Дело № Э2- 89/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 25 апреля 2018 года
Поныровский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Шубиной Е.В.,
при секретаре Дудиной Н.Ф.,
с участием представителя истца Григорьева П.В. – Каюн В.Д., действующего на основании доверенности серии <адрес>2 от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенной нотариусом Орловского нотариального округа <адрес>,
рассмотрев гражданское дело по иску
ГРИГОРЬЕВА Павла Владимировича к ТАГАНЦЕВОЙ Наталье Викторовне о государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество,
у с т а н о в и л:
Истец Григорьев П.В. обратился в суд с иском к ответчику Таганцевой Н.В. о государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи, заключенному с ФИО6, он приобрел в собственность1/49 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 3054000 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты> из земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, местоположением: <адрес>, относительно ориентира в границах Брусовского кадастрового блока, СХПК «Восход», расположенного в границах участка по цене 47 000 руб. Непосредственно после заключения договора купли-продажи регистрация перехода права на земельный участок произведена не была. В настоящее время зарегистрировать переход права общей долевой собственности оказалось невозможным в связи со смертью ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ
Наследником ФИО6 является ее дочь, ответчик по делу, Таганцева Н.В.
Истец, желая произвести государственную регистрацию совершенной сделки, обратился к ответчику с требованием осуществить государственную регистрацию перехода права собственности, однако его требование оставлено Тяганцевой Н.В. без ответа.
В судебное заседание истец Григорьев П.В., своевременно и надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела извещённый, не явился, предоставил суду письменное ходатайство о рассмотрении дела в своё отсутствие с участием представителя, исковые требования поддержал.
В судебном заседании представитель истца Каюн В.Д., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности, заявленные исковые требования поддержал.
В судебное заседание ответчик Таганцева Н.В., своевременно и надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, извещённая не явилась, обратилась к суду с ходатайством о рассмотрении дела в свое отсутствие, исковые требования признала.
В судебное заседание представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, извещен судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства не явился, не заявлял ходатайств о рассмотрении дела в свое отсутствие либо об отложении судебного разбирательства.
Руководствуясь ч.ч. 3, 5 ст.167 ГПК РФ, суд определил неявку представителя третьего лица признать неуважительной, заявленное ответчиком ходатайство удовлетворить, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Выслушав объяснения представителя истца Каюн В.Д., исследовав материалы дела, суд считает заявленные Григорьевым П.В. исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключение договора.
В соответствии с ч. 2ст. 218 ГК РФправо собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно ст. 425 ГК РФ, договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Согласно абз.2 п.1 ст.556 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче.
Согласно ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно п. 3 ст. 551 ГК РФ, случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности.
В силу статьи 17 ГПК РФ гражданская правоспособность, то есть способность иметь гражданские права и нести обязанности, возникает в момент рождения человека и прекращается с его смертью.
В соответствии с ч. 2 ст. 218 ГК РФв случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 1111 ГК РФ наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
В силу ст.1113 ГК РФ, днём открытия наследства является день смерти гражданина.
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (п. 1 ст. 1153 ГК РФ).
В п. 1 ст. 1110 ГК РФ закреплено, что при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил названного Кодекса не следует иное.
Согласно пункту 1 статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению сторон договора при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Как разъяснено в пп.61,62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если одна из сторон договора купли-продажи недвижимого имущества уклоняется от совершений действий по государственной регистрации перехода права собственности на это имущество, другая сторона вправе обратиться к этой стороне с иском о государственной регистрации перехода права собственности (пункт 3 статьи 551 ГК РФ). Иск покупателя о государственной регистрации перехода права подлежит удовлетворению при условии исполнения обязательства продавца по передаче имущества. На основании статей 58, 1110 и 1112 ГК РФ обязанности продавца по договору купли-продажи переходят к его универсальным правопреемникам. Поэтому покупатель недвижимого имущества вправе обратиться с иском о государственной регистрации и перехода права собственности ( статья 551 ГК РФ) к наследникам или иным универсальным правопреемникам продавца. Покупатель недвижимого имущества, которому было передано владение во исполнение договора купли-продажи, вправе обратиться за регистрацией перехода права собственности. Рассматривая такое требование покупателя, суд проверяет исполнение продавцом обязанности по передаче и исполнение покупателем обязанности по оплате. Если единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю является отсутствие продавца, суд удовлетворяет соответствующее требование покупателя. В резолютивной части решения суд обязывает государственного регистратора совершить действия по государственной регистрации перехода права собственности.
В судебном заседании установлено, ДД.ММ.ГГГГ между Григорьевым П.В. и ФИО6 заключен договор купли-продажи 1/49 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 3054000 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты> из земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, местоположением: <адрес>, относительно ориентира в границах Брусовского кадастрового блока, СХПК «Восход», расположенного в границах участка.
Во исполнение условий заключённого договора ФИО6 предоставила в собственность Григорьеву П.В. земельную долю, Григорьев П.В. оплатил ФИО6 оговоренную в договоре ее цену - 47 000 руб.
С момента приобретения объекта недвижимости и по настоящее время истец является его владельцем.
За государственной регистрацией перехода права собственности в регистрирующий орган стороны не обращались.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 умерла.
Наследником первой очереди по закону к имуществу умершей является ответчик Тяганцева Н.В., которой ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Поныровского нотариального округа <адрес> выданы свидетельства о праве на наследство, в состав которого спорная земельная доля не включена.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику, как к правопреемнику умершего продавца, с письменным требованием о государственной регистрации перехода права собственности на земельные доли, от чего Тяганцева Н.В. уклонилась.
Данные обстоятельства подтверждаются как объяснениями представителя истца, так и исследованным в судебном заседании доказательствами:
- свидетельством о государственной регистрации права от 6 февраля серии №, согласно которому ФИО6 праве общей долевой собственности принадлежит 1/49 доли земельного участка общей площадью 3054000 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположением: <адрес>, относительно ориентира в границах Брусовского кадастрового блока, СХПК «Восход», расположенного в границах участка;
- договором купли-продажи земельной доли, заключённым ДД.ММ.ГГГГ между ФИО6 и Григорьевым П.В.;
- расходно - кассовым ордером по выплате Григорьевым П.В. ФИО6 денежных средств в размере 47 000 руб., что подтверждено ДД.ММ.ГГГГ личной подписью ФИО6 ;
- уведомлением, направленным ДД.ММ.ГГГГ Григорьевым П.В. в адрес ФИО6 о необходимости провести регистрацию перехода права собственности в установленном законом порядке с просьбой в течение 10 суток с момента получения уведомления осуществить действия по государственной регистрации перехода права на земельную долю по договору купли-продажи путем совместного обращения в регистрирующий орган ;
- материалами наследственного дела № к имуществу умершей ФИО6, в том числе заявлениями Тяганцевой Н.В. о принятии наследства, свидетельствами № о праве наследника Тяганцевой Н.В. на наследство по закону;
- уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ, направленным Тяганцевой Н.В. Григорьевым П.В. о необходимости осуществления действий по государственной регистрации перехода права общей долевой собственности.
С учетом установленных обстоятельств и вышеприведенных норм права, вышеизложенные доказательства суд признает достоверными, достаточными, взаимосвязанными друг с другом и в суде ничем не опровергнутыми, полученными в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
При разрешении заявленного истцом требования суд учитывает, что исходя из вышеприведённых норм и разъяснений, данных Верховным Судом РФ, в предмет доказывания по иску о государственной регистрации права собственности включаются факт заключения между истцом и ответчиком законной сделки, предполагающей переход права собственности к истцу, фактическое исполнение сторонами данной сделки и уклонение ответчика от государственной регистрации перехода права собственности.
Анализируя договор купли-продажи земельных долей, суд считает, что данная сделка совершена в надлежащей форме, поскольку в соответствии сост. 550 ГК РФ договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.
Договор купли-продажи совершен в надлежащей форме, соответствует положениям ст.550-554 ГК РФ, ст.12 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», исходя из наличия воли сторон на заключение и исполнение этой сделки, не оспорен, не признан недействительным.
Обязанности по исполнению договора сторонами исполнены.
После совершения сделки об отчуждении недвижимости в надлежащей форме стороны связаны обязательством не уклоняться от ее регистрации.
Поскольку гражданская правоспособность продавца ФИО6 прекращена в связи с ее смертью, обязанности продавца по договору купли-продажи перешли к его универсальному правопреемнику Таганцевой Н.В., принявшей наследство умершей матери, и уклоняющейся от регистрации сделки,
заявленные истцом Григорьевым П.В. требования к ответчику Таганцевой Н.В. о государственной регистрации перехода права собственности судом признаются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л
исковые требования Григорьева Павла Владимировича удовлетворить.
Произвести государственную регистрацию перехода права собственности на 1/49 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 3054000 кв.м. кадастровым номером <данные изъяты> из земель сельскохозяйственного наказания, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, местоположением: <адрес>, относительно ориентира в границах Брусовского кадастрового блока, СХПК «Восход», расположенного в границах участка
согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключённому между продавцом ФИО6 и покупателем Григорьевым П.В.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Курского областного суда через Поныровский райсуд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья :