Решение по делу № 2а-3949/2021 от 31.05.2021

Дело а-3949/2021 КОПИЯ

УИД 42RS0-73

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 03 августа 2021 г.

Центральный районный суд <адрес>

в составе председательствующего судьи Константиновой Т.М.,

при секретаре Артеменко Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Пушкарева В. Н. к ООО «<данные изъяты>», Администрации <адрес>, Комитету охраны окружающей среды и природных ресурсов администрации <адрес> о признании незаконным бездействия при проведении общественных обсуждений, признании протоколов общественных обсуждений недействительными,

УСТАНОВИЛ:

Пушкарев В.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к ООО «<данные изъяты>» о признании незаконным бездействия при проведении общественных обсуждений, признании протоколов общественных обсуждений недействительными, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ административным истцом было получено письмо ООО «<данные изъяты>» с информацией о результатах слушаний по проектам – «Сухая газоочистка ферросплавных печей , 12, 13, 15 объекта государственной экологической экспертизы проектной документации АО «КФ», включая материалы оценки воздействия на окружающую среду и «Газоочистки ферросплавной печи объекта государственной экологической экспертизы проектной документации АО «КФ», включая материалы проверки на окружающую среду. Данные публичные слушания прошли ДД.ММ.ГГГГ в здании администрации <адрес>. Административным истцом были поданы письменные замечания (предложения) в отношении предложенных для ознакомления гражданам проектных документаций. Поскольку на проведении публичных слушаний административный истец не участвовал, направил по электронной почте в ООО «<данные изъяты>» обращение о получении результатов и протоколов публичных слушаний. В ответ на обращение на электронную почту истца были высланы протоколы, в которых не обнаружил свои замечания. Для получения разъяснений о причинах такого действия, обратился к директору ООО «<данные изъяты>» и получил письмо, в котором сообщалось, что замечания, оставленные в журналах, не оглашались и не обсуждались. Считает, что данными действиями административного ответчика были нарушены права, свободы и законные интересы истца. Просит признать бездействие административного ответчика при проведении общественных обсуждений по не оглашению на публичных слушаниях письменных замечаний (предложений), поданных административным истцом, незаконным, и признании протоколов общественных обсуждений в связи с вышеуказанным недействительными.

При рассмотрении дела к участию в нем были привлечены административные ответчики <адрес>, Администрация <адрес>, Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов администрации <адрес>, а также в качестве заинтересованного лица ОАО «Кузнецкие Ферросплавы», о чем вынесены соответствующие определения.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ требования административного истца Пушкарева В.Н. о взыскании компенсации морального вреда выделены в отдельное производство и переданы на рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства.

Административный истец Пушкарев В.Н. в судебном заседании заявленные административные требования поддержал в полном объеме, пояснил, что на публичных слушаниях не присутствовал по уважительной причине, т.к. ошибся во времени их проведения. На публичных слушаниях его замечания не были оглашены, и не была внесена его фамилия при составлении протоколов, кроме того, указанные протоколы не были предоставлены ему на подпись. Протоколы слушаний направляются со всеми материалами на государственную экологическую экспертизу, но так как в протоколе отсутствует упоминание о его замечаниях, полагает, что государственная экологическая экспертиза не будет принимать их во внимание, в силу чего считает протоколы ненадлежащим образом оформленными, а потому должны быть признаны недействительными, а бездействие ООО «<данные изъяты>» по не оглашению на публичных слушаниях его замечаний незаконным.

Представитель административного ответчика ООО «<данные изъяты>» Митяшин М.О., действующий на основании доверенности, представивший копию диплома о высшем юридическом образовании, в судебном заседании административные исковые требования не признал, считая их основанными на неверном толковании норм права. Считает ненадлежащим ответчиком ООО «<данные изъяты>», поскольку последнее не наделено какими-либо публичными полномочиями в части организации процедуры общественных обсуждений, в том числе общественных слушаний, организатором общественных обсуждений не являлось. Порядок составления протокола общественных обсуждений (в форме слушаний) урегулирован п.4.9 Положения об ОВОС , протоколы составлены в полном соответствии с данными требованиями, с отражением в нем всех вопросов, которые должны быть отражены. Замечания административного истца в составе материалов общественных обсуждений направлены на экспертизу. Просил в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.

Представитель административных ответчиков администрации <адрес>, Комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов администрации <адрес> Косарева Ж.В., действующая на основании доверенности, представившая копию диплома о высшем юридическом образовании, в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что порядок общественных слушаний не нарушен, на общественных слушаниях озвучены предложения и замечания к материалам общественных обсуждений, поданных до их проведения, предложения и замечания административного истца учтены при оформлении итогового документа (протокола). Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов ОВОС на основании п.4.9 Положения ОВОС. Замечания и предложения административного истца от ДД.ММ.ГГГГ, поданные после проведения общественных слушаний ДД.ММ.ГГГГ на них не рассматривались и не оглашались, но также были учтены при подготовке материалов ОВОС, которые направляются на экологическую экспертизу. Полагает, что ограничений права административного истца на участие в общественном обсуждении, на представление предложений и замечаний по проекту ОВОС не установлено.

Административный ответчик администрация <адрес> о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, причину неявки не сообщил.

Представитель заинтересованного лица АО «Кузнецкие ферросплавы» о месте и времени рассмотрения дела извещен, в суд направил ходатайство о рассмотрении дела в сое отсутствие.

Выслушав объяснения явившихся сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч.2 ст.227 КАС РФ суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. В ином случае суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Так, в соответствии с п.1 ст.24 Федерального закона "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" под общественным обсуждением понимается используемое в целях общественного контроля публичное обсуждение общественно значимых вопросов, а также проектов решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, с обязательным участием в таком обсуждении уполномоченных лиц указанных органов и организаций, представителей граждан и общественных объединений, интересы которых затрагиваются соответствующим решением.

Общественное обсуждение проводится с привлечением к участию в нем представителей различных профессиональных и социальных групп, в том числе лиц, права и законные интересы которых затрагивает или может затронуть решение, проект которого выносится на общественное обсуждение. Общественное обсуждение проводится публично и открыто. Участники общественного обсуждения вправе свободно выражать свое мнение и вносить предложения по вопросам, вынесенным на общественное обсуждение.

Порядок проведения общественного обсуждения устанавливается его организатором в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. Организатор общественного обсуждения в соответствии с настоящим Федеральным законом заблаговременно обнародует информацию о вопросе, выносимом на общественное обсуждение, сроке, порядке его проведения и определения его результатов. При этом организатор обеспечивает всем участникам общественного обсуждения свободный доступ к имеющимся в его распоряжении материалам, касающимся вопроса, выносимого на общественное обсуждение (п.4 ст.24 названного Федерального закона).

По результатам общественного обсуждения подготавливается итоговый документ (протокол), который направляется на рассмотрение в органы государственной власти или органы местного самоуправления и обнародуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (п.5 ст.24 Федерального закона "Об основах общественного контроля в Российской Федерации").

Ст.3 Федерального Закона N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» устанавливает, что экологическая экспертиза намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе, осуществляется на принципах гласности, участия общественных организаций (объединений) и учета общественного мнения.

Ст.28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", регламентирующей вопросы публичных слушаний, общественных обсуждений, также установлено, что для целей проведения указанных мероприятий могут проводиться по инициативе главы муниципального образования или главы заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений (ч.4).

Пунктом 4.2. Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного Приказом Госкомэкологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 372, предусмотрено участие общественности в подготовке и обсуждении материалов оценки воздействия на окружающую среду, и установлено, что оно обеспечивается заказчиком и является неотъемлемой частью процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду, организуется органами местного самоуправления или соответствующими органами государственной власти при содействии заказчика и в соответствии с российским законодательством.

Из иных нормативных положений названного Положения следует, что оценка воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (далее - оценка воздействия на окружающую среду, ОВОС) - это процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий (абз.2 п.1.1 Положения).

К числу основных принципов оценки воздействия на окружающую среду относится обеспечение участия общественности в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, являющейся объектом экологической экспертизы как неотъемлемой части процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду (принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы).

Обеспечение участия общественности, в том числе информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее привлечение к процессу проведения оценки воздействия на окружающую среду, осуществляется заказчиком на всех этапах этого процесса, начиная с подготовки технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду.

Обсуждение общественностью объекта экспертизы, включая материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, организуется заказчиком совместно с органами местного самоуправления в соответствии с российским законодательством.

Порядок проведения общественных слушаний определяется органами местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя) и содействии заинтересованной общественности. Все решения по участию общественности оформляются документально. При этом заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола, в котором четко фиксируются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком. Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (п.4.9 Положения).

При этом, согласно п.13 Положения информирование общественности и других участников оценки воздействия на окружающую среду на этапе уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком. Информация в кратком виде публикуется в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня), в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы, а также на территории которых намечаемая хозяйственная и иная деятельность может оказать воздействие.

В публикации представляются сведения о названии, целях и месторасположении намечаемой деятельности; наименовании и адресе заказчика или его представителя; примерных сроках проведения оценки воздействия на окружающую среду; органе, ответственном за организацию общественного обсуждения; предполагаемой форме общественного обсуждения (опрос, слушания, референдум и т.п.), а также форме представления замечаний и предложений; сроках и месте доступности технического задания по оценке воздействия на окружающую среду; иной информации.

