Решение по делу № 33а-3014/2018 от 14.02.2018

Судья: Чиркова И.Н. Дело № 33а-3014/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 марта 2018 года г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Вачковой И.Г.,

судей – Сивохина Д.А., Сафоновой Л.А.,

при секретаре – Астафьевой Д.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Государственного казенного учреждения Самарской области «Самарские лесничества» на решение Железнодорожного районного суда г. Самара от 30 ноября 2017 года,

заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя Государственного казенного учреждения Самарской области «Самарские лесничества» - Соболева М.А. (по доверенности), поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Государственной инспекции труда в Самарской области – Крот Н.И. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Государственное казенное учреждение Самарской области «Самарские лесничества» (далее ГКУ СО «Самарские лесничества») обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным предписания Государственной инспекции труда в Самарской области, указав в обоснование, что 13.09.2017 проведена выездная плановая проверка соблюдения требований трудового законодательства, по итогам которой Государственной инспекцией труда в Самарской области в отношении ГКУ СО «Самарские лесничества» вынесено предписание № 8-ПП/2013-1/863/473/33/3, пунктами 1 и 3 которого на ГКУ СО «Самарские лесничества» возложена обязанность провести специальную оценку условий труда на рабочие места водителя, кладовщика, главного лесничего, лесничего и обеспечить работников смывающими и (или) обеззараживающими средствами. Административный истец считает предписание в указанной части незаконным, поскольку финансирование деятельности ГКУ СО «Самарские лесничества» осуществляется Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, у которого заблаговременно испрашивались денежные средства на финансирование мероприятий по специальной оценке условий труда, однако в полном объеме денежные средства не выделены, в связи с чем специальная оценка условий труда проведена в объеме выделенных бюджетных средств, иных источников финансирования этих мероприятий учреждение не имеет. Также административный истец полагает, что учреждение не обязано обеспечивать работников смывающими и (или) обеззараживающими средствами, поскольку их деятельность не связана с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнений ГКУ СО «Самарские лесничества» просило суд признать незаконными отменить предписание Государственной инспекции труда в Самарской области № 8-ПП/2013-1/863/473/33/3 от 13.09.2017.

Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, с которым не согласился представитель ГКУ СО «Самарские лесничества», в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, указав, что решение суда не соответствует положениям ст.ст. 176, 226 КАС РФ.

В заседании судебной коллегии представитель Государственного казенного учреждения Самарской области «Самарские лесничества» - Соболев М.А. (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержал и просил решение суда отменить по основаниям изложенным в жалобе.

Представитель Государственной инспекции труда в Самарской области – Крот Н.И. (по доверенности) в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в самарской области Климашина Т.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, в силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В соответствии с абз.1 ч.1 ст. 356 ТК РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Абзацем 6 ч.1 ст.357 ТК РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

Статьей 360 ТК РФ предусмотрено, что порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.

Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых

Особенности проведения проверок соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, устанавливаются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Самарской области от 04.08.2017 № 8-ПП/2013-1/863/473/33/1 проведена выездная плановая проверка на предмет соблюдения ГКУ СО «Самарские лесничества» трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

По результатам проверки 13.09.2017 составлен акт проверки № 8-ПП/2013-1/863/473/33/2 и выдано предписание № 8-ПП/2013-1/863/473/33/3, которым на ГКУ СО «Самарские лесничества» возложена обязанность устранить следующие нарушения требований трудового законодательства:

п. 1) в срок до 13.12.2017 организовать проведение специальной оценки условий труда на следующие рабочие места: 1) водитель; 2) кладовщик; 3) главный лесничий; 4) лесничий - в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;

п. 2) в срок до 13.10.2017 обеспечить информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о рисках повреждения здоровья, представляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты (знакомить работников под роспись с картами аттестации рабочих мест по условиям труда либо с картами о специальной оценки условий труда);

п. 3) в срок до 13.10.2017 обеспечить работников ГКУ СО «Самарские лесничества» смывающими и (или) обезвреживающими средствами в соответствии с типовыми нормами, установленными в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

п. 4) в срок до 13.10.2017 обеспечить надлежащий учет и контроль за выдачей работникам смывающими и (или) обезвреживающими средствами под роспись в личной карточке учета смывающих и (или) обезвреживающих средств;

п. 5) в срок до 13.10.2017 включить в трудовой договор работников ФИО8 (лесничий) от 03.10.2011 г., ФИО9 (мастер леса) от 05.02.2014 нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, соответствующих условиям труда на рабочем месте.

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права, в соответствии с Конституцией Российской Федерации основным принципом правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается, в частности, обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска (абзацы первый и пятый статьи 2 ТК РФ).

Статьей 209 ТК РФ определено, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ч. 1).

Безопасные условия труда - это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (ч. 5 ст. 209 ТК РФ).

Работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда (абз. 4, 7 ч. 1 ст. 21 ТК РФ).

В силу абзаца 4 части 2 статьи 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Абзацем 11 части 2 статьи 212 ТК РФ установлено, что работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

В силу ч.1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

Таким образом, обязанность работодателя организовать проведение специальной оценки условий труда установлена законом.

Согласно части 4 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ в случае, если до дня вступления закона в силу в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 названного Федерального закона.

Частью 6 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ определено, что в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 названного федерального закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31.12.2018.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включаются результаты проведения специальной оценки условий труда.

Согласно отчёту по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда от 30.12.2013 и Перечня рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда ГКУ СО «Самарские лесничества» в 2013 году проведена аттестация на следующие 19 рабочих мест в аппарате управления, в том числе: директора; заместителя директора (2); главного бухгалтера; главного экономиста; главного юрисконсульта; главного специалиста по кадрам; ведущего инженера; инженера по лесопользованию; инженера по охране и защите леса; инженера по лесовосстановлению; заместителя главного бухгалтера; ведущих бухгалтеров (5); мастера леса (в городе, карта № 19); мастера леса (карта № 18).

Документы, подтверждающие проведение ГКУ СО «Самарские лесничества» с 2014 года по 2017 года специальной оценки условий труда в соответствии с со ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ на следующие рабочие места: 1) водитель; 2) кладовщик; 3) главный лесничий; 4) лесничий, а также мастер леса, не представлено.

Представитель ГКУ СО «Самарские лесничества» в суде не отрицал, что оценка условий труда у них не проведена, только начаты работы по организации ее проведения, 31.10.2017 заключен контракт с ООО ИЦ «ОХРАНА» ТРУДА» об оценке условий труда.

Доводы административного истца об отсутствии финансирования главного распорядителя бюджетных средств на проведение мероприятий по специальной оценке условий труда, правомерно не приняты судом во внимание, поскольку указанное обстоятельство освобождают работодателя от их проведения в соответствии с действующим законодательством. При этом, согласно п. 2.7 Плану по улучшению условий и ораны труда в ГКУ СО «Самарские лесничества», истец обязан организовать и провести специальные условия труда в лесничествах в течение года, при этом в пп.5 п. 5 Плана заложена сумма на правоведение СОУТ в сумме 115,2 тыс. рублей.

В силу абз. 14 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.

Установлено, что в карте аттестации рабочего места по условиям труда № 18 – мастера леса имеется подпись только двух работников, доказательств того, что другие работники в количестве 213 человек, в том числе занимающие должность мастер леса в лесничествах, проинформированы об условиях труда, истцом не представлено.

В связи с этим требования ГИТ, изложенные в пунктах 1, 2 предписания обоснованы, в силу чего решение суда в части отказа в признании данных пунктов незаконными, является правильным.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Согласно абз. 7 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

В силу ч. 1 ст. 221 ТК РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17.12.2010 № 1122н утверждены типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств согласно приложению N 1, стандарт безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами" согласно приложению N 2.

В соответствии с п. 3 Стандарта приобретение смывающих и (или) обезвреживающих средств осуществляется за счет средств работодателя.

Пунктами 12 и 13 Стандарта предусмотрено, что подбор и выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств осуществляется с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда.

Перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, составляются службой охраны труда (специалистом по охране труда) либо иным уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) работодателя и утверждаются работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа.

Указанный перечень рабочих мест и список работников формируются на основании Типовых норм и в соответствии с результатами специальной оценки условий труда с учетом особенностей существующего технологического процесса и организации труда, применяемых сырья и материалов.

До получения работодателем результатов проведения специальной оценки условий труда или в случае их отсутствия у работодателя перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, формируются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа на основании Типовых норм.

Согласно п. 9 Стандарта нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, соответствующие условиям труда на рабочем месте работника, указываются в трудовом договоре работника. При этом в силу п. 24 Стандарта работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств в установленные сроки.

Установлено, что в ГКУ СО «Самарские лесничества» не разработан Перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств. Отсутствуют личные карточки учёта выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что требования Государственной инспекции труда по Самарской области в п.3, п. 4, п.5 предписания по обеспечению работников ГКУ СО «Самарские лесничества» смывающими и (или) обезвреживающими средствами в соответствии с типовыми нормами, установленными в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, обеспечению надлежащего учет и контроль за выдачей работникам смывающими и (или) обезвреживающими средствами под роспись в личной карточке учета смывающих и (или) обезвреживающих средств и включению в трудовой договор работников ФИО8 (лесничий) от 03.10.2011, ФИО9 (мастер леса) от 05.02.2014 нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, соответствующих условиям труда на рабочем месте законны, ввиду чего решение суда об отказе в удовлетворении административного искового заявления является правильным и подлежит оставлению без изменения.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31.12.2018, в связи с чем указание на исполнение п. 1 предписания в срок до 13.12.2017 не обоснованы, поскольку ГКУ СО «Самарские лесничества» предписано в указанный срок лишь организовать проведение СОУТ, то есть провести начальные мероприятия.

Доводы административного истца, приведенные как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе, о том, что деятельность ГКУ СО «Самарские лесничества» не связана с вредными факторами, а также ссылки на отсутствие сведений об отнесении должностей, не проведение специальной оценки условий труда которой, вменяется учреждению к должностям, указанным в ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013№ 426-ФЗ, опровергаются материалами дела.

В п. 1.3. «Инструкции по охране труда при выполнении работ по отводу лесосек для работников государственного казённого учреждения Самарской области «Самарские лесничества», п. 1.5.2. «Инструкции по охране труда для мастера леса ГКУ СО «Самарские лесничества», п. 1.5.2. «Инструкции по охране труда для лесничего ГКУ СО «Самарские лесничества» указано: «При выполнении работ на работника могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы, в том числе: постоянная работа на открытом воздухе, в не отапливаемых помещениях; падающие деревья и их части; ветровально-буреломные, горелые, сухостойные, фаутные и опасные деревья, подрост, кустарники; неблагоприятные природные и метеоусловия; повышенная и пониженная температура воздуха на рабочем месте и т.д. Таким образом, работодатель, утверждая данные инструкции, подтверждает работу с вредными факторами.

При этом в инструкциях, работодатель закрепляет за работником (мастер леса, лесничий) требование «мыть руки с мылом», однако в пунктах 3.2.7., 4.2 Инструкций по охране труда для лесничего, мастера леса, при выполнении работ по отводу лесосек у работников ГКУ СО «Самарские лесничества» смывающие средства (мыло) в наличии отсутствует.

Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении исковых требований. Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами районного суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции. В связи с изложенным, данные доводы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 30 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения Самарской области «Самарские лесничества» - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий –

Судьи –

33а-3014/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ГКУ Самарской области Самарские лесничества
Ответчики
Государственная инспекция труда в Самарской области
Другие
государственная инспекция труда в Самарской области Климашиной Т.В.
Соболев М.А.
Суд
Самарский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.sam.sudrf.ru
06.03.2018[Адм.] Судебное заседание
22.03.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.03.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее