№ 12-91/2025
УИД 41RS0001-01-2025-000013-96
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
КАМЧАТСКОГО КРАЯ
683009 Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Академика Курчатова, д. 6
РЕШЕНИЕ
24 февраля 2025 года г. Петропавловск-Камчатский
Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лубнин Сергей Валерьевич, рассмотрев жалобу конкурсного управляющего ФГУП «Усть-Камчатский морской торговый порт» ФИО2 на постановление заместителя начальника отделения-заместителя старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу ГМУ ФССП России №-АП от 12 декабря 2024 года о признании Федерального государственного унитарного предприятия «Усть-Камчатский морской торговый порт» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника отделения-заместителя старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу ГМУ ФССП России (далее по тексту – старший судебный пристав) №-АП от 12 декабря 2024 года Федеральное государственное унитарное предприятие «Усть-Камчатский морской торговый порт» (далее по тексту – ФГУП «Усть-Камчатский морской торговый порт», Предприятие) привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Не соглашаясь с постановлением старшего судебного пристава, конкурсный управляющий ФГУП «Усть-Камчатский морской торговый порт» ФИО2 обратился с жалобой в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края, в которой просил постановление отменить, производство по делу прекратить.
До рассмотрения жалобы по существу, от конкурсного управляющего ФГУП «Усть-Камчатский морской торговый порт» ФИО2 поступило ходатайство о приобщении к материалам дела определения Усть-Камчатского районного суда Камчатского края от 09 января 2025 года о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Конкурсный управляющий ФГУП «Усть-Камчатский морской торговый порт» ФИО2, защитник ФИО3, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. Руководствуясь п. 4 ч. 2 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанных лиц.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, исследовав материалы исполнительного производства, прихожу к следующему.
В силу ст. 6 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон № 229-ФЗ) законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Статьей 113 Федерального закона № 229-ФЗ предусмотрено, что в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Указанная норма направлена на своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Как следует из материалов дела и обжалуемого постановления основанием привлечения Предприятия к административной ответственности послужило то обстоятельство, что юридическое лицо, расположенное по адресу: Камчатский край, Усть-Камчатский <адрес>, являясь должником по исполнительному документу – исполнительному листу, выданному Усть-Камчатским районным судом Камчатского края ФС № по делу № от ДД.ММ.ГГГГ после вынесения постановления о назначении нового срока исполнения от ДД.ММ.ГГГГ не исполнило в срок до 14 мая 2024 года требование судебного пристава-исполнителя об исполнении требований указанного исполнительного документа о возложении решением суда на ФГУП «Усть-Камчатский морской торговый порт» обязанности произвести удаление морского судна – СПП-006 «Прибрежный-1», находящееся в географических координатах 56°13,36 северной широты и 162°31,34" восточной долготы из акватории протоки Озерная реки Камчатка Усть-Камчатского района Камчатского края в срок до 31 декабря 2022 года.
Юридическому лицу вменено совершение административного правонарушения 15 мая 2024 года.
Вина Предприятия в совершении указанного административного правонарушения установлена должностным лицом административного органа на основании совокупности доказательств, имеющихся в материалах дела и приведенных в обжалуемом постановлении: протокола об административном правонарушении №-АП от ДД.ММ.ГГГГ, материалов исполнительного производства №-ИП (№-ИП), копии постановления о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ, копии постановления о взыскании исполнительного сбора от ДД.ММ.ГГГГ, копии постановления о назначении нового срока исполнения от ДД.ММ.ГГГГ, исполнительного листа по делу №.
Вместе с тем, обжалуемое постановление нельзя признать законным и обоснованным по следующим основаниям.
Не согласившись с постановлением, конкурсный управляющий ФГУП «Усть-Камчатский морской торговый порт» ФИО2 обратился в суд с жалобой, при рассмотрении которой законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов (п. 8 ч. 1 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Статьей 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Системный анализ положений ст.ст. 25.1 и 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях позволяет сделать вывод о том, что должностное обязано известить (уведомить) лицо, привлекаемое к административной ответственности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, в целях обеспечения возможности реализации гарантий, предусмотренных ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Неизвещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, так как лицо лишается предоставленных Кодексом РФ об административном правонарушении процессуальных прав и гарантий защиты.
В соответствии с частью 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 разъяснено, что поскольку названный Кодекс не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением по делу об административном правонарушении, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
В случае составления протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, административный орган должен представить доказательства, подтверждающие факт извещения лица, о месте и времени составления протокола.
Согласно материалам дела, 14 ноября 2024 года с 12 час. 00 мин. до 12 час. 15 мин. в отношении ФГУП «Усть-Камчатский морской торговый порт» составлен протокол об административном правонарушении №-АП, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Как указано в протоколе об административном правонарушении, на составление административного протокола не обеспечена явка представителя по доверенности, поступило заявление от конкурсного управляющего ФГУП «Усть-Камчатский морской торговый порт» ФИО2 неправомерном составлении протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 8).
Обжалуемым постановлением Предприятие привлечено за то, что являясь должником по исполнительному документу – исполнительному листу, выданному Усть-Камчатским районным судом Камчатского края ФС № по делу № от ДД.ММ.ГГГГ после вынесения постановления о назначении нового срока исполнения от ДД.ММ.ГГГГ не исполнило в срок до 14 мая 2024 года требование судебного пристава-исполнителя об исполнении требований указанного исполнительного документа о возложении решением суда на ФГУП «Усть-Камчатский морской торговый порт» обязанности произвести удаление морского судна – СПП-006 «Прибрежный-1», находящееся в географических координатах 56°13,36 северной широты и 162°31,34" восточной долготы из акватории протоки Озерная реки Камчатка Усть-Камчатского района Камчатского края в срок до 31 декабря 2022 года.
Согласно представленным материалам, 14 ноября 2024 года с 12 час. 00 мин. до 12 час. 15 мин. в отношении Предприятия составлен протокол об административном правонарушении №-АП, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях по факту не исполнения решения Усть-Камчатского районного суда Камчатского края по делу № № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).
Как следует из материалов дела, извещение о составлении 14 ноября 2024 года в 12 час. 00 мин. протокола об административном правонарушении по факту не исполнения решения Усть-Камчатского районного суда Камчатского края по делу № от ДД.ММ.ГГГГ датировано от 12 ноября 2024 года.
20 февраля 2025 года в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края поступило информационное письмо Специализированного отделения судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу ГМУ ФССП России, согласно которому, извещение о месте и времени составления протокола об административном правонарушении направлялись должнику на электронную почту, подтверждение данного факта восстановить не представляется возможным.
Следовательно, доказательств направления соответствующего извещения в адрес Предприятия посредством почтовой связи или телеграфа по месту его нахождения, либо иным способом, позволяющим контролировать отправление информации и ее получение адресатом в материалах дела не имеется.
Выявленные недостатки извещения о времени и месте составления соответствующего протокола об административном правонарушении, а также отсутствие сведений свидетельствующих о получении извещения, не позволяют признать протокол об административном правонарушении надлежащим, поскольку сведений о получении соответствующей информации лицом, которому направлено извещение, в материалах дела не содержится.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что ФГУП «Усть-Камчатский морской торговый порт» надлежащим образом не было извещено о составлении 14 ноября 2024 года с 12 час. 00 мин. до 12 час. 15 мин. протокола об административном правонарушении, что свидетельствует о несоблюдении должностным лицом административного органа требований ч. 4.1 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и влечет признание протокола недопустимым доказательством по делу.
Согласно п. 3 ст. 29.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные Кодексом РФ об административных правонарушениях, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Согласно положениям ст. 29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также позиции, выраженной в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», возможность возвращения неправильно оформленного протокола и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми он составлен, имеется только при подготовке дела к рассмотрению.
Протокол об административном правонарушении в отношении Предприятия подлежал возвращению должностному лицу, его составившему, для устранения существенного процессуального нарушения, связанного с не извещением привлекаемого к административной ответственности лица, однако, старшим судебным приставом не выполнены требования п. 3 ст. 29.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, дело рассмотрено 12 декабря 2024 года с вынесением постановления, в связи с чем, на стадии рассмотрения жалобы отсутствуют правовые основания для возвращения протокола должностному лицу, его составившему.
Допущенное нарушение является существенным, неустранимым, исключающим возможность привлечения ФГУП «Усть-Камчатский морской торговый порт» к административной ответственности.
Установленный законом порядок наложения административного взыскания является обязательным. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Следовательно, протокол об административном правонарушении в отношении Предприятия является недопустимым доказательством, и не мог быть использован старшим судебным приставом при рассмотрении дела и вынесении постановления.
При таких обстоятельствах, постановление старшего судебного пристава №-АП от 12 декабря 2024 года о признании ФГУП «Усть-Камчатский морской торговый порт» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не может быть признано законным и обоснованным.
Реализация задач производства по делу об административном правонарушении включает не только выяснение имеющих значение для правильного рассмотрения дела обстоятельств, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения к административной ответственности, в том числе процессуальных прав всех участников производства по делу.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Однако порядок привлечения Предприятия к административной ответственности не был соблюден.
В силу положений ч.ч. 1 и 4 ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В отсутствие надлежащим образом составленного протокола об административном правонарушении, обстоятельства, на основании которых вынесено постановление, не могут быть признаны доказанными, в связи с чем, в виновности ФГУП «Усть-Камчатский морской торговый порт», привлекаемого к административной ответственности, возникают неустранимые сомнения.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, постановление заместителя начальника отделения-заместителя старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу ГМУ ФССП России №-АП от 12 декабря 2024 года о признании Предприятия виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подлежит отмене, производство по делу прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Поскольку протокол об административном правонарушении составлен с существенным нарушением процессуальных требований, что является самостоятельным основанием для отмены постановления, иные доводы жалобы рассмотрению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Жалобу конкурсного управляющего ФГУП «Усть-Камчатский морской торговый порт» ФИО2, - удовлетворить частично.
Постановление заместителя начальника отделения-заместителя старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу ГМУ ФССП России №-АП от 12 декабря 2024 года о признании Федерального государственного унитарного предприятия «Усть-Камчатский морской торговый порт» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, - отменить, прекратить производство по делу, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии.
Судья С.В. Лубнин