Решение по делу № 2-2215/2018 от 05.03.2018

№ 2-2215/2018

Решение

Именем Российской Федерации

г. Гатчина 29 мая 2018

Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:

Председательствующего судьи Лобанева Е.В.,

при секретаре Юрченко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Городской информационно-расчетный центр» к Орловой Татьяне Николаевне о взыскании незаконно полученной ежемесячной социальной выплаты,

установил:

Истец обратился в суд с иском к ответчику с требованиями о взыскании незаконно полученной меры социальной поддержки в виде денежной выплаты в размере 80407, 08 руб. В обоснование иска указав, что Орловой Т.Н. в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 24.11.2004 года № 589-79, Законом Санкт-Петербурга от 22.11.2011г № 728-132 была назначена мера социальной поддержки в виде льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. В *** при обработке справки о регистрации стало известно о снятии ответчицы с регистрационного учета по месту жительства в г. Санкт-Петербурге, после чего в бухгалтерию СПб ГКУ «ГИРЦ» из администрации Кировского района Санкт-Петербурга Красносельского района поступило распоряжение о прекращении выплат ЕДВ и ЖКУ с *** по причине снятия Орловой Т.Н. с регистрационного учета по месту жительств в Санкт-Петербурге с ***, в результате чего образовалась переплата ЕДВ за период с *** по *** в сумме 32360, 20 руб. По запросу истца из постового отделения от *** поступил возврат денежных средств в сумме 707 руб., с учетом возвращенных средств переплата составила 31653, 20 руб. Переплата ЖКУ за период с *** по *** соствляет 48753, 88 руб. Общая сумма переплаты по двум видам выплат составила 80407, 08руб. Ответчица утратила право на получение ЕДВ и ЖКУ из бюджета Санкт-Петербурга, в связи со снятием с регистрационного учета в Санкт-Петербургу и своевременно не сообщила о наступлении обязательств влияющих на прекращение данной выплаты.

Представитель истца на удовлетворении иска настаивал, дело просил рассмотреть в его отсутствие.

Ответчица – Орлова Т.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, просила применить срок исковой давности.

Представитель 3 лица – администрации Кировского района СПб в судебное заседание не явился, надлежащим образом был уведомлен о дате, месте и времени проведения судебного заседания, письменных ходатайств об отложении дела и возражений по заявленным требованиям не представил.

Суд, выслушав мнение ответчика, изучив материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно статье 1 Закона Санкт-Петербурга от 24.11.2004 N 589-79 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге", действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений (утратил силу с 01.01.2015г в связи с принятием Закона Санкт-Петербурга от 22.11.2011 N 728-132), меры социальной поддержки за счет средств бюджета Санкт-Петербурга устанавливаются с 1 января 2005 года для отдельных категорий граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Санкт-Петербурге, и для граждан без определенного места жительства, в частности, для ветеранов труда и пенсионеров.

Статьей 2 вышеназванного Закона предусматривалось, что социальная поддержка за счет средств бюджета Санкт-Петербурга указанных категорий граждан, предоставляется в числе прочего, в виде ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), ежемесячной социальной выплаты (ЕСВ), оплаты коммунальных услуг (ЖКУ).

Ежемесячная денежная выплата, дополнительная ежемесячная денежная выплата и ежемесячная социальная выплата устанавливаются и выплачиваются в порядке, определяемом Правительством Санкт-Петербурга (статья 9 Закона № 589-79).

Порядок предоставления указанных выплат установлен Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2004 N 2085 "О предоставлении ежемесячной денежной, дополнительной ежемесячной денежной и ежемесячной социальной выплат отдельным категориям граждан в Санкт-Петербурге".

Порядок (в редакции от 29.12.2004) предусматривал, что ветеранам труда и пенсионерам ЕДВ назначалась в соответствии с данными Санкт-Петербургского государственного учреждения "Городской центр по начислению и выплате пенсий и пособий", по месту жительства гражданина.

Центр на основании сверки базы данных граждан, имеющих право на назначение денежной выплаты в соответствии с Законом Санкт-Петербурга, с информацией, полученной из отделения Пенсионного фонда о гражданах, проживающих в Санкт-Петербурге, являющихся получателями денежной выплаты в соответствии с федеральным законодательством, осуществляет оформление документов и производит расчет средств, необходимых для предоставления денежной выплаты, и передает соответствующую информацию в Комитет.

Выплата назначенной денежной выплаты производится в адрес гражданина по месту получения им пенсии в соответствии с информацией, указанной в заявлении гражданина.

Социальная выплата (ЕСВ) назначается на основании данных отдела социальной защиты населения администрации района Санкт-Петербурга (далее - отдел), где гражданин зарегистрирован постоянно по месту жительства.

Решение о назначении социальной выплаты направляется отделом в Санкт-Петербургское государственное учреждение "Городской центр по начислению и выплате пенсий и пособий".

Таким образом, указанный порядок предусматривал возможность автоматизированного назначения социальных выплат, без подачи заявления гражданином.

Ныне действующая редакция (от 01.06.2012) Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2004 N 2085, утвердившего Порядок предоставления ЕДВ и ЕСВ, содержит положение о необходимости подачи соответствующего заявления, форма которого предусматривает извещение лица, обратившегося за подобной выплатой, о наличии обязанности сообщить в течение 10 дней об обстоятельствах, влекущих прекращение предоставления социальных выплат.

Из указанного документа также следует, что при наступлении обстоятельств, влекущих прекращение предоставления ежемесячной денежной выплаты, гражданин обязан в течение десяти рабочих дней в письменном виде сообщить об этих обстоятельствах в администрацию района.

В случае установления факта излишнего перечисления ежемесячной денежной выплаты администрация района организует работу по возврату гражданином в добровольном порядке в бюджет Санкт-Петербурга излишне выплаченных сумм, в случае отказа гражданина - в порядке, установленном действующим законодательством.

Согласно статье 4 Закона Санкт-Петербурга от 21.05.2009 N 228-45 "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге", гражданину, имеющему право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Санкт-Петербурга, предоставляется денежная выплата по выбору гражданина по одному из оснований, указанных в статье 3 настоящего Закона Санкт-Петербурга.

Порядок предоставления денежных выплат в части, не урегулированной настоящим Законом Санкт-Петербурга, определяется Правительством Санкт-Петербурга.

В соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11.11.2009 N 1258 "О реализации Закона Санкт-Петербурга "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге" (в редакции от 11.11.2009, далее Порядок), в целях предоставления денежных выплат гражданин или его представитель представляет в администрацию района Санкт-Петербурга по месту жительства заявление о предоставлении денежной выплаты по форме, утверждаемой Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга, и документы для принятия решения о предоставлении гражданину денежных выплат и расчета размера денежных выплат в соответствии с перечнем, утверждаемым Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга.

Согласно пункту 2.8 Порядка, граждане обязаны извещать администрацию района Санкт-Петербурга об обстоятельствах, влекущих прекращение предоставления денежных выплат или изменение размера денежных выплат в течение 1 месяца со дня наступления указанных обстоятельств.

Предоставление денежных выплат прекращается на основании решения администрации района Санкт-Петербурга с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, вследствие которых гражданином утрачено право на денежную выплату (пункт 2.9 Порядка).

Граждане, которые не известили администрацию района Санкт-Петербурга об обстоятельствах, влекущих прекращение предоставления денежных выплат или изменение размера денежных выплат в срок, указанный в п. 2.8 настоящего Положения, обязаны возвратить необоснованно полученные денежные средства.

В случае установления факта необоснованной либо излишней выплаты денежных выплат по вине гражданина администрацией района Санкт-Петербурга принимается решение об удержании необоснованно либо излишне выплаченных денежных выплат (далее - решение об удержании

В случае отказа от возврата необоснованно либо излишне полученных денежных выплат они подлежат зачислению в счет будущих денежных выплат при наличии права гражданина на получение денежных выплат либо взыскиваются в судебном порядке (пункт 2.11 Порядка).

Как следует из материалов дела, Орлова Татьяна Николаевна, *** года рождения, в период с *** по *** была зарегистрирована по адресу: ***. В период с *** по *** была зарегистрирована по адресу: ***. Снята с регистрационного учета по личному заявлению по адресу: ***. В настоящее время зарегистрирована по месту жительства по адресу: ***.

С *** ответчице, как ветерану труда, на основании сведений, содержащихся в базе данных граждан электронного социального регистра населения, имеющих право на выплаты, автоматизировано была назначена ЕДВ, а также с *** в аналогичном порядке Орловой Т.Н. была назначена льгота по оплате ЖКУ.

С *** года указанные социальные выплаты прекращены, поскольку поступила информация о снятии ответчицы с регистрационного учета в Санкт-Петербурге в связи с переездом в ***.

В связи с прекращением выплат, образовалась переплата: ЕДВ - за период с *** по *** – в сумме 31653, 20 руб., ЖКУ – за период с *** по *** – в сумме 48753, 88 руб., общая сумма составила 80407, 08 руб.

В соответствии с Законом РФ от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» назначение, перерасчет размеров и выплата пенсии производится органом осуществляющим пенсионное обеспечение по месту жительства лица, обратившегося за пенсией.

В силу ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано вернуть последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество, за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 Гражданского кодекса РФ.

Статьей 1109 ГК РФ предусмотрено, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Положения подп.3 ст. 1109 ГК Российской Федерации, направлены на защиту имущественных прав граждан и в качестве такового служат реализации предписаний статей 17 (часть 3), 35, 46 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Применительно к изложенному, возможность удержания излишне выплаченных ЕДВ и ЖКУ связана с фактом злоупотребления со стороны ответчика или счетной ошибкой.

Из приведенных выше законоположений следует, что обстоятельством, имеющим юридическое значение для правильного рассмотрения данного спора, является наличие недобросовестности получателя неосновательного обогащения и счетной ошибки, обязанность доказывания которых возложена на истца.

Исходя из положений ч.3 ст. 10 ГК РФ, добросовестность гражданина в данном случае резюмируется, и на лице, требующем возврата неосновательного обогащения, в силу положений ст. 56 ГПК РФ, лежит обязанность доказать факт недобросовестности ответчика.

Судом не установлено, а истцом не представлено доказательств недобросовестности в действиях ответчицы при получении в период с *** года по *** года компенсационных выплат. Никаких обязательств по отдельному извещению истца о смене места жительства ответчица на себя не принимала. Такая информация для истца является доступной. Кроме того ответчица просит отказать в иске, в связи с пропуском срока исковой давности.

В силу п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Пунктом 2 ст. 199 ГК РФ установлено, что исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Согласно п. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Обязательство возникло из социального спора, на которое распространяется установленный ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности.

Со слов истца о своем нарушенном праве он узнал в *** г, ответчица снята с регистрационного учета в г. Санкт-Петербургу с ***.

Судом установлено, что архивная справка Ф-9 (о регистрации) на квартиру, расположенную по адресу: ***, была получена истцом ***г (л.д. ***), следовательно, с указанного времени истец узнал о нарушении прав.

Срок исковой давности истек в *** г. Истец обратился в суд с исковым заявлением ***, т.е. после истечения срока исковой давности, о чем было заявлено стороной ответчика.

При изложенных выше обстоятельствах суд приходит к выводу, что истцом пропущен срок обращения в суд, оснований для восстановления истцу пропущенного срока на подачу искового заявления в суд не усматривается.

Согласно п. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае отказа в иске в связи с признанием неуважительными причин пропуска срока исковой давности или срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда указывается только на установление судом данных обстоятельств.

С учетом изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Городской информационно-расчетный центр» к Орловой Татьяне Николаевне о взыскании незаконно полученной ежемесячной социальной выплаты – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Гатчинского городского суда в течение месяца.

Судья Е.В. Лобанев

Решение составлено ***

2-2215/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
СПБ ГКУ городской информационно-расчетный центр
Ответчики
Орлова Т. Н.
Другие
Администрация Кировского района Санкт-Петербурга
Суд
Гатчинский городской суд Ленинградской области
Судья
Лобанёв Евгений Вячеславович
Дело на странице суда
gatchinsky.lo.sudrf.ru
05.03.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.03.2018Передача материалов судье
07.03.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.03.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.03.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
29.03.2018Предварительное судебное заседание
23.04.2018Предварительное судебное заседание
29.05.2018Судебное заседание
01.06.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.06.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.05.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее