РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 февраля 2019г. город Братск
Падунский районный суд города Братска Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Литвинцевой Е.М.,
при секретаре Захаровой Д.Ю.,
с участием истца Хомич Б.А., представителя ответчика ПАО «Иркутскэнерго» - Астафьевой С.П., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-68/2019 по исковому заявлению Хомич Б. А., Карякиной Н. С., Катаевой О. Ю., Михайловой Т. С., Черненко О. М., Пилипенко А. Г., Яшиной В. Ю., Аношкина А. В., Костандогло Е. В., Медведева А. И., Сорокиной Е. Н., Преображенской Ю. Г., Баранюк Е. Г., Заландинова Р. Г. к Иркутскому публичному акционерному обществу энергетики и электрификации о признании начисления корректировки платы за отопление недействительным, взыскании денежных средств, штрафа, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Хомич Б.А., Карякина Н.С., Катаева О.Ю., Михайлова Т.С. Черненко О.М., Пилипенко А.Г., Яшина В.Ю., Аношкин А.В., Костандогло Е.В., Медведев А.И., Сорокина Е.Н., Преображенская Ю.Г., Баранюк Е.Г., Заландинов Р.Г. обратились в суд с исковым заявлением к Иркутскому публичному акционерному обществу энергетики и электрификации (сокращенное наименование – ПАО «Иркутскэнерго»), в котором с учетом уточнения исковых требований просят признать недействительным начисление корректировки платы за отопление в августе 2018г. многоквартирного дома № по ул. (адрес) за 2017г. (разницу между к оплате за август 2018г. и размером платы за август 2018г., в том числе пени) в отношении: Хомич Б.А, в размере 1155,96 руб.; Карякиной Н.С. в размере 1119,66 руб.; Катаевой О.Ю. в размере 1150,60 руб.; Михайловой Т.С. в размере 1170,85 руб.; Черненко О.М. в размере 1974,82 руб.; Пилипенко А.Г. в размере 1162 руб.; Яшиной В.Ю. в размере 770,68 руб.; Аношкина А.В. в размере 1167,75 руб.; Костандогло Е.В. в размере 1493,74 руб.; Медведева А.И. в размере 1935,53 руб.; Сорокиной Е.Н. в размере 2106,05 руб.; Преображенской Ю.Г. в размере 1271,33 руб.; Баранюк Е.Г. в размере 796,86 руб.; Заландинова Р.Г. в размере 1097,58 руб. Взыскать с ПАО «Иркутскэнерго» разницу между к оплате за август 2018г. и размером платы за август 2018г., в том числе пени, в пользу Карякиной Н.С. в размере 1119,66 руб., в пользу Пилипенко А.Г. в размере 1162 руб., в польщу Яшиной В.Ю. в размере 770,68 руб., в пользу Костандогло Е.В. в размере 1493,74 руб., в пользу Медведева А.И. в размере 1935,53 руб., в пользу Баранюк Е.Г. в размере 796,86 руб. Взыскать с ПАО «Иркутскэнерго» штраф в размере 50% от завышенной за август 2018г. в счет-извещении суммы в пользу Пилипенко А.Г. в размере 581 руб., в пользу Яшиной В.Ю. в размере 385,54 руб., в пользу Костандогло Е.В. в размере 746,87 руб., в пользу Медведева А.И. в размере 967,77 руб., в пользу Баранюк Е.Г. в размере 398,43 руб. Взыскать с ПАО «Иркутскэнерго» компенсацию морального вреда в пользу Пилипенко А.Г. в размере 500 руб., в пользу Яшиной В.Ю. в размере 500 руб., в пользу Костандогло Е.В. в размере 500 руб., в пользу Медведева А.И. в размере 500 руб., в пользу Баранюк Е.Г. в размере 500 руб.
В обоснование уточненных исковых требований истцы указали, что они проживают в многоквартирном доме № по ул. (адрес). Ресурсоснабжающей организацией (отопление, ГВС т/н (теплоноситель) и ГВС т/э (тепловая энергия)) по данному адресу является ПАО «Иркутскэнерго».
Являясь потребителями коммунальных услуг, жильцы дома по адресу: (адрес) регулярно получают счета-извещения за отопление, ГВС т/н и ГВС т/э от ПАО «Иркутскэнерго» и оплачивают их.
В начале апреля 2018г. жильцы многоквартирного дома № по ул. (адрес) получили счета-извещения за март 2018г. об оплате за пользование коммунальными услугами, в том числе за отопление, ГВС т/н и ГВС т/э.
В счетах-извещениях были увеличенные суммы к оплате за пользование отоплением, ГВС т/н и ГВС т/э. В связи с этим, жильцами дома было принято решение об обращении за разъяснениями в ООО «Иркутскэнергосбыт», МУП «ЖКС», Территориальное отделение Управления Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в г. Братске и Братском районе и в прокуратуру Падунского района г. Братска.
В письме прокуратуры Падунского района г. Братска сообщалось, что обращение жителей многоквартирного жилого дома № 12 по ул. Студенческой отправлено руководителю службы Государственного жилищного надзора Иркутской области по адресу: г. Иркутск, ул. Ленина, д. 1А для разбирательства.
В письме Территориального отделения Управления Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в г. Братске и Братском районе сообщалось, что обращение жителей многоквартирного жилого дома отправлено руководителю службы по тарифам Иркутской области и руководителю службы Государственного жилищного надзора Иркутской области для разбирательства.
В письме Службы по тарифам Иркутской области сообщалось, что при проверке Братского отделения фирмы ПАО «Иркутскэнерго» нарушений тарифов на тепловую энергию и горячую воду не выявлено. Так же истцов уведомили, что проведение проверок правильности расчета, корректировки (перерасчета) платы за коммунальные услуги по различным основаниям относится к компетенции Службы Государственного жилищного надзора Иркутской области.
В письме Муниципального унитарного предприятия «Жилищно- коммунальная служба» сообщалось, что общедомовой прибор учета ГВС 25 марта 2017г. прошел проверку в городе Саянске и в апреле 2017г. установлен в тепловом узле дома № по ул. (адрес). Почему сделан такой перерасчет в МУП «ЖКС» затруднились ответить.
В письме ООО «Иркутская энергосбытовая компания» Братское отделение сообщалось, что в марте 2018г. по вышеуказанному МКД выполнена корректировка размера платы коммунальной услуги за отопление согласно фактического начисления коммунальных услуг по показаниям ОДПУ (общедомовой прибор учета) за 2017г.: - в январе 2017г. (в связи с выходом из строя ОДПУ в 2016г.) - расчет произведен согласно п. 59.1 Правил, за период с февраля - октябрь 2017г., в ноябре 2017г. - по показаниям ОДПУ, декабрь 2017г. - расчет произведен согласно п. 60 (1) Правил исходя из нормативов потребления, установленных Постановлением Администрации МО г. Братска № 2027 от 16.11.2009 - 0,03 Гкал/м2 в месяц. Размер корректировки за 2017г. составил – 421287,68 руб.
Так же сообщалось, что 13.04.2018 выполнена контрольная проверка узла учета тепловой энергии МКД № 12. В ходе проверки выявлено, что на расходомерах подающего и обратного трубопровода нарушены пломбы РСО. В результате этого показания ОДПУ за ноябрь 2017г. не могут быть приняты к расчету с момента последней проверки прибора - 22.05.2017 (п. 81 (12) Правил).
На основании вышеизложенного истцов уведомили, что в апреле 2018г. выставленные объемы по отоплению за ноябрь 2017г. были сняты. Потребителям, проживающим в МКД №, произведен перерасчет за 2017г. в размере 5994,31 руб. (п. 60 (1) Правил).
В письме Службы Государственного жилищного надзора Иркутской области жителям дома № по улице (адрес) сообщалось, что по вопросу начисления корректировки платы за коммунальную услугу по отоплению за 2017г. Службой назначена внеплановая документарная проверка в отношении ПАО «Иркутскэнерго» в период с 17 мая по 14 июня 2018г.
В письме Службы Государственного жилищного надзора Иркутской области сообщалось, что по результатам проверки Службой установлено, что размер корректировки платы по отоплению за 2017г., выполненный ПАО «Иркутскэнерго» по МКД № не превышает расчета Службы.
Но в письме Службы Государственного жилищного надзора Иркутской области сообщалось, что при поступлении в Службу дополнительной информации по внеплановой документарной проверке в отношении ПАО «Иркутскэнерго» по вопросу начисления корректировки платы за коммунальную услугу отопление за 2017г. потребителям многоквартирного дома №, расположенного по адресу: (адрес), Службой выдано предписание ПАО «Иркутскэнерго» об устранении выявленных нарушений.
02.07.2018 жильцы многоквартирного жилого дома по улице (адрес) № обратились с коллективным письмом к руководителю Братского отделения фирмы ПАО «Иркутскэнерго» с просьбой исполнить выданное Службой Государственного жилищного надзора Иркутской области предписание в отношении ПАО «Иркутскэнерго» об устранении выявленных нарушений и принять исчерпывающие меры и исключить начисления корректировки платы за отопление.
В письме ООО «Иркутская энергосбытовая компания» Братское отделение сообщалось, что потребителям, проживающим в МКД № по улице (адрес), в августе 2018г. будет произведен перерасчет за 2017г. в размере 311803,18 руб. (изначальная сумма корректировки платы в марте месяце 2018г. составляла 421287,68 руб.). Таким образом, сумма в размере 109484,50 руб. для МКД № по улице (адрес) осталась без корректировки.
В судебном заседании истец Хомич Б.А. исковые требования с учетом уточнения поддержал по доводам, изложенным в уточненном исковом заявлении.
Истцы Карякина Н.С., Катаева О.Ю., Михайлова Т.С. Черненко О.М., Пилипенко А.Г., Яшина В.Ю., Аношкин А.В., Костандогло Е.В., Медведев А.И., Сорокина Е.Н., Преображенская Ю.Г., Баранюк Е.Г., Заландинов Р.Г., в судебное заседание не явились, представили письменные заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ответчика ПАО «Иркутскэнерго» - Астафьева С.П., действующая на основании доверенности, в судебном заседании уточненные исковые требования не признала. Ранее представляла письменные возражения, в которых указала, что согласно п. 2 ст. 13 ФЗ от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 261-ФЗ) расчеты за коммунальные услуги должны осуществляться на основании данных о количественном значении, определенных при помощи приборов учета. Во исполнение п. 12 статьи 13 № 261-ФЗ ПАО «Иркутскэнерго» на внутридомовых инженерных сетях теплоснабжения, входящих в состав общедомового имущества МКД № был выполнен монтаж прибора учета марки ТСРВ-026М в совокупности являющимся коллективным (общедомовым) узлом учета тепловой энергии и теплоносителя (далее – ОДПУ).
В ноябре 2013г. смонтированный ОДПУ был введен в эксплуатацию, о чем составлен акт (первичного) допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя.
08.10.2014 ОДПУ передан на обслуживание в МП «ДГИ» согласно акту приема-передачи общедомового узла учета тепловой энергии и теплоносителя (ОДПУ).
На основании п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирных жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила содержания № 491), общедомовые приборы учета входят в состав общего имущества многоквартирного дома.
На основании ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. На основании ст. 39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в МКД несут бремя расходов на содержание общего имущества в таком доме.
Согласно подпункту «к» пункта 11 Правил содержания № 491 надлежащая эксплуатация ОДПУ (в т.ч. поверка приборов учета) производится в составе работ по содержанию общедомового имущества МКД.
Пунктами 16 и 17 Правил содержания № 491 установлено, что надлежащее содержание общего имущества МКД обеспечивается собственниками путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, либо путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с обслуживающей организацией, или товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении МКД), в зависимости от способа управления МКД.
Собственники помещений многоквартирного дома на общем собрании должны утвердить перечень услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общедомового имущества, исходя из требований, установленных Правилами № 491 и минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 (далее - Минимальный перечень).
Согласно п. 18 Минимального перечня, работы по техническому обслуживанию коллективных (общедомовых) приборов учета является обязательными и не могут быть исключены из договора содержания многоквартирного дома.
На основании п. 42 Правил содержания № 491 управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законом Российской Федерации и договором.
Согласно п. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме помимо прочего включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
На основании вышеизложенного, обязанность по содержанию ОДПУ как общего имущества в многоквартирном доме по адресу: (адрес) лежит на управляющей организации.
Согласно распоряжению Администрации МО г. Братска № 06 от 31.07.2015 с 01.08.2015 МКД № перешел на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями.
В 2017г. в соответствии с Приложением № 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354) при оборудовании МКД ОДПУ размер платы за отопление в жилом помещении определялся исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год по формуле: Pоi = Si * Vt * Tt.
В соответствии с п. 42(1) Правил № 354, а также Приказа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области № 117-мпр от 30.09.2016, в г. Братске расчет платы за коммунальную услугу отопление осуществляется равномерно в течение календарного года.
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом или нежилом помещении в МКД в первом квартале года, следующего за расчетным годом, корректируется исполнителем в соответствии с формулой 3(2) Приложения № 2 Правил № 354.
В марте 2018г. по МКД № выполнен перерасчет размера платы за коммунальную услугу отопление за 2017г.: за январь 2017г. (в связи с выходом из строя ОДПУ в 2016 г.) - расчет произведен согласно п. 59.1 Правил; за период с февраля 2017г. по октябрь 2017г. и декабрь 2017г. - расчет произведен согласно п.60(1) Правил № 354, исходя из нормативов потребления, установленных Постановлением Администрации МО г. Братска № 2027 от 16.11.2009 - 0,03 Гкал/м?*мес.; за ноябрь 2017 г. – по показаниям ОДПУ.
Размер корректировки за 2017г. составил – 421287,68 руб. Расшифровка расчета корректировки за 2017г. отражена жителям в платежных документах за март 2017г.
13.04.2018 выполнена контрольная проверка узла учета тепловой энергии МКД №. В ходе проверки выявлено, что на расходомерах подающего и обратного трубопровода нарушены пломбы РСО. В результате этого показания ОДПУ за ноябрь 2017г. не могут быть приняты к расчету с момента последней проверки прибора – 22.05.2017 (п. 81(12) Правил № 354).
На основании изложенного, в апреле 2018г. выполнен отрицательный перерасчет по отоплению за ноябрь 2017г. в размере -5800,89 руб. (п. 60(1) Правил № 354).
16.05.2018 в адрес Братского отделения ООО «Иркутскэнергосбыт» поступили запросы СГЖН, по результатам проверки, в июне 2018г. в адрес Братского отделения ООО «Иркутскэнергосбыт» поступили предписания СГЖН о неправомерности применения норматива потребления с 22.05.2017 по 31.12.2017 т.к. ОДПУ 22.05.2017 допущен в эксплуатацию. Согласно данным предписаниям в срок до (дата) необходимо было устранить выявленные нарушения.
В целях исполнения предписаний СГЖН, 13.08.2018 в адрес ООО «БКС» было направлено письмо о проведении корректировки по жилым помещениям в размере - 311803,18 руб. Предписания СГЖН были исполнены в полном объеме.
Таким образом, произведенная корректировка платы за 2017г. по МКД № по ул. (адрес), выполнена в соответствии с действующим законодательством. Более того, корректировка размера платы по отоплению за август 2018г. проведена во исполнение предписания уполномоченного органа в сфере ЖКХ - Службы государственного жилищного надзора Иркутской области.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные возражения ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила № 354).
В соответствии с п. 40 Правил № 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п. 42(1) Правил № 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Судом установлено, что Катаева О.Ю., Михайлова Т.С., Заландинов Р.Г. являются нанимателями жилых помещений в многоквартирном доме № по ул. (адрес), что подтверждается копиями договоров социального найма.
В свою очередь Хомич Б.А., Карякина Н.С., Черненко О.М., Пилипенко А.Г., Яшина В.Ю., Аношкин А.В., Костандогло Е.В., Медведев А.И., Сорокина Е.Н., Преображенская Ю.Г., Баранюк Е.Г. являются собственниками жилых помещений в многоквартирном доме № по ул. (адрес), что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права, а также выписками из ЕГРН.
Поставку тепловой энергии жителям г. Братска осуществляет ПАО «Иркутскэнерго».
На основании агентских договоров (№ 1494 от 03.12.2008 и б/н от 23.12.2010) ПАО «Иркутскэнерго» поручило ООО «Иркутскэнергосбыт» совершение юридических и фактических действий по реализации тепловой энергии потребителям и прием денежных средств за реализованную тепловую энергию.
Начисление платы за коммунальные услуги с учетом потребленной тепловой энергии и теплоносителя, а также выставление соответствующих счетов Потребителю на основании договора поручения производит от имени ПАО «Иркутскэнерго» ООО «БКС».
Актом допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 13.11.2013 был произведен технический осмотр приборов учета тепловой энергии потребителя многоквартирного жилого дома по адресу: (адрес), на основании которого установлено, что узел учета соответствует проекту и п. 7.1, п. 7.2 «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя».
08.10.2014 ОАО «Иркутскэнерго» в лице начальника БО ООО «Иркутскэнергосбыт» и ответственным представителем собственников помещений многоквартирного дома в лице директора МП «ДГИ» составлен акт приема-передачи узла учета тепловой энергии и теплоносителя, установленного ресурсоснабжающей организацией.
Из акта периодической проверки узла учета тепловой энергии у потребителя от 22 мая 2017г. следует, что общедомовой прибор учета тепловой энергии, установленный в МКД № по ул. (адрес), находится в работоспособном состоянии, был допущен к эксплуатации специалистами ООО «Иркутскэнергосбыт» с момента подписания акта до 12.05.2018.
Согласно копии акта № 0368 контрольной проверки узла учета тепловой энергии, теплоносителя от 13.04.2018, проведенной инженером-инспектором ПАО «Иркутскэнерго», выявлены нарушения знаков визуального контроля на номерной пломбе на расходомере счетчика подающего и обратного трубопровода.
08 апреля 2018г. в адрес БО фирмы «Энергосбыт» ПАО «Иркутскэнерго» было направлено коллективное письмо, в котором жильцы дома по ул. (адрес) просили дать разъяснения на основании каких нормативных документов была увеличена плата за отопление (ГВС т/н и ГВС т/э) за март 2018г. более чем на 300%.
Соответствующие письма были направлены истцом Хомич Б.А. в МУП «ЖКС», Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в г. Братке и прокуратуру Падунского района г. Братска.
Из сообщений прокуратуры Падунского района г. Братска от 10.04.2018 и Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области от 12.04.2018 установлено, что обращение жильцов по адресу: (адрес) было перенаправлено в Службу государственного жилищного надзора Иркутской области, Службу по тарифам Иркутской области.
20 апреля 2018г. в адрес истцов Службой по тарифам Иркутской области направлено сообщение, согласно которому нарушений при применении БО фирмы «Энергосбыт» ПАО «Иркутскэнерго» тарифов на тепловую энергию и горячую воду за декабрь 2017г., январь - март 2018г. не выявлено. Увеличение платы коммунальной услуги в марте 2018г. произошло за счет корректировки (перерасчета) платы за отопление произведенного БО фирмой «Энергосбыт» ПАО «Иркутскэнерго». Проведение проверок правильности расчета, корректировки (перерасчета) платы за коммунальные услуги по различным основаниям относится к компетенции Службы государственного жилищного надзора Иркутской области.
В ответ на обращение Хомич Б.А. 20 апреля 2018г. Служба государственного жилищного надзора Иркутской области сообщила, что размер корректировки платы по отоплению за 2017г., выполненный ПАО «Иркутскэнерго» по МКД №, не превышает расчета Службы. На момент проведения проверки ОДПУ МКД № находится в нерабочем состоянии. Начисление платы по коммунальной услуге отопление в 2018г. потребителям производится исходя из утвержденного норматива потребления.
Из сообщения МУП «ЖКС» от 23.04.2018 следует, что 11.04.2018 были сняты контрольные показания теплового счетчика, при этом установлено, что счетчик находится в рабочем состоянии.
04 мая 2018г. в адрес Хомич Б.А. был направлен ответ ООО «Иркутскэнергосбыт» за № 327-051/4230 из которого следует, что в марте 2018г. выполнена корректировка размера платы коммунальной услуги за отопление согласно фактического начисления коммунальных услуг по показаниям ОДПУ за 2017г.: в январе 2017г. (в связи с выходом из строя ОДПУ в 2016г.) - расчет произведен согласно п. 59.1 Правил, за период с февраля - октябрь 2017г., в ноябре 2017г. - по показаниям ОДПУ, декабрь 2017г. - расчет произведен согласно п. 60 (1) Правил исходя из нормативов потребления, установленных Постановлением Администрации МО г. Братска № 2027 от 16.11.2009 - 0,03 Гкал/м2*мес. Размер корректировки за 2017г. составил - 421287,68 руб. В апреле 2018г. выполнена контрольная проверка узла учета тепловой энергии МКД №. В ходе проверки выявлено, что на расходомерах подающего и обратного трубопровода нарушены пломбы РСО. В результате этого показания ОДПУ за ноябрь 2017г. не могут быть приняты к расчету с момента последней проверки прибора - 22.05.2017 (п. 81(12) Правил). В апреле 2018г. выставленные объемы по отоплению за ноябрь 2017г. были сняты. Потребителям, проживающим в МКД №, произведен перерасчет за 2017г. в размере 5994,32 руб. (п. 60(1) Правил). По состоянию на 01.05.2018 на лицевом счете № по адресу (адрес) услуга «отопление и ГВС» числится задолженность в размере 5758,60 руб.
Согласно сообщению Службы государственного жилищного надзора Иркутской области от 15.05.2018 по вопросу начисления корректировки платы за коммунальные услуги по отоплению за 2017г. назначена внеплановая документарная проверка в отношении ПАО «Иркутскэнерго» в период с 17 мая по 14 июня 2018г.
Как следует из сообщения ПАО «Иркутскэнерго» от 29.05.2018 прибор учета ОДПУ по дому № ул. (адрес) находится в нерабочем состоянии, на основании чего начисление по коммунальной услуге отопление в 2018г. производится исходя из норматива потребления, установленного Постановлением Администрации МО г. Братска № 2027 от 16.11.2009 – 0,03 Гкал/м?*мес.
В силу ч. 2 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требования.
Из копий материалов внеплановых проверок ПАО «Иркутскэнерго» установлено, что Службой государственного жилищного надзора Иркутской области вынесены предписания № 816/18 от 14.06.2018, № 853/18 от 15.06.2018, согласно которым ПАО «Иркутскэнерго» необходимо произвести перерасчет платы за отопление по МКД № ул. (адрес).
Из сообщения Службы государственного жилищного надзора Иркутской области от 20 июня 2018г. следует, что общедомовой прибор учета тепловой энергии, установленный в МКД №, был допущен к эксплуатации специалистами ООО «Иркутскэнергосбыт», на основании чего при расчете размера корректировки по отоплению за 2017г. в период с мая по декабрь 2017г. неправомерно был применен норматив потребления тепловой энергии. Учитывая изложенное, по факту неправомерного начисления корректировки платы за отопление Службой выданы предписания ПАО «Иркутскэнерго» об устранении выявленных нарушений.
21 августа 2018г. в адрес Хомич Б.А. было направлено сообщение ООО «Иркутскэнергосбыт» из которого следует, что потребителям МКД № в августе 2018г. будет произведен перерасчет за 2017г. в размере 311803,18 руб.
Из обращения ООО «Иркутскэнергосбыт» от 13.08.2018 направленного в адрес ООО «БКС» следует, что во исполнение предписания Службы государственного жилищного надзора Иркутской области необходимо в августе 2018г. по адресу (адрес) произвести корректировку размере платы по коммунальной услуге за отопление по ОДПУ за 2017г. (снятие) в размере – 311803,18 руб.
На основании предписаний № 816/18 от 14.06.2018, № 853/18 от 15.06.2018 Службы государственного жилищного надзора Иркутской области ПАО «Иркутскэнерго» была проведена корректировка платы за отопление, что подтверждается копиями счетов – извещений БО фирмы «Энергосбыт» ПАО «Иркутскэнерго», из которых следует, что в апреле 2017г., августе 2018г. произведен перерасчет по виду услуги – отопление.
Из сообщения ПАО «Иркутскэнерго» от 22.08.2018 направленного в адрес Службы государственного жилищного надзора Иркутской области следует, что потребителям, проживающим в МКД №, в августе 2018г. произведен перерасчет за 2017г. в размере – 311803,18 руб.
Из копии акта проверки № 1499/18 Службы государственного жилищного надзора Иркутской области от 13 сентября 2018г. установлено, что выявленные нарушения по неправомерно произведенному расчету корректировки платы по отоплению за 2017г. устранены, предписания исполнены. Согласно представленным платежным документам за август 2018г. по адресу (адрес) ООО «БКС» выполнило перерасчет платы по МКД № за коммунальную услугу отопление в сторону уменьшения в размере 311803,18 руб.
Анализируя представленные в судебном заседании доказательства, суд установил, что многоквартирный дом по адресу: (адрес) оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, горячей воды и введен в эксплуатацию с 13 ноября 2013г. специалистами ООО «Иркутскэнергосбыт». Актами проведения проверок узла учета тепловой энергии, теплоносителя общедомовой прибор учета тепловой энергии и горячей воды допущен к эксплуатации до 12.05.2018. При получении жильцами дома № по ул. Студенческой счет - извещений с завышенной суммой к оплате коммунальной услуги – отопление ими было написано коллективное обращение по вопросу дачи разъяснений в связи с завышенной суммой к оплате коммунальной услуги по отоплению.
Проведение проверок правильности расчета, корректировки (перерасчета) платы за коммунальные услуги по различным основаниям относится к компетенции Службы государственного жилищного надзора Иркутской области.
Так на основании заявления жильцов дома № по ул. (адрес) Службой государственного жилищного надзора Иркутской области была проведена внеплановая проверка корректировки платы за коммунальную услугу отопления за 2017г., в ходе которой установлено, что ПАО «Иркутскэнерго» неправомерно применен норматив потребления тепловой энергии при расчете размера корректировки по отоплению за 2017г. в период с мая по декабрь 2017г. По данному факту Службой государственного жилищного надзора Иркутской области были вынесены предписания об устранении выявленных нарушений.
Поскольку многоквартирный дом по адресу: (адрес) оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, данный прибор учета был допущен к эксплуатации специалистами ООО «Иркутскэнергосбыт» следовательно, начисление платы за коммунальную услугу по отоплению необходимо было производить на основании показаний общедомового прибора учета тепловой энергии в соответствии с п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.
Во исполнение выданных Службой государственного жилищного надзора Иркутской области, предписаний № 816/18 от 14.06.2018, № 853/18 от 15.06.2018 ПАО «Иркутскэнерго» была проведена корректировка платы за отопление. Так в августе 2018г. произведен перерасчет по дому № ул. (адрес) в сторону уменьшения в размере 311803,18 руб. В ходе повторной проверки Службы государственного жилищного надзора Иркутской области от 13 сентября 2018г. установлено, что выявленные нарушения по неправомерно произведенному расчету корректировки платы по отоплению за 2017г. устранены.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства факт нарушения ответчиком прав истцов, как потребителей коммунальных услуг, в результате корректировки платы за отопление за 2017г. в августе 2018г. многоквартирного дома № по ул. (адрес) не установлен, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истцов о признании начисления корректировки платы за отопление в августе 2018г. многоквартирного дома № по ул. (адрес) за 2017г. недействительным, а вместе с тем и требований о взыскании денежных средств, штрафа, компенсации морального вреда.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Хомич Б. А., Карякиной Н. С., Катаевой О. Ю., Михайловой Т. С., Черненко О. М., Пилипенко А. Г., Яшиной В. Ю., Аношкина А. В., Костандогло Е. В., Медведева А. И., Сорокиной Е. Н., Преображенской Ю. Г., Баранюк Е. Г., Заландинова Р. Г. к Иркутскому публичному акционерному обществу энергетики и электрификации о признании начисления корректировки платы за отопление недействительным, взыскании денежных средств, штрафа, компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Иркутский областной суд через Падунский районный суд города Братска Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.М. Литвинцева