перераспределению земельного участка площадью 157 кв.м. не может быть образован самостоятельный земельный участок с видом разрешенного использования садоводство, так как его размер будет составлять меньше предельного минимального размера, установленного указанным выше Постановлением Правительства Севастополя № 317-ПП, что влечет нарушение требования нормы п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ и свидетельствует о необоснованности оспариваемого в настоящем деле отказа Департамента по имущественным и земельным отношения г. Севастополя применительно к положениям п.п. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.
Также, согласно ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ (ред. от 22 декабря 2020 года) «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» садовый земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.
В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ, п. 1 и п.п. 5.26 (7.19) п. 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года № П/0412 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, согласно которому видами разрешенного использования земельного участка - ведение садоводства является: осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей для собственных нужд.
Положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предельный (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка: иные показатели. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные выше размеры и параметры, их сочетания (ст. 38 ГрК РФ).
Согласно СП 53.13330.2019. Свод правил. Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения)" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 14 октября 2019 года № 618/пр), пункт 6.6 установлено, что расстояние от садового или жилого дома должно устанавливаться в проекте планировки территории с учетом местных условий: до красной линии улиц - не менее 5 м; до красной линии проездов - не менее 3 м. Расстояния от хозяйственных построек до красных линий улиц и проездов должны быть не менее 5 м.
Пунктом 6.7 установлено, что минимальные расстояния до границы соседнего участка должны быть: - от садового (или жилого) дома - 3 м.; - отдельно стоящей хозяйственной постройки [или части садового (жилого) дома] с помещениями для содержания скота и птицы - 4м.
Испрашиваемый земельный участок расположен в проектируемой дачно-рекреационной зоне вдоль <адрес> г. Севастополя.
Зона, в пределах которой, по мнению административного ответчика, возможно образование земельных участков, представляет собой на местности вытянутый прямоугольник шириной от 9,56 м. до 11,03 м. Границы, в пределах которых разрешается строительство в параметрах, описанных вышеуказанными нормами, описываются прямоугольником шириной от 1,58 м. до 3,02 м. Рассчитанные характеристики данной зоны позволяют сделать вывод, что за счет нее невозможно сформировать земельные участки, позволяющие возвести на них какие-либо указанные выше строения с соблюдением требований СП 53.13330.2019 по отступу от границ земельного участка (со стороны дороги - 5 м, от противоположной границы участка - 3 м), а, следовательно, образованные из этой зоны земельные участки не могут быть использованы в соответствии с разрешенным использованием.
В связи с чем, выводы административного ответчика о возможности образования самостоятельного земельного участка на испрашиваемом административным истцом земельном участке без нарушения требований, предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ не подтверждены и не основаны на нормах действующего законодательства РФ и фактических обстоятельствах дела.
Приведенные доводы административного истца Немец Е.Н подтверждаются Сведениями информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД от 26 июня 2020 года № 2800/01-02-04-08/02/20); Выкипировкой из Генерального плана города Севастополя, красные линии улично-дорожной сети и территории общественного пользования в соответствии с документацией по планировке территории «Проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования»; Сведениями публичной кадастровой карты; Заключением кадастрового инженера.
Более того, административным ответчиком нарушен равный доступ к приобретению в собственность земельных участков из государственных или муниципальных земель.
Так, согласно публичной кадастровой карте, аналогичное перераспределение было произведено административным ответчиком в отношении находящегося рядом земельного участка с кадастровым номером: №.
В соответствии с нормами действующего законодательства РФ, в т.ч. п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане имеют равный доступ к приобретению в собственность земельных участков из государственных или муниципальных земель, в чем выражается единый правовой статус граждан, препятствующий проявлению в отношении них дискриминации при наделении их земельными участками. Отказ в их предоставлении в собственность граждан не допускается, если эти участки не изъяты из оборота, не зарезервированы для государственных или муниципальных нужд либо имеется запрет федерального закона на их приватизацию.
Таким образом, в данном случае отказ в предоставлении (перераспределении) земельного участка административному истцу применен необоснованно, что является нарушением его права на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность из муниципального и государственного фонда.
Суд приходит к выводу, что в ходе судебного разбирательства административным ответчиком суду не приведено достаточных доказательств, свидетельствующих о правомерности отказа в удовлетворении заявления ФИО2
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Под государственной услугой, как указано в статье 2 этого Закона, понимается услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), а именно деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
В силу ст. 5 этого же Закона, при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги и с единым стандартом в случае, предусмотренном частью 2 статьи 14 настоящего Федерального закона; получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.
Деятельность административного ответчика относится к сфере публичного права. В публичном праве органы власти имеют больше прав относительно иных лиц. Соответственно, такие лица должны соблюдать определенные гарантии, обеспечивающие соблюдение прав и законных интересов граждан. К указанным гарантиям относится требование ясности, четкости, определенности, конкретности, понятности, недвусмысленности актов органов власти.
При рассмотрении дел суд не вправе ограничиваться формальным установлением обстоятельств.
Вместе с тем, акт органа публичной власти подлежит оценке судом на предмет соответствия закону в том виде, в котором орган власти принял акт.
Судебный контроль не призван расширительно толковать акты органов публичной власти, которые обладают достаточной самостоятельностью, предоставленной им государством при осуществлении своих функций.
Оспариваемые решения административного ответчика не содержат разъяснений относительно того, каким конкретно критериям гражданин не соответствует и какие действия он должен совершить, в чем непосредственно выражается невозможность предоставления земельного участка заявителю.
Согласно норме п. 2 ст. 62 КАС РФ обязанности доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагаются на соответствующий орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтвердить факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В рассматриваемом случае административный ответчик не доказал законность принятого решения, по каким основаниям заявление Немец Е.Н. не подлежит удовлетворению. При этом административный истец факт нарушения своих прав доказал.
Из анализа п.п. 1 п. 2 ст. 227 КАС РФ следует что, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается в том числе решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
На основании полного и всестороннего исследования представленных сторонами доказательств суд приходит к выводу, что решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя по отказу Немец Евгении Николаевне в оказании услуги по перераспределению земельного участка с кадастровым номером №, местоположение: г. Севастополь, <адрес> площадь <данные изъяты> кв.м., номер кадастрового квартала: № нельзя признать правомерным, так как оно противоречит требованиям действующего законодательства РФ.
Учитывая изложенное, с целью соблюдения и восстановления прав административного истца суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца.
Принимая по делу решение, суд полагает, что достаточным способом защиты прав административного истца будет возложение на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обязанности повторно рассмотреть заявление Немец Е.Н.
Руководствуясь ст.ст. 175 – 179, 227 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Немец Евгении Николаевны к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о признании действий и решения незаконными, возложении обязанности рассмотреть заявление - удовлетворить.
Признать незаконными действия Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя по отказу Немец Евгении Николаевне в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории с условным номером земельного участка: № (кадастровый номер земельного участка: №), местоположение: г. Севастополь, Гагаринский <данные изъяты>, площадь <данные изъяты> кв.м., номер кадастрового квартала: №
Признать незаконным отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя в предоставлении Немец Евгении Николаевне государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь и земельного участка, находящегося в частной собственности» (№ ГУ-исх- 9590/21 от 04 октября 2021 года).
Возложить обязанность на Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя повторно рассмотреть заявление Немец Евгении Николаевны об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: г. Севастополь, <данные изъяты>, кадастровый номер №, площадью <данные изъяты> в.м.
Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя необходимо сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и Немец Евгении Николаевне в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Севастопольский городской суд через Гагаринский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 22.03.2022.
Председательствующий –