Дело № 2-2091/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июля 2020 года г. Севастополь
Гагаринский районный суд г. Севастополя в составе:
председательствующего судьи Кныш Н.Н.,
при секретаре Матвеевой Д.Д.,
с участием представителей истцов Сергиенко К.В..,
представителя ответчика Алиева Э.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по Югансона Юрия Аркадьевича, Скляренко Алексея Александровича к индивидуальному предпринимателю Кулакову Дмитрию Игоревичу о защите авторских прав,
установил:
Югансон Ю.А. и Скляренко А.А. обратились в суд с иском к ИП Кулакову Д.И. о защите авторских прав, в обоснование требований указали, что на страницах: <данные изъяты>/ неправомерно использованы ответчиком на коммерческом сайте фотографии «У Херсонесского маяка», «Крепость Чембало» без согласия истцов на воспроизведение и доведение до всеобщего сведения, без заключения с истцами авторского лицензионного договора, без указания и каких-либо ссылок на источник заимствования, что является нарушением ст. 1229, ст.1252, ст.1265, ст.1270 ГК РФ. Ответчиком была удалена информация об авторском праве, что является нарушением ст.1300 ГК РФ. Авторство фотографий, исключительное (имущественное) право и неимущественное право принадлежит истцам. Фотография «У Херсонесского маяка» была сделана истцом Югансоном Ю.А. посредством принадлежащей ему камеры Nikon D610 на мысе Херсонес г. Севастополя и была первоначально размещена в персональном блоге под именем и фамилией Юрий Югансон на странице <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ. Фотография «Крепость Чембало» была сделана истцом Скляренко А.А. посредством камеры Canon EOS 5D на территории Балаклавы пригорода Севастополя и размещена ДД.ММ.ГГГГ на персональной странице: <данные изъяты> сайта «Фотосайт» под псевдонимом Hrodgar. Перед размещением на страницах истцов в сети интернет фотографии были творчески обработаны и обрезаны для расстановки акцентов на более важных частях изображения. В процессе обработки достигнут нужный истцам как авторам творческий результат.
Представителем истцов посредством электронной почты на адрес <данные изъяты> ответчику направлены письма с требованием удалить фотографии с сайта <данные изъяты> или заключить с истцами лицензионный договор на использование произведений, с требованием выплаты компенсации, компенсации морального вреда. Ответчик фотографии удалил, остальную часть претензий проигнорировал.
Истец Югансон Ю.А. является профессиональным и известным фотографом, журналистом, и фотографирование является его основным источником дохода. Фотографии им размещаются в сети интернет на персональных страницах и содержат знак защиты авторского права, имя автора, дату опубликования. Истец Скляренко А.А. является профессиональным фотографом, и фотографирование является его дополнительным источником дохода, фотографии им размещаются в сети интернет на персональных страницах «Фотосайт», «В контакте» и содержат знак защиты авторского права, имя автора, дату опубликования. После чего истцам поступают предложения от частных лиц, издательств и СМИ об их покупке.
Учитывая незаконное использование ответчиком фотографий истцов на коммерческом сайте, незаконное воспроизведение и доведение до всеобщего сведения произведения в сети Интернет, удаление информации об авторском праве истцы полагают, что обоснованным размером компенсации за использование фотографий будет 50 000 рублей в пользу каждого истца.
Моральный вред, причинённый им в связи с незаконным использованием результатов творческой деятельности, без согласия и без указания авторства истцы оценивают в размере 50 000 рублей.
В связи с чем, истцы просят суд взыскать с ответчика в пользу Югансона Ю.А. денежную компенсацию за нарушение авторских исключительных прав на фотографию (произведение) в размере 50 000 рублей и компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей,
взыскать с ответчика в пользу Скляренко А.А. денежную компенсацию за нарушение авторских исключительных прав на фотографию (произведение) в размере 50 000 рублей и компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей за использование фотографии без указания авторства,
взыскать с ответчика расходы на распечатку цветных и черно-белых документов, покупку компакт диска для предъявления доказательства в сумме 134 рублей, расходы на услуги представителя по составлению претензии для истцов по 3 000 рублей в пользу каждого истца,
взыскать с ответчика расходы на услуги нотариуса по составлению доверенности по 2 200 рублей в пользу каждого истца.
В судебном заседании представитель истцов требования иска поддержал.
Представитель ответчика требования иска не признал.
Исследовав материалы дела, заслушав явившихся участников судебного разбирательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст.1250 ГК РФ интеллектуальные права защищаются способами, предусмотренными настоящим Кодексом, с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права.
Предусмотренные настоящим Кодексом способы защиты интеллектуальных прав могут применяться по требованию правообладателей, организаций по управлению правами на коллективной основе, а также иных лиц в случаях, установленных законом.
Предусмотренные настоящим Кодексом меры ответственности за нарушение интеллектуальных прав подлежат применению при наличии вины нарушителя, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим интеллектуальные права.
Если иное не установлено настоящим Кодексом, предусмотренные подпунктом 3 пункта 1 и пунктом 3 статьи 1252 настоящего Кодекса меры ответственности за нарушение интеллектуальных прав, допущенное нарушителем при осуществлении им предпринимательской деятельности, подлежат применению независимо от вины нарушителя, если такое лицо не докажет, что нарушение интеллектуальных прав произошло вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
4. Лицо, к которому при отсутствии его вины применены предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 1 и пунктом 3 статьи 1252 настоящего Кодекса меры защиты интеллектуальных прав, вправе предъявить регрессное требование о возмещении понесенных убытков, включая суммы, выплаченные третьим лицам.
5. Отсутствие вины нарушителя не освобождает его от обязанности прекратить нарушение интеллектуальных прав, а также не исключает применение в отношении нарушителя таких мер, как публикация решения суда о допущенном нарушении (подпункт 5 пункта 1 статьи 1252), пресечение действий, нарушающих исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации либо создающих угрозу нарушения такого права (подпункт 2 пункта 1 статьи 1252), изъятие и уничтожение контрафактных материальных носителей (подпункт 4 пункта 1 статьи 1252). Указанные действия осуществляются за счет нарушителя.
Защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется согласно ст.1252 ГК РФ, в частности, путем предъявления в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, требования: 1) о признании права - к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя; 2) о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, - к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним, а также к иным лицам, которые могут пресечь такие действия; 3) о возмещении убытков - к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб, в том числе нарушившему его право на вознаграждение, предусмотренное статьей 1245, пунктом 3 статьи 1263 и статьей 1326 настоящего Кодекса; 4) об изъятии материального носителя в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи - к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю; 5) о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя - к нарушителю исключительного права.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом для отдельных видов результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, при нарушении исключительного права правообладатель вправе вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации за нарушение указанного права. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков.
Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных настоящим Кодексом, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости.
Если одним действием нарушены права на несколько результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, размер компенсации определяется судом за каждый неправомерно используемый результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации. При этом в случае, если права на соответствующие результаты или средства индивидуализации принадлежат одному правообладателю, общий размер компенсации за нарушение прав на них с учетом характера и последствий нарушения может быть снижен судом ниже пределов, установленных настоящим Кодексом, но не может составлять менее пятидесяти процентов суммы минимальных размеров всех компенсаций за допущенные нарушения.
В соответствии со ст. 1253 ГК РФ в случае, если юридическое лицо неоднократно или грубо нарушает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, суд в соответствии с пунктом 3 статьи 61 настоящего Кодекса при наличии вины такого юридического лица в нарушении исключительных прав может принять решение о его ликвидации по требованию прокурора. Если такие нарушения допущены гражданином при осуществлении им предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, деятельность гражданина в качестве индивидуального предпринимателя может быть прекращена при наличии его вины в нарушении исключительных прав по решению или приговору суда в установленном законом порядке.
В судебном заседании авторство истцов в отношении спорных фотографии сторонами не оспаривалось.
Установлено в судебном заседании, на странице <данные изъяты> интернет сайта <данные изъяты> опубликованы фотографии «У Херсонесского маяка», «Крепость Чембало», что подтверждается скриншотами сайта, протоколом произведенных действий, видеозаписью. Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются. ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились к ответчику по электронной почте с претензиями, в которых потребовали удалить фотографии с сайта <данные изъяты> или заключить авторские лицензионные договоры на использование произведений, выплаты компенсации за нарушение авторских прав 20 000 рублей, компенсацию морального вреда 5 000 рублей, возместить расходы на услуги нотариуса и представителя.
Представленные истцами фотографические произведения являются объектами авторского права. Факт авторства истца в отношении произведений подтверждается представленными доказательствами. Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются. Доказательству тому, что истцы действуют недобросовестно, сфабриковали доказательства стороной ответчика не представлено.
Ответчиком, использовавшим без разрешения правообладателей в коммерческих целях фотографические произведения, созданные авторами, были нарушены авторские права истцов.
Ответчиком не представлены доказательств наличия у него права на использование произведений Югонсона Ю.А. и Скляренко А.А., в связи с чем, ИП Кулаковым Д.И. как рекламодателем нарушены исключительные права истцов на фотографические произведения, в связи с чем, они вправе требовать компенсации за его нарушение в порядке, предусмотренном ст. 1301 Гражданского кодекса РФ.
Согласно правовой позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 3.2 постановления от 13.12.2016 N 28-П "По делу о проверке конституционности подпункта 1 статьи 1301, подпункта 1 статьи 1311 и подпункта 1 пункта 4 статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с запросами Арбитражного суда Алтайского края", в исключение из общего правила, согласно которому предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации меры ответственности за нарушение интеллектуальных прав подлежат применению при наличии вины нарушителя, меры ответственности за нарушение интеллектуальных прав, допущенное при осуществлении предпринимательской деятельности, предусмотренные пунктом 3 статьи 1252 данного Кодекса и, соответственно, его статьями 1301 и 1311, а также пунктом 4 статьи 1515, подлежат применению независимо от вины нарушителя, если только он не докажет, что нарушение произошло вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (пункт 3 статьи 1250 ГК Российской Федерации).
Учитывая изложенное, суд присуждает истцам компенсацию за нарушение исключительного права на воспроизведение, распространение и на доведение до всеобщего сведения произведений в сумме 40 000 рублей в пользу каждого истца, учитывая количество использованных произведений, доступность их широкому кругу лиц, срок незаконного использования результата интеллектуальной деятельности, степень вины ответчика, применяя принципы разумности и справедливости, а также соразмерности компенсации последствиям нарушения.
Поскольку личные неимущественные права истцов - право автора на имя были нарушены, в соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ суд взыскивает в их пользу компенсация морального вреда с ответчика, учитывая требование разумности и справедливости, по 5 000 рублей в пользу каждого истца.
Таким образом, суд требования истца считает подлежащими удовлетворению частично. В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию судебные расходы по оплате госпошлины по 1 700 рублей, расходы на оплату услуг нотариуса по 2 200 рублей в пользу каждого истца. Также суд взыскивает в возмещение расходов по покупке СД-диска и распечатки фотографии в размере 134 рублей, по 67 рублей в пользу каждого истца. В возмещении расходов на составление претензии суд оказывает, поскольку претензионный порядок по данной категории дел не обязателен, данные расходы не относятся к судебным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Югансона Юрия Аркадьевича, Скляренко Алексея Александровича к индивидуальному предпринимателю Кулакову Дмитрию Игоревичу о защите авторских прав удовлетворить частично.
Взыскать с Индивидуального предпринимателя Кулакова Дмитрия Игоревича в пользу Югансона Юрия Аркадьевича компенсацию за нарушение исключительного права в размере 40 000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, судебные расходы в размере 3 967 рублей.
Взыскать с Индивидуального предпринимателя Кулакова Дмитрия Игоревичу в пользу Скляренко Алексея Александровича компенсацию за нарушение исключительного права в размере 40 000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, судебные расходы в размере 3 967 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через районный суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено 22.07.2020.
Судья Гагаринского районного
суда г. Севастополя Н.Н.Кныш