Дополнительное информирование участников процесса оценки воздействия на окружающую среду может осуществляться путем распространения информации по радио, на телевидении, в периодической печати, через Интернет и иными способами, обеспечивающими распространение информации.

Таким образом, из анализа приведенных положений законодательства следует, что организатор информирует в кратком виде через официальные издания об общих характеристиках намечаемой деятельности, ее названии, целях и месторасположении, наименовании и адресе заказчика; примерных сроках проведения оценки воздействия на окружающую среду; доводит до сведения об органе, ответственном за организацию общественного обсуждения, предполагаемой форме общественного обсуждения, разъясняет форму представления замечаний и предложений; сроках и месте доступности технического задания по оценке воздействия на окружающую среду; вся иная (детальная) информация предоставляется заказчиком; на последнем лежит обязанность по ее предоставлению, а также задача обеспечить проведение общественного обсуждения и участие в них общественности; на органы местного самоуправления или соответствующие органы государственной власти при организации общественного обсуждения по заявлению инициатора (заказчика) не возложены полномочия по истребованию от заказчика дополнительных документов, прилагаемых к заявлению, а также по оценке проекта на его достоверность и достаточность, по установлению каких-либо дополнительных обязанностей для инициатора общественного обсуждения.

В соответствии с п.4.5 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, заказчик (исполнитель) принимает и документирует замечания и предложения от общественности в течение 30 дней со дня опубликования информации в соответствии с пунктом 3.1.1. Данные замечания и предложения учитываются при составлении технического задания по оценке воздействия на окружающую среду и должны быть отражены в материалах по оценке воздействия на окружающую среду.

При рассмотрении дела судом было установлено, что между ООО «<данные изъяты>» (исполнитель) и АО «Кузнецкие ферросплавы» (заказчик) заключены договоры от ДД.ММ.ГГГГ по проведению оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) намечаемой деятельности АО «Кузнецкие ферросплавы» по проектной документации «АО «КФ». Сухая газоочистка ферросплавных печей , 12, 13, 15» и «АО «КФ». Газоочистка ферросплавной печи » соответственно, включая участие в организации и проведении процедуры общественных обсуждений, для целей государственной экологической экспертизы.

Порядок и место проведения общественных обсуждений, в том числе общественных слушаний, был определен администрацией <адрес> на основании писем Первого заместителя главы <адрес> Бедарева Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ. и от ДД.ММ.ГГГГ., а также письма Комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ.

Организатором общественного обсуждения являлся административный ответчик Администрация Новокузнецкого городского округа, заказчиком - «АО «КФ», разработчиком проекта (исполнителем - ООО «<данные изъяты>».

Информационное сообщение о месте и времени проведения общественных обсуждений было опубликовано в газете «Транспорт России» (1176) от 1-ДД.ММ.ГГГГ, в областной газете «Кузбасс» (26944) от ДД.ММ.ГГГГ, городской газете «Новокузнецк» (1106) от ДД.ММ.ГГГГ с указанием на то, что материалы общественных обсуждений объектов государственной экологической экспертизы доступны для ознакомления общественности с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ по адресам офиса ООО «ИнЭкА-консалтинг», Комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов администрации <адрес>, АО «Кузнецкие ферросплавы», предложения и замечания к материалам общественных обсуждений принимаются в указанный выше период в письменном виде, а также в устной форме по указанному телефону. Также обозначены время, место проведения общественных обсуждений (в форме слушаний», указано на то, что принятие от граждан и общественных организаций письменных замечаний и предложений в период до принятия решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности, документирование этих предложений в материалах по ОВОС обеспечивается в течение 30 дней после окончания общественных обсуждений (в форме слушаний), до ДД.ММ.ГГГГ.

Из представленных в материалы дела журналов записи предложений и замечаний к материалам общественных обсуждений по объектам экологической экспертизы следует, что Пушкаревым В.Н. были поданы 4 предложения (замечания) ДД.ММ.ГГГГ и 12 предложений (замечаний) - ДД.ММ.ГГГГ.

При этом суд к объяснениям административного истца Пушкарева В.Н. в судебном заседании о том, что все указанные им предложения (замечания) были принесены им до даты общественных обсуждений (в форме слушаний) суд относится критически, поскольку они голословны, объективно ничем не подтверждены, опровергаются собственноручными записями Пушкарева В.Н. предложений (замечаний) с указанием дат их принесения.

ДД.ММ.ГГГГ в 14.00 час. и в 15.00 час. состоялись общественные обсуждения в форме общественных слушаний по материалам оценки воздействия на окружающую среду по объектам: проектная документация «АО «КФ». Сухая газоочистка ферросплавных печей , 12, 13, 15» и «АО «КФ». Газоочистка ферросплавной печи », что подтверждается протоколами, листами регистрации участников общественных обсуждений (слушаний), что также не отрицается административным истцом.

Административной истец на данных общественных обсуждениях (в форме слушаний) не присутствовал.

Установлено, что по итогам общественных обсуждений были подготовлены протоколы, при этом претензии административного истца к их оформлению и содержанию суд считает несостоятельными, поскольку они подписаны представителями органов исполнительной власти и местного самоуправления, граждан, заказчика. Вопреки аргументам административного истца, представитель исполнителя ОВОС ООО «<данные изъяты>» Щербинина Е.А. информировала участников слушаний, в том числе о наличии вопросов к материалам общественных обсуждений за период до проведения слушаний, что объективно подтверждается показаниями допрошенного в судебном заседании свидетеля Щербининой Е.А., также показавшей, что участники слушаний не проявили интерес к поступившим вопросам, непосредственно заданные в ходе публичного обсуждения вопросы и ответы на них были отражены в протоколах.

Кроме того, протокол общественного обсуждения представляет собой процессуальный документ, составленный по результатам слушаний, стенограммой выступлений участников не является, фиксирует, как указывалось выше, основные вопросы обсуждения и предмет разногласий для целей оценки мнений и выработки рекомендаций по общественно значимому вопросу.

Таким образом, фактов незаконного бездействия административного ответчика при подготовке оспариваемых административным истцом протоколов общественного обсуждения в ходе судебного разбирательства не установлено.

Административный истец воспользовался своим правом путем подачи предложений и замечаний по проекту ОВОС в письменном виде, его предложения (замечания) включены в материалы общественных обсуждений, которые представлены на государственную экологическую экспертизу, что подтверждается представленными книгами «Материалы общественных обсуждений» по проектной документации «АО «КФ». Сухая газоочистка ферросплавных печей , 12, 13, 15» и «Материалы общественных обсуждений» по проектной документации АО «КФ». Газоочистка ферросплавной печи », которые содержат, в том числе данные журнала предложений и замечаний, в которых отражены поданные Пушкаревым В.Н. предложения (замечания).

При таких данных, установленный порядок организации и проведения общественных обсуждений нельзя считать нарушенным, общественные обсуждения, в целом проведены в соответствии с действующим законодательством, без нарушения процедуры их организации, проведения и оформления результатов. При этом ограничений права административного истца на участие в общественном обсуждении, на представление предложений и замечаний по проекту ОВОС не установлено. Само по себе наличие у Пушкарева В.Н. замечаний к оформлению и содержанию протоколов общественных обсуждений в форме слушаний, об обратном не свидетельствует.

Кроме того, Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 931-О-О отмечено, что процедура выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный, характер, не является формой осуществления власти населением, но предоставляет каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.

Таким образом, решение, принятое по результатам общественного обсуждения, не имеет властно-обязывающего характера, не порождает непосредственно правовых последствий, и, как следствие, не может нарушать какие-либо права и законные интересы, в частности, административного истца, в том числе на благоприятную окружающую среду, на участие в делах государства и информацию.

С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Руководствуясь ст.ст.175-178 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Пушкарева В. Н. к ООО «<данные изъяты>», Администрации <адрес>, Комитету охраны окружающей среды и природных ресурсов администрации <адрес> о признании незаконным бездействия при проведении общественных обсуждений, признании протоколов общественных обсуждений недействительными отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий: (подпись) Т.М. Константинова

Копия верна

Подпись судьи____________

Секретарь Е.А. Артеменко

«12» августа 2021 г.

Подлинный документ находится в деле а-3949/2021 Центрального районного суда <адрес>.

2а-3949/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Пушкарев Валерий Николаевич
Ответчики
ООО "ИнЭкА-консалтинг"
Администрация Кузнецкого района г. Новокузнецка
Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов Администрации г. Новокузнецка
Администрация г. Новокузнецка
Другие
ОАО "Кузнецкие ферросплавы"
Суд
Центральный районный суд г. Новокузнецк Кемеровской области
Судья
Константинова Т.М.
Дело на сайте суда
centralny.kmr.sudrf.ru
31.05.2021Регистрация административного искового заявления
31.05.2021Передача материалов судье
02.06.2021Решение вопроса о принятии к производству
02.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.06.2021Рассмотрение дела начато с начала
18.06.2021Подготовка дела (собеседование)
23.06.2021Подготовка дела (собеседование)
23.06.2021Рассмотрение дела начато с начала
14.07.2021Подготовка дела (собеседование)
14.07.2021Рассмотрение дела начато с начала
22.07.2021Судебное заседание
03.08.2021Судебное заседание
12.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее