Судья – Матлина О.И..
Дело № 33 – 13811/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Змеевой Ю.А.,
судей Варовой Л.Н., Панковой Т.В., при секретаре Ощепковой В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 28 декабря 2015 года дело по апелляционной жалобе Министерства социального развития Пермского края на решение Березниковского городского суда Пермского края от 15 сентября 2015 года, которым постановлено:
«Признать незаконными действия Министерства социального развития Пермского края по исключению семьи Гагарина В.В. из числа участников долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы», в том числе, подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» на получение социальной выплаты в размере 35% расчетной (средней) стоимости жилья.
Обязать Министерство социального развития Пермского края включить семью Гагариных в очередь на получение социальной выплаты в размере 35% расчетной (средней) стоимости жилья в рамках долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы», в том числе, подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы».
Исковые требования к Управлению культуры и молодежной политики Администрации города Березники Пермского края, оставить без удовлетворения».
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Варовой Л.Н., объяснения представителя Министерства социального развития Пермского края Кучукбаевой М.А., действующей на основании доверенности, настаивавшей на доводах апелляционной жалобы, представителя истцов Матюхина И.В., действующего на основании доверенности, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гагарин В.В., Гагарина Н.Н., действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Г1., Г2., обратились с иском к Министерству социального развития Пермского края, Управлению культуры и молодежной политики администрации г. Березники о признании незаконными действий государственных органов.
Исковые требования мотивированы тем, что в соответствии с долгосрочной целевой программой «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае» на 2007-2010 годы» семья Гагариных признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена в очередь. 21.09.2009 г. семья Гагариных была
включена в сводный список молодых семей – участников программы под № 1177. 29.11.2012 г. семья Гагариных исключена из очереди на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в размере 30-35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья в связи с достижением одним из супругов возраста 36 лет. Полагают, что исключение их из Программы незаконно. Уточнив исковые требования, просят признать незаконными действия Министерства социального развития Пермского края по исключению семьи Гагариных из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», обязать Министерство социального развития Пермского края включить семью Гагариных в очередь на получение социальной выплаты подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», обязать Управление культуры и молодежной политики администрации г. Березники выдать свидетельство на получение социальной выплаты.
Судом постановлено приведенное выше решение.
С решением суда не согласен ответчик – Министерство социального развития Пермского края, в апелляционной жалобе просит его отменить, как постановленное с нарушением норм материального права. Доводы жалобы сводятся к позиции, изложенной при рассмотрении дела и письменном отзыве на иск. Дополнительно указано, что семья Гагариных была включена в сводный список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату, в список претендентов на получение социальной выплаты семья истца никогда включена не была. Кроме того, органом местного самоуправления право на получение социальной выплаты за семьей истцов не признавалось. В рамках реализации Программы организационные мероприятия на муниципальном уровне предусматривают выдачу молодым семьям в установленном порядке свидетельства на приобретение жилья, а также перечисление бюджетных средств. Представитель ответчика не согласен с выводом суда о том, что достижение одним из супругов 35 лет не является основанием для исключения из Программы.
В отсутствие возражений со стороны лиц, принимавших участие в деле, с учетом имеющихся в материалах дела сведений о надлежащем извещении истцов и ответчиков о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы по правилам ст. ст. 113 - 116 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции определил о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Рассмотрев материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам жалобы.
Согласно ч.2 ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 285 от 13.05.2006 г. утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
Данными Правилами устанавливался порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться, в том числе, на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (далее – социальные выплаты), в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. № 675.
Согласно п. 5 указанных Правил, участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил; наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Условия предоставления социальных выплат молодым семьям после 2010 года закреплены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1050, которым утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, включающая подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей».
Как следует из подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Задачами подпрограммы являются предоставление молодым семьям – участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.
В целях названных выше Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7 Правил).
Согласно пункту 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (подпункт «а»); молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил (подпункт «б»); наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (подпункт «в»).
Пункт 20 Правил предусматривает, что орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее по тексту – орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 22 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список), по форме, утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации.
После определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 23 Правил).
Из материалов дела установлено, что Гагарин В.В. и Гагарина Н.Н. состоят в зарегистрированном браке (л.д 41), от брака имеют двоих детей. Члены семьи истцов зарегистрированы и постоянно проживают по адресу: **** (л.д. 48). Согласно уведомлению Отдела по делам молодежи администрации г. Березники от 21.12.2009 г. семья истцов включена в сводный список молодых семей для участия в Программе «Жилище» на 2002-2010 годы» под номером 1177 (л.д. 7). 29.11.2015 г. в связи с достижением Гагариной Н.Н. возраста 36 лет, семья истцов исключена из очереди на приобретение (строительство) жилья в размере 30-35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья (л.д. 8, 9).
Учитывая вышеприведенные нормы права, а также принимая во внимание, что на момент формирования в 2009 году списка молодых семей для участия в Программе семья истцов в полной мере соответствовала установленным законодателем критериям молодой семьи, вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований следует признать правильным. В данном случае, исходя из системного толкования норм закона, судебная коллегия считает, что Правила не регулируют порядок исключения молодой семьи из числа участников подпрограммы, поскольку предусматривают требования, предъявляемые к лицам, претендующим на участие в ней. В связи с изложенным, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что на момент принятия органом местного самоуправления решения о включении семьи Гагариных В.В., Н.Н. в сводный список молодых семей для участия в Программе, истцы, изъявившие желание получить социальную выплату, соответствовали требованиям, предъявляемым к молодым семьям в рамках признания их нуждающимися в получении социальной выплаты, но с момента включения в соответствующий список участников меры социальной поддержки в установленном законодателем размере не получили. Поскольку необеспеченность Гагариных В.В., Н.Н. социальной выплатой в установленном законодателем размере не зависела от их действий, само по себе достижение Гагариной Н.Н. возраста 36 лет не является правовым основанием для исключения семьи из числа
участников долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы», в том числе, подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» на получение социальной выплаты в размере 35% расчетной (средней) стоимости жилья. Исключение семьи истцов из очереди на приобретение (строительство) жилья в размере 30-35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья ущемляет права Гагариных В.В., Н.Н. на получение социальной выплаты, нарушает конституционные принципы равенства всех перед законом и возможности реализации гарантированных государством прав, поскольку на момент принятия решения о включении молодой семьи на участие в подпрограмме семья истцов отвечала предъявляемым требованиям для включения их в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты.
Следует отметить, что Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 гг. идентична подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 гг. и базируется на принципах преемственности этой подпрограммы. Следовательно, лица, участвовавшие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, в том случае, если они не получили соответствующую социальную выплату, в соответствии со смыслам и целями подпрограммы, принципу преемственности, становятся участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы.
Поскольку государство, включая молодую семью в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него, что неоднократно подтверждалось в Постановлениях Конституционного Суда РФ (Постановления от 1 декабря 1997 года № 18-П, от 19 июня 2002 года № 11-П, от 23 апреля 2004 года № 8-П, Определения от 4 декабря 2003 года № 415-0, от 15 февраля 2005 года № 17-0, от 27 декабря 2005 года № 502-0).
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку не опровергают правильных выводов суда первой инстанции, основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на иную оценку выводов суда и правового значения не имеют.
Доводы апелляционной жалобы о том, что семья Гагариных не включалась в список претендентов на получение социальной выплаты, право на получение социальной выплаты за семьей истцов не признавалось, являются несостоятельными. Указанная позиция ответчика объективно опровергается последовательным действиями органа местного самоуправления, решениями которого истцы были включены в сводный список молодых семей для участия в Программе «Жилище» на 2002-2010 годы», а также – в очередь на приобретение (строительство) жилья в размере 30-35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, из которой они в 2015 году были исключены.
Иных доводов, могущих повлечь в соответствии с требованиями процессуального закона (статья 330 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации) отмену либо изменение обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
В части отказа в удовлетворении исковых требований, предъявленных Управлению культуры и молодежной политики Администрации города Березники Пермского края, решение сторонами не обжалуется и его законность коллегия не проверяет.
Руководствуясь, ст. 199, ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Березниковского городского суда Пермского края от 15 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Пермского края – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи