Дело № 2а-337/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 января 2020 года г. Севастополь
Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Мох Е.М.
при секретаре – Соловей Г.В.,
с участием представителя административного истца Филимоновой А.А.,
представителя административного ответчика Фарышева В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе административное дело по административному иску прокурора Нахимовского района города Севастополя в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту капитального строительства города Севастополя, заинтересованное лицо Правительство Севастополя о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
15.05.2019 прокурор Нахимовского района города Севастополя обратился в суд с административным иском к Департаменту капитального строительства города Севастополя, просит признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в неисполнении государственной программы г. Севастополя «Жилище» на 2017- 2022 годы, утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 27.10.2016 № 1010-ПП в части длительного нерасселения жильцов квартир №<адрес> в жилом доме № <адрес> по ул. <адрес> в г. Севастополе. Обязать Департамент капитального строительства города Севастополя осуществить в установленном законом порядке расселение граждан - жильцов квартир №<адрес> в жилом доме № <адрес> по ул. <адрес> в г. Севастополе в соответствии с положениями ст.ст. 32,87 ЖК РФ не позднее трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на невыполнение административным ответчиком региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2017-2022 годы на территории города федерального значения Севастополь в отношении жильцов квартир №№ <адрес> в жилом доме № <адрес> по ул. <адрес> в городе Севастополе.
В судебном заседании представитель административного истца поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика в судебном заседании административные исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, пояснил, что Департаментом были приняты все меры по выполнению адресной программы.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о времени и мете рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом.
Выслушав пояснения представителей сторон, установив обстоятельства в деле, оценив доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что прокуратурой Нахимовского района города Севастополя в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства выявлен факт бездействия Департамента капитального строительства города Севастополя при расселении граждан из аварийного жилья.
На основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от 06.10.2016 года № 546-РП «О признании многоквартирных домов, расположенных в городе Севастополе, аварийными и подлежащими сносу», с учетом заключения от 19.09.2016 года № 37 межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в городе Севастополе, многоквартирный жилой дом № <адрес> по ул. <адрес> в г. Севастополе признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Правительства Севастополя от 27.10.2016 года № 1010-ПП утверждена государственная программа города Севастополя «Жилище» по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2017-2022 годы на территории города федерального значения Севастополь.
Ответственным исполнителем программы является Департамент капитального строительства города Севастополя.
Задачами программы является ликвидация аварийного жилищного фонда города Севастополя, финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из помещений непригодных для проживания и аварийных многоквартирных жилых домов.
Ликвидация аварийного жилищного фонда города Севастополя, создающего угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в таком фонде, осуществляется путем реализации Подпрограммы 4 государственной программы города Севастополя «Жилище».
В соответствии с приложением № 1 к Подпрограмме 4, названный многоквартирный жилой дом включен в Программу, дом подлежал расселению в 2018 году.
Постановлением Правительства Севастополя от 15.04.2019 года № 242- ПП, которым внесены изменения в постановление Правительства Севастополя от 27.10.2016 года № 1010-ПП «Об утверждении государственной программы города Севастополя «Жилище», установлен срок реализации Программы: 2018 - 2019 годы, без выделения этапов. Согласно паспорту Подпрограммы 4 с учетом изменений, срок переселения граждан из помещений, непригодных для проживания, и аварийного жилого фонда определен: август 2018 года - декабрь 2019 года.
До настоящего времени программа в части расселения жильцов квартир №№ <адрес> в жилом доме № <адрес> по ул. <адрес> в г. Севастополе в полном объеме не выполнена.
В силу части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу пункту 10 указанной нормы признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (пункт 8 статьи 32 ЖК РФ).
Следовательно, собственник жилого помещения имеет право выбора способа обеспечения его жилищных прав.
Из содержания положений статьи 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ» следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Из установленных обстоятельств по делу, анализа указанных норм права и разъяснений, следует, что Департамент капитального строительства обязан был выполнитесь переселение граждан из аварийного жилья до 31.12.2019.
Департамент капитального строительства города Севастополя своевременных и достаточных мер для расселения граждан из аварийного дома не предпринимал до настоящего времени.
Несвоевременная реализация Программы в отношении конкретного дома влечет нарушение жилищных прав граждан - собственников жилых помещений и членов их семей, в том числе несовершеннолетних и малолетних детей, нанимателей и членов их семей, создает угрозу их жизни и здоровью.
То обстоятельство, что Департаментом предпринимаются меры по переселению жильцов квартир №№ <адрес> в жилом доме № <адрес> по ул. <адрес> в городе Севастополе, не свидетельствует о выполнении Программы в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно статье 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).
Частью 1 статьи 84 КАС РФ установлено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
На основании установленных обстоятельств по делу в их совокупности, суд приходит к выводу, что административным ответчиком не предоставлены доказательства, подтверждающих принятие своевременных и достаточных мер для выполнения Программы в части переселения жильцов квартир №№ <адрес> в жилом доме № 15 по ул. <адрес> г. Севастополе, о чем свидетельствует отсутствие заключенных договоров социального найма с преимущественным количеством лиц, являющихся собственниками или нанимателями квартир в аварийном доме. С исками о выселении граждан из жилых помещений в аварийных домах, подлежащих сносу также административный ответчик не общался.
Получение от лиц, являющихся собственниками или нанимателями квартир в аварийном доме, согласия на переселение в 2017 году, а также подписания соглашений об изъятии помещения для государственных нужд с собственниками квартир №№ <адрес>, не свидетельствует о достаточности мер, принятых для реализации Программы.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Также учитывая требования административного истца и в соответствии с положением пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ суд устанавливает трехмесячный срок для сообщения об исполнении настоящего решения, полагая его достаточным для исполнения решения суда.
Руководствуясь статьями 175, 176, 177, 178, 179, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Нахимовского района города Севастополя в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту капитального строительства города Севастополя, заинтересованное лицо Правительство Севастополя о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Департамента капитального строительства города Севастополя, выразившееся в неисполнении государственной программы г. Севастополя «Жилище» на 2017 – 2022 годы, утвержденной Постановлением Правительства Севастополя от 27.10.2016 № 1010-ПП в части длительного нерасселения жильцов квартир в жилом доме № <адрес> в г. Севастополе.
Обязать Департамент капитального строительства города Севастополя осуществить расселение граждан – жильцов квартир жилого дома № 15 по ул. Паршина в г. Севастополе не позднее трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Департаменту капитального строительства города Севастополя необходимо сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и истцу в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 297 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Решение в окончательной форме изготовлено 03 марта 2020 года.