Решение по делу № 2-1239/2020 от 31.08.2020

Дело № 2-1239/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Боровичи Новгородской области            28 сентября 2020 года

Боровичский районный суд Новгородской области в составе

председательствующего судьи Ивановой С.А.,

при секретаре Петровой М.Е.,

с участием представителя истца Михайлова А.В.,

представителя ответчика Федоровой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонному) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, обязании досрочного назначения пенсии по старости,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным иском к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) (далее – Управление), указав, что решением Боровичского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Управление обязано зачесть в педагогический стаж ФИО1 период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в Объединении учреждений для детей-сирот. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением Управления от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости поскольку решение суда не вступило в законную силу и заявленный выше период снова был исключен. В настоящее время решение суда вступило в законную силу. С даты первоначального обращения за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ она осуществляла педагогическую деятельность. Засчитанного стажа на ДД.ММ.ГГГГ более 25 лет. Для реализации пенсионных прав имеет значение дата подачи заявления о назначении пенсии, по этой причине ожидать вступления в силу решения суда от ДД.ММ.ГГГГ означало для нее недополучение пенсионного обеспечения.

Просит решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии в части исключения спорного периода работы признать незаконным и обязать ответчика назначить пенсию по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, просила о рассмотрении дела в её отсутствие с участием её представителя ФИО3. Представитель истца по доверенности ФИО3 исковые требования уточнил, просил признать незаконным решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ и обязать ответчика назначить истцу пенсию по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ, заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика по доверенности ФИО4 исковые требования ФИО1 не признала по доводам, указанным в отзыве на исковое заявление, согласно которым право на обращение за назначением страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 19-21 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ при наличии требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ является отложенным. Требуемую для назначения досрочной страховой пенсии по старости продолжительность медицинского стажа истец приобрел со дня вступления решения суда в законную силу, т.е. ДД.ММ.ГГГГ. С учетом положений ст. 30 и приложения 7 к Федеральному закону № 400-ФЗ при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2020 году страховая пенсия по старости назначается не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости. Считает позицию истца относительно наличия у него права на досрочное назначение пенсии с ДД.ММ.ГГГГ не соответствующей действующему законодательству РФ. До вступления в законную силу решения Боровичского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1 отсутствовало право на досрочное пенсионное обеспечение. Требуемую для назначения досрочной страховой пенсии по старости продолжительность льготного стажа и, как следствие, право на обращение за назначением пенсии в установленные законом сроки, то есть через 18 месяцев со дня возникновения права на нее, ФИО1 приобрела со дня вступления решения Боровичского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в законную силу, то есть ДД.ММ.ГГГГ. В силу положений ст. ст. 13 и 210 ГПК РФ до ДД.ММ.ГГГГ у Управления отсутствовала обязанность по исполнению решения суда, не вступившего в законную силу. Просит в удовлетворении заявленных требований ФИО1 - отказать.

Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы гражданского дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ (в редакции, действующей с ДД.ММ.ГГГГ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, которой занималась более 25 лет (пп.19 п.1 ст.30 Закона «О страховых пенсиях»).

Решением от ДД.ММ.ГГГГ истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано из-за отсутствия требуемого 25-летнего педагогического стажа.

ФИО1 с указанным решением пенсионного органа не согласилась и обратилась с иском в суд, просила признать решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии УПФР в <адрес> (межрайонного) незаконным, обязать ответчика засчитать в педагогический стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в Объединении учреждений для детей-сирот и назначить ей пенсионное обеспечение с ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Боровичского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ частично удовлетворен иск ФИО1 к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонному), Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) обязано включить ФИО1 в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, период работы в должности воспитателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Объединении учреждений для детей-сирот. В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 вновь обратилась в Управление с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Решением N 128464/20 от ДД.ММ.ГГГГ истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано из-за отсутствия требуемого 25-летнего педагогического стажа, в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, не включен период работы воспитателем в «Объединении учреждений для детей сирот» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе отпуск по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как наименование учреждения не соответствует тем, которые предусмотрены Списками, и исключены периоды по выписке из ИЛС, которые истцом не оспариваются.

В силу ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Положениями статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть 1).

В соответствии с ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

Согласно приложению к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», если дата возникновения права на страховую пенсию по старости приходится на 2020 год, то назначение страховой пенсии по старости происходит не ранее чем 24 месяца срок назначения страховой пенсии по старости - не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

При этом согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Таким образом, законом предусмотрено, что страховая пенсия по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» гражданам, приобретшим стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии в 2019 году должна назначаться не с момента возникновения права, а не ранее чем через 6 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию.

Таким образом, право на обращение за назначением страховой пенсии по старости указанной категории граждан при наличии требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ является отложенным.

При этом назначение страховой пенсии по старости обусловлено наличием права на указанную пенсию как такового, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.

Согласно пунктам 3, 18 и 19 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 884н (далее - Правила н), граждане обращаются за назначением пенсии, перерасчетом ее размера, переводом с одной пенсии на другую путем подачи заявления о назначении пенсии, заявления о перерасчете размера пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или; через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени. Граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком. Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.

Установлено, что на момент обращения в территориальный пенсионный орган ДД.ММ.ГГГГ специальный стаж ФИО1 по сведениям Управления составил 18 лет 03 месяца 13 дней.

Повторно с заявлением о назначении пенсионного обеспечения ФИО1 обратилась к ответчику ДД.ММ.ГГГГ. При рассмотрении данного заявления Управлением определен специальный стаж истца в 18 лет 06 месяцев 11 дней.

Вышеуказанное решение Боровичского районного суда, которым Управление обязано включить ФИО1 в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, период работы в должности воспитателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Объединении учреждений для детей-сирот, вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, в настоящем судебном заседании установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 имела требуемую продолжительность специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ и отложенный срок её назначения наступил.

Суд полагает ошибочной позицию пенсионного органа относительно определения даты возникновения права истца на досрочное назначение пенсии по старости.

Сам по себе факт необоснованного отказа пенсионным органом во включении определенных периодов работы в специальный стаж истца не должен порождать для него негативных правовых последствий, в связи с чем, доводы ответчика о том, что право на досрочное назначение пенсии по старости возникло у истца после вступления судебного акта в законную силу, являются несостоятельными.

Согласно частям 1, 2 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению.

В связи с удовлетворением судом исковых требований с ответчика в пользу истца на основании ч.1 ст.98 ГПК РФ подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования ФИО1 – удовлетворить.

Решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении страховой пенсии ФИО1 признать незаконным и обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд <адрес> в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда ДД.ММ.ГГГГ

Судья                                  С.А. Иванова

2-1239/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Орешкина Наталья Геннадьевна
Ответчики
ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Боровичском районе Новгородской области (межрайонное)
Другие
Михайлов А.В.
Суд
Боровичский районный суд Новгородской области
Дело на сайте суда
borovichsky.nvg.sudrf.ru
31.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.09.2020Передача материалов судье
02.09.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.09.2020Судебное заседание
05.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее