61RS0001-01-2022-003809-91
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«06» октября 2022г. г.Ростов-на-Дону
Ворошиловский районный суд города Ростова-на-Дону
в составе: председательствующего судьи Сидорековой И.Н.
при секретаре Лохмановой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению ФИО к администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону, третьи лица: Администрация г.Ростова-на-Дону, ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону», об обязании выполнить действия по постановке на учет бесхозяйного имущества,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился с исковым заявлением к администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону об обязании выполнить действия по постановке на учет бесхозяйного имущества.
В обоснование своих требований указал, что с 1992 года кадастровый квартал № состоящий из ..., входил в состав СНТ «Белая Ромашка».
04.02.2013 года СНТ «белая Ромашка» было ликвидировано, о чем имеется запись в ЕГРЮЛ.
Электроснабжение домовладений, расположенных на бывшей территории СНТ «Белая Ромашка» осуществляется от находящихся на территории бывшего СНТ объектов электросетевого хозяйства, а именно ТП-931.
ФИО является собственником земельного участка и расположенного на нежилого дома, находящегося по адресу: ..., ранее относившегося к СНТ «Белая Ромашка». Технологическое присоединение в силу договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № от ... осуществлено к сетям АО «Донэнерго». В акте об осуществлении технологического присоединения от ... определено, что граница балансовой принадлежности объектов электроэнергетики и эксплуатационной ответственности сторон установле6а для сетей истца по опору ВЛ-0,4кВ ТП-931 Л-7.
Из писем ПАО «ТНС энерго ростов-на-Дону» от ..., администрации Ворошиловского района г.Ростова-на-Дону следует, что объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно присоединено домовладение истца, собственника не имеют (собственник не определен).
В связи с ликвидацией СНТ «Белая Ромашка» и, как следствие, выявлением бесхозяйных электрических сетей собственники домовладений, расположенных на территории кадастрового квартала №, начиная с 2015 года, неоднократно обращались в администрацию Ворошиловского района с заявлениями, в которых просили рассмотреть вопрос о принятии мер по постановке на учет бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства, расположенных на территории СНТ «Белая Ромашка», однако, до настоящего времени мероприятия не проведены.
Ссылаясь на то, что бездействие ответчика приводит к отсутствию должного контроля за состоянием данных сетей, что может повлечь аварии и нарушение режима предоставления коммунальных услуг собственникам земельных участков, просила признать незаконным бездействие администрации Ворошиловского района города Ростова-на-Дону выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного имущества – бесхозяйных электрических сетей, расположенных в границах бывшего СНТ «Белая Ромашка» (кадастровый квартал № состоящий из улиц ...) и в неопределении отраслевой организации, которой будут переданы указанные объекты с целью их дальнейшего содержания и обслуживания;
обязать ответчика выполнить действия по постановке на учет бесхозяйного имущества – бесхозяйных электрических сетей, расположенных в границах бывшего СНТ «Белая Ромашка» (кадастровый квартал №, состоящий из улиц ...) и определить отраслевую организацию, которой будут переданы указанные объекты с целью их дальнейшего содержания и обслуживания.
Протокольным определением от 20.07.2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Ростова-на-Дону.
Протокольным определением от 14.09.2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ПАО «ТНС энерго Ростова-на-Дону».
ФИО в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом.
Представитель истцов ФИО в судебное заседание явился, исковые требования уточнил, в окончательном варианте просил обязать ответчика выполнить действия по постановке на учет бесхозяйного имущества – бесхозяйных электрических сетей, расположенных в границах бывшего СНТ «Белая Ромашка» (кадастровый квартал №, состоящий из ...) и определить отраслевую организацию, которой будут переданы указанные объекты с целью их дальнейшего содержания и обслуживания.
Представитель ответчика ФИО в судебное заседание явилась, в удовлетворении исковых требований просила отказать.
В возражениях на исковое заявление ответчик ссылается на Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.04.2022 по делу № А53-24695/2017, согласно которого электрические сети, расположенные в границах бывшего СНТ «Белая Ромашка» (кадастровый квартал №, состоящий из улиц ...) не являются бесхозяйными.
Ответчик указывает, что в отношении СТ «Белая Ромашка» суд кассационной инстанции в постановлении от 25.04.2022 по делу № А53-24695/2017 указал, что Верховным Судом Российской Федерации в Определении от 16.06.2020 № 308-ЭС19-22189 по делу № А32-21123/2018, согласно которому садоводческое товарищество не становится в случае расторжения договора энергоснабжения «иным владельцем энергосетевого оборудования», а точка поставки электрической энергии остается прежней. Верховный Суд Российской Федерации указал, что в соответствии с Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу с 01.01.2019, целью создания и деятельности садоводческого некоммерческого товарищества является совместное владение, пользование и в установленных федеральным законом пределах распоряжение гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также, в частности, создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами и иные условия).
Ответчик со ссылкой на указанную судебную практику полагает, что спорные объекты электросетевого хозяйства не являются бесхозяйными, поскольку несмотря на ликвидацию садового товарищества презюмируется, что данные сети являются общим имуществом и принадлежат на праве общей долевой собственности лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд. В отсутствие волеизъявления указанных лиц об отказе от права собственности данное имущество не может быть признано бесхозяйным.
Представитель администрации г.Ростова-на-Дону- ФИО в судебное заседание явился, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» - ФИО разрешение вопроса оставила на усмотрение суда.
Суд, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что ФИО является собственником земельного участка и расположенного на нем жилого дома, находящегося по адресу: ..., ранее относившегося к территории СНТ «Белая Ромашка».
Домовладение находится в г.Ростове-на-Дону на территории кадастрового квартала №, состоящего из ... (ОГРН: ... ИНН: №
СНТ «Белая Ромашка» ликвидировано 04.02.2013г., что подтверждается имеющейся в материалах дела выпиской из ЕГРЮЛ.
Электроснабжение домовладений, расположенных на бывшей территории СНТ «Белая Ромашка», осуществляется от находящихся на территории бывшего СНТ «Белая Ромашка» объектов электросетевого хозяйства, а именно – ТП-931.
Техническое присоединение домовладения истца к сетям электроснабжения АО «Донэнерго» осуществлено согласно договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №/РГЭС/СРЭС от ....
Между сетевой организацией АО «Донэнерго» и истцом подписан акт о технологическом присоединении, в котором определено, что граница эксплуатационной ответственности сторон установлена на опоре ВЛ-0,4кВ ТП-931, расположенной на границе земельного участка истца. Воздушная линия от опоры ВЛ-0,4кВ, расположенная на границе земельного участка истца к ВРУ-0,23кВ жилого дома – на эксплуатации истца.
Доказательств того, что истец и собственники земельных участков в пределах бывшего СНТ «Белая Ромашка» принимали решения о принятии в собственность объектов электросетевого хозяйства, находящихся за пределами ТП-931 до границ частных домовладений, а также о возложении обязательств по их обслуживанию, не представлено.
Основания возникновения права собственности поименованы в статье 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица.
СНТ «Белая Ромашка» как юридическое лицо прекращено путем ликвидации. При этом ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам (п.1 ст.61 ГК РФ). Следовательно, истец не может являться правопреемником данного юридического лица.
Доказательств приобретения права общей долевой собственности на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества при ликвидации СНТ «Белая Ромашка» и волеизъявления собственников домовладений на принятие спорных сетей в долевую собственность в материалы дела не представлено (п. 2 ст. 218 ГК РФ).
Более того, отсутствуют достоверные доказательства первоначальной принадлежности спорных объектов электросетевого хозяйства на праве собственности СНТ «Белая Ромашка».
В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Таким образом, согласно ст. 225 ГК РФ статус бесхозяйной вещи возникает не из действий административного органа, а в силу фактических обстоятельств, когда собственник вещи не известен.
Непринятие органами местного самоуправления мер по учету спорного электросетевого хозяйства не лишает этот объект признаков бесхозяйной вещи (п. 1 ст. 225 ГК РФ).
Указанный вывод находит свое отражение в Определении Верховного Суда РФ от 16.03.2017 г. № 305-ЭС15-513(3) по делу № А40-141381/2013, Определении Верховного Суда РФ от 14.05.2018 г. № 310-КГ18-4441 по делу № А62-3316/2017.
В связи с ликвидацией СНТ «Белая Ромашка» и выявлением бесхозяйных электрических сетей собственники домовладений, расположенных на территории кадастрового квартала №, начиная с 2015 г. неоднократно обращались к ответчику, а также в иные органы г. Ростова-на-Дону с письменными заявлениями, в которых просили рассмотреть вопрос о принятии мер по постановке на учет бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства, расположенных на территории СНТ «Белая Ромашка», в том числе, о включении в реестр бесхозяйных вещей города Ростова-на-Дону, дальнейшему принятию в муниципальную собственность, передаче по акту приема-передачи во временное управление до признания права муниципальной собственности в установленном порядке, подаче в средства массовой информации объявления о выявлении на территории района города бесхозяйного объекта недвижимого имущества, а также совершить иные необходимые действия.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
На основании п.п. 4, 5 ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества; организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами.
Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 25.04.2019 г. № 336 утверждено «Положение о порядке принятия в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону бесхозяйных вещей и выморочного имущества».
Согласно пункту 2.1.6 названного Положения с даты постановки на учет в ЕГРН и до включения бесхозяйного объекта недвижимого имущества в реестр муниципального имущества города Ростова-на-Дону на основании вынесенного решения суда о признании права муниципальной собственности города Ростова-на-Дону на такой объект временное управление бесхозяйным объектом недвижимого имущества (сети и сооружения электроснабжения и внешнего электроосвещения) возлагается на отраслевой (функциональный) орган Администрации города Ростова-на-Дону или муниципальную организацию, осуществляющую эксплуатацию данного вида объектов недвижимого имущества – Муниципальное казенное предприятие «Ростгорсвет».
Для осуществления временного управления бесхозяйным объектом недвижимого имущества между МКУ «Управление казной города Ростова-на-Дону» и отраслевым (функциональным) органом Администрации города Ростова-на-Дону или муниципальной организацией, осуществляющей эксплуатацию данного вида объектов недвижимого имущества, подписываются акты приема-передачи объекта во временное управление до включения в реестр муниципального имущества города Ростова-на-Дону на основании вынесенного решения суда о признании права муниципальной собственности города Ростова-на-Дону на бесхозяйный объект недвижимого имущества в случае невозможности подписания их в одностороннем порядке.
В соответствии с п. 2.1.1 Положения, Администрация района города Ростова-на-Дону, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимого имущества, издает правовой акт о создании комиссии по установлению собственника бесхозяйного имущества.
Администрация района города Ростова-на-Дону в течение 15 рабочих дней со дня обнаружения на территории района бесхозяйного объекта недвижимого имущества на основании топографической съемки участка территории, на котором расположен бесхозяйный объект, иных имеющихся документов по такому объекту, визуального обследования при участии отраслевого (функционального) органа Администрации города Ростова-на-Дону или муниципальной организации, осуществляющей эксплуатацию данного вида объектов недвижимого имущества, иных заинтересованных юридических и (или) физических лиц, чьи объекты функционально (технологически) либо территориально связаны с бесхозяйным объектом недвижимого имущества, устанавливает вид, назначение, наименование обнаруженного бесхозяйного объекта недвижимого имущества, адрес (адресный ориентир), кадастровый номер объекта (если имеется), кадастровый номер земельного участка (земельных участков), номер кадастрового квартала (кадастровых кварталов), в пределах которого (которых) расположен объект, или иные параметры, позволяющие определить местоположение бесхозяйного объекта недвижимого имущества, а также площадь, количество этажей, материал наружных стен, материал основных конструкций (для площадных объектов в зависимости от типа (вида) площадных объектов), протяженность (длина), ширину, площадь, диаметр (сечение), материал, марку, количество (для линейных объектов в зависимости от типа (вида) линейных объектов).
Администрация района города Ростова-на-Дону, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимого имущества, в течение 10 рабочих дней после установления местоположения и характеристик бесхозяйного объекта недвижимого имущества:
- направляет запросы в орган регистрации прав о предоставлении сведений из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) о бесхозяйном объекте недвижимого имущества (выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (далее - выписка из ЕГРН), в адрес юридических и (или) физических лиц, чьи объекты функционально (технологически) либо территориально связаны с бесхозяйным объектом недвижимого имущества, о правовой принадлежности такого объекта;
- в случае отсутствия зарегистрированного права собственности подает в средства массовой информации (далее - СМИ) (городская газета «Ростов официальный») объявление о выявлении на территории района города Ростова-на-Дону бесхозяйного объекта недвижимого имущества, о необходимости явки в администрацию района города, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимого имущества лица, считающего себя собственником, и предоставления документов, подтверждающих его право собственности.
В объявлении указываются вид, назначение, наименование, адрес (адресный ориентир) и иные характеристики обнаруженного бесхозяйного объекта недвижимого имущества, указанные в настоящем пункте, срок (30 календарных дней) при котором лицо, считающее себя собственником, имеет право обратиться в администрацию соответствующего района города Ростова-на-Дону, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимого имущества, с предупреждением о том, что в случае неявки вызываемого лица указанный бесхозяйный объект недвижимого имущества будет передан в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону как бесхозяйный
В случае неявки лица, считающего себя собственником бесхозяйного объекта недвижимого имущества, по истечении одного месяца со дня публикации объявления в СМИ администрация района города, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимого имущества, обязана в течение 5 рабочих дней составить акт о невозможности установления собственника бесхозяйного объекта недвижимого имущества.
Если сведения о бесхозяйном объекте недвижимого имущества отсутствуют в ЕГРН, администрация района города, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимого имущества, в срок не более 5 месяцев с даты составления акта о невозможности установления собственника бесхозяйного объекта недвижимого имущества проводит организационные мероприятия по изготовлению специализированной организацией технического плана бесхозяйного объекта недвижимого имущества (п. 2.1.2 Положения).
Исходя из Положения о порядке принятия в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону бесхозяйных вещей и выморочного имущества, утв. Постановлением Администрации г. Ростова н/Д от ... N 336, реализация полномочий администрации Ворошиловского района города Ростова-на-Дону в отношении бесхозяйного имущества завершаются включением бесхозяйного имущества в реестр бесхозяйного имущества города Ростова-на-Дону.
В судебном заседании также установлено, что 31.08.2022г МКУ «Управление казной города Ростова-на-Дону» издано распоряжение № 105., согласно которого спорные электрические сети включены в реестр бесхозяйного имущества города Ростова-на-Дону.
Таким образом, администрация района выполнив необходимые действия по постановке на учет бесхозяйного имущества, тем самым признала правомерность требований истца, но поскольку на момент вынесения настоящего решения требования истца фактически исполнены, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Согласно п.3.2 Положения о порядке принятия в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону бесхозяйных вещей и выморочного имущества после выхода распоряжения МКУ "Управление казной города Ростова-на-Дону" о включении объекта движимого имущества в реестр бесхозяйного имущества города Ростова-на-Дону временное управление объектом возлагается на отраслевой (функциональный) орган Администрации города Ростова-на-Дону или муниципальную организацию, эксплуатирующую данный вид объектов, в том числе, сети и сооружения электроснабжения и внешнего электроосвещения возлагаются на Муниципальное казенное предприятие «Росгорсвет».
В этой связи в отношении требований истца в части обязания ответчика определить отраслевую организацию, которой будут переданы указанные объекты с целью их дальнейшего содержания и обслуживания, также надлежит отказать, поскольку указанные вопросы не отнесены к компетенции администрации Ворошиловского района города Ростова-на-Дону.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО к администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону, третьи лица: Администрация г.Ростова-на-Дону, ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону», об обязании выполнить действия по постановке на учет бесхозяйного имущества – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ворошиловский районный суд города Ростова-на-Дону в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 13.10.2022 года