Решение по делу № 21-369/2020 от 16.10.2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, д. 51,

г. Улан-Удэ, 670000

тел/факс: 8 (3012) 21-44-62,

E-mail: vs.bur@sudrf.ru

Официальный сайт: http://vs.bur.sudrf.ru/

судья Кузубова Н.А.

дело № 21-369

                                         поступило 16 октября 2020 года

УИД04RS0021-01-2020-003222-51

Р Е Ш Е Н И Е

17 ноября 2020 года                                                                  г. Улан-Удэ

Верховный Суд Республики Бурятия в составе судьи Булгытовой С.В.

при секретаре Долонове Ц.-Н.Б.

рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко»,

У С Т А Н О В И Л:

1. Постановлением заместителя руководителя территориального органа Росздравнадзора по Республике Бурятия Полхоновой В.Э. от 2 июля 2020 года № 25 ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко» (далее – больница) привлечено к административной ответственности по части 21 статьи 19.5 КоАП РФ и подвергнуто административному штрафу в размере 30 000 рублей.

Республиканская больница обжаловала постановление в районный суд.

Решением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 8 сентября 2020 года постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.

Должностное лицо Полхонова В.Э. подала жалобу на решение районного суда в вышестоящий суд.

В заседании вышестоящего суда представитель ТО Росздравнадзора по Республике Бурятия Цыремпилов А.А.    поддержал доводы жалобы, представитель больницы Пинтаева И.И. возражала против удовлетворения жалобы.

2. Рассмотрев дело, вышестоящий суд не находит оснований к отмене решения районного суда.

Согласно части 21 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания, решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Из постановления должностного лица следует, что в апреле 2020 года ТО Росздравнадзора по Республике Бурятия проведена внеплановая документарно-выездная проверка в отношении республиканской больницы.

По результатам проверки в адрес больницы вынесено предписание № 44 от 24 апреля 2020 года.

Согласно пункту 1 предписания в больнице отсутствует необходимый запас средств индивидуальной защиты в структурных подразделениях больницы по адресам: г. Улан-Удэ, ул. Солнечная, 4а и г. Улан-Удэ,                        ул. Пирогова, 30а. Нарушение предписано устранить в срок до 12 мая 2020 года.

Согласно пункту 2 предписания в структурном подразделении по                  ул. Солнечная, 4а отсутствует необходимое количество масок для неинвазивной вентиляции, в структурном подразделении по                                    ул. Пирогова, 30а отсутствует необходимое количество увлажнителей воздуха. Нарушение предписано устранить в срок до 12 мая 2020 года.

В период с 19 мая по 16 июня 2020 года комиссия ТО Росздравнадзора по Республике Бурятия проверила исполнение предписания и пришла к выводу, что пункт 1 предписания не исполнен в части обеспечения запаса респираторов.

Действия больницы образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 21 статьи 19.5 КоАП РФ.

В жалобе на постановление, поданной в районный суд, больница указала на несогласие с тем, что не выполнен пункт 1 предписания.

Отменяя постановление о назначении больнице административного наказания, районный суд указал, что на момент проверки суточный запас респираторов в структурных подразделениях имелся в необходимом объеме. Также суд сослался на то, что 23 апреля 2020 года больницей заключен договор на поставку средств индивидуальной защиты в количестве 7 000 штук в течение 60 рабочих дней с даты получения авансового платежа. Поставка по договору началась в июне 2020 года. В связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой в стране и резким повышением спроса на средства индивидуальной защиты больница не могла исполнить предписание по независящим от нее обстоятельствам.

В жалобе на решение районного суда должностное лицо указывает, что предписание было исполнимым. Документы, подтверждающие, что в период с 24 апреля по 12 мая 2020 года больница проводила конкретные мероприятия, направленные на исполнение предписания, не представлены. С ходатайством о продлении срока исполнения предписания больница не обращалась. На момент вынесения предписания не имелось ограничений в части, касающейся осуществления оптовой и розничной торговли медицинскими изделиями.

Вышестоящий суд считает, что решение районного суда является правильным, а доводы жалобы должностного лица не могут служить основанием к его отмене.

19 марта 2020 года Министерством здравоохранения РФ издан приказ № 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19».

Этим приказом утверждены, в том числе:

основные принципы организации медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в медицинских организациях и их структурных подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях согласно приложению № 5;

минимальные требования к осуществлению медицинской деятельности, направленной на профилактику, диагностику и лечение новой коронавирусной инфекции COVID-19, согласно приложению № 10.

В соответствии с пунктом 2.1 приложения № 5 руководителям медицинских организаций предписано обеспечить наличие запаса необходимых расходных материалов для отбора биологического материала для проведения лабораторных исследований, дезинфекционных средств и средств индивидуальной защиты (очки, одноразовые перчатки, респиратор соответствующего класса защиты, противочумный костюм 1 типа или одноразовый халат, бахилы), обеспечение медицинскими изделиями, в том числе пульсоксиметрами, аппаратами искусственной вентиляции легких.

Из пункта 17 приложения № 10 следует, что медицинские и иные работники структурного подразделения медицинской организации для лечения COVID-19 обеспечиваются средствами индивидуальной защиты (очки, одноразовые перчатки, респиратор, противочумный костюм 1 типа или одноразовый халат, бахилы) исходя из расчета суточной потребности по следующей формуле:

СПСИЗ = (2,5 x кМРС) + 15% кАХЧ,

где:

СПСИЗ - суточная потребность в средствах индивидуальной защиты, ед.;

кМРС - количество медицинских работников в смену, чел.;

кАХЧ - количество работников административно-хозяйственной части, чел.

В пункте 1 предписания от 24 апреля 2020 года дословно указано следующее: в нарушение п. 2.1 приложения № 5 приказа Министерства здравоохранения РФ от 19 марта 2020 г. № 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19» в ГАУЗ «РКБ им. Н.А.Семашко» отсутствует необходимый запас средств индивидуальной защиты в структурных подразделениях ГАУЗ «РКБ им. Н.А.Семашко», оказывающих медицинскую помощь при COVID-19, по адресам: ул. Солнечная, д. 4А (на 88 коек): респираторы соответствующего класса защиты, противочумные костюмы 1 типа или одноразовые халаты, бахилы; по ул. Пирогова, д. 30А (на 40 коек): перчатки, шапочки, респираторы соответствующего класса защиты, противочумные костюмы 1 типа или одноразовые халаты, рассчитываемый, исходя из суточной потребности, определяемой по формуле, указанной в                 п. 17 приложения № 10 приказа № 198н.

Срок устранения нарушения установлен до 12 мая 2020 года.

В пункте 2.1 приложения № 5 к приказу № 198н Министерства здравоохранения РФ не указано, сколько должен составлять необходимый запас средств индивидуальной защиты в медицинской организации.

В предписании ТО Росздравнадзора по Республике Бурятия конкретные цифры, который должен составлять необходимый запас (количество штук или на сколько дней), не приведены.

Из акта проверки № 163 от 16 июня 2020 года, составленного сотрудниками ТО Росздравнадзора по Республике Бурятия, следует, что в ходе проверки выполнения предписания от 24 апреля 2020 года установлено, что в структурных подразделениях больницы наблюдается необеспеченность в полном объеме в респираторах (типа FFP). В период с 3 апреля по 29 мая 2020 года медицинская организация должна была обеспечить работников респираторами в количестве 10 032 штук по структурному подразделению на ул. Солнечная, 4А и 7 980 штук по структурному подразделению на ул. Пирогова, 30А.

Этот акт послужил основанием к составлению в отношении больницы протокола об административном правонарушении.

Однако в предписании от 24 апреля 2020 года нет указания на то, что к 12 мая 2020 года больница должна обеспечить запас средств индивидуальной защиты на период от 3 апреля по 29 мая 2020 года.

Часть 21 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусматривает, что в случае, если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного органом государственного контроля (надзора) и (или) органом муниципального контроля предписания.

По смыслу пункта 1 предписания в срок до 12 мая 2020 года в структурных подразделениях больницы должен быть создан необходимый (без конкретных цифр) запас средств индивидуальной защиты.

В акте проверки от 16 июня 2020 года указано, что в соответствии с таблицей, представленной медицинской организацией, работники обеспечивались респираторами (типа FFP) в количестве 3 815 штук (структурное подразделение на ул. Солнечная, 4а) и 2 706 штук (структурное подразделение на ул. Пирогова, 30а).

При этом из акта не ясно, на какую дату в больнице имелся такой запас респираторов.

Таблица, о которой идет речь в акте, должностным лицом, рассматривавшим дело, не истребована и не изучена.

Это обстоятельство дало районному суду право истолковать приведенные цифры в пользу больницы как свидетельствующие о наличии суточного запаса респираторов на момент проверки.

Из статьи 1.5 КоАП РФ следует, что:

лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1);

лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье (часть 3);

неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4).

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения            по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности – презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

Факт неисполнения больницей предписания не может считаться доказанным, поскольку пункт 1 предписания не содержал указания на то, что запас средств индивидуальной защиты должен быть обеспечен на период с 3 апреля по 29 мая 2020 года, а сведений об отсутствии в больнице запаса респираторов по состоянию на 12 мая 2020 года в акте проверки нет.

При таких обстоятельствах районный суд правомерно отменил постановление и прекратил производство по делу.

Кроме того, имеется еще одно самостоятельное основание для отказа в удовлетворении жалобы должностного лица.

Срок привлечения к административной ответственности по части 21 статьи 19.5 КоАП РФ составляет два месяца. В данном случае он определяется датой проверки, проведенной в целях контроля исполнения предписания с 19 мая по16 июня 2020 года.

В настоящее время этот срок истек.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.

Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации истечение сроков давности привлечения к административной ответственности на время рассмотрения жалобы должностного лица на решение судьи районного суда, отменившего вынесенное им постановление, является обстоятельством, исключающим возможность повторного рассмотрения дела судьей районного суда (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года, вопрос № 6).

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 КоАП РФ, вышестоящий суд

Р Е Ш И Л:

Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 8 сентября 2020 года оставить без изменения, жалобу должностного лица – без удовлетворения.

Судья                                                                                    С.В. Булгытова

21-369/2020

Категория:
Административные
Ответчики
ГАУЗ "РКБ им. Н.А. Семашко"
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Базаров Виктор Нанзытович
Статьи

12.8

Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
19.10.2020Материалы переданы в производство судье
03.11.2020Судебное заседание
03.11.2020Материалы переданы в производство судье
17.11.2020Судебное заседание
17.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее