Решение по делу № 33-4963/2024 от 15.05.2024

Судья Замотринская П.А. Дело № 33-4963/2024

№ 2-1980/2023

64RS0047-01-2023-001716-90

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 июня 2024 года                       город Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Ершова А.А.,

судей Постникова Н.С., Бурловой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Хомутецком В.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
прокурора Кировского района города Саратова, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Государственному казенному учреждению Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения города Саратова», муниципальному автономному учреждению культуры «Централизованная клубная система» муниципального образования «Город Саратов», комитету по управлению имуществом города Саратова, комитету по управлению имуществом Саратовской области о возложении обязанности создать условия доступности для маломобильных граждан, внести изменения в паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры по апелляционной жалобе Государственного казенного учреждения Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» на решение Октябрьского районного суда города Саратова от 30 ноября 2023 года, которым исковые требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Постникова Н.С., объяснения представителя истца прокурора Новопольцевой Ж.Б., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, представителя ответчика Государственного казенного учреждения Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» Даниловой О.В., поддержавшей доводы, изложенные в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

прокурор Кировского района города Саратова, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Государственному казенному учреждению Саратовской области «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» (далее - ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения города Саратова»), муниципальному автономному учреждению культуры «Централизованная клубная система» муниципального образования «Город Саратов» (далее - МАУК «Централизованная клубная система» муниципального образования «Город Саратов»), комитету по управлению имуществом города Саратова, комитету по управлению имуществом Саратовской области, в котором с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил возложить обязанность на ответчиков создать условия доступности для маломобильных граждан, в том числе, инвалидов, к находящимся в собственности Саратовской области и муниципального образования «Город Саратов» нежилым помещениям 1 этажа многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, создать возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них в соответствии с законодательством Российской Федерации, утвержденным приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года № 904/пр «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001». Возложить обязанность на ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» внести изменения в паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры от <дата> в части дополнения раздела управленческие решения информацией, необходимой для создания условий доступности для маломобильных граждан, в том числе инвалидов, возможности беспрепятственного входа в объекты и выхода из них в соответствии с приказом Минтруда России от 30 июля 2015 года № 527н «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи».

В обоснование заявленных исковых требований указано, ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» осуществляет деятельность в нежилых помещения, площадью 189,3 кв.м, расположенных на 1 этаже многоквартирного дома по адресу: <адрес>. Данный объект наряду с иными нежилыми помещениями расположен обособленно от иных жилых помещений многоквартирного дома, имеет отдельный вход. Вход оборудован крыльцом, которое имеет ступени и горизонтальную площадку перед входом в многоквартирный дом. Крыльцо входной группы оборудовано конструкцией, представляющей собой наклонную плоскость, профиль и покрытие которой проходит по контуру ступеней. Управляющей компанией дома – обществом с ограниченной ответственностью (далее – ООО) УК «Фаворит-Стандарт Качества» мероприятия по содержанию крыльца не проводились, в техническом паспорте многоквартирного дома пандусы отсутствуют. В ходе проведенного прокуратурой обследования установлено, что имеющееся крыльцо не позволяет беспрепятственно посещать помещение лицам с ограниченными возможностями, не позволяет инвалидам-колясочникам самостоятельно беспрепятственно входить на объект. Требования к доступности здания предусмотрены «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001». У внешних лестниц для подъема маломобильных групп населения следует предусматривать пандусы при перепаде высот от 0,014 м до 6,0 м, уклон пандуса должен быть не более 1:20 (5 %), вдоль обеих сторон всех пандусов и открытых лестниц необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни следует располагать на высоте 0,9 м, у пандусов – дополнительно на высоте 0,7 м. Верхний и нижний края поручня пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части пандуса (краем бортика). Поручень ограждений с внутренней стороны с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Завершающие горизонтальные части поручня должны выполняться по <дата> и иметь травмобезопасное исполнение. Поручни пандусов и лестниц должны выдерживать нагрузку без деформации не менее 0,5 кН/м в любом направлении. Оптимальным вариантом для охвата рукой являются поручни округлого сечения, диаметром от 0,04 до 0,05 м (для детей – 0,03 м). Расстояние в свету между поручнем и стеной должно быть не менее 0,045 м. Стена вдоль поручня должна быть гладкой. Имеющаяся на крыльце конструкция не соответствует данным требованиям. Установлено, что угол наклона профиля расположенной на лестнице конструкции составляет 30 %, перед ступенями лестницы нет предупреждающих тактильных указателей, ступени имеют разную высоту, отсутствует маркировка первой и последней ступени, входные двери должны быть оборудованы доводчиками, в качестве дверных запоров предусмотрены ручки нажимного действия. Паспорт объекта социальной инфраструктуры от <дата> в разделе управленческие решения не содержит рекомендаций по адаптации объекта, иные сведения по разделу. В ходе дополнительно проведенных мероприятий установлено, что нежилые помещения, площадью <данные изъяты> находятся в собственности администрации муниципального образования «Город Саратов», но закреплены на праве оперативного управления за МАУК «Централизованная клубная система» муниципального образования «Город Саратов».

Решением Октябрьского районного суда города Саратова от 30 ноября 2023 года исковые требования удовлетворены частично.

На ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» возложена обязанность создать условия доступности для маломобильных граждан, в том числе инвалидов, к нежилому помещению площадью <данные изъяты>, расположенному по адресу: <адрес> путем оборудования входа и выхода из здания в соответствии с п.п. 6.1.2 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденного Приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года № 904/пр.

На ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» возложена обязанность внести изменения в паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры от <дата> в части дополнения раздела «Управленческие решения» указанием на необходимость создания условий доступности для маломобильных граждан, в том числе инвалидов, к нежилому помещению площадью <данные изъяты> расположенному по адресу: <адрес> путем оборудования входа и выхода из здания в соответствии с п.п. 6.1.2 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденного Приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года № 904/пр.

На МАУК «Централизованная клубная система» муниципального образования «Город Саратов» возложена обязанность создать условия доступности для маломобильных граждан, в том числе инвалидов, к нежилым помещениям, площадью <данные изъяты>, расположенным по адресу: <адрес> путем оборудования входа и выхода из здания в соответствии с п.п. 6.1.2 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденного Приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года № 904/пр.

В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказано.

В удовлетворении исковых требований прокурора Кировского района города Саратова, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к комитету по управлению имуществом города Саратова, комитету по управлению имуществом Саратовской области о возложении обязанности создать условия доступности для маломобильных граждан, внести изменения в паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры отказано.

Не согласившись с постановленным по делу судебным актом, ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, указывает, что входная группа к нежилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>, не входит в состав имущества ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения города Саратова», расходование бюджетных средств на ее ремонт и реконструкцию пандуса повлечет за собой нецелевое использование бюджетных средств, полагает, что обязанность по содержанию и ремонту оборудования для маломобильных групп населения должна лежать на управляющей компании многоквартирного дома.

В возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор Кировского района города Саратова просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции согласно требованиям ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, за ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» на праве оперативного управления закреплено нежилое помещение, площадью <данные изъяты> расположенное на 1 этаже многоквартирного дома по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН, а также актом приема-передачи от <дата>.

Распоряжениями комитета по управлению имуществом города Саратова от <дата>, от <дата> за МАУК «Централизованная клубная система» на праве оперативного управления закреплены объекты нежилого фонда, расположенные по адресу: <адрес>, а именно нежилые помещения, площадью <данные изъяты>

Указанные нежилые помещения расположены обособленно от иных жилых помещений многоквартирного дома, имеют отдельный вход. Вход оборудован крыльцом, которое имеет ступени и горизонтальную площадку перед входом в многоквартирный дом. Крыльцо входной группы оборудовано конструкцией, представляющей собой наклонную плоскость, профиль и покрытие которой проходит по контуру ступеней.

Как следует из п. 1 Устава ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения города Саратова», утвержденного Министром социального развития Саратовской области <дата>, предметом деятельности Учреждения является социальная поддержка отдельных категорий граждан.

В соответствии с п. 2 Устава ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения города Саратова» одной из функций Учреждения является осуществление мероприятий по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и санаторно-курортными путевками.

В соответствии с п.п. 2.1.2 Устава МАУК «Централизованная клубная система» муниципального образования «Город Саратов», утвержденного председателем комитета по управлению имуществом города Саратова, целью деятельности учреждения является удостоверение потребностей населения в сохранении и развитии народной традиционной культуры муниципального образования «Город Саратов», в том числе предоставление услуг социально-культурного, просветительского, развлекательного характера, доступных для широких слоев населения.

Входная группа в спорные нежилые помещения не соответствует СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденных Приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года N 904/пр, что при рассмотрении дела судом первой инстанции сторонами не оспаривалось.

Разрешая заявленные исковые требования, руководствуясь положениями ст. 296 ГК РФ, Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденных Приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года № 904/пр, приказом Минтруда России от 30 июля 2015 года № 527н «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи», учитывая, что ряд нежилых помещений 1 этажа многоквартирного дома <адрес>, передан на праве оперативного управления МАУК «Централизованная клубная система» и ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения города Саратова», эти организации оказывают услуги по социальному обслуживанию населения, в том числе и инвалидов, доступ к этим помещениям не оборудован в соответствии с требованиями действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения заявленных исковых требований.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда в обжалуемой части и его оценкой исследованных доказательств. При разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

Доводы апелляционной жалобы ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения города Саратова», в которых ответчик указывает, что входная группа к нежилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>, не входит в состав имущества ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения города Саратова», расходование бюджетных средств на ее ремонт и реконструкцию пандуса повлечет за собой нецелевое использование бюджетных средств, полагает, что обязанность по содержанию и ремонту оборудования для маломобильных групп населения должна лежать на управляющей компании многоквартирного дома противоречит нормам действующего законодательства и установленным по делу обстоятельствам.

Как указано в п. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (ст. 36).

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2019 года № 1943-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сергиенко В.И. на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части первой и частью четвертой статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также частью 3 статьи 26 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», закрепляя в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, - обязанность собственников этих объектов осуществлять по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов (ч. ч. 1, 4 ст. 15).

С принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» предусмотренная в ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязанность по созданию условия для беспрепятственного доступа инвалидов была распространена не только на объекты социальной инфраструктуры, но и на объекты связи, инженерной и транспортной инфраструктуры, транспортные средства, с установлением условия о применении указанного положения с 1 июля 2016 года ко всем вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

При этом законодатель также предусмотрел необходимость принятия собственниками существующих объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, которые невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, до их реконструкции или капитального ремонта меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме (ч. 4 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ).

Таким образом, положениями ст. 15 Федерального закона от 02 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что организации, независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Из указанной нормы не следует, что она должна применяться только при строительстве новых объектов. При этом согласно данной правовой норме, в случае, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Учитывая, что спорные нежилое помещение передано на праве оперативного управления ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения города Саратова», эта организация оказывает услуги по социальному обслуживанию населения, в том числе и инвалидов, вместе с тем доступ к этому помещению не оборудован в соответствии с требованиями действующего законодательства и не соответствует СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденных Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр, именно на данной организации лежит обязанность обеспечить доступность для маломобильных граждан и инвалидов к указанному нежилому помещению.

В целом доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены судебного решения, поскольку не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального или процессуального права, а по существу сводятся к иному толкованию норм материального права, в связи с чем на законность и обоснованность решения суда первой инстанции не влияют.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено.

Таким образом, решение Октябрьского районного суда города Саратова от 30 ноября 2023 года подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда города Саратова от 30 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 18 июня 2024 года.

Председательствующий

Судьи

33-4963/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Кировского района г.Саратова
Ответчики
ГКУ СО Комитет социальной поддержки населения г. Саратова
Комитет по управлению имуществом Саратовской области
МКУ Служба хозяйственного и транспортного управления
МАУК Централизованная клубная система муниципального образования город Саратов
Комитет по управлению имуществом г.Саратова
Другие
Администрация муниципального образования город Саратов
Комитет культурного наследия Саратовской области
Министерство труда и социальной защиты Саратовской области
Комитет по финансам администрации МО «Город Саратов»
ООО УК-Фаворит-Стандарт качества
Суд
Саратовский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.sar.sudrf.ru
16.05.2024Передача дела судье
11.06.2024Судебное заседание
21.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.06.2024Передано в экспедицию
11.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее