ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 мая 2017 года, дело №
Судья ФИО2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего: Устаевой Н.Х.
судей: Августиной И.Д. и Магадовой А.В.
при секретаре ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя МВД по РД - ФИО5 на решение Лакского районного суда РД от <дата>, которым постановлено:
«Заявление ФИО9 Исы ФИО1 удовлетворить.
Установить, что ФИО1 состоит в очереди в качестве нуждающегося в жилплощади в ЖБК МО МВД «Лакский» с июля 2003 года.
Обязать МО МВД «Лакский» восстановить очередность учета и включить ФИО9 Ису ФИО1 в списки нуждающегося в улучшении жилищных условий с июля 2003 года и включить в списки очередников о ежегодной перерегистрации».
Заслушав доклад судьи ФИО7, выслушав объяснения представителя МВД по РД ФИО5, просившей решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к МО МВД России «Лакский» об установлении факта, имеющегося юридическое значение: его нахождения в очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 2003 года, восстановлении его в качестве нуждающегося в жилье в МО МВД России «Лакский» с декабря 2003 года, включении в списки очередников.
Иск мотивирован тем, что согласно Приказу МВД России от <дата>, № л/с он уволен с должности, содержащейся за счет средств федерального бюджета в связи с сокращением занимаемой должности с календарной выслугой 17 лет 08 месяцев 03 дня.
С <дата> состоит на учете в Кулинском РОВД в качестве нуждающегося в обеспечении жильем согласно решению жилищно-бытовой комиссии ОВД <адрес> за номером № (согласно выписке из протокола жилищно-бытовой комиссии отдела внутренних дел <адрес> РД).
При увольнении из органов внутренних дел РФ и по настоящее время соответствует всем критериям, предусмотренным статьей 2 Федерального закона от <дата> №-ФЭ для обеспечения жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.
До настоящего времени жильем не обеспечен, при этом является главой многодетной семьи (справка прилагается) и проживает с семьей на съемной квартире.
В установленном законом порядке им было подано заявление о выделении безвозмездной субсидии на приобретение жилья. Однако до настоящего времени вопрос предоставления ему безвозмездной субсидии остается неразрешенным.
На его обращения в адрес МО МВД России «Лакский» поступил ответ о том, что он действительно состоял на учете в качестве нуждающегося в обеспечении жильем с <дата>, однако в Кулинском РОВД дальнейшая перерегистрация его учета не осуществлялась по неизвестным причинам.
Также, согласно справке Администрации Кулинского муниципального района, он состоял на учете в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий в администрации муниципального района с 2004 года, но документы по данному факту в архиве МО «<адрес>» не сохранились, ввиду чего не могут быть ему предоставлены.
Согласно Приказу МВД России от 24.05.2003г. № утверждено Положение о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и распределению жилой площади.
Таким образом, вопреки установленным требованиям действующего законодательства, МО МВД России «Лакский» не обеспечило надлежащего учета и перерегистрацию моего учета, в качестве лица нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Отсутствие учетного дела и не проведение перерегистрации учета в качестве лица нуждающегося в улучшении жилищных условий существенно нарушает его права и законные интересы, препятствует реализации права на жилище, предусмотренного ст.40 Конституции РФ, а также противоречит социальной политики нашего государства.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель МВД по РД ФИО5 просит решение суда отменить по следующим основаниям.
В нарушении ст.267 ГПК РФ в заявлении, а также в решении суда об установлении факта, имеющего юридическое значение не указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт.
Установление данного факта постановки на учет является основанием для восстановления его в списках очередников нуждающихся в улучшении жилищных условий МВД по Республике Дагестан, так как вопросы предоставления жилья рассматриваются только на заседании ЦЖБК МВД по Республике Дагестан.
Решение затрагивает интересы МВД по РД, однако Федеральный суд <адрес> РД не привлек МВД по Республике Дагестан по делу как заинтересованное лицо.
Согласно ст.7 ЖК РФ, Приказу МВД России от 24.05.2003г. № «Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел», п. « а » ч.19 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006г. № «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», в перечень документов, необходимых для предоставления при решении вопроса о восстановлении в очереди на жилье, входят:
1) справка об общей продолжительности военной службы (службы);
2) выписка из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти;
3) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;
4) выписка из решения органа по учету и распределению жилых помещений
постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением граждан проживающих на территории закрытого военного городка (поселка);
5) справка о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) для граждан, проживающих в таком городке.
6) копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случае, когда такое право предоставлено законодательством РФ)
Единственным доказательством постановки в очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилых помещений служит выписка из решения жилищной комиссии.
Протоколом жилищно - бытовой комиссии отдела внутренних дел <адрес> РД от <дата>г., где ФИО1 признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, надлежащим образом не был исследован и ему не дана соответствующая оценка, так как согласно показаниям свидетелей все документы о постановки на учет были утеряны при переезде в новое здание.
Представленный ответ из МО МВД России «Лакский» о том, что ФИО1 действительно состоял на учете в качестве нуждающегося в обеспечении жильем с <дата>, также надлежащим доказательством в данном случае служить не может.
Также, согласно п. 16.4 Инструкции о порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчинённых МВД РФ, и предоставления им жилых помещений, утвержденной Приказом МВД России от <дата>г. №, сотрудники снимаются с учета в случаях: прекращения трудовых отношений с Министерством, если они состоят на учете по месту службы (работы) и никто из членов их семей не проходит службу (работает) в центральном аппарате и подразделениях, непосредственно подчиненных МВД России, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что даже если бы он значился в списках учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, увольнение его из органов внутренних дел без права получения пенсии, является основанием для снятия его с учета.
По сведениям, имеющимся в Центре финансового обеспечения МВД по Республике Дагестан, он пенсию не получает.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст.264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Согласно ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Как видно из материалов дела, истец ФИО1 в обоснование требования об установлении юридического факта его нахождения на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2003 года представил в суд выписку из журнала учета жалоб и заявлений, выписку из протокола ЖБК Кулинского ОВД от <дата> о его приеме на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.9-10,16-17).
Следовательно, юридический факт обращения ФИО1 с заявлением о постановке на учет и его принятие на учет в 2003 году в Кулинском (Лакском) ОВД не подлежал установлению в судебном порядке по правилам особого судопроизводства.
Одновременно с требованием об установлении факта, имеющего юридическое значение, ФИО1 заявлены исковые требования о нахождении его на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2003 года по настоящее время, о восстановлении на учете с 2003 года.
Удовлетворяя исковые требования ФИО1, суд исходил из доказанности факта обращения истца с рапортом о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в 2003г., а также его нуждаемости в улучшении жилищных условий до настоящего времени.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться.
При рассмотрении данных требований судом неправильно применены нормы материального права, неправильно определены юридически значимые обстоятельства, в результате чего принято не основанное на законе необоснованное решение.
Как видно из материалов дела, ФИО1 проходил службу в органах внутренних дел в системе УФМС РФ по РД.
Приказом № л/с от <дата> УФМС России по Республике Дагестан ФИО1 уволен из Управления федеральной миграционной службы России по Республике Дагестан в связи с сокращением должности (л.д.18).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от <дата> N 314 образована Федеральная миграционная служба, и ей переданы правоприменительные функции, функции по контролю и надзору и функции по оказанию государственных услуг в сфере миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Согласно Положению о Федеральной миграционной службе, утв. Указом Президента Российской Федерации от <дата> N 928 с изменениями от <дата>, полномочия по оформлению и выдаче паспортов и иных документов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации осуществляет Федеральная миграционная служба России.
С <дата> в соответствии с Приказом МВД Российской Федерации от <дата> N 12 "О вопросах формирования территориальных органов Федеральной миграционной службы" подразделения по делам миграции МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации реорганизованы в форме присоединения к соответствующим территориальным органам Федеральной миграционной службы.
Указом Президента РФ от <дата> N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", функции и полномочия УФМС переданы в Министерство внутренних дел.
Следовательно, после марта 2004 года и вплоть до увольнения ФИО1 из УФМС России по Республике Дагестан с <дата>, он в системе МВД по РД службу не проходил.
Указанные обстоятельства, а также доводы истца о том, что его перерегистрация в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в Кулинском ОВД не проводилась по неизвестным причинам, оставлены судом первой инстанции без внимания и правовой оценки.
Вместе с тем, в связи с образованием Федеральной миграционной службы и реорганизацией подразделений по делам миграции МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации в форме присоединения к соответствующим территориальным органам Федеральной миграционной службы, истец с 2004 года службу в Кулинском ОВД не проходил, в связи с чем в указанном ОВД отсутствует его учетное дело.
В соответствии со ст. 30 Закона "О милиции" от <дата> N 1026, действовавшего во время службы истца в органах внутренних дел, утратившего силу с <дата>, сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Согласно ч. 1 ст. 44 ныне действующего Федерального закона "О полиции" N 3-ФЗ от <дата> с изм. и доп. обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Приказом МВД РФ от <дата> N 345 "Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел" утверждено Положение о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади.
Согласно пункту 2 названного Положения постановка на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставление им жилых помещений по месту расположения соответствующих органов внутренних дел осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим приказом.
Согласно пункту 3 Положения учет сотрудников подразделений МВД России, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (за исключением <адрес> и <адрес>), и обеспечение их жильем, осуществляется в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены данные подразделения.
Учет очередников ведется по единому списку с одновременным включением в отдельные списки очередников, имеющих право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений (пункт 4).
Принятые на учет очередники включаются в Книгу учета сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий (пункт 7).
Как видно из материалов дела, учетное дело ФИО1 в Лакском РОВД отсутствует. Книга учета сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, суду не представлена, а равно списки очередников за 2003-2012 г.г.
Истец не представил суду доказательства о его нуждаемости в улучшении жилищных условий после 2004 года и до его увольнения <дата>, а также на момент его обращения в суд с настоящим иском.
Как видно из ксерокопии паспорта супруги истца ФИО6 до 2013 года она была прописана в <адрес>; из свидетельств о рождении их троих детей видно, что они родились в <адрес> ( л.д.24-27). Следовательно, на территории Кулинского (Лакского) района они не проживали.
Ввиду изложенного правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу представителя МВД по РД ФИО5 удовлетворить.
Решение Лакского районного суда РД от <дата> отменить. Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к МО МВД России «Лакский» об установлении факта нахождения в очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с декабря 2003 г.; возложении обязанности на МО МВД России «Лакский» восстановить ФИО1 в очередности нуждающихся в улучшении жилищных условий с декабря 2003 года отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в шестимесячный срок.
Председательствующий
Судьи: