Судья Ашев М.М. № 33а-2004(2а-200/21) 2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Майкоп 21.09.2021
Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего – Мейстер В.М.
судей - Тхагапсовой Е.А. и Тачахова Р.З.,
при секретаре судебного заседания – Ордоковой Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО16 на решение Гиагинского районного суда Республики Адыгея от 15.06.2021 по административному делу по административному исковому заявлению ФИО16 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, государственному регистратору муниципального отдела по Красногвардейскому и Гиагинскому районам Управления Россреестра по Республике Адыгея Гишева Ф.С. о признании действий незаконными.
Заслушав доклад судьи Мейстер В.М., объяснения ФИО16 и его представителей ФИО5 и ФИО6, поддержавших доводы жалобы об отмене решения суда и принятии нового – об удовлетворении заявленного иска, возражения представителя административного ответчика Управления Росреестра по Республике Адыгея Нажевой С.Р., государственного регистратора муниципального отдела по Красногвардейскому и Гиагинскому районам Управления Росреестра по Республике Адыгея Гишевой Ф.С.о законности решения суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО16 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным действий по исключению из ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 01:01:3201000:95.
В обоснование административного иска истец указал, что является участником общей долевой собственности земельного участка площадью 360000 кв.м. с кадастровым номером 01:01:3201000:95. Участок был поставлен на кадастровый учет 13.12.2005 с данными о координатах границ его характерных точек, которые были внесены в ЕГРН по результатам проведения межевых работ.
Решением Гиагинского районного суда от 29.09.2016 (вступило в законную силу 21.07.2017) отменены результаты межевания указанного земельного участка по причине выявления наложения границ на смежный земельный участок; при этом новые границы земельного участка установлены не были. Сведения о координатах характерных точек границ земельного участка были исключены из ЕГРН 23.10.2017, однако о возможности оспаривания действий регистратора, в порядке ст. 218 КАС РФ, ему стало известно лишь 12.03.2020.
Просил суд признать незаконными действия Государственного регистратора Гиагинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, выразившиеся в исключении из ЕГРН 23.10.2017 сведений о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером №
Суд принял изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе на решение ФИО16 просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении административного иска. Полагает, что у административного ответчика отсутствовали основания для аннулирования сведений о границах, поскольку судебное решение, на основании, которого, якобы произведено аннулирование сведений, на исполнение в Управление Росреестра не направлялось, резолютивная часть решения не содержит указание на проведение данного действия. Государственный регистратор межмуниципального отдела по Красногвардейскому и Гиагинскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея – Гишева Ф.С. действовала в нарушение требований федерального законодательства. О незаконности действий регистратора узнал лишь после 12.03.2021.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца ФИО16 по доверенности – ФИО5, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея по доверенности –Нажевой С.Р., государственного регистратора муниципального отдела по Красногвардейскому и Гиагинскому районам Управления Росреестра по Республике Адыгея Гишеву Ф.С., полагавших, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно положений ч. 1, ч.8 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В соответствии с частями 8 и 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела в порядке главы 22 КАС РФ суд выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 данной статьи, в полном объеме, в том числе как соблюдение истцом сроков обращения в суд, так и нарушение его прав, свобод и законных интересов, соответствие оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, наличие полномочий и оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) и соблюдение порядка принятия такого решения, совершения действия (бездействия) (абзац 12 пункта 42 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 – 2020 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020).
Одним из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9КАС РФ.
Суд, исследовав материалы дела, пришел к выводу о том, что административный истец не позднее 30.08.2019 узнал о совершении оспариваемых действий, совершенных 23.10.2017 в отношении земельного участка с кадастровым номером № и в отсутствие уважительных причин пропуска срока не обратился с соответствующим административным иском в трехмесячный срок в суд.
Поскольку пропуск срока на обращение в суд сам по себе не может быть признан достаточным и веским основанием для принятия судом решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований без проверки законности оспариваемых административным истцом решений, судом проанализированы действия административных ответчиков по действиям, направленным на исключение из ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ спорного земельного участка.
Довод апелляционной жалобы о том, что о нарушенном праве от действий государственного регистратора, выразившихся в исключении из ЕГРН 23.10.2017 сведений о координатах и характерных точек границ спорного земельного участка административному истцу стало известно из ответа заместителя начальника Управления методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и кадастрового учета Росреестра от 12.03.2020 является несостоятельным, поскольку предметом административного спора являются совершенные действия, а не их оценка иными лицами.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства дела по существу административного спора и сделан вывод о необоснованности заявленного требования.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции. Так, судом установлено, что решением Гиагинского районного суда Республики Адыгея от 29.09.2016, и дополнительным решением от 18.05.2017, исковое заявление АМО «Гиагинское сельское поселение» к ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 об отмене результатов межевания земельного участка с кадастровым номером № удовлетворено. Отменены результаты межевания земельного участка с кадастровым номером 01:01:3201000:95.<адрес> земельного участка с кадастровым номером 01:01:3201000:95 равной 33,22 га.
Указанным решением установлено, что при формировании в 2005 году землеустроительного дела земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в <адрес> (в границах бывшего АОЗТ «Гончарка», отд.1, поле № 1-к, часть1), категория земель - «земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - «для производства сельскохозяйственной продукции», общей площадью в 360000 кв.м. установление границ земельного участка производилось без выезда на местность, а также в отсутствие совладельцев смежного земельного участка с кадастровым номером №, ввиду чего фактическая площадь участка не соответствовала юридической и имело место наложение границ.
Дополнительным решением от 18.05.2017 установлено, что площадь земельного участка составляет не 36 га, а - 33,22 га.
Суд первой инстанции при разрешении административного спора, с учетом указанных обстоятельств, сделал верный вывод о том, что решение суда от 29.09.2016, которым были отменены результаты межевания земельного участка с кадастровым номером № явился основанием для исключения сведений о границах такого участка в ЕГРН.
В силу п. 7 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
При этом, границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (ч. 2 ст. 8 Закона о государственной регистрации).
Местоположение границ земельного участка в силу ч. 8 ст. 22 Закона с государственной регистрации устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Довод жалобы административного истца о том, что копия решения для исполнения судом не направлялась административному ответчику, ввиду чего у регистратора не имелось оснований производить какие-либо регистрационные действия, не может свидетельствовать о незаконности действий регистратора.
В соответствии с положением части 1 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» орган регистрации прав в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, вносит соответствующие сведения в ЕГРН в соответствии с порядком ведения ЕГРН, за исключением установленных частью 2 статьи 34 Закона № 218-ФЗ случаев.
Учитывая, что судебным решением межевание земельного участка было признано недействительным, площадь земельного участка уточнена и определена в 33,22 га вместо 36.00 га то, следовательно, определение координат характерных точек границ земельного участка, не соответствует требованиям закона, а сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером № подлежали исключению из ЕГРН Управлением Росреестра по Республике Адыгея.
Таким образом, решение суда явилось основанием к проведению регистратором соответствующих действий.
Из текста решения от 29.09.2016 следует, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея участвовало в рассмотрении спора в качестве 3-го лица. Копия решения от 29.09.2016, копия дополнительного решения от 18.05.2017, копия апелляционного определения от 21.07.2017 подлежали направлению третьему лицу после вступления решения суда в законную силу.
Судом также сделан верный вывод о том, что аннулирование указанных сведений из ЕГРН в данном случае не повлекло за собой прекращение прав административного истца на земельный участок с кадастровым номером 01:01:3201000:95, поскольку указанный земельный участок не был снят с кадастрового учета, а фактически приобрел статус участка, границы которого не установлены в соответствии с требованиями законодательства.
При таких данных, судебная коллегия не может принять во внимание доводы административного истца об ошибочности выводов суда об отсутствии оснований к удовлетворению административного иска.
Оснований к признанию незаконным действия государственного регистратора по исключению из ЕГРН сведений о координатах и характерных точек границ земельного участка площадью 36 га., кадастровый № № и обязании его восстановить в ЕГРН указанные сведения, не имеется, поскольку решением суда от 29.09.2016 отменены результаты межевания спорного земельного участка, а дополнительным решением от ДД.ММ.ГГГГ определено, что площадь данного участка составляет 33.22 га.
Доводов, влекущих безусловную отмену решения суда, в апелляционной жалобе заявителя не приводится; такие основания, предусмотренные статьей 310 КАС РФ, по материалам административного дела также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 308 - 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Гиагинского районного суда Республики Адыгея от 15.06.2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца– без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в шестимесячный срок в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции (город Краснодар, ул. Морская, 3).
Председательствующий В.М. Мейстер
Судьи Р.З. Тачахов
Е.А. Тхагапсова