ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Гончарова Л.А. Дело №2-375/2021
Докладчик Москаленко Т.П. Дело №33-2106/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 июня 2021 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Москаленко Т.П.
судей Тельных Г.А., Климко Д.В.
при секретаре Афанасовой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика администрации города Липецка на решение Советского районного суда г. Липецка от 13 апреля 2021 года, которым постановлено:
обязать администрацию города Липецка предоставить в собственность Ореховой Ольге Михайловне благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 48,2 кв.м, взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу.
Обязать Орехову Ольгу Михайловну передать в муниципальную собственность принадлежащее ей жилое помещение по адресу: <адрес> взамен предоставленного ей администрацией города Липецка благоустроенного жилого помещения.
В удовлетворении исковых требований Ореховой Ольги Михайловны к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области и Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка отказать.
Заслушав доклад судьи Москаленко Т.П., судебная коллегия
установила:
Орехова О.М. обратилась с иском к администрации города Липецка и Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка о предоставлении жилого помещения в собственность взамен аварийного. В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации города Липецка № многоквартирный дом, в котором расположена принадлежащая истцу квартира, признан аварийным. В ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный <адрес> был включен в Областную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области, на 2019-2025 годы". Ответчик незаконно отказал в предоставлении ей жилого помещения взамен принадлежащего ей жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, признанном аварийным.
Судом к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области.
В судебном заседании истец Орехова О.М. и её представитель Семиколенова Н.С. поддержали исковые требования.
Представитель ответчика администрации города Липецка по доверенности Селезнева Д.С. иск не признала.
Представители Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка, Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе ответчик администрация города Липецка в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Выслушав объяснения истца Ореховой О.М. и ее представителя Семиколеновой Н.С., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность.
Согласно пункту 6 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).
Согласно пункту 49 данного Положения, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
В силу пункта 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Порядок же такого изъятия определен частями 1 - 3, 5 – 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Согласно разъяснениям, данным в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Орехова О.М. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора мены от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с сыном Ореховым М.В..
По условиям данного договора мены Орехова О.М. взамен вышеназванной квартиры передала Орехову М.В. принадлежавшую ей на праве собственности квартиру по адресу: <адрес>.
Орехов М.В. являлся собственником <адрес> на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации города Липецка от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно пункту 3 данного постановления межведомственной комиссии г.Липецка по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным ( непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции поручено направить собственникам жилых помещений многоквартирного дома требования о сносе в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Орехова М.В., являвшегося на тот момент собственником <адрес>, межведомственной комиссией было выдано требование о сносе этого дома в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В последующем ДД.ММ.ГГГГ в адрес Ореховой О.М. межведомственной комиссией было выдано требование о сносе этого дома в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
По сообщению Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка, адресату от Почты России информация о фактическом получении собственниками <адрес>, направленных требований о сносе <адрес>, не поступало.
Из объяснений представителя ответчика администрации города Липецка в судебном заседании судом установлено, что администрацией города Липецка не принималось каких-либо дополнительных нормативных актов о переносе срока сноса дома, установленного Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Постановлением администрации Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ № была утверждена областная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области, на 2019-2025 годы", задачей которой определено переселение граждан из аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
В приложении № к данной адресной программе определен Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до ДД.ММ.ГГГГ, в который под номером 79 включен и многоквартирный <адрес>, планируемая дата окончания переселения которого определена – ДД.ММ.ГГГГ.
Из сообщения Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что администрация Липецкой области и администрация городского округа город Липецк заключили Соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ, которое регулирует порядок взаимодействия Сторон при реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", постановления администрации Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении областной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области, на 2019-2025 годы". В соответствии с Соглашением городу Липецку были предоставлены бюджетные ассигнования в целях реализации мероприятий первого этапа Программы в 2019-2020гг. В том числе средства Фонда – 247,463 млн. руб., средства бюджета Липецкой области 13,024 млн. руб. За счет выделенных средств на основании заключенных контрактов с застройщиком города Липецка в 2019 и 2020 гг. были приобретены благоустроенные жилые помещения в количестве 173 ед. В первый этап Программы были включены 15 жилых домов, в том числе и жилой <адрес>, в котором расположены 20 жилых помещений, общей площадью 958,2 кв.м. Жителям 16 квартир в период 2019-2020 гг. были предоставлены благоустроенные жилые помещения. Собственникам жилых помещений №№ <адрес> <адрес> жилое помещение не было предоставлено в связи с внесением в 2019 году в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" изменений в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Поскольку право собственности на жилые помещения №<адрес> приобретено после признания указанного дома аварийным, в соответствии с ч.6 ст.32 ЖК РФ сроки и другие условия выкупа будут определены соглашением, заключенным с собственниками жилых помещений. Приобретенные у застройщика квартиры, планируемые к передаче собственникам жилых помещений №№<адрес> <адрес>, были перераспределены жителям квартир, включенных в перечень второго этапа программы.
Из объяснений представителя ответчика администрации города Липецка по доверенности Селезневой Д.С. также следует, что администрацией города Липецка не планируется и категорически отрицается возможность предоставления жилого помещения истцу взамен принадлежащей ей <адрес>, признанном аварийным и подлежащим сносу, поскольку право собственности на данное жилое помещение возникло у истца после признания многоквартирного дома аварийным, и в силу положений статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.12.2019 №473-ФЗ у истца отсутствует право на получение жилого помещения взамен аварийного.
Также ею не оспаривалось и было подтверждено то обстоятельство, что на выделенные в рамках областной адресной программы денежные средства была произведена закупка жилого помещения для собственника <адрес>, но в связи с внесенными в жилищное законодательство изменениями, она была перераспределена для предоставления другим гражданам.
Право Ореховой О.М. на обеспечение её жилищных прав в связи с признанием аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в котором ей на праве собственности на основании договора мены от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит <адрес>, путем предоставления другого жилого помещения либо его выкупа, а также выбора любого из названных способов возникло в связи с принятием Администрацией Липецкой области Постановления от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении областной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области, на 2019-2025 годы". При установленных судом обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о наличии основания для удовлетворения требований Ореховой О.М. о предоставлении ей жилого помещения в собственность взамен аварийного.
При этом суд обоснованно признал несостоятельными доводы ответчика о необходимости применения к спорным правоотношениям положений части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда", согласно которым граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.
Суд обоснованно исходил из того, что спорные правоотношения возникли до принятия и вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2019 N473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда", поскольку право собственности у Ореховой О.М. на квартиру возникло на основании договора мены от ДД.ММ.ГГГГ, а право выбора любого из названных способов путем предоставления другого жилого помещения либо его выкупа возникло в связи с принятием Администрацией Липецкой области Постановления от 25.03.2019 №159 "Об утверждении областной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области, на 2019-2025 годы".
В связи с чем, доводы жалобы ответчика о необходимости применения к спорным правоотношениям положений части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.12.2019 N473-ФЗ основаны на неправильном применении норм материального права и не могут повлечь отмену решения суда.
Суд правильно указал, что представленные суду требования межведомственной комиссии от 6.11.2018 предъявленные Ореховой О.М. о необходимости сноса аварийного <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ и постановление администрации города Липецка от ДД.ММ.ГГГГ № об изъятии земельного участка не могут повлиять на выводы суда при наличии вышеуказанных обстоятельств, свидетельствующих о реализации муниципалитетом намерений по предоставлению собственнику <адрес> жилого помещения взамен изымаемого (включение этой квартиры в составе всего многоквартирного дома в областную адресную программу по переселению, освоение бюджетных ассигнований на приобретение жилых помещений), осуществленных до вступления в силу Федерального закона от 27.12.2019 N473-ФЗ, которым были внесены изменения в статью 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, у суда имелись основания для возложения на администрацию города Липецка обязанности предоставить в собственность предоставить в собственность Ореховой Ольге Михайловне благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 48,2 кв.м, взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу.
Доводы апелляционной жалобы ответчика основаны на неправильном применении норм материального права и не могут повлечь отмену судебного акта. Решение суда является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы ответчика.
Руководствуясь статьями 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Липецка от 13 апреля 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика администрации города Липецка - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: подпись
Судьи: подпись
Копия верна: Судья: Секрет