Дело № 2-4105/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 октября 2017года, город Пермь Пермского края,
Индустриальный районный суд города Перми в составе:
Судьи Турьевой Н.А.,
При секретаре Чупиной Е.С.,
С участием представителя истца Баневской Е.Е., действующей на основании доверенности,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края к судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края обратилось в суд с требованиями об освобождении от взыскания исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества ФИО от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №, указав в его обоснование следующее.
На Министерство решением суда возложена обязанность в течении трех месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать проведение кадастровых работ по уточнению местоположения границ и площади земельных участков № и № в установленном законом порядке.
12.05.2017года судебным приставом - исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества возбуждено исполнительное производство.
28.08.2017года судебным приставом-исполнителем ФИО вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000рублей.
Полномочия Министерства регламентированы Положением о Министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 03.09.2012 № 756-п. Таким образом, Министерство не является коммерческой организацией и может нести ответственность лишь при наличии вины.
В качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
В настоящее время у Министерства имеются неустранимые обстоятельства, препятствующие исполнению решения суда, выразившиеся в отсутствии финансирования из федерального бюджета для осуществления мероприятий.
Организация работ по уточнению границ местоположения границ и площади земельных участков с кадастровыми номерами № и №, осуществляется за счет средств субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений. Вышеуказанные субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, предусмотренных ст. 81- 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Следует учесть, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля Министерства.
Кроме того, в настоящее время Министерством во исполнение решения суда Минприроды Пермского края проведена подготовительная работа, организовано взаимодействие заинтересованных государственных и муниципальных органов, осуществлен натурный осмотр спорных земельных участков с целью определения параметров технического задания.
По итогам проведенных мероприятий заключен государственный контракт № от 30.08.2017года на выполнение кадастровых работ по подготовке документов, необходимых для уточнения местоположения границ и площади земельных (лесных) участков в составе земель лесного фонда с кадастровыми номерами № и №. Срок окончания работ по контракту - до 15.12.2017года.
Таким образом, Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края во исполнение решения суда организовано проведение кадастровых работ в отношении спорных земельных участков.
Представитель истца в суде на иске настаивает.
Ответчики о рассмотрении дела извещены, в судебное заседание не явились, возражений по иску в суд от ответчиков не поступало.
Выслушав представителя истца, изучив материалы настоящего гражданского дела, материалы исполнительного производства №, оценив собранные доказательства в совокупности, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
Согласно п. 2 статьи 13 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: вступившие в законную силу, судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Пункт 3 вышеуказанной нормы ГПК РФ гласит, что неисполнение судебного постановления влечет за собой ответственность, предусмотренную Федеральным законом.
В соответствии со статьей 112 Федерального закона РФ от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»: исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В случае принятия судом к рассмотрению, указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор относится по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Общие основания ответственности на нарушение обязательства предусмотрены в статье 401 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 401 гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. При этом согласно пункту 2 статьи 401 гражданского кодекса Российской Федерации отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Из материалов дела следует, что решением Осинского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №, вступившим в законную силу 16.01.2017года на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае и Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края возложена обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение кадастровых работ по уточнению местоположения границ и площади земельных участков с кадастровыми номерами: № местоположение: <адрес> Осинского лесхоза, выдел № категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: ведение лесного хозяйства; №, местоположение: <адрес> выдел № Городского лесничества Осинского лесхоза, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: ведение лесного хозяйства, по фактическим границам земель, покрытых лесной растительность.
12.05.2017года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества ФИО1 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № в отношении Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.
В пункте 2 постановления истцу установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Указанный срок соответствует положениям части 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве), которой установлено, что срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
В указанный срок требования исполнительного документа в добровольном порядке Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края не исполнены, в связи с чем, по данному исполнительному производству судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю вынесено постановление от 18.09.2017года о взыскании с Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края исполнительского сбора в размере 50000рублей.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П разъяснил, что освобождение должника от уплаты исполнительского сбора зависит от доказанности существования чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению исполнительного документа.
Судом установлено, что после получения истцом постановления о возбуждении исполнительного производства, Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края было подано заявление в Осинский районный суд Пермского края о приостановлении исполнительного производства б отсрочке исполнения судебного акта.
Определением Осинского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ заявление Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края о приостановлении исполнительного производства № оставлено без удовлетворения. Также Министерством была подана кассационная жалоба на решение от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №
30 августа 2017года заключен государственный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение кадастровых работ по подготовке документов, необходимых для уточнения местоположения границ и площади земельных (лесных) участков в составе земель лесного фонда с кадастровыми номерами № и №. Срок окончания работ по контракту - до 15.12.2017года.
ДД.ММ.ГГГГ Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, в связи с исполнением требований исполнительного документа направило в адрес отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества обращение об окончании исполнительного производства.
14.09.2017года судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП РД и ИИ УФССП по Пермскому краю в связи с выполнением исполнительного документа, окончил исполнительное производство постановлением об окончании исполнительного производства №.
Суд считает, что должником приняты все зависящие от него меры для исполнения исполнительного документа. В течение установленного пятидневного срока, реальное исполнение решения суда о предоставлении земельного участка было невозможно вследствие наличия объективных обстоятельств, которые с учетом специфики возникших правоотношений тождественны непреодолимой силе.
Должником представлены доказательства невозможности исполнения требований исполнительного документа в срок установленный судебным приставом для добровольного исполнения, поскольку данные действия требуют определенных временных затрат, таких как поиск земельного участка, соответствующего всем нормам отвода, правилам землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации либо осуществления формирования такого земельного участка и постановка его на государственный кадастровый учет.
Вины Министерства в неисполнении исполнительного документа не имеется, все необходимые меры для реального исполнения решения суда, после вступления его в законную силу, истцом были предприняты, материалами дела подтверждено, что истец проявил необходимую степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, принял меры для надлежащего исполнения своего обязательства по исполнительному производству №
Принимая во внимание тот факт, что в настоящее время требования исполнительного документа выполнены, исполнительное производство окончено, суд считает возможным освободить Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от исполнительского сбора.
Руководствуясь статьями 194-198 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Освободить Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50000рублей, подлежащего взысканию в соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №
Решение в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд города Перми.
Судья Турьева Н.А.