ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-1431/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Саратов 31 января 2020 года
Первый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Юдиной С.В., рассмотрел 31 января 2020 года гражданское дело по иску Военного прокурора Калужского гарнизона в защиту интересов Семенина Виктора Васильевича к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Калужской области» о перерасчете пенсии
по кассационной жалобе Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Калужской области»
на решение мирового судьи судебного участка № 11 Калужского судебного района Калужской области от 23 июля 2019 года по гражданскому делу № 2-743/2019 и апелляционное определение Калужского районного суда Калужской области от 6 сентября 2019 года по гражданскому делу № 11-465/2019
установил:
Военный прокурор Калужского гарнизона обратился в суд с иском в защиту интересов Семенина В.В. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Калужской области» (далее по тексту- ФКУ «Военный комиссариат Калужской области») о перерасчете пенсии.
Решением мирового судьи судебного участка № 11 Калужского судебного района Калужской области от 23 июля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением Калужского районного суда Калужской области от 6 сентября 2019 года исковые требования удовлетворены, с ответчика в пользу Семенина В.В. за период с 1 января 1999 года по 30 июня 1999 года взыскана сумма пенсии с учетом индексов потребительских цен по Калужской области в размере 10911 рублей 11 копеек.
В кассационной жалобе ФКУ «Военный комиссариат Калужской области» просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, указывая, что Правительством Российской Федерации для офицерского состава оклады по воинским званиям в тех размерах, в которых истец и военная прокуратура просит удовлетворить иск, не устанавливались, в то время как установление указанных окладов относится к исключительной компетенции Правительства Российской Федерации, указывая на отсутствие правовых оснований для удовлетворения требований о перерасчете выплачиваемой истцу пенсии с 1 января 1999 года по 30 июня 1999 года, в связи с повышением окладов по воинскому званию.
В порядке части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено судьей единолично без проведения судебного заседания и извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судами при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела.
Как установлено судами, Семенин В.В. является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, уволен с военной службы, ему назначена и выплачивается пенсия с 1996 года.
Суд первой инстанции, разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора о признании за истцом права на перерасчет пенсии за период с 1 января 1999 года по 30 июня 1999 года в соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», определяющей порядок исчисления пенсии из денежного довольствия военнослужащих, указал на то, что в соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», вступившем в силу с 1 января 1998 года, оклады по воинским званиям военнослужащих не могли быть менее половины действовавших с 1 января 1999 года окладов по воинским должностям, однако это требование закона начало исполняться лишь с 1 июля 1999 года с принятием Постановления Правительства Российской от 19 января 1999 года № 72, признанным недействительным решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 1999 года № ВКПИ 99-18 в части повышения военнослужащим окладов по воинским званиям лишь с 1 июля 1999 года, как несоответствующий требованиям абзаца 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами суда первой инстанции, дополнительно указав о необходимости применении к данным правоотношениям Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», как нормативного акта, имеющего большую юридическую силу.
Между тем, указанные выводы не основаны на подлежащих применению нормах материального права.
Судами установлено, что Семенин В.В. является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, получает пенсию за выслугу лет с 1996 года, назначенную и исчисленную в соответствии с нормами Закона Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее по тексту «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу»).
Подпунктом «б» пункта 14 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) определено, что случае увеличения денежного довольствия военнослужащих состоящих на службе, одновременно подлежат пересмотру пенсии, назначенные ранее уволенным со службы военнослужащим.
В соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу», пенсии исчисляются из денежного довольствия военнослужащих рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, лиц проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должностному, воинскому или специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Согласно статье 49 пункта «б» указанного Закона пенсии, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия одновременно с его увеличением.
На основании норм Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» размеры окладов по воинским должностям, окладов по воинским званиям и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации пунктом 1 статьи 29 Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 № 76-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 июля 2000 года, до внесения изменений Федеральным законом от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ) было обязано в течение 1998 года повысить месячные оклады по воинским должностям и воинским званиям до уровня, установленного абзацем 2 пункта 2 статьи 12 данного Закона, согласно которому оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 года № 1638, в целях повышения денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Правительству Российской Федерации предписано повысить с 1 января 1999 года в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащим, повысить с 1 июля 1999 года в 2,02 раза месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года № 72 (утратившим силу с 1 июля 2002 года в соответствии с Постановлением Правительства от 1 июля 2002 года № 486) с 1 июля 1999 года месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим (кроме солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву) установлены согласно приложению № 1 (пункт 2).
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 1999 года № ВКПИ 99-18 пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года № 72 признан недействительным в части повышения военнослужащим окладов по воинским званиям лишь с 1 июля 1999 года как несоответствующий требованиям абзаца 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», но при этом указанное судебное постановление не содержит и не может содержать в силу положений статьи 10 Конституции Российской Федерации каких-либо указаний об увеличении окладов по воинскому званию с 1 января 1999 года.
Поскольку Правительством Российской Федерации после принятия решения Верховным Судом Российской Федерации постановление об изменении даты производства перерасчета пенсии в связи с увеличением окладов по воинским званиям с 1 июля 1999 года на 1 января 1999 года не принималось, у судов отсутствовали основания для возложения на ответчика обязанности перерасчета пенсии с 1 января 1999 года в связи с увеличением окладов по воинскому званию, иное означало бы нарушение принципа разделения властей на территории Российской Федерации и являлось бы неправомерным вмешательством в конституционно-правовую и иную деятельность Правительства Российской Федерации, как исполнительного органа власти, наделенного полномочиями по определению размеров окладов по воинским должностям и воинским званиям.
Кроме того, в соответствии с постановлениемостановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года № 72 Семенину В.В. произведен перерасчет пенсии с 1 января 1999 года в связи с увеличением окладов по воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу, а с 1 июля 1999 года произведен перерасчет пенсии в связи с увеличением окладов по воинским званиям.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Ввиду изложенного, определение суда апелляционной инстанции нельзя признать законным. Оно принято с нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что является основанием для отмены обжалуемого апелляционного определения.
Учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №13 от 19 июня 2012 года «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»), а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), суд считает нужным направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
апелляционное определение Калужского районного суда Калужской области от 6 сентября 2019 года отменить, направить дело на новое апелляционное рассмотрение в Калужский районный суд Калужской области.
Судья С.В. Юдина