Решение по делу № 33-2111/2021 от 10.08.2021

УИД 89 RS 0006-01-2021-000308-10

Гражданское дело № 2-0302/2021

Судья М.Б. Кочнева

Апелляционное дело № 33-2111/2021

СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Салехард              07 сентября 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

Председательствующего Кравцовой Е.А.

судей коллегии Рощупкиной И.А. и Старовойтова Р.В.

при помощнике Лысовой О.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Саевича Ярослава Дмитриевича - Однороженко Натальи Ивановны на решение Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 мая 2021 года, которым постановлено:

Исковые требования Саевич Ярослава Дмитриевича к Управлению муниципальным имуществом Администрации города Муравленко, Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о признании права на включение в список граждан, проживающих в жилых помещениях, находящихся в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу (список №6), имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество» на 2021 год,, возложении обязанности по включению в список, оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Кравцовой Е.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Истец Саевич Ярослав Дмитриевич обратился в суд с иском к Управлению муниципальным имуществом Администрации города Муравленко и Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о признании права на включение в список граждан, проживающих в жилых помещениях, находящихся в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу (список №6), имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество» на 2021 год, возложении обязанности по включению в список. В обоснование иска указал, что не включение истца в список № 6 является необоснованным, поскольку правовое регулирование спорных правоотношений, возможность нахождения претендента в списке № 6 не связывает с фактом проживания в доме, признанном аварийным, а также с фактом получения соответствующего возмещения за изымаемое органом местного самоуправления жилое помещение. Так, из содержания абз. 9 п. 2.13 Положения следует, что к гражданам, проживающим в жилых помещениях, находящихся в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, относятся граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений, пригодных для проживания, по договорам социального найма (найма), или членами семьи таких нанимателей либо собственниками жилых помещений, пригодных для проживания, или членами семьи собственника жилого помещения, пригодного для проживания, при условии освобождения и передачи в муниципальную собственность жилого помещения, находящегося в жилом доме, который признан аварийным и подлежащим сносу. Таким образом, факт проживания в аварийном доме для принятия решения о включении претендента в список № 6 не имеет юридического значения, поскольку необходимыми условиями для этого являются исключительно требование об отсутствии у претендента иного жилья, принадлежащего на основании договора социального найма либо находящегося у него в собственности и передача жилого помещения, находящегося в муниципальную собственность. Саевич Я.Д. собственником либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма не является. Принадлежащее ему жилое помещение, расположенное в <адрес>, он передал в муниципальную собственность на основании соглашения от 10 июля 2020 года. Таким образом, условия, предусмотренные абз. 9 п. 2.13 Положения Саевич Я.Д. выполнены. Факт получения истцом возмещения за изымаемое жилое помещение также не имеет юридического значения для принятия решения о включении последнего в список № 6 претендентов. Просил признать за Саевичем Я.Д. право на включение в список граждан, проживающих в жилых помещениях, находящихся в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу (список №6), имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество» на 2021 год, обязать Управление муниципального имущества Администрации города Муравленко, Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО включить Саевич Я.Д в список граждан, проживающих в жилых помещениях, находящихся в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу (список № 6), имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество» на 2021 год.

В судебном заседании суда первой инстанции истец и его представитель не присутствовали, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Ходатайство истца и его представителя об отложении судебного заседания, в связи с выездом за пределы г. Муравленко оставлено без удовлетворения.

Ответчик УМИ Администрации в судебное заседание представителя не направил, извещен надлежащим образом. В отзыве на иск указал, с 01 июля 2019 года Саевич Я.Д. состоит в окружном списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилого помещения в населенных пунктах юга Тюменской области в рамках программы «Сотрудничество» в категории «пенсионеры по старости», на 01 января 2021 года номер очередности - 16437. Пунктом 2.13 Положения предусмотрено, что на основании списков граждан, претендующих на получение социальных выплат в планируемом году, поступивших из органов местного самоуправления, департамент до 01 октября формирует и утверждает приказом сводный список граждан, претендующих на получение социальных выплат в планируемом году (далее - сводный список претендентов). При этом, к гражданам, проживающим в жилых помещениях, находящихся в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, относятся граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений, пригодных для проживания, по договорам социального найма (найма), или членами семьи таких нанимателей либо собственниками жилых помещений, пригодных для проживания, или членами семьи собственника жилого помещения, пригодного для проживания, при условии освобождения и передачи в муниципальную собственность жилого помещения, находящегося в жилом доме, который признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением Администрации города Муравленко от 18 октября 2019 года № 1632 многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции. Управлению муниципального имущества Администрации города Муравленко поручено в срок до 01 декабря 2019 года направить собственникам помещений в многоквартирном доме требование об осуществлении его реконструкции в срок до 31 декабря 2021 года. Распоряжением Администрации города от 07 апреля 2020 года № 373 в распоряжение внесены изменения в части срока реконструкции - 30 апреля 2020 года. В связи с фактическим отказом собственников от реконструкции вышеуказанного дома на основании постановления Администрации города Муравленко от 12 мая 2020 года № 314 постановлено изъять земельный участок с кадастровым номером , площадью 2 087 кв.м., а также жилые помещения, в том числе квартиру . 10 июля 2020 года между муниципальным образованием город Муравленко, от имени которого выступало Управление муниципального имущества Администрации города (далее - Управление) и Саевичем Я.Д. заключено соглашение об изъятии квартиры в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд. В соответствии с условиями соглашения, МО город Муравленко ЯНАО изымает у Саевича Я.Д. принадлежащую ему на праве собственности квартиру, находящуюся по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, с кадастровым номером объекта , общей площадью 37,3 кв.м., совместно с земельным участком с кадастровым номером , на котором расположен указанный жилой дом. За изымаемое жилое помещение (квартиру) муниципальное образование город Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа предоставляет возмещение в денежной форме, а собственники фактически освобождают и передают квартиру в муниципальную собственность. В соответствии с пунктом 2.1 данного соглашения размер денежного возмещения за указанную квартиру составляет 1 574 600 рублей. 17 июля 2020 года право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: ЯНАО, <адрес>, зарегистрировано за МО город Муравленко. 05 августа 2020 года на счет истца переведены денежные средства в сумме 1 574 600 рублей, что подтверждается платежными поручениями № 5542, № 5543. В настоящее время Управлением формируются списки граждан, претендующих на получение социальных выплат в планируемом году. Саевич Я.Д. с заявлением в соответствии с требованиями п. 2.12 Положения не обращался. В соответствии с п.п. 2.8, 2.9, 2.11 Положения полномочия по включению и внесение изменения в окружной список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество», а также исключение граждан из окружного списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество» и формирование списка № 6 относится к компетенции Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа.

Ответчик Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа в судебное заседание представителя не направил, извещен о рассмотрении дела надлежащим образом. Согласно отзыву исковые требования не признает, поскольку участие в программе носит добровольный и заявительный характер, обязанность по предоставлению документов возлагается на истца, истцом не представлено доказательств проживания в жилом доме признанном аварийным и подлежащим сносу.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше, с которым не согласен представитель истца Однороженко Н.И.

В апелляционной жалобе представитель истца Однороженко Н.И., действующая на основании доверенности, просит решение суда отменить и принять новое об удовлетворении иска, ссылаясь на его незаконность. Считает, что судом неверно применены положения пункта 1.2 Положения, поскольку к числу лиц, имеющих право на получение социальной выплаты отнесены граждане, выезжающие из автономного округа, не имеющие жилых помещений в других регионах РФ, не получившие социальные выплаты (субсидии), иные выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения либо готовое жилое помещение за счет бюджетных средств либо средств организаций. При этом, отмеченные условия относительно неполучения претендентом социальных выплат на улучшение жилищных условий не распространяются на граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий на территории ЯНАО при переселении из жилых помещений, признанных непригодными для проживания и подлежащих сносу. Также полагает, что применительно к положениям абзаца 9 пункта 2.13 Положения, факт проживания в аварийном доме для принятия решения о включении претендента в список № 6 не имеет юридического значения, поскольку необходимыми условиями для этого являются исключительно требование об отсутствии у претендента иного жилья, принадлежащего на праве собственности или на условиях социального найма, и передача жилого помещения в муниципальную собственность. Поскольку Саевич Я.Д. собственником либо нанимателем жилого помещения не является, передал жилое помещение, признанное аварийным в собственность МО г. Муравленко на основании соглашения от 10 июля 2020 года, постольку условиям, предусмотренным абз. 9 пункта 2.13 Положения он соответствует. При этом, факт получения Саевичем Я.Д. возмещения за изымаемое жилое помещение правового значения не имеет. Кроме того, дело было рассмотрено в отсутствие представителя истца, несмотря на заявленное ходатайство об отложении слушания дела.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик Управление муниципального имущества Администрации г. Муравленко полагает об отсутствии оснований для отмены решения суда.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Согласно Конституции РФ, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7); каждому гарантируется социальное обеспечение (ч. 1 ст. 39).

Конкретные меры социальной поддержки, имеющие как основной, так и дополнительный характер, в соответствии с частями 2, 3 статьи 39 Конституции РФ устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Саевич Я.Д. с 19 октября 2017 года состоял в окружном списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилого помещения в населенных пунктах юга Тюменской области в рамках программы «Сотрудничество» в категории «работающие граждане» (л.д.19, 52).

Согласно ответу начальника УМИ Администрации г. Муравленко от 10 ноября 2017 года Саевич Я.Д. на основании решения от 10 октября 2017 года № 916 включен в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат и желающих выехать в г. Тюмень и населенные пункты юга Тюменской области, в рамках реализации программы «Сотрудничество» по МО г. Муравленко (л.д.51, 76-66).

11 июля 2019 года Саевич Я.Д. обратился в Управление муниципального имущества города Муравленко с заявлением о переводе из категории «работающие граждане» в категорию «пенсионеры по старости» в рамках программы «Сотрудничество» в связи с выходом на пенсию (л.д.21).

С 01 июля 2019 года истец состоит в окружном списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилого помещения в населенных пунктах юга Тюменской области в рамках программы «Сотрудничество» в категории «пенсионеры по старости», на 01 января 2021 года номер очередности - 16437, подтверждается отзывом ответчика УМИ администрации г. Муравленко и не оспаривался истцом.

Порядок реализации мероприятий по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в Тюменскую область определён в Положении о реализации мероприятий программы «Сотрудничество» по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в Тюменскую область, утвержденном постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.06.2011 №437-П (далее - Положение).

Согласно пункту 2.6. Положения, на основании принятых решений, исходя из времени подачи заявления, органы местного самоуправления формируют списки граждан по муниципальному образованию по состоянию на 01 января года, следующего за текущим, по форме согласно приложению № 10 к настоящему Положению в порядке, установленном пунктом 2.7 настоящего Положения, утверждают их и направляют в Департамент строительства и жилищной политики автономного округа (далее - Департамент) не позднее 30 января года, следующего за текущим.

Списки граждан по муниципальному образованию формируются, исходя из времени подачи заявления, отдельно по категориям (п. 2.7 Положения).

Выписки из окружного списка направляются департаментом в органы местного самоуправления не позднее 15 рабочих дней с момента утверждения списка.

Пунктом 2.13 Положения предусмотрено, что на основании списков граждан, претендующих на получение социальных выплат в планируемом году, поступивших из органов местного самоуправления, департамент до 01 октября формирует и утвержденного приказом сводный список граждан, претендующих на получение социальных выплат з планируемом году (далее - сводный список претендентов).

Сводный список претендентов формируется в хронологической последовательности, з какой данные граждане состоят в окружном списке, по следующим категориям граждан:

список № 1 - список граждан, признанных инвалидами I и II групп, а также инвалидами с детства, родившимися в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности); список № 2 - список пенсионеров по старости;

список № 3 - список граждан, признанных в установленном порядке безработными и состоящих не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту постоянного проживания гражданина на территории автономного округа; список № 4 - список работающих граждан;

список № 5 - список граждан, проживающих в населенных пунктах, в отношении которых принято решение о территориальном преобразовании.

Из списков №№ 1 - 4 формируется список граждан, проживающих в жилых помещениях, находящихся в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу (далее - список № 6).

К гражданам, проживающим в жилых помещениях, находящихся в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, относятся граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений, пригодных для проживания, по договорам социального найма (найма), или членами семьи таких нанимателей либо собственниками жилых помещений, пригодных для проживания, или членами семьи собственника жилого помещения, пригодного для проживания, при условии освобождения и передачи в муниципальную собственность жилого помещения, находящегося в жилом доме, который признан аварийным и подлежащим сносу.

Судом установлено и следует из дела, что истец Саевич Я.Д. с 13 марта 2015 года являлся собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.69, 71-72).

Распоряжением Администрации города Муравленко от 18 октября 2019 года № 1632 многоквартирный дом <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции. Управлению муниципального имущества Администрации города Муравленко поручено в срок до 01 декабря 2019 года направить собственникам помещений в многоквартирном доме требование об осуществлении его реконструкции в срок до 31 декабря 2021 года. Распоряжением Администрации города от 07 апреля 2020 года № 373 в распоряжение внесены изменения в части срока реконструкции - 30 апреля 2020 года.

В связи с фактическим отказом собственников от реконструкции вышеуказанного дома, на основании постановления Администрации города Муравленко земельный участок с кадастровым номером , площадью 2087 кв.м., а также жилые помещения, в том числе квартира изъяты у собственников.

10 июля 2020 года между муниципальным образованием город Муравленко, от имени которого выступало Управление муниципального имущества Администрации города (далее - Управление) и истцом Саевичем Я.Д. заключено соглашение об изъятии квартиры в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд (л.д.16-18), в соответствии с условиями которого, МО город Муравленко ЯНАО изъяло у Саевича Я.Д. принадлежащую ему на праве собственности квартиру, находящуюся по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, с кадастровым номером объекта , общей площадью 37,3 кв.м., совместно с земельным участком с кадастровым номером , на котором расположен указанный жилой дом. Согласно пункту 2.1 соглашения, размер денежного возмещения за указанную квартиру составил 1 574 600 рублей.

05 августа 2020 года на счет Саевича Я.Д. переведены денежные средства в сумме 1 574 600 рублей, что подтверждается платежными поручениями № 5542, № 5543 (л.д.90).

17 июля 2020 года право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, зарегистрировано за муниципальным образованием город Муравленко (л.д.92).

Согласно ответу УМИ Администрации МО г. Муравленко от 28 декабря 2020 года, включение Саевич Я.Д. в заявочную компанию 2020 года во внеочередном порядке (список №6) было невозможно, в связи с признанием дома Саевича Я.Д. аварийным, после формирования списков в 2019 году.

С учетом приведенных обстоятельств суд пришел к правильному выводу о том, что при формировании в октябре 2020 года списка № 6 на 2021 год Саевич Я.Д. уже не проживал в жилом помещении, признанном авариным, реализовал свое право, путем получения возмещения за изъятое жилое помещение, которое получил в августе 2020 года, что не оспаривалось истцом, следовательно, он не имел права на включение его в список № 6, а доводы жалобы о нарушении конституционного принципа равенства, являются необоснованными.

Кроме того, судом установлено, что согласно пункту 2.12 Положения граждане, состоящие в окружном списке, ежегодно, с 01 января по 01 июля представляют в орган местного самоуправления заявление по форме согласно приложению № 6 к настоящему Положению.

Органы местного самоуправления до 01 сентября года, предшествующего планируемому, формируют списки граждан, претендующих на получение социальных выплат в планируемом году, утверждают их и направляют в департамент.

Списки граждан, претендующих на получение социальных выплат в планируемом году, формируются в порядке, установленном пунктом 2.7 настоящего Положения.

На момент рассмотрения дела УМИ Администрации г. Муравленко производилось формирование списков на 2022 год граждан, претендующих на получение социальных выплат в планируемом году. Однако, Саевич Я.Д. с заявлением в соответствии с требованиями п. 2.12 Положения не обращался.

Кроме того, судом первой инстанции обоснованно отклонен довод истца о необходимости возложения на УМИ Администрации г. Муравленко обязанности по включению Саевича Я.Д. в список граждан, проживающих в жилых помещениях, находящихся в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу (список №6), имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество» на 2021 год, поскольку в соответствии с п.п. 2.8, 2.9, 2.11 Положения полномочия по включению и внесению изменения в окружной список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество», а также исключение граждан из окружного списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы «Сотрудничество» и формирование списка № 6 относится к компетенции Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа.

При этом, доводы апелляционной жалобы относительно того, что поскольку Саевич Я.Д. собственником либо нанимателем жилого помещения не является, передал жилое помещение, признанное аварийным, в собственность МО г. Муравленко на основании соглашения от 10 июля 2020 года, соответственно, условиям, предусмотренные абз. 9 пункта 2.13 Положения он соответствует, а факт получения Саевичем Я.Д. возмещения за изымаемое жилое помещение правового значения не имеет, несостоятельны по следующим основаниям.

В силу приведенного пункта 2.13 Положения, к гражданам, проживающим в жилых помещениях, находящихся в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, относятся граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений, пригодных для проживания, по договорам социального найма (найма), или членами семьи таких нанимателей либо собственниками жилых помещений, пригодных для проживания, или членами семьи собственника жилого помещения, пригодного для проживания, при условии освобождения и передачи в муниципальную собственность жилого помещения, находящегося в жилом доме, который признан аварийным и подлежащим сносу. Таким образом, истец, получив возмещение за изымаемое жилое помещение, реализовал свои жилищные права в связи с признанием жилого помещения, в котором он проживал, аварийным и подлежащим сносу в соответствии с положениями ст. 32 ЖК РФ посредством его изъятия. В противном случае, исходя из позиции истца, последний претендует на повторное получение денежных средств, сдав единожды жилое помещение, признанное аварийным.

Ссылка на рассмотрение дела судом первой иснтанции в отсутствие представителя истца, ходатайствовавшей об отложении слушания дела основанием для отмены решения суда не является, поскольку 14 мая 2021 года в судебном заседании судом первой инстанции рассмотрено ходатайство представителя истца об отложении судебного разбирательства в связи с выездом за пределы ЯНАО и в его удовлетворении было отказано, в связи с не предоставлением доказательств уважительности причин неявки в суд представителя истца.

При таком положении судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы заявителя сводятся к переоценке выводов суда относительно установленных фактических обстоятельств дела, а также неверному толкованию положений закона, поводом к отмене или изменению оспариваемого судебного постановления не являются.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:      (подпись)

Судьи:         (подписи)

33-2111/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Саевич Ярослав Дмитриевич
Ответчики
УМИ Администрации г. Муравленко
Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО
Суд
Суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Кравцова Екатерина Андреевна
Дело на странице суда
oblsud.ynao.sudrf.ru
12.08.2021Передача дела судье
07.09.2021Судебное заседание
08.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.10.2021Передано в экспедицию
07.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее