Председательствующий по делусудья Михайлова Т.М. Дело № 33-974/20241 инстанция № 2-487/2023УИД 75RS0004-01-2023-000931-84

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

    председательствующего судьи            Епифанцевой С.Ю.,

    судей                                                       Погореловой Е.А., Комковой С.В.,

    при секретаре                                         Мокиной М.А.,

    рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 25 апреля 2024 г. гражданское дело по иску Терентьевой О. Г., Терентьева Д. В., Терентьева Н. В. к администрации городского поселения «<адрес>», Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края о признании права на получение выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, включении в список, обязании произвести выплату,

    по апелляционной жалобе истцов Терентьевой О.Г., Терентьева Д.В., Терентьева Н.В.

    на решение Балейского городского суда Забайкальского края от 14 декабря 2023 г., которым постановлено:

    «Исковые требования Терентьевой О. Г., Терентьева Д. В., Терентьева Н. В. к администрации городского поселения «Город Балей», Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края о признании права на получение выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, включении в список, обязании произвести выплату, оставить без удовлетворения».

    Заслушав доклад судьи Комковой С.В., судебная коллегия,

    УСТАНОВИЛА:

    Истцы обратились в суд с иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. Истцам на праве общей долевой собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, попавшее в июне 2021 г. зону чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Балейского района Забайкальского края в связи с выпадением значительного количества осадков. В результате подтопления жилое помещение истцов было повреждено. Решением Балейского городского суда Забайкальского края заключение межведомственной комиссии №26 от 05.08.2021 об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, признано незаконным, на администрацию городского поселения «Город Балей» возложена обязанность в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения путем повторного проведения обследования жилого помещения. 18 августа 2022 г. жилищной комиссией повторно составлены акт обследования жилого помещения и заключение межведомственной комиссии №2, согласно которым жилое помещение, принадлежащее истцам, было признано пригодным для постоянного проживания и требующим капитального ремонта. 03 августа 2023 г. истцы обратились в администрацию городского поселения «Город Балей» с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки в виде выплаты на осуществление капитального ремонта жилого помещения. Вместе с тем во включении в соответствующий список истцам было отказано в связи с подачей заявления и документов за пределами срока, установленного пунктом 19 Правил. Полагая свои права нарушенными, истцы с учетом уточнений просили суд восстановить срок на включение в список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций на территории Забайкальского края в период 2021 года; признать право на получение выплаты на осуществление капитального ремонта жилого помещения в связи с повреждением в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями на территории муниципального района «Балейский район» Забайкальского края в 2021 году; обязать администрацию городского поселения «Город Балей» включить в соответствующий список; обязать Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края произвести выплату на осуществление капитального ремонта жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 № 362; обратить решение суда к немедленному исполнению (л.д. 3-6, 58-62).

    Определением суда от 29 ноября 2023 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края (л.д. 65 оборот).

    Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 119-122).

    В апелляционной жалобе истцы Терентьева О.Г., Терентьев Д.В., Терентьев Н.В. просили решение суда отменить, заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме. В случае, если бы первоначально межведомственной комиссией было вынесено правомерное заключение, истцам не пришлось бы проводить экспертизу и оспаривать данное заключение в судебном порядке, что в свою очередь и привело к нарушению срока подачи заявления. Повторно акт и заключение межведомственной комиссией были составлены уже за пределами установленного законом срока. Указанное, по мнению истцов, свидетельствует об уважительности причин пропуска срока (л.д. 130-135).

    Стороны, надлежаще извещенные о слушании дела судом апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, об отложении слушания дела не заявили.

    Руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

    Проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

    Согласно статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, судебная коллегия не усматривает.

В силу пункта "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера установлены Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона № 68-ФЗ граждане Российской Федерации среди прочего имеют право на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

При этом, порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона № 68-ФЗ).

Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2019 № 1327 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями".

Данные Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее соответственно - мероприятия, трансферты), предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, а также на компенсацию понесенных бюджетами субъектов Российской Федерации до предоставления трансфертов затрат, направленных на реализацию мероприятий (пункт 1 Правил).

    Подпунктом «б» пункта 5 Правил №1327 предусмотрено выделение трансфертов на предоставление выплат гражданам, указанным в подпункте "г" пункта 6 настоящих Правил, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан.

    Подпунктом «л» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

В Забайкальском крае отношения в области компенсаций и социальных гарантии, предоставляемых гражданам Российской Федерации, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций установлены Правилами предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 № 362.

Данные Правила устанавливают порядок и условия предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (пункт 1 Правил № 362).

Согласно подпункту 4 пункта 4 Правил № 362 право на получение мер социальной поддержки в виде выплат на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, имеют граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений, которые на момент их повреждения не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

Положениями пункта 5 Правил № 362 установлено, что к членам семей граждан, указанных в подпункте 1 пункта 4 настоящих Правил, относятся зарегистрированные по месту жительства либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими в утраченном жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации совместно с ними их супруг или супруга, дети и родители этих граждан, а также признанные решением суда членами семей граждан иные лица, если они были вселены в качестве члена семьи в жилое помещение, которое впоследствии было утрачено в результате чрезвычайной ситуации.

Аналогичные положения содержатся в подпункте "г" пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 16.10.2019 № 1327.

Постановлением Губернатора Забайкальского края от 17.06.2021 № 46 с последующими изменениями, внесенными постановлением от 21.06.2021 №47, в связи с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, с 22 июня 2021 г. введен режим чрезвычайной ситуации с установлением регионального уровня реагирования на территории Забайкальского края в границах, в том числе муниципального района «Балейский район».

Постановлением главы администрации муниципального района «Балейский район» № 14 от 17.06.2021 на территории муниципального района «Балейский район» введен режим повышенной готовности для органов управления, сил и средств, необходимых для реагирования на изменение гидрологической обстановки (л.д. 33).

В соответствии с постановлением главы администрации муниципального района «Балейский район» № 16 от 24.06.2021 в границы зоны действия чрезвычайной ситуации вошло, в том числе жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д. 34-37).

Истцы на момент чрезвычайной ситуации являлись долевыми собственниками (по ? доли каждый) указанного жилого помещения, право собственности зарегистрировано в установленном порядке <Дата> на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан. Также ? доли в праве собственности на указанное жилое помещение принадлежало Т. (супругу и отцу истцов), умершему в <Дата> (л.д. 47-49, 87-94, 95-97).

Согласно акту обследования № 26 от 05 августа 2021 г. межведомственной комиссией администрации городского поселения «Город Балей» по заявлению Терентьевой О.Г. произведено обследование жилого помещения по адресу: <адрес>, в ходе которого установлено, что в результате воздействия паводка, произошедшего 19 июня 2021 г., в доме замочены фундамент и стены, полы, произошло набухание дверных полотен в проемах, подполье замочено, повреждена штукатурка в контакте с полом, отслоение обоев, нарушение отделочного слоя печи в контакте с полом. Вода в доме поднималась на 20 см. от пола. Степень повреждения объекта 19 %. Комиссией дано заключение о работоспособности жилого помещения (л.д. 111).

Заключением межведомственной комиссии №26 от 05.08.2021 по результатам рассмотрения заключения ООО «<данные изъяты>» , на основании акта межведомственной комиссии от <Дата> , жилое помещение по адресу: <адрес> признано работоспособным (л.д. 110).

<Дата> Терентьева О.Г., Терентьев В.Н. обратились в адрес главы администрации городского поселения «Город Балей», главы муниципального района «Балейский район» с заявлениями о проведении обследования вышеуказанного жилого помещения и включении всех собственников жилого дома в список семей и граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуаций на территории Забайкальского края в период 2021 года по городскому поселению «Город Балей». В заявлении указано о неоднократных обращениях в администрацию МР «Балейский район» и администрацию ГП «Город Балей» с просьбами о помощи в проведении капитального ремонта, результат отсутствует. Разъяснений о необходимости в подаче соответствующего заявления не было, необходимость в проведении капитального ремонта имеется (л.д. 104, 107-108).

Согласно ответу и.о. главы муниципального района «Балейский район» от 7 февраля 2022 г. заявление Терентьевой О.Г., Терентьева В.Н. направлено для рассмотрения и дачи ответа в администрацию городского поселения «Город Балей» (л.д. 105).

Главой администрации городского поселения «Город Балей» в свою очередь 7 февраля 2022 г. дан ответ, согласно которому в соответствии с актом обследования и заключением от 05.08.2021 межведомственной комиссии на основании отчета о техническом состоянии строительных конструкций ООО «<данные изъяты>» жилое помещение по адресу: <адрес> б, <адрес>, признано пригодным (работоспособным) (л.д. 109).

24 мая 2022 г. Терентьева О.Г., Терентьев В.Н. обратились в суд с иском об оспаривании заключения межведомственной комиссии № 27 от 05.08.2021.

Решением Балейского городского суда Забайкальского края от 22 июня 2022 г. заключение межведомственной комиссии №26 от 05.08.2021 об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, признано незаконным. На администрацию городского поселения «Город Балей» возложена обязанность в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения путем повторного проведения обследования жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, принять решение о признании аварийным и подлежащим сносу, реконструкции или проведении капитального ремонта в соответствии с требованиями, установленными Положением «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (л.д. 16-20).

Как следует из содержания судебного акта, в рамках разрешения заявленного спора, судом исследовано и оценено экспертное исследование , выполненное <Дата> ООО «<данные изъяты>», согласно которому жилой дом по адресу: <адрес> находится в неудовлетворительном техническом состоянии, категория технического состояния – ограниченно работоспособная, поскольку состояние части несущих конструкций характеризуется как ограниченно работоспособное (стены, фундамент).

По результатам рассмотрения административного спора суд пришел к выводу, что межведомственной комиссией оценка соответствия находящегося в эксплуатации жилого помещения установленным требованиям проведена неполно и необъективно. При проведении 5 августа 2021 г. оценки соответствия состояния жилого помещения установленным требованиям межведомственной комиссией какие-либо замеры не производились, заключение вынесено на основании акта № 47 от 05.08.2021 визуального обследования, которым установлена степень повреждения 19 %. Комиссией не дана оценка состояния здания с точки зрения технического состояния конструктивных элементов объекта и степени их повреждений в соответствии с порядком № 167. Принятие заключения проводилось межведомственной комиссией без привлечения к участию в работе комиссии собственника жилого помещения с правом совещательного голоса. С учетом приведенного, суд пришел к выводу, что межведомственной комиссией была нарушена процедура проведения оценки жилого помещения.

Из материалов дела также следует, что во исполнение указанного решения суда 18 августа 2022 г. межведомственной комиссией проведено повторное обследование принадлежащего истцам жилого помещения, по результатам которого составлен акт №2, согласно которому в фундаменте наблюдаются трещины, сколы, разрушается печка, имеется деформация дверного полотна, биологическое гниение, повышенная влажность. При визуальном осмотре произведен капитальный ремонт лаг (частично), частичная замена нижних венцов дома, частичная замена полов с заменой покрытия (линолеум), переклейка обоев (частично). Комиссией дано заключение, что жилое помещение является пригодным для постоянного проживания и требует капитального ремонта (л.д. 51).

Заключением межведомственной комиссии № 2 от 18 августа 2022 г. жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признано пригодным для постоянного проживания и требующим капитального ремонта (л.д. 50).

03 августа 2023 г. Терентьева О.Г. обратилась с заявлением в администрацию городского поселения «Город Балей» о включении в список семей и граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в 2021 г. для получения выплат на капитальный ремонт жилого помещения (л.д. 40).

Согласно ответу за подписью главы городского поселения «Город Балей» №212 от 8 августа 2023 г. постановлением Правительства Забайкальского края № 362 от 14.09.2021 установлен предельный срок для предоставления гражданином, жилое помещение которого утрачено или повреждено в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями 2021 года, заявлений и документов на оказание ему мер социальной поддержки, который истек 1 декабря 2021 г. В связи с указанным у администрации отсутствуют полномочия по включению заявителя и членов его семьи в список на получение социальной выплаты. Для решения данного вопроса рекомендовано обратиться в Балейский городской суд (л.д. 52).

Разрешая заявленный спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что истцами пропущен срок на обращение с заявлением о включении в список граждан, жилые помещения которых повреждены или утрачены в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края в 2021 году. Суд исходил из того, данный срок является пресекательным и восстановлению не подлежит, и при его пропуске прекращается субъективное материальное право, применение последствий его пропуска не зависит от наличия или отсутствия заявления ответчика о его пропуске. Каких-либо доказательств, свидетельствующих об уважительных причинах пропуска срока для обращения за получением мер социальной поддержки истцами не представлено.

Судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Довод жалобы о наличии права на получение выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, включении в список, обязании произвести выплату, судебная коллегия находит заслуживающим внимание.

В соответствии с пунктом 12 Правил предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденных постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 № 362, меры социальной поддержки предоставляются гражданам в соответствии со списками семей и граждан, указанных в пункте 4 настоящих Правил (далее также - Списки), которые утверждены Губернатором Забайкальского края и согласованы с Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Забайкальскому краю, Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю, Управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Забайкальскому краю в порядке, предусмотренном федеральными Правилами.

Списки формируются Министерством строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края (далее - Министерство) по формам, установленным приложениями N 3 и 4 к федеральным Правилам (пункт 13 Правил № 362).

Заявления и документы, предусмотренные настоящими Правилами, направляются гражданином по почте или представляются непосредственно в администрацию муниципального образования или КГАУ "МФЦ Забайкальского края (пункт 17 Правил № 362).

Пунктом 19 Правил № 362 предусмотрено, что для включения гражданина и членов его семьи в соответствующий Список гражданин не позднее 5 месяцев со дня введения режима чрезвычайной ситуации представляет в администрацию муниципального образования следующие документы: 1) заявление по форме согласно приложению N 3 к настоящим Правилам - в случае направления выплаты на приобретение или строительство жилых помещений, а также в случае предоставления приобретенного или построенного жилого помещения; по форме согласно приложению N 4 к настоящим Правилам - в случае направления выплаты на осуществление капитального ремонта жилого помещения; 2) копии документов, удостоверяющих личность гражданина и членов его семьи; 3) копии документов, подтверждающих статус членов семьи гражданина; 4) копии правоустанавливающих документов на утраченное или поврежденное жилое помещение и (или) на иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания (при наличии), права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; 5) копию решения суда об установлении права на получение мер социальной поддержки (в том числе на получение государственного жилищного сертификата за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий) для граждан, указанных в подпункте 5 пункта 4 настоящих Правил; 6) в письменной форме соответствующее обязательство, предусмотренное пунктами 8 - 10 настоящих Правил.

Заявления в день поступления регистрируются администрацией в книгах регистрации заявлений по оказанию мер социальной поддержки граждан на приобретение или строительство жилых помещений и на осуществление капитального ремонта жилых помещений по формам согласно приложениям № 5 и 6 к настоящим Правилам в хронологической последовательности. Администрация муниципального образования в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления осуществляет проверку документов, представленных в соответствии с пунктами 19 - 21 настоящих Правил. В случае необходимости уточнения или дополнения сведений, содержащихся в представленных документах, администрация муниципального образования в пределах своей компетенции запрашивает у органов государственной власти, органов местного самоуправления, подведомственных государственным органам, органам местного самоуправления организаций, необходимую информацию и принимает решение о включении гражданина и членов его семьи в соответствующий Список либо об отказе во включении его и членов его семьи в соответствующий Список и уведомляет гражданина о принятом решении в течение 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения (пункт 22 Правил № 362).

В пункте 23 Правил перечислены основания отказа во включении в соответствующий Список: 1) несоответствие граждан категориям, указанным в пункте 4 настоящих Правил; 2) непредставление документов, указанных в пунктах 19, 20 настоящих Правил; 3) выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений; 4) получение ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления, подведомственных государственным органам, органам местного самоуправления организаций на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для включения граждан в соответствующий Список, если необходимый документ не был представлен гражданином по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие такого запрашиваемого документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан на включение в Списки; 5) подача заявления и документов после срока, установленного в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.

Таким образом, действующим на территории Забайкальского края правовым регулированием установлен особый порядок, связанный с реализацией гражданами мер социальной поддержки в связи с утратой имущества в результате чрезвычайных ситуаций.

При этом, как было указано выше, пунктом 19 Правил установлено, что документы для включения гражданина и членов его семьи в соответствующий Список должны быть представлены в администрацию муниципального образования не позднее 5 месяцев со дня введения режима чрезвычайной ситуации.

Пунктами 2, 3 постановления Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 № 362 в редакции, действующей в период с 14.09.2021 по 29.12.2022, были установлены: предельный срок для представления гражданином, жилое помещение которого утрачено или повреждено в результате чрезвычайной ситуации, режим которой введен постановлением Губернатора Забайкальского края от 17.06.2021 №46 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями», заявления и документов на оказание ему мер социальной поддержки, 1 декабря 2021 г. включительно; предельный срок оказания мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, введенной постановлением Губернатора Забайкальского края от 17.06.2021 №46 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями», 31 декабря 2022 г. включительно.

Постановлением Правительства Забайкальского края от 29.12.2022 №685 пункты 2, 3 постановления Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 № 362 об установлении предельного срока подачи заявления и документов, признаны утратившими силу. Правила № 362 дополнены пунктом 6(1), согласно которому предельный срок оказания мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, установлен не позднее 31 декабря года, следующего за годом введения режима чрезвычайной ситуации.

Постановлением Правительства Забайкальского края от 09.10.2023 №554 пункт 6(1) Правил № 362 признан утратившим силу.

Таким образом, из приведенных нормативных положений, следует, что граждане, жилые помещения которых были повреждены или утрачены в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края летом 2021 г., имеют право на определенные меры социальной поддержки, в том числе выплаты на капитальный ремонт жилого помещения. Обязательным условием реализации этого права является обращение таких граждан в компетентные органы с соответствующим заявлением и приложением к нему документов в установленные пунктом 19 Правил № 362 сроки.

Согласно материалам дела, изначально обследование жилого помещения истца произведено 05.08.2021 г.

Согласно заключения межведомственной комиссии №26 от 05.08.2021 жилое помещение по адресу: <адрес> признано работоспособным (л.д. 110). Указанное заключение истцу вручено не было, согласно пояснений истца, за его получением неоднократно обращалась в администрацию, заключение получено истцом только 04.03.2022 г., что подтверждено распиской истца в сопроводительном письме ответчика (л.д.112). Истцом 03.02.2022 было подано в администрацию заявление о проведении обследования жилого помещения, которым просила включить ее и членов ее семьи в соответствующий список (л.д.21). После получения указанного заключения истцом подано административное исковое заявление о его оспаривании 24.05.2022. Решением Балейского городского суда от 22.06.2022 заключение межведомственной комиссии №26 от 05.08.2021 было признано незаконным. На администрацию ГП «Город Балей» возложена обязанность в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу провести повторное обследование жилого помещения. В ходе повторного проведения обследования заключением межведомственной комиссии № 2 от 18 августа 2022 г. спорное жилое помещение признано пригодным для постоянного проживания и требующим капитального ремонта (л.д. 50). 03 августа 2023 г. Терентьева О.Г. обратилась с заявлением в администрацию городского поселения «Город Балей» о включении в список семей и граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в 2021 г., для получения выплат на капитальный ремонт жилого помещения (л.д. 40). Первоначальное заявление истцом было подано 03.02.2022 г., то есть спустя месяц и 3 дня после срока, которым определено окончание срока. Согласно ответа Балейского отдела ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края, семье Терентьевых (муж, жена) в июле 2021 г. произведены выплаты единовременной помощи по 10 000 руб., по 100 000 руб., на имя Терентьева Н.В. произведена выплата единовременной материальной помощи 10 000 руб. (л.д.213).

Согласно пояснений истца в суде первой инстанции, в период чрезвычайной ситуации и обжалования заключений межведомственной комиссии ухаживала за тяжелобольным супругом, впоследствии (октябрь 2022 г.) супруг скончался. Судебной коллегией был направлен запрос в Департамент ЗАГС Забайкальского края, откуда получен ответ о наличии записи акта о смерти Т., <Дата> г.р. <Дата>, смерть которого наступила после продолжительной болезни (л.д.207).

Согласно ответа на запрос судебной коллегии, администрацией ГП «Город Балей» указано, что информирование жителей города после ЧС, произошедшей в результате паводка июня 2021 г., осуществлялось путем комиссионного посещения группами специалистов администрации каждого домовладения, попавшего в зону паводка. Гражданам выдавались памятки с указанием адреса и номеров телефонов для обращений, разъяснялся порядок обращений и консультаций (л.д.178). Однако доказательства информирования именно истца администрацией в материалы дела представлено не было.

Полученные ответы по запросу судебной коллегии приобщены к материалам дела, как подтверждающие юридически значимые обстоятельства по делу.

Учитывая изложенные обстоятельства, судебная коллегия полагает возможным удовлетворить исковые требования Терентьевой О.Г., Терентьева Н.В. частично ввиду наличия уважительных причин пропуска срока обращения с заявлением на предоставление выплат. Изначально администрацией истец была введена в заблуждение относительно состояния спорного жилого помещения, указанного в акте межведомственной комиссии как работоспособное, что не соответствовало действительности. Истцу до истечения декабря 2021 г. администрацией не было выдано спорное заключение межведомственной комиссии для решения вопроса о его обжаловании, в связи с чем был пропущен срок для подачи соответствующих документов для получения социальных выплат на проведение капитального ремонта, установленных постановлением Правительства Забайкальского края. Заключение было получено лишь 04.03.2022 после поданного ею заявления 04.02.2022, на что указано в сопроводительном письме администрации на имя истца. Причиной пропуска срока послужило незаконное заключение межведомственной комиссии, которое решением суда было признано незаконным. Доказательств надлежащего извещения истца о возможности получения социальных выплат на капитальный ремонт жилого помещения материалы дела не содержат, первоначальное заключение межведомственной комиссии истец получила только 04.03.2022 г., после чего инициировала судебную процедуру его обжалования.

Согласно акту экспертного исследования ООО «<данные изъяты> от <Дата>, на основании проведенного исследования выявлено, что жилой дом по адресу: <адрес> в результате чрезвычайной ситуации, происшедшей в связи с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений находится в неудовлетворительном техническом состоянии, категория технического состояния ограниченно работоспособная, так как состояние части несущих конструкций характеризуется как ограниченно работоспособное (стены, фундамент). В жилом доме выявлено наличие вредных факторов среды обитания человека: нарушены теплоизоляционные свойства наружных ограждающих конструкций, в результате нормируемый температурно-влажностный режим жилых помещений не обеспечивается; присутствует поражение конструкций биологическими агентами (плесень, грибок).

Таким образом, имеется причинно-следственная связь между повреждением дома в силу чрезвычайной ситуацией, происшедшей в связи с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений.

Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание, что 08.10.2022 у истца от продолжительной болезни умер муж, за которым истец осуществляла длительный уход, заботилась о нем, что сторона ответчика согласно материалам дела не отрицала.

Далее, согласно представленной справке Балейской ЦРБ, Терентьева О.Г. состоит у врача <данные изъяты>) (л.д.86).

Судебная коллегия, учитывая состояние здоровья истца, подтвержденного справкой из ГУЗ «Балейская ЦРБ», прогрессирующую болезнь мужа в период чрезвычайной ситуации, факт утраты ею мужа после его продолжительной болезни, необходимого времени для похорон супруга, отсутствие у истца информации о возможности подачи заявления на получение социальных выплат на капитальный ремонт, оспаривание в судебном порядке заключения межведомственной комиссии, указанные причины пропуска срока для подачи заявления на социальные выплаты по капитальному ремонту, составившие 1 месяц 3 дня, находит уважительными. Заявление истцом подано в период действия постановления Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 №362. Признание причин пропуска срока подачи заявления на получение выплат на капитальный ремонт 1 месяц 3 дня не противоречит постановлению Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 №362 в редакции 28.12.2023.

Рассматривая вопрос о наличии права истцов на социальную выплату на капитальный ремонт как собственников спорного жилого помещения, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Стороны имеют регистрацию в жилом помещении, подвергнувшемся затоплению.

Согласно материалам дела, Терентьева О.Г. является собственником <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности по адресу: <адрес>; Терентьев Н.В. собственником <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности в указанном жилом помещении; Терентьев Д.В. собственником жилого помещения в <адрес>, находящегося в общей совместной собственности и собственником <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности по адресу: <адрес> (л.д.92).

Таким образом, у истца Терентьева Д.В. имеется в наличии иное пригодное для проживания жилое помещение на момент возникновении чрезвычайной ситуации, что свидетельствует об отсутствии права на получение социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, включении в список Терентьева Д.В. и наличии указанного права у Те░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░.

░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░.211 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.

    ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 14 ░░░░░░░ 2023 ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 328 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░

    ░░░░░░░░░░:

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 14 ░░░░░░░ 2023 ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░ ░. ░..

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░. (<░░░░░░ ░░░░░░>), ░░░░░░░░░░ ░. ░. (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░» (), ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ () ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ 2021 ░. ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.

    ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ 2021 ░. ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.

    ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 14.09.2021 № 362 «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ (░░░) ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░».

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░, ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░: 25 ░░░░░░ 2024 ░.

    ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:                                                            ░.░.░░░░░░░░░░

░░░░░:                                                                                           ░.░.░░░░░░░░░░

                                                                                                       ░.░.░░░░░░░

20.02.2024Передача дела судье
12.03.2024Судебное заседание
04.04.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
04.04.2024Судебное заседание
25.04.2024Судебное заседание
08.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.05.2024Передано в экспедицию
25.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее