Дело №2-3024/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(не вступило в законную силу)
18 августа 2015 года
Анапский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Кравцовой Е.Н.
при секретаре Огневой Т.М.
с участием заявителя Воробьева Н.Г., представителя ТИК «Анапская Сосновой Е.В.. действующей на основании доверенности от 27.04.2015 года, помощника Анапского межрайонного прокурора Никитенко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Воробьева Н.Г. о признании незаконным решения ТИК Анапская,
УСТАНОВИЛ:
Воробьев Н.Г. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения ТИК Анапская от 05.08.2015 № 29/199 «Об отказе в регистрации кандидату в депутаты Совета муниципального образования город-курорт Анапа третьего созыва Н.Г. Воробьеву». В обоснование заявления указал, что представленные им для выдвижения и регистрации документы полностью соответствуют требованиям законодательства, а при извещении его о допущенных при подаче документов недостатков избирательная комиссия не указала, какие из представленных документов оформлены с нарушением требований закона и в чем состоит данное нарушение. Полагает, что ТИК Анапская нарушены нормы пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пунктов 4.12.2, 4.12.4 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11.06.2014 № 235/1486-6.
В судебном заседании Воробьев Н.Г. поддержал заявление, просил удовлетворить и обязать ТИК Анапская зарегистрировать его кандидатом в депутаты Совета МО г.-к. Анапа по Анапскому городскому избирательному округу № 11.
Представитель ТИК Анапская просила в удовлетворении заявления отказать со ссылкой на то, что оспариваемое решение ТИК Анапская принято в пределах ее компетенции и в соответствии с действующим законодательством.
Заслушав лиц, участвующих в деле, и их представителей, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшей в удовлетворении заявления отказать, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Решением Совета МО город-курорт Анапа от 18.06.2015 № 559 "О назначении выборов депутатов Совета МО город-курорт Анапа третьего созыва", опубликованным в газете "Анапское Черноморье" 20.06.2015 № 74 (13563), назначены выборы депутатов Совета МО город-курорт Анапа.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» указанным Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Согласно подпункта «в» пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации.
В соответствии с федеральным законодательством условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию права граждан избирать глав муниципальных образований в Краснодарском крае устанавливается Законом Краснодарского края от 26.12.2005 № 966-КЗ «О муниципальных выборах в Краснодарском крае» (далее – Закон Краснодарского края «О муниципальных выборах…»).
Как видно из материалов дела, заявитель Воробьев Н.Г. 27.07.2015 уведомил ТИК Анапская о своем выдвижении кандидатом в депутаты Совета муниципального образования город-курорт Анапа третьего созыва по Анапскому городскому избирательному округу №11 в порядке выдвижения избирательным объединением – Анапским городским отделением Краснодарского краевого отделения политической партии «КПРФ».
Согласно части 2 статьи 19.1 Закона Краснодарского края «О муниципальных выборах…», выдвижение избирательным объединением кандидата по одномандатному избирательному округу считается поддержанным избирателями и не требует сбора подписей избирателей в случае, если федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, по результатам последних выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации был допущен к распределению депутатских мандатов.
Список политических партий, выдвижение которыми (их региональными отделениями и иными структурными подразделениями) кандидатов считается поддержанным избирателями по результатам выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ шестого созыва и не требует сбора подписей избирателей утвержден постановлением ЦИК РФ от 13.05.2014 № 230/1468-6. Политическая партия «КПРФ» включена в указанный список, следовательно, при выдвижении ею либо ее структурными подразделениями, признаваемыми в соответствии с законодательством избирательными объединениями на соответствующих выборах, кандидатов сбора подписей не требует.
Решением ТИК Анапская от 01.08.2015 № 24/130 «Об извещении кандидата в депутаты Совета муниципального образования город-курорт Анапа третьего созыва Н.Г. Воробьева» Воробьев Н.Г. в соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях…» и частью 1.1 статьи 23 Закона Краснодарского края «О муниципальных выборах…» был уведомлен о выявлении в представленных документах несоблюдения требований закона к оформлению документов, представленных им для выдвижения и регистрации. Территориальной избирательной комиссией Анапская было выявлено:
- несоблюдение требований к оформлению сведений о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению №1 к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
- несоответствие требований закона к оформлению уведомления, выраженное в отсутствии наименования избирательного округа;
- несоблюдение требований закона к оформлению заявления, выраженное в отсутствии сведений, предусмотренных ч. 2 ст. 19 Закона Краснодарского края.
Кандидат был уведомлен избирательной комиссией о том, что заседание территориальной избирательной комиссии Анапская по вопросу принятия решения о регистрации либо отказе в регистрации состоится в ТИК Анапская 05.08.2015 в 17.00 по месту нахождения комиссии (г. Анапа, ул. Крымская, 99, каб. 304).
В установленный частью 1.1 статьи 23 Закона Краснодарского края «О муниципальных выборах…» срок от кандидата Воробьева Н.Г. поступило заявление от 03.08.2015 года о замене ранее представленных документов: уведомление о своем выдвижении, заявления о согласии баллотироваться и сведения о размере и источниках дохода.
В соответствии с пунктом 1.1. статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях…» и частью 1.1. статьи 23 Закона Краснодарского края «О муниципальных выборах…» не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и представленные в соответствии с частями 2 и 4 статьи 19 Закона Краснодарского края «О муниципальных выборах…», а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. Не могут быть внесены уточнения и дополнения в документ, не представленный в соответствующую избирательную комиссию в установленные частью 1 статьи 21 Закона Краснодарского края «О муниципальных выборах…» сроки для представления документов о выдвижении и на регистрацию, которая рассматривает вопрос о регистрации кандидата.
Таким образом, на момент принятия оспариваемого заявителем решения территориальная избирательная комиссия Анапская обязана была принять во внимание документы, представленные Воробьевым Н.Г. в порядке замены ранее представленных документов, оформленных с нарушением закона, а не документы, представленные им до замены, о нарушениях в оформлении которых кандидат извещен.
При принятии оспариваемого решения ТИК Анапская установила, что недостатки в оформлении документов, о наличии которых был извещен заявитель, устранены частично: предоставлено заявление о согласии баллотироваться, содержащее предусмотренные ч. 2 ст. 19 Закона Краснодарского края «О муниципальных выборах…» сведения о кандидате, также кандидатом предоставлено уведомление, подготовленное по форме приложения № 2 к Закону Краснодарского края. Однако замечание о несоблюдении требований к оформлению сведений о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах устранено не было. Избирательная комиссия пришла к выводу о том, что по состоянию на день, предшествующий дню заседания территориальной избирательной комиссии Анапская, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата Воробьева Н.Г., среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, имеются документы, оформленные с нарушением требований Закона Краснодарского края «О муниципальных выборах…».
Согласно части 4 статьи 19 Закона Краснодарского края форма сведений о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах утверждена приложением № 1 к Федеральному закону «Об основных гарантиях…».
Приложение № 1 к Федеральному закону «Об основных гарантиях…» после принятия данного Федерального закона изменялось пунктом 79 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации» (опубликован: Собрание законодательства РФ. 2005. № 30 (ч. 1). Ст. 3104) путем изложения приложения в новой редакции.
Пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 02.05.2012 № 40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"» (опубликован: Собрание законодательства РФ. 2012. № 19. Ст. 2274) в приложение № 1 к Федеральному закону «Об основных гарантиях…» были внесены следующие изменения:
а) слова "(супругу кандидата)" заменены словами "(супругу и несовершеннолетним детям)", слова "(доходов моего супруга)" заменить словами "(доходов моих супруга и несовершеннолетних детей)", слова "(моему супругу)" заменены словами "(моим супругу и несовершеннолетним детям)";
б) сноска <1> изложить в следующей редакции:
"<1> Сведения о размере и об источниках доходов и имуществе супруга и несовершеннолетних детей кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) указываются в соответствии с законом. В отношении несовершеннолетних детей указанные сведения представляются отдельно на каждого ребенка.".
Таким образом, изменения Федерального закона «Об основных гарантиях…» в части изменений формы представления сведений о размере и источниках доходов кандидата, установленной приложением № 1 к указанному Закону, вступили в силу и распространяются на правоотношения, связанные с представлением данных сведений в территориальную избирательную комиссию Анапская заявителем.
Как видно из представленных в порядке замены сведений о размере и об источниках доходов кандидата Воробьева Н.Г., а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах, они по форме не соответствуют форме приложения № 1 к Федеральному закону «Об основных гарантиях…».
Согласно пункту 3.1 части 2 статьи 74 Закона Краснодарского края наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Закона Краснодарского края, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Доводы заявителя о том, что ТИК Анапская не уведомила его о том, какие именно нарушения им допущены при представлении документов для выдвижения и регистрации, опровергаются как самим текстом уведомления, утвержденного решением территориальной избирательной комиссии Анапская от 01.08.2015 № 24/130, в котором прямо указано необходимости представления кандидатом сведений о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах, по форме не соответствуют форме приложения № 1 к Федеральному закону «Об основных гарантиях…», так и действиями заявителя, который в дальнейшем указанные сведения заявлением от 03.08.2015 заменил. При этом суд учитывает, что при представлении каких-либо документов в порядке замены в срок меньший, чем три дня до дня рассмотрения вопроса о регистрации кандидата, избирательная комиссия не может уведомить кандидата о допущенных нарушениях в установленные законодательством сроки в связи с их истечением и обязана при принятии решения о регистрации (отказе в регистрации) рассматривать документы, поступившие от кандидатов в порядке замены документов.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение принято территориальной избирательной комиссией Анапская в пределах ее компетенции и в соответствии с действующим законодательством, прав и законных интересов заявителя при принятии оспариваемого решения избирательной комиссией не нарушено.
В соответствии с частью 2 статьи 261 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.
Руководствуясь статьями 195-199, 261 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Воробьева Н.Г. о признании незаконным решения ТИК Анапская – ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в 5-дневный срок в Краснодарский краевой суд через Анапский городской суд.
Председательствующий: