БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
31RS0020-01-2023-007381-95 33-2623/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Белгород 21 мая 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Переверзевой Ю.А.
судей Украинской О.И., Фурмановой Л.Г.
при секретаре Бурцевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лукониной Надежды Степановны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области о признании права на перерасчет пенсии, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии
по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области
на решение Старооскольского городского суда Белгородской области от 7 февраля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Украинской О.И., объяснения представителя ответчика Новиковой Г.Е., судебная коллегия
установила:
Луконина Н.С. обратилась в суд с иском, указав, что ответчик просила признать за ней право на перерасчет пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно с учетом соотношения среднемесячной заработной платы Лукониной Н.С. за 60 месяцев подряд с июля ДД.ММ.ГГГГ г. по июнь ДД.ММ.ГГГГ г. к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за аналогичный период, составившее 1,092 (при максимальном значении 1,2) и обязать ОСФР по Белгородской области произвести ей перерасчет пенсии за спорный период.
Решением Старооскольского городского суда Белгородской области от 7 февраля 2024 г. иск Лукониной Н.С. удовлетворен в части. Признано за Лукониной Н.С. право на перерасчет пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом соотношения среднемесячной заработной платы за 60 месяцев подряд с июля 1995 года по июнь 2000 года к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за аналогичный период в размере, составившем 1,092 (при максимальном значении 1,2). На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области возложена обязанность произвести Лукониной Н.С. перерасчет пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом соотношения среднемесячной заработной платы за 60 месяцев подряд с июля 1995 года по июнь 2000 года к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за аналогичный период в размере, составившем 1,092 (при максимальном значении 1,2). В удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ссылается на то, что перерасчет пенсии производится с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете страховой пенсии и после предоставления документов, обязанность предоставления которых возложена на заявителя, в связи с изменениями в законе перерасчет размера пенсии истца мог быть произведен не ранее, чем с ДД.ММ.ГГГГ на основании справок, поступивших в 2023 году, заявление Лукониной Н.С. на перерасчет, указанный в иске, отсутствует, она обращалась за перерасчетом только в сентябре 2017 года, просит решение суда в части возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии истца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отменить, приняв новое решение об удовлетворении требований в указанной части.
Истцом поданы возражения на апелляционную жалобу, просит оставить решение суда без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец не явилась, о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе извещена своевременно и надлежащим образом, об уважительных причинах неявки судебной коллегии не сообщено.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Новикова Г.Е. поддержала доводы апелляционной жалобы.
Проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции учел, что в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии Луконина Н.С. своевременно не обращалась, поскольку не обладала информацией о том, что перерасчет пенсии производится только по ее заявлению, ответчик не представил доказательств информирования истца о праве на подачу заявления на перерасчет пенсии, не известил о поступлении справок о заработной плате, при обращении истца в 2011 году и при обращении за перерасчетом пенсии 13 сентября 2017 г. истец о своих правах также не проинформирована, являясь получателем небольшой пенсии, воспользовалась бы данным правом, в связи с чем пришел к выводу о том, что у Лукониной Н.С. имеется право на выплату неполученной пенсии за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Судебная коллегия соглашается с обоснованностью выводов суда первой инстанции, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат законодательству, аргументированы в обжалуемом судебном акте.
Порядок назначения трудовых пенсий на момент назначения пенсии истцу ДД.ММ.ГГГГ был установлен Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в редакции на момент назначения истцу пенсии).
В соответствии с положениями ст. 30 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ) расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи. Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2. Среднемесячный заработок застрахованного лица определяется за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд в течение всей трудовой деятельности на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Постановлением Министерства труда РФ и Пенсионного фонда РФ от 27 февраля 2002 года № 16/19па был утвержден Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (действовавший до 01 января 2015 г.), в соответствии с пунктом 2 которого к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости, должны были быть приложены в числе иных документы о среднемесячном заработке за 2000 - 2001 годы или 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности.
В силу с ч. 1 и ч. 2 ст. 20 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, действовавшего в данный период времени, перерасчет размера трудовой пенсии производился с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии в сторону увеличения.
С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится: 1) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения; 2) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения. Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления о перерасчете размера страховой пенсии дает лицу, обратившемуся за перерасчетом размера страховой пенсии, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе.
В силу части 6 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ заявление о перерасчете размера страховой пенсии рассматривается не позднее чем через пять рабочих дней со дня приема указанного заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, которые он вправе представить по собственной инициативе, либо со дня поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.
В случае проведения проверки достоверности документов, необходимых для перерасчета размера страховой пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца (часть 7 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
В случае представления пенсионером документов, поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях при оказании содействия заявителю в соответствии с частью 8.1 статьи 21 настоящего Федерального закона, подтверждающих обстоятельства, имевшие место до дня назначения страховой пенсии, влекущие увеличение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, производится перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии без истребования заявления о перерасчете размера страховой пенсии со дня назначения страховой пенсии. При этом размер страховой пенсии определяется в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона. Указанный перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производится не позднее чем через пять рабочих дней со дня поступления соответствующего документа в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение трех рабочих дней со дня вынесения решения о перерасчете размера пенсии лица извещает данное лицо о таком перерасчете (часть 7.2 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, вступившая в силу с 01 января 2022 г.).
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Таким образом, перерасчет пенсии носил заявительный характер, в настоящий момент перерасчет размера страховой пенсии может быть произведен без истребования заявления о перерасчете размера страховой пенсии со дня назначения страховой пенсии не позднее чем через пять рабочих дней со дня поступления соответствующего документа в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Луконина Н.С. с ДД.ММ.ГГГГ является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Специалистом территориального органа ПФР были направлены запросы справок о заработной плате за иные периоды работы истца, поскольку отношение среднемесячной заработной платы Лукониной Н.С. являлось не максимальным, н дату назначения трудовой пенсии по старости, отношение среднемесячной заработной платы Лукониной Н.С. к среднемесячной заработной плате за аналогичный период в стране составило 0,894, из расчета, согласно справке о заработной плате истца за период с января 1989 г. по декабрь 1993 г.
11 августа 2011 г. в территориальный орган ПФР поступила справка № от ДД.ММ.ГГГГ о заработной плате истца за период с января ДД.ММ.ГГГГ г. по декабрь ДД.ММ.ГГГГ г., которая позволяла сотрудникам ПФР назначить пенсию Лукониной Н.С. с учетом соотношения ее среднемесячной заработной платы за 60 месяцев подряд с июля 1995 г. по июнь 2000 г. к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за аналогичный период в большем размере, чем ранее назначенная пенсия. О поступившей справке истцу не сообщили, размер пенсии Лукониной Н.С. не пересматривался.
После поступления в выплатное дело Лукониной Н.С. справок о заработной плате за периоды с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года и с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года пенсионным органом самостоятельно произведен перерасчет размера пенсии с учетом заработка истца за 60 месяцев подряд с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за аналогичный период в размере 1,092 с 01 января 2022 г.
Как правильно указано судом, при назначении и перерасчете в 2017 году истцу пенсии выплата страховых пенсий в Российской Федерации обеспечивалась Пенсионным фондом Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1, действовавшего до 01 января 2023 года, Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения.
Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).
Исходя из изложенного выше реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых им через соответствующие органы.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения были возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего должны обеспечивать разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, гражданин при обращении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения или в связи с иными жизненными событиями имеет право на получение от пенсионного органа информации о его пенсионных правах, о порядке определения размера пенсии и условиях перерасчета, о наиболее выгодном для него варианте расчета пенсии, при этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
Таким образом, пенсионный орган при обращении гражданина за назначением, перерасчетом пенсии либо по иным вопросам, должен был разъяснить ему права, связанные с его пенсионным обеспечением, в частности основания, влекущие перерасчет размера получаемой им пенсии, разъяснить ему право предоставления документов за весь период его трудовой деятельности с целью определения наиболее выгодного варианта расчета пенсии, с целью своевременной реализации права на данный перерасчет.
Пенсионным органом при обращении истца за назначением пенсии, при направлении ответа от ДД.ММ.ГГГГ № на обращение истца, при обращении истца с заявлением о перерасчете пенсии с учетом замены вместо периодов работы периодов ухода за детьми ДД.ММ.ГГГГ право на перерасчет пенсии с учетом справок о заработной плате разъяснено не было.
В письме в адрес истца от ДД.ММ.ГГГГ указано, что ответчиком сделаны запросы справок о заработной плате для проверки возможности увеличения пенсии истца и при поступлении ответов она будет приглашена в управление для ознакомления.
Однако, данных об ознакомлении истца с поступившими сведениями, дающими право на перерасчет пенсии, материалы выплатного дела также не содержат.
Таким образом, ответчик, несмотря на поступление сведений о заработке не выполнил свою обязанность по информированию пенсионера о праве на расчет пенсии по наиболее выгодному варианту.
Повторное поступление в материалы пенсионного дела сведений о размере заработка истца в 2023 году не свидетельствует о возможности проведения перерасчета пенсии на основании документов, поступивших в пенсионный орган ДД.ММ.ГГГГ
В связи с изложенным суд пришел к правильному выводу о том, что у Лукониной Н.С. имеется право на выплату неполученной пенсии за прошлое время без ограничения каким-либо сроком, поскольку размер пенсии истца подлежал увеличению с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии в сторону увеличения, справка о заработке поступила в материалы пенсионного дела ДД.ММ.ГГГГ, судом правильно определено, что пенсия Лукониной Н.С. подлежит перерасчету с сентября 2011 года до ДД.ММ.ГГГГ
Все обстоятельства, на которые истец и ответчик ссылались в обоснование своих требований и возражений, получили соответствующую правовую оценку суда.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, изложенными в обжалуемом судебном постановлении.
Решение является правильным по существу, нарушений норм материального либо процессуального права по делу не допущено, оснований для отмены решения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Старооскольского городского суда Белгородской области от 7 февраля 2024 г. по делу по иску Лукониной Надежды Степановны (СНИЛС №) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области (ИНН 3123004716) о признании права на перерасчет пенсии, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии оставить без изменения, апелляционную жалобу ОСФР по Белгородской области без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы (представления) через Старооскольский городской суд Белгородской области.
Мотивированный текст апелляционного определения составлен 28 мая 2024 г.
Председательствующий
Судьи