Гражданское дело № 2-9214/2024
УИД:66RS0001-01-2023-007591-82
Мотивированное решение составлено 04 декабря 2024 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург 14 ноября 2024 года
Верх-Исетский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Ардашевой Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузнецовой А.С.,
с участием представителя истца Валеева Ю.М. - <ФИО>6, действующего на основании доверенности, представителя ответчика МУП «Водоканал» - <ФИО>5, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Валеева Юрия Максимовича к Екатеринбургскому муниципальному унитарному предприятию водопроводно-канализационного хозяйства о защите нарушенных трудовых прав,
установил:
Валеев Ю.М. обратился в суд с иском к Екатеринбургскому муниципальному унитарному предприятию водопроводно-канализационного хозяйства (далее – МУП «Водоканал», работодатель) в котором, с учетом уточнений в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просил признать незаконным приказ директора по персоналу №№ от 08.06.2023 об отстранении Валеева Юрия Максимова- <иные данные> от работы, обязать ответчика незамедлительно после вступления решения суда в законную силу допустить истца к работе на данном предприятия, взыскать с ответчика компенсацию за вынужденный прогул с 08.06.2023 по 13.11.2023 в размере 151 783,20 руб., а также 2 125 руб. за каждый день вынужденного прогула, начиная с 09.08.2023 и заканчивая днем принятия судом решения по настоящему делу, взыскать компенсацию морального вреда вразмере 100 000 руб.
В обоснование иска указано, что истец является сотрудником МУП «Водоканал», трудоустроен в должности <иные данные> с ДД.ММ.ГГГГ. Условия труда истца классифицируются как вредные 2 степени. С 08.06.2023 истец отстранен от работы в связи с тем, что им не пройден ежегодный медицинский осмотр в ООО <иные данные>» по направлениям, выданным работодателем 14.04.2023 и 08.06.2023. Результаты предыдущего осмотра недействительны с 22.03.2023. Между тем истцом был пройден медицинский осмотр в ООО «<иные данные>», однако, результаты такого осмотра работодателем приняты не были, с последующим изданием приказа об отстранении истца от работы. Истцом 26.07.2023 была направлена жалоба в профсоюзную организацию по факту отстранения его работы, которая была оставлена без удовлетворения ввиду обстоятельств, по которым данная организация не наделена полномочиями по обязанию работодателя к осуществлению приема документации и отмене приказа об отстранении от работы. Также в письменных объяснениях истец указывает, что работодателем не было обеспечено проведение периодических медицинских осмотров работников предприятия; у работодателя отсутствовали основания для направления истца на внеочередной медицинский осмотр, а у истца отсутствовали основания для его прохождения; истец в связи с отстранением от работы понес физические и нравственные страдания.
Ответчик, возражая против заявленных требований, представил в материалы дела письменный отзыв на иск и дополнения к нему от 08.10.2023 и 20.10.2023, в которых указывает на необоснованность заявленных требований, поскольку: истцом не был пройден в ООО «<иные данные>» очередной медицинский осмотр по направлению, выданному работодателем, тогда как наличие такой обязанности у истца обусловлено нормами трудового законодательства, Положением о проведении обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, обязательного проведения профилактических прививок работников МУП «Водоканал» и отдельных категорий работников подрядных организаций, утвержденным приказом генерального директора МУП «Водоканал» от 10.03.2023; ввиду не прохождения истцом обязательного медицинского осмотра 12.05.2023 было выдано предписание об отстранении истца от работы, распоряжением от 19.05.2023 у истца отобраны письменный пояснения, согласно которым истец прошел осмотр в ООО «<иные данные>» в связи тем, что в ООО «<иные данные>» тесно и много людей, можно заразиться короновирусной инфекцией, в 2021 и 2022 году истец проходил осмотр также в иных медицинскихорганизациях, с 08.06.2023 на основании приказа от 08.06.2023 истец был отстранен от работы без начисления заработной платы, при ознакомлении с указанным приказом истцу было предложено получить уведомление об отстранении от работы, от получения которого он отказался., в связи с чем, такое уведомление было направлено в адрес истца почтой; ссылаются на то, что заключение ООО <иные данные>» получено с нарушением установленного порядка прохождения медицинских осмотров, более того, согласно информационного письма от 09.06.2023 ООО «<иные данные>» результаты периодического осмотра истца признаны недействительными; полагает, что у работодателя имелись основания для направления истца на внеочередной медицинский осмотр; как следствие, являются необоснованными и доводы и требования истца в части взыскания компенсации за вынужденный прогул и морального вреда.
Определением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 13.11.2023 принят отказ Валеева Ю.М. от искового требования о возложении на руководство ответчика принять медицинские документы, подтверждающие прохождение истцом медицинского осмотра и устанавливающие отсутствие показаний к отстранению от исполнения трудовых обязанностей, производство по делу по данному требованию прекращено.
Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 13.11.2023 исковые требования Валеева Ю.М. удовлетворены в части, а именно: признан незаконным приказ директора по персоналу № от 08.06.2023 об отстранении Валеева Юрия Максимова - <иные данные> от работы; с МУП «Водоканал» в пользу Валеева Ю.М. взыскан средний заработок за время вынужденного прогула за период с 08.06.2023 по 13.11.2023 в размере 150 658,88 руб., с удержанием при выплате НДФЛ, компенсация морального вреда в размере 20 000 руб.; с ЕМУП «Водоканал» в доход бюджета взыскана государственная пошлина в размере 4 513,18 руб.; в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 15.05.2024 решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 13.11.2023 оставлено без изменения, апелляционные жалобы сторон - без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 29.08.2024 решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 13.11.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 15.05.2024 в части признания незаконным приказа от 08.06.2023 №к об отстранении Валеева Юрия Максимова от работы, взыскании с Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства в пользу Валеева Юрия Максимова среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, а также в доход местного бюджета государственной пошлины, отменено. Дело в отмененной части направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга. В остальной части решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 13.11.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 15.05.2024 оставлено без изменения, кассационная жалоба Валеева Юрия Максимовича - без удовлетворения.
Истец, извещенный о времени и месте судебного заседание надлежащим образом и своевременно в судебное заседание не явился, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, воспользовался правом на представление интересов в суде через своего представителя.
В судебном заседании представитель истца <ФИО>6, действующий на основании доверенности, на удовлетворении исковых требований, с учетом уточнений, настаивал. Поддержал доводы, изложенные в письменных объяснениях.
Представитель ответчика МУП «Водоканал», действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска, в том числе по доводам, изложенным в письменных объяснениях. Просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, из материалов дела следует, что Валеев Юрий Максимович, осуществляет трудовую деятельность в МУП «Водоканал» с ДД.ММ.ГГГГ в должности <иные данные>, что подтверждается представленным в материалы дела трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ и соглашениями к нему.
ЕМУП «Водоканал» проведена специальная оценка условий труда рабочих мест; по результатам которой на рабочем месте Валеева Ю.М. (<иные данные>), условия труда определены как вредные, класс (подкласс) опасности 3.2.
С целью проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников ДД.ММ.ГГГГ между ООО <иные данные>» и ЕМУП «Водоканал» заключен договор оказания услуг №, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
Материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО <иные данные>» и ЕМУП «Водоканал» заключен договор № предметом которого являлось оказание услуг по проведению внеочередного медицинского осмотра работников, предварительного медицинского осмотра вновь поступающих работников, проведению психиатрического освидетельствования вновь поступающих работников, скрининг на определение антител гепатита А, вновь поступающих работников, клещевого энцефалита, брюшного тифа.
Срок действия договора определен до ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из журнала учета граждан, направленных на обязательный предварительный (при поступлении на работу) медицинский осмотр и психиатрическое освидетельствование, 14.04.2023 Валеев Ю.М. получил направление на внеочередной медицинский осмотр.
Выдача работодателем направления на прохождение Валеевым Ю.М. непосредственно внеочередного медицинского осмотра в ООО <иные данные>», сторонами не оспаривалась, подтверждается записью в указанном журнале.
Медицинский осмотр по направлению, выданному работодателем, Валеевым Ю.М. не пройден.
27.04.2023 Валеев Ю.М. с целью прохождения медицинского осмотра обратился в ООО «<иные данные>», по итогам которого получил заключение периодического медицинского осмотра (обследования).
Ведущим специалистом по охране труда службы охраны труда и промышленной безопасности ЕМУП «Водоканал», начальнику <иные данные> ДД.ММ.ГГГГ выдано предписание № о необходимости устранения выявленных нарушений, а именно отстранения от работы <иные данные> Валеева Ю.М., в связи с не прохождением работником обязательного медицинского осмотра.
Материалами дела подтверждается, что 17.05.2023 на основании предписания от 12.05.2023 заместителем генерального директора-техническим директором МУП «Водоканал» составлена служебная записка на имя директора по персоналу о необходимости подготовки соответствующего распоряжения.
Распоряжением от 19.05.2023 №69 с Валеева Ю.М. запрошены письменные пояснения по факту непрохождения им медицинского осмотра в ООО <иные данные>» по направлению, выданному работодателем.
В представленной работодателю объяснительной от 23.05.2023, Валеев Ю.М. указал, что прошел медицинский осмотр в ООО «<иные данные>», в связи тем, что в ООО <иные данные>» тесно и много людей, можно заразиться новой коронавирусной инфекцией. В 2021 году и 2022 году Валеев Ю.М. проходил медицинский осмотр также в иных медицинских организациях.
Приказом директора по персоналу <ФИО>7 от ДД.ММ.ГГГГ №к Валеев Ю.М. с 08.06.2023 отстранен от работы, без начисления заработной платы до момента прохождения медицинского осмотра и получения медицинского заключения о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ в медицинской организации ООО <иные данные>».
Судом установлено и не оспорено сторонами, что 08.06.2023 работодателем предпринята попытка вручить истцу уведомление об отстранении от работы от 08.06.2023, повторное направление о прохождении медицинского осмотра, памятку о прохождении осмотра.
От получения указанных документов Валеев Ю.М. отказался, что отражено в акте от 08.06.2023.
В этот же день (08.06.2023) перечисленные выше документы направлены в адрес истца посредством почтовой связи, получены последним 22.06.2023.
Согласно ст. 211 Трудового кодекса Российской Федерации государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при организации производства и труда.
Ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривается, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить безопасность работников; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, внеочередных медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний; принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций.
Ст. 213 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривается обязательность медицинских осмотров некоторых категорий работников.
В силу ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абз. 4 ч. 1), - при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором (абз. 5 ч. 1).
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 2).
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или, иными федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр (обследование) не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой (ч. 3).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 № 302н утвержден Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, а также Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее- Порядок).
Из содержания названного Приказа следует, что им устанавливаются правила проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников.
Согласно п. 2 Порядка обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) проводятся при поступлении на работу с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе, а также с целью раннего выявления и профилактики заболеваний.
П.3 Порядка предусматривается, что обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся в отношении уже принятых на работу работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Целями их проведения являются динамическое наблюдение за состоянием здоровья работников, своевременное выявление заболеваний, начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирование групп риска по развитию профессиональных заболеваний; выявление заболеваний, состояний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний; предупреждение несчастных случаев на производстве.
Согласно п. 19 Порядка периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам, с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы в соответствии с Перечнем факторов и Перечнем работ. Включению в списки контингента и поименные списки подлежат работники подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке. В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, помимо результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также использоваться эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности; выполняющие работы, предусмотренные Перечнем работ.
Согласно п. 24 Порядка перед проведением периодического осмотра работодатель (его уполномоченный представитель) обязан вручить лицу, направляемому на периодический осмотр, направление на периодический медицинский осмотр, оформленное в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка.
Для прохождения периодического осмотра работник обязан прибыть в медицинскую организацию и предъявить в медицинской организации документы, указанные в пункте 10 настоящего Порядка (п.28).
На работника, проходящего периодический осмотр, в медицинской организации оформляются документы, установленные пунктом 10 настоящего Порядка (при отсутствии).
Периодический осмотр является завершенным в случае осмотра работника всеми врачами-специалистами, а также выполнения полного объема лабораторных и функциональных исследований, предусмотренных в Перечне факторов или Перечне работ (п. 30).
По окончании прохождения работником периодического осмотра медицинской организацией оформляется медицинское заключение в порядке, установленном пунктами 12 и 13 настоящего Порядка (п.31).
На основании результатов периодического осмотра в установленном порядке определяется принадлежность работника к одной из диспансерных групп в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, с последующим оформлением в медицинской карте и паспорте здоровья рекомендаций по профилактике заболеваний, в том числе профессиональных заболеваний, а при наличии медицинских показаний - по дальнейшему наблюдению, лечению и реабилитации (п.32).
Обстоятельства наличия у истца обязанности по прохождению ежегодных периодических медицинских осмотров, в силу положений Приказа Минздрава России № 988н, Минздрава России №1429н от 31.12.2020, Приказа Минздрава России №29н от 28.01.2021, в связи с вредными условиями труда последним, в ходе судебного разбирательства, не оспаривалась.
Порядок проведения обязательных медицинских осмотров (обследований) обязательных психиатрических освидетельствований, обязательного проведения профилактических прививок работников МУП «Водоканал» и отельных категорий работников подрядных организаций урегулирован Положением, утвержденным приказом Генерального директора МУП «Водоканал» от 10.03.2023 № ПО/289, согласованным председателем профсоюзного комитета МУП «Водоканал» на основании протокола № 81 от 25.01.2023 (далее - Положение от 10.03.2023)
С указанным Положением Валеев Ю.М. ознакомлен 07.04.2023, что подтверждается собственноручной подписью истца на листе ознакомления сотрудников цеха гидротехнических сооружений с таким положением, истцом данное обстоятельство не оспаривалось.
Согласно пункту 4.1. Положения о проведении медосмотров от 10 марта 2023 года на внеочередной осмотр работник направляется не позднее первого рабочего дня после наступления следующих событий: при переводе работника с одной должности на другую в случае изменения типов вредных и (или) опасных) производственных факторов, воздействующих на работника или видов выполняемых работ; при наличии медицинских рекомендации по итогам медицинских осмотров; после получения сведений об установлении работнику группы инвалидности; после нетрудоспособности работника продолжительностью более 60 календарных дней.
Разрешая заявленные истцом требования о признании Приказа от 08.06.2023 об отстранении истца от работы незаконным, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения данного требования, поскольку истец был отстранен от выполнения трудовой функции в связи с не прохождением периодического медицинского осмотра по направлению Работодателя в медицинском учреждении, которое указал Работодатель, при этом периодический осмотр (в период трудовой деятельности), относится к обязательным медицинским осмотрам, в отсутствии которого Работодатель имеет право не допустить Работника к исполнению трудовых обязанностей.
Более того, вопреки доводам истца и его представителя, суд приходит к выводу, что поскольку на Работодателя возложена обязанность по организации прохождения периодического медицинского осмотра Работником, при этом Работник обязан пройти такой осмотр в соответствии с установленным порядком.
Поскольку в соответствии с требованиями закона Работодателем организовано прохождение периодических осмотров Работников, в целях реализации возложенных на него трудовым законодательством обязанностей заключен договор с медицинской организацией, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности в сфере периодических медицинских осмотров, прохождение такого осмотра должно быть осуществлено работником в медицинской организации, с которой у работодателя заключен договор, по направлению, выданному работодателем, содержащему указание на вредные и (или) опасные производственные факторы, при этом заключение должно соответствовать требованиям приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 января 2021 года № 29н.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что прохождение медицинского осмотра должно быть осуществлено Работником в медицинской организации, с которой у Работодателя заключен договор, по направлению, выданному работодателем, поскольку они основаны на приведенном правовом регулировании и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В данной части ссылки истца на то, что у него имеется право пройти медицинский осмотр в медицинской организации по своему выбору, несостоятельны, так как не основаны на законе.
Кроме прочего, из представленного суду ответа на обращение истца в ООО «<иные данные>» №55/23 от 09.11.2023, из которого следует, что Валеевым Ю.М. был пройден предварительный медицинский осмотр, который проводится при поступлении лица на работу, при этом в выданном направлении имеются исправления в виде замазывания штрихом слова «внеочередной» и подчеркивания слова «периодический», по завершению осмотра за подписью председателя врачебной комиссии, было выдано заключение о прохождении истцом предварительного медицинского осмотра, в которое, впоследствии, администратором, без согласования с председателем комиссии, были самостоятельно внесены изменения в печатную форму в название документа, без внесения исправлений в сам вид осмотра в графе «результаты проведенного предварительного медицинского осмотра»
Данное обстоятельство внесения изменений в заключение о прохождении медицинского осмотра в ООО <иные данные> стороной истца в ходе судебного разбирательства также не оспаривалось.
Согласно ч. 1 ст. 214 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров работников в соответствии с медицинскими рекомендациями, химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов с сохранением за работниками места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований (ч. 3 ст. 214 Трудового кодекса Российской Федерации).
Работник обязан в том числе в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры и обязательные психиатрические освидетельствования, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя, и (или) в соответствии с нормативными правовыми актами, и (или) медицинскими рекомендациями (ст. 215 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 220 Трудового кодекса Российской Федерации, работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности, для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с нормативными правовыми актами и (или) медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.
Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников, указанных в части первой настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Порядок проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров и их периодичность устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В случае необходимости по решению органов местного самоуправления с учетом мнения территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, региональных или территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров.
Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Под медицинским осмотром понимается комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития (часть 1 статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Одним из видов медицинских осмотров является периодический медицинский осмотр, проводимый с установленной периодичностью в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ (пункт 3 части 2 статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Порядок и периодичность проведения медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения и перечень включаемых в них исследований утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (ч. 7 ст. 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 января 2021 года № 29н утвержден Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных ч. 4 ст. 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Порядок).
Главой 3 указанного Порядка регламентирован порядок проведения периодических медицинских осмотров.
В соответствии с пунктом 18 Порядка, частота проведения периодических медицинских осмотров определяется типами вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействующих на работника, или видами выполняемых работ. Периодические осмотры проводятся не реже чем в сроки, предусмотренные приложением к настоящему Порядку.
Периодические медицинские осмотры проходят работники: занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта; работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей; выполняющие работы, предусмотренные приложением к Порядку (пункт 20 Порядка).
На основании списка работников, подлежащих периодическим осмотрам, составляются поименные списки работников, подлежащих периодическим осмотрам (далее - поименные списки). В поименных списках указываются: фамилия, имя, отчество (при наличии) работника; профессия (должность) работника, стаж работы в ней; наименование структурного подразделения работодателя (при наличии); наименование вредных производственных факторов или видов работ (пункт 23 Порядка).
Поименные списки составляются и утверждаются работодателем (его уполномоченным представителем) и не позднее чем за 2 месяца до согласованной с медицинской организацией датой начала проведения периодического осмотра направляются работодателем в указанную медицинскую организацию, если иной срок не установлен договором между работником и работодателем (пункт 24 Порядка).
Перед проведением периодического осмотра работодатель (его уполномоченный представитель) обязан вручить работнику, направляемому на периодический осмотр, направление на периодический медицинский осмотр, оформленное в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка (пункт 25 Порядка).
Медицинская организация в срок не позднее 10 рабочих дней с момента получения от работодателя поименного списка (но не позднее чем за 14 рабочих дней до согласованной с работодателем даты начала проведения периодического осмотра) на основании поименного списка составляет календарный план проведения периодического осмотра (далее - календарный план). Календарный план согласовывается медицинской организацией с работодателем (его представителем) и утверждается руководителем медицинской организации (пункт 26 Порядка).
Работодатель не позднее чем за 10 рабочих дней до согласованной с медицинской организацией даты начала проведения периодического осмотра обязан ознакомить работников, подлежащих периодическому осмотру, с календарным планом (пункт 27 Порядка).
Для прохождения периодического медицинского осмотра работник обязан прибыть в медицинскую организацию в день, установленный календарным планом, и предъявить в медицинской организации документы, указанные в пункте 11 настоящего Порядка (пункт 29).
В силу пункта 32 Порядка периодический осмотр является завершенным в случае наличия заключений врачей-специалистов и результатов лабораторных и функциональных исследований в объеме, установленном договором между медицинской организацией и работодателем, в соответствии с приложением к настоящему Порядку, с учетом результатов ранее проведенных (не позднее одного года) медицинских осмотров, диспансеризации.
В соответствии с требованиями абзаца 4 части 1 части 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр (обследование), а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой (часть 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из приведенных правовых норм следует, что обязанность работодателя отстранить от работы (не допускать к работе) работника, в том числе, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр должна рассматриваться в единстве с обязанностью организовать проведение медицинского осмотра и вручить лицу, направляемому на периодический осмотр, направление на периодический медицинский осмотр, поскольку в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется либо в случаях отстранения от работы работника, который не прошел обязательный медицинский осмотр не по своей вине, производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.
Суд установлено и ни кем не оспорено, что предыдущее медицинское заключение у Валеева Ю.М. действовало до 22.03.2023.
Из материалов дела и ответа на обращение Государственной инспекцией труда в Свердловской области от 19.07.2023 следует, что 10.01.2022 ответчиком был утвержден список работников, подлежащих предварительным и периодическим осмотрам, куда вошел истец.
Как ранее было указанно, между ЕМУП «Водоканал» и ООО <иные данные>» ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор на медицинское обслуживание, в рамках которого истец ДД.ММ.ГГГГ прошел медицинский осмотр.
В соответствии с пунктами 4.4, 6.1 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 января 2021 года № 29н, периодичность проведения медицинского осмотра истцу установлен 1 раз в год.
При этом, ДД.ММ.ГГГГ между ЕМУП «Водоканал» и ООО <иные данные>» был заключен договор на медицинское обслуживание, в рамках которого составлен график прохождения периодических медицинских осмотров, который истцу был назначен на ДД.ММ.ГГГГ.
От прохождения медицинского осмотра ДД.ММ.ГГГГ истец отказался, мотивировав это тем, что срок действия предыдущего медицинского осмотра еще не закончен.
ДД.ММ.ГГГГ между ЕМУП «Водоканал» и ООО <иные данные>» вновь заключен договор на медицинское обслуживание.
14.04.2023 ответчик вручил истцу направление на обязательный медицинский осмотр, от прохождения которого в ООО <иные данные>» работник уклонился, пройдя его 27.04.2023 в ООО «<иные данные>», с которым работодатель не заключал соответствующего договора.
Поскольку обязательный медицинский осмотр истцом не пройден по направлению работодателя, ответчик обоснованно не принял во внимание представленное медицинское заключение из ООО «<иные данные>», выдав 08.06.2023 Валееву Ю.М. новое направление на обязательное медицинское обследование, указав в нем, что оно является внеочередным.
В связи с отказом от прохождения обязательного медицинского освидетельствования по направлению работодателя, приказом от 08.06.2023 №к Валеев Ю.М. с 08.06.2023 отстранен от работы, без начисления заработной платы до момента прохождения медицинского осмотра и получения медицинского заключения о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ в медицинской организации ООО <иные данные>».
Из спариваемого истцом приказа следует, что в обоснование приказа об отстранении Валеева Ю.М. указано на факт непрохождения последним внеочередного медицинского осмотра. Между тем, каких-либо оснований для направления Валеева Ю.М. на прохождение внеочередного медицинского осмотра не имеется.
Анализ действующего законодательства свидетельствует о том, что к обязательным медицинским осмотрам относятся: предварительный (при поступлении на работу), периодический (в течение трудовой деятельности), внеочередной, при этом, целью периодического медицинского осмотра является контроль за состоянием здоровья сотрудников и своевременное выявление профзаболеваний, целью внеочередного осмотра является выявление проблем со здоровьем у сотрудников между плановыми осмотрами.
Факт того, что Работодатель в отсутствие на то оснований направил истца на внеочередной, а не периодический медицинский осмотр, может свидетельствовать о нарушениях со стороны Работодателя, вместе с тем не подтверждает обоснованность требований истца, поскольку материалами дела бесспорно подтверждается тот факт, что на момент получения Валеевым Ю.М. направления ни от 14.04.2023, ни от 08.06.2023 у истца не имелось действующего медицинского заключения, подтверждающего отсутствие противопоказаний выполнения им должностных обязанностей во вредных производственных факторах.
Совокупность представленных в материалы дела доказательств свидетельствует о том, что Работодатель во исполнение положений действующего законодательства (при отсутствии у Работника действующего медицинского заключения об отсутствии противопоказаний выполнения им работы, связанной с вредными производственными факторами) своевременно, не единожды (в том числе заблаговременно ДД.ММ.ГГГГ, в период действия договора оказания услуг № между ответчиком и ООО <иные данные>» – сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ) направил работника Валеева Ю.М. для прохождения обязательного медицинского осмотра (первоначально периодического, затем в период действия договора с ООО <иные данные>» № от ДД.ММ.ГГГГ – внеочередного), вместе с тем, своих обязанностей Работником по прохождению обязательного медицинского осмотра (ни периодического, ни внеочередного), исполнено не было – в установленный законом срок (после окончания действия предыдущего медицинского заключения – 22.03.2023) Валеев Ю.М. не проходил обязательный медицинский осмотр (ни периодический, ни внеочередной) в ООО <иные данные> по направлению Работодателя.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, учитывая вышеназванные нормы права, суд приходит к выводу, что у ответчика имелись правовые основания, предусмотренные ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации, для отстранения истца от работы в связи с не прохождением им обязательного медицинского осмотра.
Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца в части признания незаконным отстранение Работника от работы, и как следствие признания незаконным приказа директора по персоналу №к от 08.06.2023 об отстранении Валеева Юрия Максимова- электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования 4 разряда Цеха гидротехнических сооружений от работы.
Поскольку указанное требование истца не нашло своего подтверждения в ходе рассмотрения настоящего спора по существу, оставлению без удовлетворения подлежит и требование истца о взыскании в его пользу с ответчика среднего заработка за время вынужденного прогула за период с 08.06.2023 по 13.11.2023.
В данной части, суд критически относится к доводам истца и его представителя (в том числе, со ссылкой на различные разъяснения, судебную практику) на то, что не прохождение внеочередного медицинского осмотра по смыслу ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации, не может быть основанием отстранения от труда.
Указанные доводы основаны на не верном (субъективном) толковании положений закона, поскольку, как ранее было указанно Работодатель вправе не допускать Работника к исполнения трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а в сложившейся ситуации именно обязательный (в том числе, ни периодический, ни внеочередной) медицинский осмотр Работником пройден не был.
Из материалов дела прослеживается намерение Работодателя обеспечить безопасность выполнения Работником трудовой функции, имеющимися у него способами.
С учетом изложенного, отсутствуют предусмотренные законом основания для взыскания с ответчиком государственной пошлины.
Иных требований, равно как и требований по иным основаниям на рассмотрение суда сторонами не заявлено.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. ст. 12, 194-198, 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Валеева Юрия Максимовича к Екатеринбургскому муниципальному унитарному предприятию водопроводно-канализационного хозяйства о защите нарушенных трудовых прав, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через ВерхИсетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области.
Судья Е.С. Ардашева