УИД 03RS0001-01-2023-002162-96
дело № 2-53/2024
судья Демского районного суда г. Уфы
Республики Башкортостан Киекбаева А.Г.
категория 2.129
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 33-10338/2024
20 июня 2024 г. г. Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего | Аюповой Р.Н. |
судей | Ибрагимова И.Р. |
Кочкиной И.В. | |
при секретаре судебного заседания | Карпенко А.О. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Вязовцевой О.В. к МУП «Специализированное автомобильное хозяйство по уборке города», МУП ЕРКЦ г.Уфы, Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» Орджоникидзевского района г. Уфа Республики Башкортостан, Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, Управлению Роспотребнадзора по Республике Башкортостан о признании договора по обращению с ТКО незаключенным, услуги не оказанной, признании незаконным начисления платы за вывоз ТКО, аннулировании задолженности, возложении обязанности организовать выездную проверку для выяснения наличия оборудованной площадки по обращению с ТКО, по результатам которой составить акт, взять на контроль обращение с ТКО, возложении обязанности дать заключение соответствия предоставления оказываемой услуги по обращению с ТКО действующему законодательству, возложении обязанности организовать вывоз ТКО и ГКО по ул.Западная г.Уфы безконтейнерным способом, возложении обязанности информировать в письменной форме под роспись о графике вывоза и местах сбора ТКО и ГКО безконтейнерным способом, истребовании приложений к контракту, взыскании штрафа, судебных расходов по апелляционной жалобе Вязовцевой О.В. на решение Демского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от дата
Заслушав доклад судьи Аюповой Р.Н., судебная коллегия
установила:
Вязовцева О.В. обратилась в суд с иском к МУП «Специализированное автомобильное хозяйство по уборке города», МУП ЕРКЦ г.Уфы, Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» Орджоникидзевского района г. Уфа Республики Башкортостан, Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, Управлению Роспотребнадзора по Республике Башкортостан о признании договора по обращению с ТКО незаключенным, услуги не оказанной, признании незаконным начисления платы за вывоз ТКО, аннулировании задолженности, возложении обязанности организовать выездную проверку для выяснения наличия оборудованной площадки по обращению с ТКО, по результатам которой составить акт, взять на контроль обращение с ТКО, возложении обязанности дать заключение соответствия предоставления оказываемой услуги по обращению с ТКО действующему законодательству, возложении обязанности организовать вывоз ТКО и ГКО по ул.Западная г.Уфы безконтейнерным способом, возложении обязанности информировать в письменной форме под роспись о графике вывоза и местах сбора ТКО и ГКО безконтейнерным способом, истребовании приложений к контракту, взыскании штрафа, судебных расходов.
В обоснование иска ею указано на то, что она является собственником жилого дома по адресу: адрес февраля 2023 года. Никаких услуг по вывозу ТКО по указанному адресу ей не предоставлялось, договоров на вывоз ТКО она не заключала, услуги никогда не оплачивались. Однако на ее имя пришла квитанция по услуге «вывоз ТКО» на общую сумму 26 034, 37 рублей. Начисление платы по услуге является незаконным, так как вблизи дома отсутствует оборудованная контейнерная площадка для сбора ТКО. Просила суд признать договор по обращению с ТКО, ГКО по адрес не заключенным, услугу неоказанной; признать незаконным начисление МУП ЕРКЦ ГО г. Уфы и аннулировать задолженность Вязовцевой О.В. перед МУП ЕРКЦ ГО г. Уфы за внесение платы за обращение с ТКО, ГКО в полном объеме в виду неоказания услуги за обращение с ТКО, ГКО и отсутствия оборудованных площадок вблизи адрес; обязать Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору организовать выездную проверку для проверки наличия оборудованной площадки по обращению с ТКО, по результатам составить акт; обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан дать заключение соответствия предоставления оказываемой услуги по обращению с ТКО действующему законодательству; обязать Администрацию городского округа г. Уфа организовать вывоз ТКО и ГКО по адрес безконтейнерным способом; обязать информировать в письменной форме ее под роспись о графике вывоза и местах сбора ТКО и ГКО безконтейнерным способом; обязать Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору и Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан взять на контроль обращение с ТКО по адресу: адрес; взыскать с ответчиков штраф, судебные расходы в размере 60 000 рублей.
Решением Демского районного суда г.Уфы от 19 февраля 2024 г. в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное. Доводы жалобы мотивированы тем, что судом не правильно применены нормы материального права, не установлены юридически значимые обстоятельства, услуги по вывозу и сбору ТКО ей не оказаны, вблизи ее дома контейнерные площадки отсутствуют.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Информация о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно была размещена на интернет сайте Верховного Суда Республики Башкортостан.
Судебная коллегия определила рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав участников судебного разбирательства, судебная коллегия приходит к следующему.
В суде апелляционной инстанции истцом заявлено ходатайство об отказе от части исковых требований к МУП «Специализированное автомобильное хозяйство по уборке города», МУП ЕРКЦ г.Уфы, Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» Орджоникидзевского района г. Уфа Республики Башкортостан, Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, Управлению Роспотребнадзора по Республике Башкортостан о возложении обязанности организовать выездную проверку для выяснения наличия оборудованной площадки по обращению с ТКО, по результатам которой составить акт, взять на контроль обращение с ТКО, о возложении обязанности дать заключение соответствия предоставления оказываемой услуги по обращению с ТКО действующему законодательству.
В соответствии со статьями 39, 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе отказаться от иска.
В силу части 1 статьи 326.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отказ истца от иска, признание иска ответчиком или мировое соглашение сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме. В случае, если отказ истца от иска, были заявлены в судебном заседании, такие отказ, признание, условия заносятся в протокол судебного заседания.
Таким образом, отказ от иска является процессуальным правом истца.
Суд не принимает отказ от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Положениями статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.
В силу статьи 221 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу прекращается определением суда, в котором указывается, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Обсудив поступившее заявление, судебная коллегия полагает возможным его удовлетворить, поскольку данный отказ от части исковых требований не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Последствия отказа от иска, предусмотренные статьи 221 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснены судебной коллегией в ходе судебного заседания, Вязовцевой О.В. понятны и известны.
Принимая во внимание, что отказ от части заявленных исковых требований выражен в письменной форме, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, производство по данному гражданскому делу в указанной части подлежит прекращению. Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что истец Вязовцева О.В. является собственником жилого дома по адресу: адрес дата
Согласно справке МУП ЕРКЦ от дата по указанному адресу зарегистрированы: ее мать Соколова М.А. и брат Соколов С.В. Также были зарегистрированы Вязовцева О.В. с дата по дата, Вязовцева В.О. с дата по дата, Петров Е.В. с дата по дата
МУП «Специализированное автомобильное хозяйство по уборке г.Уфы является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности №... на территории Республики Башкортостан.
В соответствии с договором №... от дата, заключенным между МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» и МУП ЕРКЦ г. Уфы, последний производит начисления, перерасчет и обработку поступивших платежей за услугу по обращению с ТКО, формирование, печать, конвертование и доставку платежных документов потребителю, а также вносит изменения в базу данных по лицевым счетам на основании соответствующих поручений МУП «Спецавтохрохзяйство по уборке города Уфы».
По лицевому счету жилого помещения по адресу: адрес задолженность оплате за услугу «Обращение с ТКО» за период с февраля 2019 года по август 2023 года составляет 19 945, 93 рублей, пени - 8 648, 53 рублей.
На основании заявления Вязовцевой О.В. от дата и выписки из ЕГРН, лицевой счет жилого помещения по адресу: адрес был переоформлен на Вязовцеву О.В.
дата Вязовцева О.В. обратилась в МУП ЕРКЦ г.Уфы с заявлением о перерасчете по услуге «Обращение с ТКО», указав, что услуга не оказывается, ближайший мусорный контейнер находится в трех остановках транспорта от дома, которое было перенаправлено МУП «Спецавтохозяйство по уборке города Уфы», предоставившего ответ, что для решения вопроса по установке контейнерной площадки необходимо обратиться в органы местного самоуправления.
На официальном сайте Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан опубликована территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Республики Башкортостан, утвержденная приказом Минэкологии Республики Башкортостан от дата №..., а также электронная модель терсхемы обращения с отходами Республики Башкортостан для публичного просмотра.
Постановлением Администрации городского округа г.Уфа №... от дата утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа г. Уфа, согласно которому ближайшие к дому истца места (площадки) накопления ТКО: адрес.
Ответчиком в материалы дела также предоставлены выкопировка из территориальной схемы контейнерных площадок, а также скриншоты электронной карты мест накопления ТКО, размещенной на сайте Администрации городского округа г. Уфа, из которых усматривается, что установлены и внесены в территориальную схему контейнерные площадки по адресам адрес
Из пояснений МУП «Спецавтохоязйство по уборке города Уфы» следует, что в период с апреля 2019 год по декабрь 2022 года транспортировку ТКО в местах накопления ТКО осуществляло МБУ «СПБ Орджоникидзевсого района г.Уфы в качестве перевозчика на основании договоров с региональным оператором. В 2023 году вывоз ТКО осуществляет МУП «Спецавтохозяйство по уборке г. Уфы».
МУП «Спецавтохоязйство по уборке города Уфы» в материалы дела представлены соглашения от дата, дата, дата, дата, заключенные между МУП «Спецавтохозяйство по уборке города Уфы», именуемому региональный оператор, и МБУ по благоустройству Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа, именуемому «оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами», согласно которым оператор обязуется своими силами и за свой счет оказывать услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов (ТКО), в том числе крупногабаритных отходов (КГО), образующихся в результате деятельности физических и юридических лиц с территории Орджоникидзевского района ГО г. Уфа РБ до полигона нерадиоактивных твердых коммунальных отходов в порядке и на условиях, определенных настоящим договором, на территории, описание границ которой определено в приложении №... к договору, а Региональный оператор обязуется оплачивать такие услуги в соответствии с условиями настоящего договора.
В разделе III «Техническое задание» часть С сведения о местах накопления указана адрес со способом складирования «пакет». При этом ближайшие к дому истца контейнерные площадки утверждены по адресам: адрес. График вывоза утвержден – ежедневно.
Срок оказания услуг по последнему контракту №... от дата установлен с дата по дата
В подтверждение сведений об осуществлении региональным оператором деятельности по сбору, транспортированию и размещению ТКО представлена выписка с ГЛОНАС (отчеты по геозонам), содержащая сведения о вывозе ТКО в спорный период по адресам: адрес.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что предложение о заключении договора, а также типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО в виде публичной оферты размещены региональным оператором на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доказательств, свидетельствующих о направлении в адрес регионального оператора мотивированного отказа от подписания типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или заявления о заключении договора в письменной форме, не представлено; само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги; отсутствие вблизи жилого дома истца контейнерной площадки для накопления ТКО также не является основанием к признанию договора незаключенным, услуги неоказанной.
Судебная коллегия не в полной мере соглашается с данными выводами.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и пунктом 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156, собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (часть 5 статьи 24.7 названного Федерального закона).
Правила обращения с ТКО и типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО, правила коммерческого учета объема и (или) массы ТКО утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 24.6, часть 5 статьи 24.7, часть 1 статьи 24.10 Федерального закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. утверждены Правила № 1156, которые устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, а также форма Типового договора; постановлением от 3 июня 2016 г. утверждены Правила № 505, регулирующие порядок учета объема (или) и массы ТКО.
В силу части 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» условия типового договора, Правила № 505, 1156 являются обязательными для региональных операторов по обращению с ТКО и собственников ТКО при заключении и исполнении публичных договоров на оказание услуг по обращению с ТКО.
В случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты (пункт 1 статьи 445 Гражданского кодекса).
Согласно пункту 8(4) Правил № 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 8(1) Правил № 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении ТКО, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Согласно пункта 8(17) вышеуказанных Правил региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Существенными условиями заключаемого договора в силу пункта 25 Правил № 1156 являются планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов, состав таких отходов, периодичность и время вывоза ТКО, способ коммерческого учета количества ТКО, места их приема и передачи, маршрут в соответствии со схемой обращения с отходами.
Из приведенных положений следует, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Такой договор является публичным для регионального оператора по обращению с ТКО.
Собственник индивидуального жилого дома в обязательном порядке должен обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, и такой договор считается заключенным, в том числе, путем совершения конклюдентных действий. При этом спорное правоотношение не предполагает заключение публичного договора на иных условиях, чем предусмотрено законодательством.
Доказательств, свидетельствующих о направлении в адрес регионального оператора мотивированного отказа от подписания типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или заявления о заключении договора в письменной форме, истцом не представлено, в связи с чем, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключен между истцом на условиях типового договора.
При этом, как указал суд первой инстанции, само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено действующим законодательством.
При таких обстоятельствах, поскольку ответчик МУП «САХ» осуществляет функции регионального оператора по обращению с ТКО в том числе, в границах домовладения истца, предложение о заключении договора по обращению с ТКО и типовой договор были опубликованы в средствах массовой информации и на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным в силу прямого указания закона, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований о признании договор незаключенным.
Однако наличие договорных правоотношений не исключает некачественное оказание услуг по нему, поэтому заслуживают внимания доводы истца о незаконном начислении и аннулировании задолженности по обращению с ТКО
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Из названных положений Кодекса следует, что оплате подлежат только фактически оказанные услуги.
В соответствии со статьями 10, 24.6 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1). Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей, и определяется в территориальной схеме обращения с отходами (пункты 7, 8).
При этом под региональным оператором по обращению с ТКО в силу абзаца 27 статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» понимается юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются, и места накопления которых находятся в зоне деятельности данного регионального оператора.
Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливает, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ).
В соответствии с пункт 6 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление ТКО осуществляется в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 потребителями являются собственники ТКО или уполномоченные ими лица, заключившие или обязанные заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО. Обязанность потребителей осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО установлена пунктом 9 Правил № 1156.
Пункт 10 указанных Правил устанавливает перечень способов складирования ТКО в местах накопления ТКО, а именно в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
При этом согласно пункту 15 Правил № 1156 потребителям запрещено складировать ТКО вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее - Правила).
В соответствии с названными Правилами места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 3); в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
Таким образом, к полномочиям органа местного самоуправления отнесено создание мест (площадок) накопления ТКО и согласование их создания для иных лиц, на которых законом возложена такая обязанность.
При этом реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов; реестр ведется на бумажном носителе и в электронном виде уполномоченным органом. Сведения в реестр вносятся уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о внесении в него сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (пункты 11 и 12 Правил).
Ответчик несет обязанность по складированию ТКО только в соответствующих законодательству местах накопления, которым является не любая организованная потребителем контейнерная площадка, а только та площадка, которая помимо того, что включена органом местного самоуправления в реестр мест накопления ТКО, должна быть в установленном порядке включена в территориальную схему региона.
По пункту 10 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
Из вышеуказанных положений следует, что региональный оператор осуществляет прием ТКО от потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. Кроме того, сведения, отраженные в территориальной схеме обращения с отходами, учитываются при установлении предельных тарифов на услуги региональных операторов по обращению с ТКО (пункт 2 статьи 24.8 Закона № 89-ФЗ).
Услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной только ввиду образования отходов как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека, если при этом не соблюдаются требования к организации исполнения данной услуги, предусмотренные действующим законодательством.
В силу требований действующего законодательства региональный оператор вывозит ТКО со всех контейнерных площадок, включенных в реестр мест накопления и территориальную схему.
Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила № 354).
Согласно пункту 148(22) Правил № 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и производить расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В силу пункта 148(13) Правил № 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемый в том числе с собственником или пользователем жилого дома (домовладения), должен включать условия, указанные в подпунктах "а" - "е" и "л" - "с" пункта 19 настоящих Правил, а также порядок определения объема предоставленной коммунальной услуги и размера платы за коммунальную услугу, в том числе сведения о количестве расчетных единиц, утверждаемых при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов исполнительными органами субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) для данной категории объекта и информацию в графическом виде о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей.
Согласно пункту 148(26) Правил № 354 потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не вправе складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров, бункеров, иных емкостей и специальных площадок для крупногабаритных отходов, предназначенных для их накопления в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заполнять контейнеры для твердых коммунальных отходов, предназначенные для накопления отходов других лиц и не указанные в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, или контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов.
Требования к расположению контейнерных площадок установлены пунктом 3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170, пунктом 4 СанПиН 2.1.3684-21, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 3 (ранее действовали СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. № 4690-88), согласно которым площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 метров, но не более 100 метров.
По итогам исследования собранных по делу доказательств суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что на территории, прилегающей к жилому дому истца, отсутствует контейнерная площадка для сбора бытовых отходов и мусора на расстоянии не более 100 м от принадлежащего истцу жилого дома, Вязовцевой О.В. не оказываются надлежащим образом услуги по обращению с ТКО, поэтому начисление платы за данную коммунальную услугу является незаконным, она подлежит аннулированию.
Однако правовых оснований для взыскания штрафа в соответствии с Законом Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» не имеется, так как сумма задолженности истцом не оплачена, т.е. убытки ею по ненадлежащему оказанию услуг не причинены.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 2 статьи 21, части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно Федеральному закону от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21).
Такой способ накопления ТКО как пакетный (помешковый) сбор ТКО предусмотрен СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 3. При этом, согласно пункту 216, указанных Санитарных правил накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах накопления отходов, соответствующих требованиям Санитарных правил.
Коммунальная услуга по обращению с ТКО для жителей домовладений №... по адрес оказывается с мест (площадок) накопления по адресам: адрес с периодичностью, установленной санитарными правилами и нормами. Соглашение от дата, заключенное между МУП «Спецавтохозяйство по уборке города Уфы» и МБУ по благоустройству Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа, в котором местом накопления указана адрес со способом складирования «пакет», прекратило свое действие.
С учетом изложенного, отсутствуют основания для удовлетворения требований Вязовцевой О.В. о возложении обязанности организовать вывоз ТКО по адрес безконтейнерным способом, возложении обязанности информировать в письменной форме под роспись о графике вывоза и местах сбора ТКО и ГКО безконтейнерным способом. Типовым договором не предусмотрен бесконтейнерный способ складирования отходов, региональный оператор не обеспечивает население поселка пакетами (иными емкостями) для накопления ТКО, соответственно сбор и накопление ТКО может быть организовано только с контейнерных площадок. В административном порядке об изменении способа складирования и вывоза ТКО, организации контейнерных площадок вблизи домовладения в пределах нормативов, истец к уполномоченным государственным органам не обращалась.
Согласно части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В соответствии с частью 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В силу пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
Вместе с тем, в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон, суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
При этом разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства (пункт 13 постановления).
Истцом заявлено требования о взыскании расходов на услуги представителя в размере 60000 рублей, которые подтверждены материалами дела. С учетом категории рассмотренного дела, уровню его сложности и длительности рассмотрения, объему работы, выполненной представителем по защите интересов заявителя, участие представителя истца в нескольких судебных заседаниях, требования разумности и справедливости, с ответчика МУП ЕРКЦ г.Уфы в пользу истца подлежат взысканию расходы на услуги представителя в размере 20000 рублей.
Правовых оснований для взыскания нотариальных расходов, понесенных истцом в суде апелляционной инстанции, не имеется, так как удостоверенный нотариусом документ не приобщен к материалам гражданского дела.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Демского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 19 февраля 2024 г. отменить.
Принять отказ Вязовцевой О.В. от исковых требований к МУП «Специализированное автомобильное хозяйство по уборке города», МУП ЕРКЦ г.Уфы, Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» Орджоникидзевского района г. Уфа Республики Башкортостан, Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, Управлению Роспотребнадзора по Республике Башкортостан о возложении обязанности организовать выездную проверку для выяснения наличия оборудованной площадки по обращению с ТКО, по результатам которой составить акт, взять на контроль обращение с ТКО, о возложении обязанности дать заключение соответствия предоставления оказываемой услуги по обращению с ТКО действующему законодательству.
Производство по делу в указанной части исковых требований Вязовцевой О.В. прекратить.
Разъяснить сторонам, что повторное обращение к тем же сторонам, по тем же требованиям не допустимо.
Признать незаконным начисление МУП ЕРКЦ городского округа г.Уфы и аннулировать задолженность Вязовцевой О.В. по состоянию на май 2023 г. по обращению с ТКО размере 26876,05 рублей.
Взыскать с МУП ЕРКЦ г.Уфы в пользу Вязовцевой О.В. судебные расходы на услуги представителя в размере 20000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований и о взыскании нотариальных расходов отказать.
Председательствующий Р.Н. Аюпова
Судьи И.Р. Ибрагимова
И.В. Кочкина
Судебное постановление в окончательной форме составлено 27 июня 2024 г.