Решение по делу № 2а-925/2020 от 19.02.2020

Дело № 2а-925/2020

55RS0007-01-2020-000910-52

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18.03.2020 года                      город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Васильевой Т.А. при секретаре судебного заседания Ахуновой М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Центрального административного округа г.Омска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Омска, Департаменту городского хозяйства Администрации г.Омска, Департаменту строительства Администрации г. Омска о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,

установил:

Прокурор Центрального АО г. Омска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеназванным административным иском к Администрации г. Омска, Департаменту городского хозяйства Администрации города Омска, Департаменту строительства Администрации города Омска. В обоснование указал, что прокуратурой округа с привлечением специалистов отделения дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г. Омску проведена проверка в части соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, содержания улично-дорожной сети на территории Центрального административного округа г.Омска, по результатам которой установлено, что на протяжении всей автомобильной дороги по 1-я Кожевенная в г. Омске отсутствует наружное освещение. Решением Омского городского Совета от 18.07.2018 № 74 утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения (далее - Перечень), в соответствии с которым ул. 1-я Кожевенная относится к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, имеет идентификационный номер . Отсутствие освещения на данной автомобильной дороги нарушает права неопределенного круга лиц, создает угрозу безопасности дорожного движения. Также прокуратурой округа осуществлена совместная выездная проверка с участием государственного инспектора ДН ОГИБДД УМВД России по г.Омску, по результатам которой выявлены нарушения ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования». На основании Решения Омского городского Совета от 18.07.2018 № 74 «О перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения» автомобильная дорога по ул. 10 лет Октября в г. Омске является автомобильной дорогой общего пользования местного значения. Так, в результате обследования улично-дорожной сети установлено, что по ул. 10 лет Октября в г. Омске на участке от ООТ «Пансионат» до ООТ «Бауцентр» по обеим сторонам не обустроены тротуары, между тем, данным участком дороги пользуются граждане, проживающие в АСУ СО «<данные изъяты>», передвижение которых затруднено. Таким образом, органами местного самоуправления не предпринято должных мер, направленных на обеспечение охраны жизни, здоровья, законных интересов неопределенного круга лиц для целей предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий на территории округа. Бездействие Администрации г. Омска, департамента городского хозяйства Администрации г. Омска, департамента строительства администрации г. Омска как исполнительных органов местного самоуправления в части непринятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения напрямую затрагивает публичные интересы неопределенного круга лиц, потенциально использующих для передвижения улицы общего пользования в г. Омске. Кроме того, невыполнение требований Конституции РФ и федеральных законов, напрямую обязывающих органы местного самоуправления на их соблюдение принятием конкретных действий (надлежащей организации дорожного движения), также затрагивает публичные интересы государства, обязанного в силу ст.ст. 2, 38, 48 Конституции РФ соблюдать и защищать права свободы человека и гражданина. Недостатки в содержании улично-дорожной сети являются одной из причин ухудшения обстановки в сфере безопасности движения, охраны прав и свобод граждан, бездействие органов местного самоуправления нарушает права граждан, создает угрозу безопасности их жизни и здоровья.

В первоначальном иске просил: признать бездействие Администрации г. Омска, департамента городского хозяйства, департамента строительства Администрации г. Омска по не устранению выявленных нарушений незаконным; обязать Администрацию города Омска, департамент строительства Администрации города Омска организовать наружное освещение по ул. Кожевенная в г. Омске; обязать Администрацию г. Омска, департамент городского хозяйства Администрации г. Омска принять меры к обустройству пешеходных тротуаров по ул. 10 лет Октября в г. Омске на участке от ООТ «Пансионат» до ООТ «Бауцентр» по обеим сторонам (л.д. 4-7).

В ходе рассмотрения заявленных требований, административный истец уточнил административные исковые требования, просил: обязать департамент строительства Администрации города Омска организовать наружное освещение по ул. 1-я Кожевенная в г. Омске; обязать департамент городского хозяйства Администрации г. Омска принять меры к обустройству пешеходных дорожек по ул. 10 лет Октября в г. Омске на участке от ООТ «Пансионат» до ООТ «Бауцентр» со стороны застройки (л.д. 97-102).

В судебном заседании представитель прокурора Центрального АО г. Омска по доверенности Батищева Е.Ю. (л.д.94), поддержала заявленные требования в уточненной редакции административного искового заявления, по основаниям, изложенным в исках, ограничилась не поддержанием остальных требований без отказа от них. Срок исполнения заявленных требований оставила на усмотрение суда.

С учетом того обстоятельства, что отказа от первоначальных требований от административного истца не последовало, суд оставил без изменения процессуальное положение Администрации г. Омска согласно первоначальному иску в качестве административного ответчика (ст. 41 КАС РФ).

Представитель Администрации города Омска, действующая по доверенности Бруева Е.А. (л.д. 39), заявленные прокурором требования не признала в полном объеме, в том числе с учетом уточненной редакции. Полагала Администрацию г. Омска ненадлежащим ответчиком по делу. Указала, что требования должны заявляться к соответствующим департаментам. Считала необходимым установить разумный срок для исполнения решения суда. Дополнительно пояснив, что автомобильная дорога по улице 1-я Кожевенная в городе Омске проходит по территории частного сектора. Объектов социально-культурного назначения вдоль вышеуказанной дороги не имеется. В соответствии со статьей 160 Решения Омского городского Совета от 25.07.2007 № 45 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска» собственники и (или) лица, проживающие в индивидуальных жилых домах, обеспечивают освещение в темное время суток номерных знаков и указателей улиц, расположенных на их доме. Представила письменный отзыв (л.д. 51-55).

Представитель административного ответчика Департамента городского хозяйства Администрации города Омска Трегубенко А.И. (л.д. 47), требования не признала. В случае удовлетворения требований просила предоставить разумный срок для исполнения решения, таким сроком считала окончание периода работ по благоустройству в 2020 г. Представила письменный отзыв (л.д. 82-85).

Представитель административного ответчика департамента строительства Администрации города Омска Дядюн Л.В. (л.д. 95) требования не признала, поддержала доводы письменных возражений (л.д. 16-21), дополнительно пояснила, что в адресную инвестиционную программу на 2020 год строительство линии наружного освещения на спорном участке не включено, проектная документация отсутствует. Ввиду отсутствия достаточного финансирования, продолжительностью процедуры подготовки проектно-сметной документации, продолжительного срока строительства объекта наружного освещения и очередности исполнения судебных решений, возлагающих обязанности по строительству иных объектов наружного освещения, вынесенных ранее, для исполнения судебного решения с момента получения финансирования Департаменту необходим срок не менее 36 месяцев, т.е. не ранее 31.12.2022г., просила его увеличить и установить до 31.12.2023 г.

Представитель заинтересованного лица БУ города Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» Листратов А.А. (л.д. 45) требования не признал. Поддержал позицию административных ответчиков.

Представитель УМВД России по г. Омску участия в судебном заседании не принимал, извещены надлежащим образом.

Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ст.2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», безопасность дорожного движения представляет собой состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения рассматривается как деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Статьей 12 названного Федерального закона № 196-ФЗ предусмотрено, что ремонт и содержание дорог территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

В силу п.п. 5,7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

На основании п. 9 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Положения ст. 13 названного Федерального закона № 257-ФЗ закрепляют полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Устава к вопросам местного значения муниципального образования город Омск относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Омска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Омска, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 8, ст. 22 Устава города Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 20.09.1995 № 92, Администрация г. Омска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления г. Омска, осуществляющим реализацию Решений Омского городского Совета и правовых актов Администрации города Омска.

Согласно п. 9-4 ч. 1 ст. 22 Устава города Омска Администрация г.Омска организует освещение улиц и установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов (л.д.66-81).

На основании решения Омского городского Совета от 28.09.2011 № 443 «О департаменте городского хозяйства Администрации города Омска» на департамент возложена обязанность, в том числе: контроль за ремонтом и содержанием автомобильных дорог местного значения в пределах компетенции департамента, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Омска; организация ремонта и содержания автомобильных дорог местного значения и искусственных дорожных сооружений автомобильных дорог местного значения в границах города Омска (л.д. 87-92).

Решением Омского городского Совета от 29.06.2011 № 416 утверждено Положение о департаменте строительства Администрации города Омска (л.д. 22-28).

Согласно пп. 20.6 пункта 18 Положения департамент строительства организует работу по проектированию, строительству и реконструкции муниципальных объектов наружного освещения, расположенных на территории города Омска.

Таким образом, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам является обязанностью Администрации г. Омска в лице структурных подразделений.

Решением Омского городского Совета от 25 июля 2007 г. № 45 утверждены «Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка территории г. Омска».

Согласно п. 9 Правил устройства наружного освещения - технические сооружения и приборы, предназначенные для освещения улиц, площадей, дворов, тоннелей, пешеходных переходов, подъездов зданий, номерных знаков домов.

В соответствии со ст. 153 Правил сети уличного освещения контактные сети должны содержаться в исправном состоянии, допускается их эксплуатация при наличии обрывов проводов, повреждений опор, изоляторов.

Таким образом, Правила устанавливают общие параметры и минимальное сочетание элементов благоустройства для создания безопасной, удобной и привлекательной среды территорий муниципальных образований.

Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 № 783 утвержден Свод правил естественного и искусственного освещения (актуализированная редакция СНиП 23-05-95* СП 52.13330.2011), далее - Свод правил естественного и искусственного освещения.

Свод правил естественного и искусственного освещения устанавливает нормы естественного, искусственного и совмещенного освещения зданий сооружений, а также нормы искусственного освещения селитебных площадок предприятий и мест производства работ вне зданий.

В соответствии с п. 7.44 «Свода правил естественного искусственного освещения» не допускается в ночное время частичное отключение светильников при однорядном их расположении и установке одному светильнику на опоре, а также на пешеходных мостиках, автостоянках, пешеходных аллеях и дорогах, внутренних, служебно- хозяйственных и пожарных проездах, а также на улицах и дорогах сельских поселений.

Согласно п. 7.45 «Свода правил естественного и искусственно освещения» для надежной ориентации водителей и пешеходов светильники должны располагаться таким образом, чтобы образуемая ими линия ясно и однозначно указывала на направление дороги.

Согласно пп. 4.5.1 - 4.5.3 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденных Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст (далее - ГОСТ Р 52766-2007), тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I - III категорий по ГОСТ Р 52398.

На дорогах I - III категорий по ГОСТ Р 52398 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2005 № 296-ст тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут. В населенных пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений. Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.

Судом установлено и не оспорено сторонами, что прокуратурой ЦАО г. Омска осуществлена проверка с привлечением ОГИБДД УМВД России по г. Омску в части соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, содержания улично-дорожной сети на территории Центрального административного округа г.Омска.

По результатам проверки, в частности, было установлено, что на протяжении всей автомобильной дороги по улице 1-я Кожевенная в г. Омске отсутствует наружное освещение.

Прокуратурой округа также осуществлена совместная выездная проверка с участием государственного инспектора ДН ОГИБДД УМВД России по г.Омску, по результатам которой выявлены нарушения ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».В результате обследования улично-дорожной сети установлено, что по ул. 10 лет Октября в г. Омске на участке от ООТ «Пансионат» до ООТ «Бауцентр» по обеим сторонам не обустроены тротуары, между тем, данным участком дороги пользуются граждане, проживающие в АСУ СО «<данные изъяты>», передвижение которых затруднено.

Данные обстоятельства, помимо объяснений сторон, подтверждаются актом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9) и ответом Департамента строительства в адрес прокурора ЦАО г. Омска (л.д. 8).

Решением Омского городского Совета от 18.07.2018 № 74 утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, в соответствии с которым ул. 1-я Кожевенная относится к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, имеет идентификационный номер .

На основании Решения Омского городского Совета от 18.07.2018 № 74 «О перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения» автомобильная дорога по ул. 10 лет Октября в г. Омске является автомобильной дорогой общего пользования местного значения, имеет идентификационный номер (л.д. 56-56 оборот)..

Согласно информации департамента строительства Администрации г.Омска проектирование, строительство (реконструкция) объектов, в том числе линий наружного освещении, за счет средств бюджета г. Омска ведется в соответствии с адресной инвестиционной программой города Омска, утверждаемой Решением Омского городского Совета.

Решением Омского городского Совета от 18.12.2019 № 190 «О бюджете г. Омска на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов», ассигнования на строительство линии наружного освещения спорной автомобильной дороги по улице 1-я Кожевенная в г. Омске не предусмотрены (л.д. 29-38).

Постановлением Администрации города Омска от 05.10.2017 № 1099-п "Об утверждении муниципальной программы города Омска "Формирование комфортной городской среды" в редакции Постановления Администрации города Омска от 13.02.2020 № 61-п) утверждена муниципальная программа города Омска "Формирование комфортной городской среды".

Из представленного суду Адресного перечня тротуаров, пешеходных дорожек и подходов к ним, подлежащих обустройству и ремонту в рамках муниципального задания БУ г. Омска «УДХБ» на 2019 ремонт и обустройство тротуара на спорном участке дороги по ул. 10 лет Октября в г. Омске на участке от ООТ «Пансионат» до ООТ «Бауцентр» не предусмотрены (л.д. 105-122).

Невзирая на доводы представителя Администрации г. Омска об отсутствии указанного участка дороги в перечне аварийно-опасных участков автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах г. Омска на 2019 (л.д.140-157) и на 2018 (л.д. 177-193), а также отсутствие поименования указанного участка дороги в справочных сведениях УМВД России по Омской области в 2018-2019 (л.д.158-176, 194-204), суд соглашается с доводами административного истца и считает установленным факт того, что на спорном участке дороги по ул. 10 лет Октября в г. Омске на участке от ООТ «Пансионат» до ООТ «Бауцентр» имеет место односторонняя застройка (л.д. 57-59), в том числе расположен объект социального значения - АСУ СО «<данные изъяты>» и отсутствие пешеходного тротуара (дорожки) по стороне застройки нарушает права неопределенного круга лиц и создает угрозу безопасности дорожного движения.

Доказательственно стороной Администрации г. Омска отсутствие интенсивности движения на указанном участке дороги менее 200 чел/сутки не подтверждено. Акт от ДД.ММ.ГГГГ, составленный заместителем начальника отдела ДМХ ДГХ Администрации г. Омска и ведущим инженером отделка ЭОДХ БУ г. Омска «УДХиБ» таким доказательством не может быть признан судом, поскольку, как пояснил представитель Администрации г. Омска замеры интенсивности движения осуществлялись без извещения остальных участников процесса, в том числе административного истца, а также период замеров составил несколько часов, а не сутки (л.д. 104).

При этом, категория названной дороги сторонами не оспорена и подтверждена представителем Департамента городского хозяйства (л.д. 206).

Вместе с указанным, после дополнительного обследования сотрудниками Госавтоинспекции УМВД России по г. Омску, по поручению прокурора, спорного участка улицы 10 Лет Октября в г. Омске на участке дороги от ООТ «Пансионат» до ООТ «Бауцентр» была зафиксирована интенсивность движения 230 чел/сутки (л.д. 205).

Кроме того, по сведениям УМВД России по г. Омску от ДД.ММ.ГГГГ за 2018-2019 и истекший период 2020 на спорном участке дороги зарегистрировано 7 дорожно-транспортных происшествий, в которых 1 человек погиб, 11 получили ранения различной степени тяжести. Одним из условий, сопутствующих совершению ДТП явилось отсутствие тротуаров (пешеходных дорожек) (л.д. 103).

Не доверять представленным административным истцом доказательствам у суда не имеется, возражения стороны Администрации г. Омска не опровергают сведения представленные УМВД России по г. Омску.

По мнению суда, недостатки в содержании улично-дорожной сети являются одной из причин ухудшения обстановки в сфере безопасности движения, охраны прав и свобод граждан, что нарушает права граждан, создавая угрозу безопасности их жизни и здоровья.

Суд учитывает, что автомобильная дорога по 10 Лет Октября в г. Омске является дорогой общего пользования местного значения, относится к собственности муниципального образования городской округ город Омск Омской области, следовательно, ее содержание должно обеспечиваться органами местного самоуправления.

Отсутствие тротуаров на спорном участке дороги не оспорено сторонами.

Таким образом, применительно к положениям п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 при изложенных обстоятельствах, суд считает необходимым возложить на уполномоченный орган местного самоуправления, в данном случае, с учетом приведенных выше норм закона, Департамент городского хозяйства Администрации г. Омска, обязанность организовать выполнение работ по обустройству пешеходных тротуаров (дорожек) по улице 10 Лет Октября в городе Омске на участке дороги от ООТ «Пансионат» до ООТ «Бауцентр» со стороны застройки в срок до 01.11.2020 года. Определяя указанный срок, в течение которого надлежит выполнить решение суда, суд учитывает фактически дату окончания работ по благоустройству на территории г. Омска.

Разрешая требования прокурора в части возложения обязанности на департамент строительства Администрации города Омска организовать наружное освещение по ул. Кожевенная в г. Омске, суд исходит из следующего.

Как указано судом выше, Решением Омского городского Совета от 18.07.2018 № 74 утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, в соответствии с которым ул. 1-я Кожевенная относится к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, имеет идентификационный номер .

Согласно информации департамента строительства Администрации г.Омска проектирование, строительство (реконструкция) объектов, в том числе линий наружного освещении, за счет средств бюджета г. Омска ведется в соответствии с адресной инвестиционной программой города Омска, утверждаемой Решением Омского городского Совета.

Решением Омского городского Совета от 18.12.2019 № 190 «О бюджете г. Омска на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов», ассигнования на строительство линии наружного освещения спорной автомобильной дороги по улице 1-я Кожевенная в г. Омске не предусмотрены (л.д. 29-38).

В ходе судебного разбирательства установлено и не оспорено сторонами, что на протяжении всей автомобильной дороги по улице 1-я Кожевенная в г. Омске отсутствует наружное освещение.

Суд отмечает, что отсутствие освещения на данном участке автомобильной дороги, как обоснованно указывает районный прокурор, нарушает права неопределенного круга лиц, создает угрозу безопасности дорожного движения.

Требования, предъявляемые к наружному освещению улично-дорожной сети городов, предусмотрены СП 52.133330.2016. Свод правил. Естественное и искусственное освещение. (актуализированная редакция СНиП 23-05-95), утвержденным Приказом Минстроя России от 07.11.2016 N 777/пр, а именно разделом 7.5.1.

Как указано в п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).

Согласно Письму Минстроя России от 18.09.2017 № 33418-АЧ/04 «Об организации ремонта уличного (дворового) освещения» в соответствии с пунктом 19 части 1 и частью 3 статьи 14 и пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещения улиц).

Данным Письмом Минстрой России разъясняет, что организация и ремонт уличного (дворового) освещения относится к компетенции органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 9 Устава города Омска к вопросам местного значения муниципального образования города Омска относится организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах города Омска.

Применительно к положениям п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно п. 1 ст. 1 Правил благоустройство территории города, утв. Решением Омского городского Совета от 25 июля 2007 года № 45 - комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории города мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории. К элементам благоустройства территории относятся, в том числе, освещение и осветительное оборудование (п. 1.1 ст. 1 Правил). Устройства наружного освещения - технические сооружения и приборы, предназначенные для освещения улиц, площадей, дворов, тоннелей, пешеходных переходов, подъездов зданий, номерных знаков домов (п. 9 ст. 1 Правил).

Сети уличного освещения и контактные сети должны содержаться в исправном состоянии, не допускается их эксплуатация при наличии обрывов проводов, повреждений опор, изоляторов (ст. 153 Правил).

Применительно к положениям п. 9-4 ч. 1 ст. 22 Устава города Омска, Администрация г. Омска организует освещение улиц и установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов. Соответственно, организация освещения отнесена к полномочиям Администрация г. Омска.

Согласно ч. 3 ст. 22 Устава города Омска, полномочия должностных лиц местного самоуправления, являющихся должностными лицами Администрации города Омска (первый заместитель Мэра города Омска, заместитель Мэра города Омска, руководители отраслевых (функциональных) и территориальных структурных подразделений Администрации города Омска), осуществляются по вопросам местного значения, указанным в настоящей статье, в соответствии с распределением обязанностей, установленным Мэром города Омска, положениями о соответствующих структурных подразделениях.

Как указано судом выше, исходя из п/п 20.6 п. 18 Положения «О департаменте строительства Администрации города Омска», утвержденного Решением Омского городского совета 29.06.2011 № 416, Департамент строительства организует работу по проектированию, строительству и реконструкции муниципальных объектов наружного освещения, расположенных на территории города Омска.

Таким образом, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог и улиц при содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам является обязанностью Департамента строительства Администрации города Омска.

Факт отсутствия уличного освещения на спорном участке дороги стороны по делу не оспаривают. Доказательств наличия уличного освещения, которое в силу изложенных выше норм закона, должно присутствовать на спорном участке дороги, в дело не представлено.

В связи с указанным, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных прокурором требований и возложения на органы местного самоуправления, уполномоченные в сфере организации наружного освещения, обязанности по организации такого освещения.

При этом, применительно к изложенным выше нормам закона, суд считает необходимым возложить обязанность организовать работу по строительству муниципальных объектов наружного освещения на Департамент строительства Администрации г. Омска, который обладает соответствующими полномочиями в соответствием с положением о нем.

Оценивая доводы представителя Администрации г. Омска и департамента строительства Администрации г. Омска о необходимости предоставления определенного срока для исполнения судебного решения суд отмечает следующее.

Из объяснений сторон, в частности, представителя Департамента строительства Администрации г. Омска следует, что департамент правомочен выполнить требования прокурора только после исполнения своих функций структурными подразделениями Администрации города Омска, а именно: департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска должен утвердить проект межевания территории; затем департамент городской экономической политики Администрации города Омска должен включить мероприятия по строительству объектов в адресную инвестиционную программу города Омска. Кроме того, департамент финансов и контроля Администрации города Омска должен обеспечить финансирование на данные цели.

После этого департамент строительства вправе проводить мероприятия по организации закупок на выполнение проектно-изыскательских работ, разработке проектной документации объектов, обеспечению государственной экспертизы проектной документации, проведению торгов на выполнение строительно-монтажных работ, организации строительства объектов.

Возможность организовать работу по строительству муниципальных объектов наружного освещения появится не ранее осуществления указанных выше мероприятий, проведение которых зависит не только от ответчика.

При проведении работ по строительству также необходимо соблюдение законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а также ГрК РФ (в части проведения государственной экспертизы проектной документации).

С учетом изложенного, суд частично соглашается с доводами возражений Департамента строительства Администрации г. Омска и возлагает обязанность на данный департамент организовать работу по строительству муниципальных объектов наружного освещения вдоль автомобильной дороги по улице 1-я Кожевенная в городе Омске в срок до 31.12.2022 года, полагая невозможным исполнить решение суда в меньший срок ввиду необходимости исполнения бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок, о чем обоснованно указывает в возражениях Департамент строительства Администрации г. Омска и представитель Администрации г. Омска.

Административный истец возражений против установления такого срока исполнения решения не высказал.

Иные доводы сторон правового значения по делу не имеют.

Учитывая, что административный истец не отказался от иска в части первоначальных требований к Администрации г. Омска, представив только уточненный текст административного искового заявления, отказавшись от их поддержания, в связи с указанным к Администрации г. Омска требования удовлетворению не подлежат.

Обстоятельств наличия виновного бездействия органов местного самоуправления по рассматриваемым требованиями прокурора судом не установлено.

Судебные расходы распределению не подлежат, поскольку лица, участвующие в деле, освобождены от их уплаты в силу закона.

Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Департамент строительства Администрации города Омска организовать наружное освещение вдоль автомобильных дорог по улице 1-я Кожевенная в городе Омске в срок до 31.12.2022 года.

Обязать Департамент городского хозяйства Администрации г. Омска принять меры к обустройству пешеходных тротуаров (дорожек) по улице 10 Лет Октября в городе Омске на участке дороги от ООТ «Пансионат» до ООТ «Бауцентр» со стороны застройки в срок до 01.11.2020 года.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке посредством подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательном виде.

Судья                                 Т.А.Васильева

Мотивированное решение изготовлено 24.03.2020 г.

2а-925/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура ЦАО г.Омска
Ответчики
Департамент строительства Администрации г.Омска
Администрация г.Омска
департамент городского хозяйства Администрации г.омска
Другие
БУ г.Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства"
ОГИБДД полиции УМВД России по Омской области
Суд
Центральный районный суд г. Омск
Судья
Васильева Татьяна Александровна
Дело на сайте суда
centralcourt.oms.sudrf.ru
19.02.2020Регистрация административного искового заявления
19.02.2020Передача материалов судье
20.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
20.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.02.2020Судебное заседание
05.03.2020Судебное заседание
13.03.2020Судебное заседание
24.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.05.2020Дело оформлено
18.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее