Решение по делу № 33а-3325/2020 от 25.08.2020

Докладчик Орлова И.Н. Дело № 33а-3325/2020

Судья Архипова Н.В. УИД21RS0013-01-2020-005069-90

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 августа 2020 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего Шумилова А.А., судей Орловой И.Н., Голубева А.В., при секретаре судебного заседания Семенове Д.А., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному иску Филиппова Степана Степановича к Муниципальной избирательной комиссии города Чебоксары о признании незаконным решения Муниципальной избирательной комиссии города Чебоксары от 5 августа 2020 года № 40/280 «Об отказе в регистрации Филиппова С.С. кандидатом в депутаты Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 13 в порядке самовыдвижения», поступившее по апелляционной жалобе Филиппова Степана Степановича на решение Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 17 августа 2020 года.

Заслушав доклад судьи Орловой И.Н., судебная коллегия

установила:

решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 23 июня 2020 г. № 2144 на 13 сентября 2020 г. назначены выборы депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов шестого созыва.

6 июля 2020 года Филиппов С.С. уведомил Муниципальную избирательную комиссию города Чебоксары о выдвижении кандидатом в депутаты Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 13.

Решением Муниципальной избирательной комиссии города Чебоксары от 5 августа 2020 года № 40/280 отказано Филиппову Степану Степановичу, выдвинутому в порядке самовыдвижения, в регистрации кандидатом в депутаты Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 13.

Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов от 31 июля 2020 года № 2 из 91 подписи избирателей признаны недействительными 39 подписей, в частности, на подписных листах 1, 13, 16, 17, 18, 23 не оговорено исправление цифры «39» на «38» номера дома проживания кандидата в строке удостоверения подписного листа кандидата (25 подписей избирателей), чем нарушен подпункт «з» пункта 14 статьи 24 Закона Чувашской Республики от 25 ноября 2003 года № 41 «О выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республике» - далее Закон Чувашской Республики № 41; на подписных листах 8, 9 (строки 1, 4) не оговорено исправление цифры «1» на «9» в годе рождения избирателя «1951» и в серии паспорта избирателя «9914» (2 подписи), чем нарушен подпункт «ж» пункта 14 статьи 24 Закона Чувашской Республики № 41; на подписных листах 3 (строка 2), 6 (строка 4), 7 (строка 3), 8 (строки 4,5), 9 (строки 1,3), 10 (строка 1), 11 (строка 5), 14 (строка 4), 19 (строка 5) и 21 (строка 3) не соответствуют действительности сведения об избирателях, чем нарушен подпункт «в» пункта 14 статьи 24 Закона Чувашской Республики № 41 (12 подписей).

Филиппов С.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к Муниципальной избирательной комиссии города Чебоксары о признании незаконным и отмене названного решения Муниципальной избирательной комиссии города Чебоксары, указывая, что оспариваемое решение принято в нарушение подпункта «д» пункта 24 статьи 38, пункта 6.6. статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ), поскольку из 39 подписей признанных недействительными, 32 подписи являются действительными. Истец указывает, что цифру «38» номера своего дома проживания он писал своим почерком без цели исправления (подписные листы 1, 13, 16, 17, 18, 23), в связи с чем, 25 подписей избирателей являются действительными; не оговоренное исправление цифры «1» на «9» в годе рождения ... (подписной лист 8 строка 1) написано почерком ...; избиратель Ипатова Альбина Анатольевна в письменном виде подтвердила соответствие действительности о себе и поставила свою подпись, в связи с чем, не подлежала признанию недействительной подпись в подписном листе 8 строка 5; избиратель ... в письменном заявлении подтвердила соответствие действительности сведений о себе и поставила свою подпись, в связи с чем, в подписном листе 9 строка 1 ее подпись не подлежала признанию недействительной; избиратель ... в письменном заявлении подтвердил соответствие действительности сведений о себе и поставил свою подпись, в связи с чем, в подписном листе 9 строка 4 его подпись не подлежала признанию недействительной; в подписном листе 10 строка 1 присутствует цифра «8» в серии и номере паспорта избирателя ....; в подписном листе 14 строка 4 признаны не соответствующими действительности сведения избирателе ... а именно серия и номер паспорта, однако она в письменном заявлении подтвердила соответствие сведений о себе и поставила свою подпись; в подписном листе 21 строка 3 признаны не соответствующими действительности сведения об избирателе ..., а именно серия и номер паспорта «...», цифра «2» имелась, что может подтвердить проверка МВД РФ. В связи с этим, по мнению административного истца, у Муниципальной избирательной комиссии города Чебоксары отсутствовали основания для вынесения постановления об отказе в регистрации Филиппова С.С. кандидатом.

В судебном заседании суда первой инстанции административный истец Филиппов С.С. поддержал заявленное требование, представитель административного ответчика Муниципальной избирательной комиссии города Чебоксары Иванов Р.Г. возражал относительно заявленного требования, заинтересованное лицо Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики в судебное заседание не направила своего представителя, прокурор Столярова Э.В. полагала оспариваемое решение законным и обоснованным.

Решением Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 17 августа 2020 года в удовлетворении заявленного требования отказано.

В апелляционной жалобе административный истец Филиппов С.С. ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленного административного искового требования. При этом автор жалобы выражая несогласие с выводами суда первой инстанции вновь приводит доводы, послужившие основанием для предъявления иска.

На апелляционную жалобу поступили возражения прокуратуры Чувашской Республики, в которых указано на то, что в рамках рассмотрения дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства и им дана полная оценка в рамках действующего законодательства.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец Филиппов С.С. поддержал доводы апелляционной жалобы, прокурор Овчинникова Н.А. полагала решение законным и обоснованным.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого решения.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом № 67-ФЗ.

В силу ч. 10 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в суд может обратиться кандидат.

Порядок проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления Чувашской Республики регулируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Законом Чувашской Республики от 25 ноября 2003 года № 41 «О выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республике» (далее - Закон Чувашской Республики № 41).

В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Порядок регистрации кандидата предусмотрен ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ.

Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей (п. 3 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ).

По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (п. 6.1 ст. 38 этого же федерального закона).

В п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ установлен перечень оснований отказа в регистрации кандидата, в том числе - недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (пп. «д»).

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона № 67-ФЗ, Закона Чувашской Республики № 41, и исходил из отсутствия оснований для отмены решения Муниципальной избирательной комиссии города Чебоксары от 5 августа 2020 года № 40/280 «Об отказе в регистрации Филиппова С.С. кандидатом в депутаты Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 13 в порядке самовыдвижения».

При этом судом установлено, что для регистрации кандидатом Филипповым С.С. представлена в Муниципальную избирательную комиссию города Чебоксары 91 подпись избирателей, рабочей группой привлечены эксперт ЭКЦ УМВД РФ по г.Чебоксары капитан полиции ... осуществившая проверку всех представленных Филипповым С.С. подписей избирателей, по результатам которой подготовлено заключение по проверке подписных листов от 29 июля 2020 года № 1359, а также начальник Управления по вопросам миграции МВД по Чувашской Республики ... осуществившая проверку сведений, содержащихся в подписных листах согласно представленной таблицы.

По результатам работы рабочей группы общее количество недействительных подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата Филиппова С.С. составило 39, а достоверных и действительных – 52, что недостаточно для регистрации кандидатом.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они согласуются с материалами дела и соответствуют правовым нормам, регулирующим спорные правоотношения.

Пунктом 2 ст. 23 Закона Чувашской Республики № 41 регламентировано, что количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 3 статьи 6 настоящего Закона, а для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей.

Решением Муниципальной избирательной комиссии города Чебоксары от 29 июня 2020 года № 11/20 определено количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидатов в депутаты Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, и максимальное количество подписей избирателей, представляемых для регистрации кандидата, согласно приложению, согласно которому в одномандатном избирательном округе № 13 зарегистрировано 16533 избирателя, соответственно 0,5 процента составляет 83 избирателя.

Согласно п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ недействительными признаются:

- подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (пп. «в»);

- подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, участников референдума (пп. «ж»);

- все подписи избирателей если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей (пп.»з»).

Аналогичные положения содержатся в пп. «в, ж, з» п.14 ст. 24 Закона Чувашской Республики № 41.

Частью 3 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что к проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.

Аналогичные положения предусмотрены п.7 ст. 24 Закона Чувашской Республики № 41.

О порядке проверки подписных листов даны разъяснения и Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в Методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 июня 2012 года № 128/986-6 (далее - Методические рекомендации).

Согласно пункту 3.1 раздела 3 Методических рекомендаций проверка подписных листов осуществляется проверяющим путем последовательного изучения всех содержащихся в них сведений. По результатам проверки подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной. Подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной самостоятельно либо на основании заключения эксперта, либо на основании справки уполномоченного органа.

При выявлении расхождений между персональными данными граждан, содержащимися в подписном листе и в Регистре, либо при отсутствии в Регистре таковых, необходимо направлять запрос в соответствующий территориальный орган ФМС России.

Судом установлено и следует из материалов дела, заключением по проверке подписных листов № 1359 от 29 июля 2020 г., изготовленным экспертом ЭКЦ УМВД РФ по г.Чебоксары капитаном полиции ... в цифровой записи «д.39» в графе «Подписной лист удостоверяю:» на подписных листах под №№ 1, 13, 16, 17, 18 имеется исправление цифры «9» на цифру «8», что изменяет значение записи; в цифровой записи «1151», расположенной в графе «Год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно число и месяц рождения)» и в строке под «№п/п-1» подписного листа № 8 имеется исправление второй цифры «1» на цифру «9», что изменяет значение записи; в столбце «Серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина» и в строке ««№п/п-4» подписного листа №9 имеется исправление первой цифры «1» на цифру «9», что изменяет значение записи. В цифровой записи «д.3..» в графе «Подписной лист удостоверяю:» подписного листа № 23 имеется исправление на цифру «8», что изменяет значение записи. Запись подвергалась дорисовке, установить первоначальное содержание цифры не представляется возможным ввиду значительной обводки последней

По результатам проверочных мероприятий сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей и отображенных в таблице по проверке сведений об избирателях, подготовленной начальником Управления по вопросам миграции МВД по Чувашской Республики ... от 30 июля 2020 года видно, что выявлены следующие нарушения:

1) на подписном листе 3 строка 2 (избиратель ...) неверно указаны серия и номер паспорта;

2) на подписном листе 6 строка 4 (избиратель ...) указан адрес места жительства, не соответствующий месту регистрации;

3) на подписном листе 7 строка 3 (избиратель ...) указан адрес места жительства, не соответствующий месту регистрации;

4) на подписном листе 8 строка 4 (избиратель ...) указаны сведения об избирателе - ФИО, год рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта, однако в МВД по Чувашской Республике таких сведений не имеется;

5)     на подписном листе 8 строка 5 (избиратель ...) неверно указана серия паспорта;

6) на подписном листе 9 строка 3 (избиратель ...) указан адрес места жительства, не соответствующий месту регистрации;

7)     на подписном листе 10 строка 1 (избиратель ...) неверно указана серия паспорта;

8) на подписном листе 11 строка 5 (избиратель ...) указаны сведения об избирателе - ФИО, год рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта, однако в МВД по Чувашской Республике таких сведений не имеется;

9)     на подписном листе 13 строка 1 (избиратель ...) неверно указан номер паспорта;

10) на подписном листе 14 строка 4 (избиратель ...) неверно указан номер паспорта;

11) на подписном листе 17 строка 4 (избиратель ...) неверно указаны сведения об избирателе - ФИО, год рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта, однако в МВД по Чувашской Республике таких сведений не имеется;

12) на подписном листе 19 строка 5 (избиратель ...) неверно указан номер паспорта;

13) на подписном листе 21 строка 3 (избиратель ...) неверно указан номер паспорта.

Повторно оценив названные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, а также сводную ведомость проверки подписных листов, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции правомерно признал, что оспариваемое постановление принято в соответствии с полномочиями Муниципальной избирательной комиссии города Чебоксары, соответствует требованиям нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, а оснований для признания достоверными и действительными спорных 32 подписей избирателей, а именно, в подписном листе 1 (5 подписей), в подписном листе 13 (4 подписи), в подписном листе 16 (4 подписей), в подписном листе 17 (4 подписи), в подписном листе 18 (4 подписи), в подписном листе 18 (4 подписи), в подписном листе 23 (4 подписи), в подписном листе 8 строка 1 (избирателя ....), в подписном листе 8 строка 5 (избирателя ....), в подписном листе 9 строка 1 (избирателя ....), в подписном листе 9 строка 4 (избирателя ....), в подписном листе 10 строка 1 (избирателя ....), в подписном листе 14 строка 4 (избирателя ....), в подписном листе 21 строка 3 (избирателя ....) не имеется на основании пп. «в, ж, з» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ и пп. «в, ж, з» п.14 ст. 24 Закона Чувашской Республики № 41, в связи с чем отсутствовали правовые основания для признания незаконным решения Муниципальной избирательной комиссии города Чебоксары от 5 августа 2020 года № 40/280 «Об отказе в регистрации Филиппова С.С. кандидатом в депутаты Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 13 в порядке самовыдвижения».

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, следовательно, не влекут отмену решения по настоящему делу, при рассмотрении которого судом первой инстанции не допущено нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установил правильно, представленные доказательства оценил в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, предусмотренных ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 177, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 17 августа 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Филиппова Степана Степановича - без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции.

Председательствующий А.А. Шумилов

Судьи: И.Н. Орлова

А.В. Голубев

33а-3325/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Филиппов С.С.
Ответчики
Муниципальная избирательная комиссия г. Чебоксары
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Орлова И.Н.
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
25.08.2020Передача дела судье
28.08.2020Судебное заседание
01.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.09.2020Передано в экспедицию
28.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее