121а
3а-274/2020
УИД 24OS0000-01-2020-000041-47
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Красноярск 26 февраля 2020 года
Красноярский краевой суд в составе:
судьи Красноярского краевого суда Пашковского Д.И.
при секретаре Козиной Е.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Горячева В.Н. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства,
УСТАНОВИЛ:
Горячев В.Н., будучи собственником, обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости помещений с кадастровыми номерами №, расположенных на территории г. Красноярска.
Заявленное требование мотивировано тем, что внесённая в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость вышеназванных объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости, а это влечёт взимание с административного истца экономически необоснованного налога на имущества физических лиц.
Просил восстановить срок на обращение в суд с настоящими требованиями, установить кадастровую стоимость указанного выше недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на соответствующую дату определения кадастровой стоимости:
- для помещения с кадастровым номером № – в размере 4 764 000 руб. по состоянию на 04.09.2013 г.;
- для помещения с кадастровым номером № – в размере 5 723 000 руб. по состоянию на 01.06.2011 г.;
- для помещения с кадастровым номером № – в размере 7 024 000 руб. по состоянию на 17.01.2017 г.;
- для помещения с кадастровым номером № – в размере 26 500 000 руб. по состоянию на 04.03.2019 г.
В судебное заседание административный истец, представители административных ответчиков, заинтересованного лица, не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд посчитал возможным в соответствии с положениями ч. 4 ст. 247 КАС РФ рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы административного дела, Красноярский краевой суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (ч. 3 ст. 245 КАС РФ).
Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Постановлением Правительства Красноярского края от 18.01.2012 N 15-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства Красноярского края, по состоянию на 01.06.2011 г., в том числе, в отношении жилого помещения с кадастровым номером №
Нежилое помещение с кадастровым номером № в перечень объектов, кадастровая стоимость которых утверждена данным постановлением, не вошло, поскольку на момент проведения государственной кадастровой оценки этот объект не был сформирован и учтен в государственном кадастре недвижимости.
Их кадастровая стоимость определена с применением УПКС установленного постановлением Правительства Красноярского края от 18.01.2012 N 15-п и утверждена на основании актов об утверждении кадастровой стоимости №б/н от 02.10.2013 г.
Поскольку Правительством Красноярского края до настоящего времени не утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства Красноярского края, то суд полагает возможным восстановить административному истцу срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вышеназванных объектов недвижимости.
В отношении жилых помещений с кадастровыми номерами № срок обращения в суд с настоящими требованиями об оспаривании кадастровой стоимости не пропущен, поскольку с момента проведения государственной кадастровой оценки данных объектов недвижимости установленный пятилетний срок не прошел.
Их кадастровая стоимость также определена с применением УПКС установленного постановлением Правительства Красноярского края от 18.01.2012 N 15-п.
Разрешая дело по существу, суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Право на оспаривание в суде результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности собственника объекта недвижимости, закреплено в ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности.
В соответствии со ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно п.1 ст. 402 НК РФ, налоговая база по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 1 Закона Красноярского края от 01.11.2018 N 6-2108 "Об установлении единой даты начала применения на территории Красноярского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения", датой начала применения на территории Красноярского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января 2019 года.
В связи с изложенным, суд полагает, что у административного истца имеются достаточные основания для реализации как права на проведение оценки рыночной стоимости принадлежащих ему объектов недвижимого имущества для целей пересмотра утвержденной в отношении него кадастровой стоимости, так и права на обращение в суд по вопросу установления в отношении таких объектов кадастровой стоимости, равной их рыночной стоимости. Иное противоречило бы смыслу закона, нарушало права и законные интересы собственника как налогоплательщика.
Как установлено судом, административному истцу Горячева В.Н. на праве собственности принадлежит нижеследующее недвижимое имущество:
- помещение с кадастровым номером №, площадью 277,3 кв.м., назначение: жилое помещение, наименование: квартира, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 21, 22-25). Кадастровая стоимость помещения по состоянию на 04.09.2013 г. составляет 12 189 461,89 руб. (л.д. 26);
- помещение с кадастровым номером №, площадью 276,7 кв.м., назначение: жилое помещение, наименование: квартира, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 19, 27-31). Кадастровая стоимость помещения по состоянию на 01.06.2011 г. составляет 11 631 396,27 руб. (л.д. 32);
- 1/3 в праве общей долевой собственности на помещение с кадастровым номером №, площадью 255,5 кв.м., назначение: жилое помещение, наименование: квартира, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 20, 33-35). Кадастровая стоимость помещения по состоянию на 17.01.2017 г. составляет 11 547 171,76 руб. (л.д. 36);
- 2/35 в праве общей долевой собственности на помещение с кадастровым номером №, площадью 1605 кв.м., назначение: нежилое, наименование: нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 35-44). Кадастровая стоимость помещения по состоянию на 04.03.2019 г. составляет 114 915 139,09 руб. (л.д. 45).
Оспаривая указанную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчеты об оценке № от <дата>, № от <дата>, № от <дата>, № от <дата>, выполненные ООО «Траст-аудит».
Согласно отчету об оценке № от <дата>, рыночная стоимость помещения с кадастровым номером № по состоянию на 04.09.2013 г. составляет 4 764 000 руб. (л.д. 47-90).
Согласно отчету об оценке № от <дата>, рыночная стоимость помещения с кадастровым номером № по состоянию на 01.06.2011 г. составляет 5 723 000 руб. (л.д. 47-90).
Согласно отчету об оценке № от <дата>, рыночная стоимость помещения с кадастровым номером № по состоянию на 17.01.2017 г. составляет 7 024 000 руб. (л.д. 137-178).
Согласно отчету об оценке № от <дата>, рыночная стоимость помещения с кадастровым номером № по состоянию на 04.03.2019 г. составляет 26 500 000 руб. (л.д. 180-225).
Согласно ст. 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В соответствии с п. 7 Федеральных стандартов оценки N 1 (далее ФСО) подход к оценке представляет собой совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Методом оценки является последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.
Оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода (п. 20 ФСО N 1).
Судом исследовались отчеты об оценке № от <дата>, № от <дата>, № от <дата>, № от <дата>, и установлено, что оформление и содержание данных отчетов соответствует требованиям ст. 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Достоверность данных, содержащихся в отчетах об оценке, никем не опровергнута, доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.
Оснований не согласиться с выводами оценщика о величине рыночной стоимости соответствующих объектов недвижимости по состоянию на интересующую дату не имеется.
Таким образом, заявленный административным истцом размер рыночной стоимости принадлежащих ему помещений подтверждается совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств.
В силу п. 3 ст. 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц, налоговая база которого также определяется исходя из кадастровой стоимости соответствующего объекта недвижимого имущества (ст. 402 НК РФ).
Следовательно, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости помещений с кадастровыми номерами №, не соответствующие их действительной рыночной стоимости, нарушают права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости данного недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости.
Рыночная стоимость вышеназванных объектов капитального строительства подтверждена соответствующими доказательствами.
При таких обстоятельствах, заявленное административным истцом требование подлежит удовлетворению.
Кроме того, датой обращения административного истца с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности нежилых помещений следует считать дату поступления соответствующего заявления в суд – 30.12.2019 г.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 КАС РФ, Красноярский краевой суд
РЕШИЛ:
восстановить Горячева В.Н. срок для обращения в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости помещений с кадастровыми номерами №
Административное исковое заявление Горячева В.Н., – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером №, площадью 277,3 кв.м., назначение: жилое помещение, наименование: квартира, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 4 764 000 рублей, определенной по состоянию на <дата>.
Установить кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером №, площадью 276,7 кв.м., назначение: жилое помещение, наименование: квартира, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 5 723 000 рублей, определенной по состоянию на <дата>.
Установить кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером №, площадью 255,5 кв.м., назначение: жилое помещение, наименование: квартира, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 7 024 000 рублей, определенной по состоянию на <дата>.
Установить кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером №, площадью 1605 кв.м., назначение: нежилое, наименование: нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, пом. 90, в размере его рыночной стоимости 26 500 000 рублей, определенной по состоянию на <дата>.
Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости помещений с кадастровыми номерами № считать 26.12.2019 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, г. Новосибирск, ул. Ломоносова, д. 57а) путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Судья Красноярского краевого суда Д.И. Пашковский