РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 19 февраля 2019 г.
ФИО1-Булагатский районный суд <адрес> в составе судьи Черкашиной Д.С., при секретаре Булгатовой Т.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора Эхирит-Булагатского района в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних к № возложении обязанности выполнить мероприятия, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности объекта,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Эхирит-Булагатского района обратившись с исковым заявлением к №, в обоснование заявленных требований, указал следующее.
Прокуратурой района проведена проверки исполнения № требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования, в ходе которой установлено следующее.
Здание образовательного учреждения не оснащено системой экстренного оповещения о потенциальной угрозе возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации.
Прокуратурой района в феврале 2018 года внесено представление об устранении нарушения требований законодательства, однако до настоящего времени выявленные нарушения закона фактически не устранены.
На основании изложенного, ссылаясь на положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий),утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1235 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, ФИО1, с учетом уточнения исковых требований просил суд обязать МОУ Захальская НШДС выполнить мероприятия, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности объекта, а именно оснастить здание системой экстренного оповещения о потенциальной угрозе возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации.
Установить срок для исполнения судебного решения до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании ФИО1 ФИО3а исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО4, представитель МО «ФИО1-<адрес>» ФИО5 против исковых требований возражали, в обоснование возражений указали, что нормативных требований к системе экстренного оповещения в настоящее время не имеется. Нет требований, что оповещение должно быть именно речевым. Анализ нормативных требований, изложенных в п. 28 и п. 39 Требований к антитеррористической защищенности позволяет прийти к выводу, что единственной целью оповещения является своевременная эвакуация. Здание оснащено автоматической пожарной сигнализацией, установлены световые оповещатели «Выход».
Суд, выслушав доводы сторон, изучив представленные доказательства приходит к следующему.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ч. 7 названной статьи образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации провозглашается обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 ФЗ "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Во исполнение вышеуказанных положений Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 1235 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территории), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", которое вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ и которым установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.
Согласно п. 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных:
на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории);
на выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта;
на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях);
на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения;
на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории) и иных документах, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий).
Согласно п. 18 Требований, воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством:
а) разработки и реализации комплекса мер по выявлению, предупреждению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления;
б) организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования;
в) своевременного выявления, предупреждения и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта;
г) обеспечения охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны;
д) заключения договоров аренды, безвозмездного пользования и иных договоров пользования имуществом с обязательным включением пунктов, дающих право должностным лицам, осуществляющим руководство деятельностью работников объектов (территорий), контролировать целевое использование арендуемых (используемых) площадей с возможностью расторжения указанных договоров при их нецелевом использовании;
е) организации обеспечения информационной безопасности, разработки и реализации мер, исключающих несанкционированный доступ к информационным ресурсам объектов (территорий);
ж) осуществления контроля за выполнением мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий);
з) организации индивидуальной работы с работниками объектов (территорий) по вопросам противодействия идеологии терроризма и экстремизма в образовательной и научной деятельности.
Согласно п. 19 Требований выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта обеспечивается путем:
а) неукоснительного соблюдения на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов;
б) периодической проверки зданий (строений, сооружений), а также потенциально опасных участков и критических элементов объектов (территорий), систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта в целях выявления признаков подготовки или совершения террористического акта;
в) принятия к нарушителям пропускного и внутриобъектового режимов мер ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
г) исключения бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объектов (территорий);
д) поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, оснащения бесперебойной и устойчивой связью объектов (территорий);
е) сбора, обобщения и анализа выявленных фактов скрытого наблюдения, фото- и видеосъемки объектов (территорий) неизвестными лицами, провокаций сотрудников организаций, обеспечивающих охрану объектов (территорий), на неправомерные действия, проникновения посторонних лиц на объекты (территории), беспричинного размещения посторонними лицами перед зданиями (строениями и сооружениями) или вблизи объектов (территорий) вещей и транспортных средств;
ж) контроля состояния систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, складских помещений;
з) поддержания постоянного взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) по вопросам противодействия терроризму и экстремизму;
и) своевременного информирования правоохранительных органов о фактах хищения и незаконного приобретения работниками объектов (территорий) оружия, деталей для изготовления самодельных взрывных устройств, а также о местах их хранения.
Согласно п. 20 Требований, пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством:
а) организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях);
б) своевременного выявления фактов нарушения пропускного режима, попыток вноса (ввоза) и проноса (провоза) запрещенных предметов (взрывчатых, отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты (территории);
в) организации санкционированного допуска на объекты (территории) посетителей и автотранспортных средств;
г) поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, обеспечения бесперебойной и устойчивой связи на объектах (территориях);
д) исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств на объектах (территориях) или в непосредственной близости от них;
е) организации круглосуточной охраны, обеспечения ежедневного обхода и осмотра потенциально опасных объектов (территорий), а также периодической проверки (обхода и осмотра) зданий (сооружений) и территории со складскими и подсобными помещениями;
ж) осуществления контроля состояния помещений, используемых для проведения мероприятий с массовым пребыванием людей;
з) организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму и экстремизму.
Согласно п. 22 Требований, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории опасности осуществляется оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
Согласно п.28 Требований, система оповещения и управления эвакуацией на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), об угрозе совершения или о совершении террористического акта.
Система оповещения является автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами.
Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на объекте (территории).
В силу п. 32 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № система оповещения в месте массового пребывания людей является автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами. Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на всей территории места массового пребывания людей.
Из акта выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что НШДС присвоена 3 категория. Система экстренного оповещения отсутствует. Имеется громкоговоритель.
В соответствии с уставом образовательного учреждения детский сад обладает статусом юридического лица, имеет самостоятельный баланс.
Указанные обстоятельства ответчиком и представителем МО «ФИО1-<адрес>» не оспариваются.
При таких обстоятельствах, исходя из приоритета обеспечения безопасности учащихся и работников учреждений во время образовательного процесса, охраны от возможных посягательств со стороны третьих лиц, необходимости принятия профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности, суд считает исковые требования ФИО1 обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Относительно установки системы экстренного оповещения, суд находит указанное требование обоснованным. Согласно п. 28 Требований система оповещения должна обеспечивать необходимую слышимость на объекте (территории).
Доводы представителя ответчика о необоснованности заявленного требования об установке системы экстренного оповещения о потенциальной угрозе возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации по мотивам использования иных средств оповещения в данных целях, судом отклоняются.
Требование о наличии системы экстренного оповещения о потенциальной угрозе возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации прямо следует из п. 22 вышеприведенных Требований. Данные требования, действительно не регламентируют технические характеристики экстренного оповещения. Однако доводы представителя ответчика о возможности использования в качестве системы экстренного оповещения системы автоматической пожарной сигнализации, громкоговорителя, не могут быть приняты судом для выводов о наличии такой системы оповещения. Этот вопрос о достаточности либо недостаточности, не входит в данном случае в компетенцию суда. И может быть разрешен при исполнении судебного решения, путем согласования данного вопроса со всеми субъектами профилактики терроризма и экстремизма.
Обсуждая срок исполнения судебного решения, суд находит, что с учетом финансового положения образовательного учреждения, исполнение заявленных требований в срок до ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным. При этом, суд принимает во внимание доводы представителя третьего лица о том, что бюджет на 2019 года принят, а совокупные финансовые средства на исполнение требований ФИО1 по всем образовательным учреждениям составляют более 38 млн. рублей.
С учетом изложенного, суд считает необходимым установить срок исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ. Данный срок позволит заложить средства в бюджет на 2020 год и провести соответствующие работы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
РЕШИЛ:
Уточненные исковые требования прокурора Эхирит-Булагатского района Иркутской области к № удовлетворить.
Обязать № выполнить мероприятия, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности объекта, а именно: оснастить здание системой экстренного оповещения о потенциальной угрозе возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации.
Установить срок для исполнения судебного решения до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд в течение месяца со дня вынесения путем подачи жалобы через ФИО1-Булагатский районный суд.
Судья Д.С. Черкашина
Копия верна: судья Д.С. Черкашина