Дело №2а-3076/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 ноября 2021 года г. Севастополь
Ленинский районный суд г. Севастополя в составе:
председательствующего Истягиной Н.М.,
при секретаре судьи Унщиковой А.О.,
представителя административного ответчика Департамента образования и науки Севастополя – Бригинец Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Стифоновой Г.Ю. к Департаменту образования и науки города Севастополя о признании незаконным и отмене распоряжения, возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Стифонова Г.Ю. обратилась в Ленинский районный суд г. Севастополя с административным исковым заявлением, в котором просит Распоряжение ответчика от 29.07.2021 №-РО признать незаконным и отменить полностью; обязать ответчика включить истца Стифонову Г.Ю. в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями; судебные расходы возложить на виновную сторону. Требования мотивированы тем, что истец Стифонова Г.Ю., являясь сиротой, обратилась в адрес ответчика с заявлением о включении её в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Распоряжением ответчика от 29.07.2021 года №-РО Стифоновой Г.Ю. было отказано. Данное распоряжение административный истец считает незаконным и подлежащим отмене, поскольку за ней не зарегистрированы объекты недвижимости на праве частной собственности или на условиях социального найма.
Административный истец и её представитель в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела были уведомлены надлежащим образом, направили в суд ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Заинтересованное лицо, Департамент капитального строительства города Севастополя, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило, о дне и времени рассмотрения дела было уведомлено в порядке, установленном КАС РФ, о причинах неявки суду не сообщило.
Представитель заинтересованного лица, Департамента образования и науки Севастополя, Бригинец Г.В. в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований возражала.
Учитывая изложенное, в соответствии со статьей 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Стифонова Г.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно свидетельству о смерти серии №, выданного 18.07.1995 года Верхнесадовским сельским Советом города Севастополя, мать административного истца, СтифоноваГ.Ю., умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Нахимовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 лишен родительских прав в отношении несовершеннолетнего ребёнка, административного истца по настоящему делу.
Распоряжением Нахимовской районной государственной администрации города Севастополя от 13.12.1995 № Стифонова Г.Ю. была передана под опеку своей бабушки, ФИО4.
Стифонова Г.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес>, о чём свидетельствует отметка в паспорте гражданина Российской Федерации. По указанному адресу Стифонова Г.Ю. проживала согласно договорам безвозмездного найма части жилой комнаты.
<адрес> в <адрес> в г. Севастополе принадлежит по 1/2 доли ФИО4 (бывший опекун) и её сыну ФИО5 согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 23.07.2011 года, которое открылось после смерти ФИО6 (супруга ФИО4).
Стифонова Г.Ю. обращалась по вопросу включения ее в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в декабре 2015 года. Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения от 21.12.2015 № ей отказано во включении в список по причине того, что в она имеет правовые основания на вступление в наследование по закону на 1/3 долю жилого помещения по адресу: <адрес>, после смерти в 2006 году ее деда по линии матери, ФИО6 В указанном распоряжении Департамент образования и науки города Севастополя также ссылается на то, что на момент вступления в наследство Стифонова Г.Ю. имела право на долю жилого помещения по указанному адресу по праву представления и права на жилой дом должны были быть оформлены на 3 человека, в том числе и на Стифонову Г.Ю.
16.07.2021 года Стифонова Г.Ю. повторно обратилась в Департамент образования и науки города Севастополя с заявлением о включении её в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением. Распоряжением от 29.07.2021 №-РО Сифоновой Г.Ю. было отказано в удовлетворении заявления в связи с тем, что Стифоновой Г.Ю. не представлено новых обстоятельств по вопросу включения в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
При рассмотрении вопросов, указанных в ст. 226 ч. 9 КАС РФ, суд учитывает следующее.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (части 1 и 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Вопросы, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ), который, как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
В силу статьи 3 названного Закона законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, данного Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями п. 1,3 ст.8 Федерального закона РФ №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 148 ч.1 СК РФ дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Семейным кодексом Российской Федерации к членам семьи отнесены супруги, родители, дети, усыновители и усыновленные (статья 2).
Материалами дела подтверждено, что Стифонова Г.Ю. проживает в <адрес> с 2011 года по договору безвозмездного найма части жилой комнаты. Собственники этого дома, ФИО4 и ФИО5, не признаны членами семьи Стифоновой Г.Ю. в установленном законом порядке.
Таким образом, Стифонова Г.Ю. относится к детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
Суд критично относится к доводам административного ответчика, положенных в основу оспариваемого распоряжения о том, что Стифонова Г.Ю. имеет право обратиться в суд с заявлением об аннулировании свидетельства о праве на наследство по закону в связи с нарушением её права на принятие наследства, поскольку соответствующей обязанности для Стифоновой Г.Ю. в законодательстве Российской Федерации не предусмотрено.
Таки образом оспариваемое распоряжение обусловленное невыполнением Стифановой Г.Ю. непредусмотренной законом обязанности, является незаконным, в связи с чем требование о признании распоряжения незаконным и его отмене подлежит удовлетворению.
Что касается требований о возложении обязанности на ответчика включить истца Стифанову Г.Ю. в список детей сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в данной части исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку суд не вправе подменять функции государственного органа. В данном случае надлежащим способом восстановления нарушенного ответчиком права истца, будет возложение на него обязанности повторно рассмотреть заявление истца о включении ее в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Таким образом, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований административного истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-189 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Стифоновой Г.Ю. к Департаменту образования и науки города Севастополя удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить распоряжение Департамента образования и науки города Севастополя от 29.07.2021 года №-РО.
Возложить на Департамент образования и науки города Севастополя обязанность повторно рассмотреть заявление Стифоновой Г.Ю. о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В остальной части исковых требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд г. Севастополя в течении месяца со дня составлении решения суда в окончательной форме.
Мотивированный текст решения будет изготовлен 01.12.2021 г.
Судья Н.М. Истягина