Дело № 2-981/2022
УИД 59RS0025-01-2022-001127-28
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Краснокамск 05 июля 2022 г.
Краснокамский городской суд Пермского края
В составе председательствующего судьи Добрыдневой Т.С.,
При секретаре Вагановой Т.Н.,
с участием представителя Пикулевой Т.В., представителя МБДОУ «Детский сад «Калейдоскоп» Ефимовой А.Н., представителя Администрации Краснокамского городского округа Смеловой А.Л., представителя Управления системой образования Кочетовой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении Краснокамского городского суда дело по иску Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Детский сад «Калейдоскоп» о признании действий незаконными, возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю обратилось в суд с иском к МБОУ «Детский сад «Калейдоскоп» о признании действий незаконными, возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства, к Администрации Краснокамского городского округа и Управлению системой образования администрации Краснокамского городского округа, о возложении обязанности обеспечить работу в части выделения денежных средств для устранения нарушений требований санитарного законодательства.
Свои требования истец мотивировал тем, что на официальный сервер Роспотребнадзора по Пермскому краю ДД.ММ.ГГГГ поступило обращение гр. ФИО5 из которого следует, что разновозрастную группу МБДОУ «Детский сад «Калейдоскоп» <адрес> по адресу: <адрес>, посещает 24 воспитанника в возрасте с 3 до 5 лет, один из которых ребенок — инвалид с синдромом Дауна. На прогулочном участке закрепленном за группой расположена веранда площадью 16 кв.м, пол на веранде провалился, крыша протекает, перекрытия крыши сгнили. Таким образом, организация прогулок и нахождение детей на веранде не безопасно для воспитанников учреждения. По результатам рассмотрения документов было установлено, что образовательным учреждением допущено нарушение законодательства Российской Федерации, а именно по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ: площадь теневого навеса для группы № составляет 16,3 м2 при списочном составе группы 24 воспитанника, что составляет 0,6м2 на одного ребенка при нормируемой площади из расчета не менее 1м2 на одного ребенка, что является нарушением п. 3.1.2. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СП 2.4.3648-20). По окончанию рассмотрения административного дела в отношении МБДОУ Детский сад «Калейдоскоп» <адрес> вынесено постановление № по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, постановление вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ, не обжаловалось. Не устранение данных нарушений санитарных правил влечет нарушение прав воспитанников на благоприятную и безопасную образовательную деятельность, влияют на образовательный процесс и санитарно-эпидемиологическое благополучие детей, являются образовательной услугой ненадлежащего качества. Просит признать противоправными в отношении неопределенного круга лиц действия МБДОУ «Детский сад «Калейдоскоп» <адрес>, по осуществлению образовательной деятельности, которая создает опасность для жизни и здоровья граждан. В срок до ДД.ММ.ГГГГ. обязать: администрацию Краснокамского городского округа обеспечить работу в части выделения денежных средств Управлению системой образования администрации <адрес> на цели обеспечения объекта МБДОУ «Детский сад «Калейдоскоп» <адрес> для устранения выявленных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства. В срок до ДД.ММ.ГГГГ обязать: Управление системы образования администрации <адрес> распределить полученные денежные средства для реализации мероприятий, направленных устранение выявленных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства. В срок до 01.09.2022г. обязать: МБДОУ «Детский сад «Калейдоскоп» <адрес> устранить нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства п. 3.1.2, СП 2.4.3648-20 выявленное в ходе рассмотрения обращения, а именно: установить теневой навес для защиты детей от солнца и осадков на территории групповой площадки №, площадью из расчета не менее 1 кв.м, на одного ребенка. Обязать МБДОУ «Детский сад «Калейдоскоп» <адрес> довести до сведения потребителей решение суда в десятидневный срок со дня вступления решения в закон силу через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей.
Определением Краснокамского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ от части заявленных требований, а именно от требований к Управлению системой образования администрации Краснокамского городского округа и Администрации Краснокамского городского округа о возложении обязанности.
Представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика МДОУ «Детский сад «Калейдоскоп» Ефимова А.Н., с иском согласилась, суду пояснила, что указанные в иске нарушения законодательства не оспаривает. Теневые навесы были установлены при застройке корпуса детского сада, на тот момент теневые навесы соответствовали действующим санитарным нормам, на сегодня требования изменились. Устранение нарушений будет проведено по плану, до ДД.ММ.ГГГГ нарушение будет устранено. На данный момент готов проект, в ближайшее время будут заключен муниципальный контракт. Денежные средства уже изысканы, находятся на счете дошкольного учреждения.
Представитель ответчика - Управления системой образования администрации Краснокамского городского округа в судебном заседании с заявленными требованиями согласились. Денежные средства имеются у дошкольного учреждения, нарушения будут устранены в определенное время.
Представитель администрации Краснокамского городского округа в судебном заседании с заявленными требованиями согласились.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные отзывы, материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии ч.1 ст.46 ГПК Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», к полномочиям главных государственных санитарных врачей и их заместителей относится предъявление исков в суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Согласно статье 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
В соответствии ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, осуществлять гигиеническое обучение работников.
Согласно ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии с ч.1 ст.28 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (статья 39 Федерального закона от от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28, утверждены «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» СП 2.4.3648-20.
Согласно п. 1.1. настоящие санитарные правила (далее - Правила) направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно- эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу, присмотру за детьми, включая требования к организации проведения временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных услуг для детей, а также к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи и определяют санитарно-противоэпидемические (профилактические) меры при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом.
Пунктом 1.2. Правила являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1.1 Правил (далее - Хозяйствующие субъекты).
Согласно п. 3.1.2. На территории групповых площадок устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 1м2 на одного ребенка, но не менее 20м2 СП 2.4.3648- 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Согласно ФЗ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п. 1. ч.1. ст. 15 Закона РФ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета.
На основании ч. 2. ст. 18 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местных бюджетам из федерального и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Согласно п. 5 ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.Судом установлено, что МБДОУ «Детский сад «Калейдоскоп», расположено по адресу: <адрес>.
Согласно Устава собственником имущества Учреждения является муниципальное образование Краснокамский городской округ.
Предметом деятельность Учреждения является создание условий для реализации гарантированного гражданам РФ права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, обеспечение воспитания, обучения и развития, а также присмотра, ухода и оздоровления детей в возрасте от 2 месяцев до прекращения образовательных отношений. Одним из основных видов деятельности Учреждения является присмотр и уход за детьми.
Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психологомедикопедагогической комиссии.
При зачислении детей с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов в Учреждение, оно обязано обеспечить необходимые условия для организации коррективной работы, в группах по присмотру и уходу за детьми - условия учитывающие особенности их психофизического развития.
Имущество Учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Крупные сделки и сделки в целом могут быть совершены Учреждением только с предварительного согласия Учредителя.
Учредителем МБДОУ «Детский сад «Калейдоскоп» <адрес> согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц является Управление системой образования администрации города Краснокамска.
Одним из источников формирования имуществ и финансовых ресурсов Учреждения являются бюджетные средства. Учреждение использует бюджетные средства в соответствии с муниципальным заданием, которое формирует и утверждает Учредитель. Порядок формирования муниципального задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются администрацией Краснокамского городского округа.
Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания Учреждения осуществляется в виде субсидий из бюджета Краснокамского городского округа.
Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека» направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологическое благополучие населения как одного из условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это состояние здоровья населения, среда обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизни деятельности.
Санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В судебном заседании установлено, что на официальный сервер Роспотребнадзора по Пермскому краю ДД.ММ.ГГГГ поступило обращение гр. ФИО5 из которого следует, что разновозрастную группу МБДОУ «Детский сад «Калейдоскоп» <адрес> по адресу: <адрес>, посещает 24 воспитанника в возрасте с 3 до 5 лет, один из которых ребенок — инвалид с синдромом Дауна. На прогулочном участке закрепленном за группой расположена веранда площадью 16 кв.м, пол на веранде провалился, крыша протекает, перекрытия крыши сгнили. Таким образом, организация прогулок и нахождение детей на веранде не безопасно для воспитанников учреждения. (л.д. 13).
Истцом были запрошены документы о состоянии теневого навеса. (л.д. 14).
По результатам рассмотрения документов было установлено, что образовательным учреждением допущено нарушение законодательства Российской Федерации, а именно по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ: площадь теневого навеса для группы № составляет 16,3 м2 при списочном составе группы 24 воспитанника, что составляет 0,6м2 на одного ребенка при нормируемой площади из расчета не менее 1м2 на одного ребенка, что является нарушением п. 3.1.2. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СП 2.4.3648-20). (л.д. 15).
В отношении МБДОУ Детский сад «Калейдоскоп» <адрес> вынесено постановление № по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ст. 6.7 ч. 1 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб., постановление вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ, не обжаловалось.
Представителем ответчика представлен локальный сметный расчет о реконструкции теневого навеса. (л.д. 40-49).
Подготовлено техническое задание на ремонт теневого навеса, который утвержден ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ подготовлена заявка на проведение электронного аукциона.
По справке МКУ «Централизованная бухгалтерия» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на лицевом счете МБДОУ «Детский сад «Калейдоскоп» имеются денежные средства в размере <данные изъяты> руб.
Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее -санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Санитарные правила регламентируют нормы, при которых образовательная деятельность является безопасной и безвредной для лиц, получающих образовательную услугу в образовательном учреждении, несоблюдение санитарных правил МБДОУ «Детский сад «Калейдоскоп»», влечет за собой негативные последствия для детей, а с учетом того, что дети, получающие образовательную услугу, и их родители, должны быть уверены в том, что оказываемая им образовательная услуга соответствует требованиям законодательства и безопасна для здоровья подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах, возложение на МБДОУ «Детский сад «Калейдоскоп»» обязанности по исполнению нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения нарушают права и законные интересы лиц, обучающихся в учреждении, нарушает их права на благоприятную окружающую среду, охрану здоровья и безопасные условия получения образования.
Поскольку отсутствие надлежащих условий для воспитания и обучения в МБДОУ «Детский сад «Калейдоскоп» нарушает права малолетних на безопасные и благоприятные условия воспитания и образования, а установленные нарушения санитарно-эпидемических правил создают угрозу для жизни и здоровья детей и персонала учреждения, суд считает возможным удовлетворить заявленные истцом требования к МБДОУ «Детский сад «Калейдоскоп»
В соответствии с ч.2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. В соответствии со ст. 65 Бюджетного кодекса РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно ст.210 Гражданского кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Однако, представителем ответчика МБДОУ «Детский сад «Калейдоскоп» представлены доказательства того, что необходимые денежные средства могут быть изысканы самостоятельно, поскольку денежные средства имеются на счете учреждения. В связи с чем, нет необходимости возлагать обязанность на органы местного самоуправления распределение денежных средств для реализации мероприятий, направленных на устранения выявленных нарушений.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие на момент рассмотрения дела сведений об устранении допущенных нарушений, суд приходит к выводу, что исковые требования Управления являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Срок, предлагаемый представителем истца для исполнения судебного решения, суд полагает разумным и считает необходимым установить срок для исполнения решения суда – до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст.46 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
В связи с изложенным ответчикам следует довести до сведения потребителей решение суда в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации или иным способом.
Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ,
р е ш и л :
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю Западный территориальный отдел ИНН 5904122386 в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить.
Признать противоправными в отношении неопределенного круга лиц действия МБДОУ «Детский сад «Калейдоскоп», по осуществлению образовательной деятельности, которая создает опасность для жизни и здоровья граждан.
В срок до 01.09.2022г. обязать:
МБДОУ «Детский сад «Калейдоскоп» № устранить нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства п.3.1.2 СП 2.4.3648-20, выявленное в ходе рассмотрения обращения, а именно:
установить теневой навес для защиты детей от солнца и осадков на территории групповой площадки №, площадью из расчета не менее 1 кв.м. на одного ребенка.
Обязать МБДОУ «Детский сад «Калейдоскоп» довести до сведения потребителей решение суда в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Краснокамский городской суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья Добрыднева Т.С.