Судья Кобелева С.П. Дело №33-582/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Железчиковой А.В.,
судей Казанцевой Е.С., Бургановой Н.А.,
с участием прокурора Михалевой Н.А.,
при секретаре Тупицыной П.В.,
рассмотрела в судебном заседании 22 января 2013 года в г. Кудымкаре Пермского края апелляционную жалобу ответчика администрации Юсьвинского муниципального района Пермского края на решение Юсьвинского районного суда Пермского края от 15 ноября 2012 года, которым постановлено:
«Признать незаконным бездействие администрации Юсьвинского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.
Обязать администрацию Юсьвинского муниципального района предоставить несовершеннолетнему Тотьмянину С.В. , ** года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в черте с. Юсьва в течение 1 месяца с момента вступления решения в законную силу».
Заслушав доклад судьи Бургановой Н.А., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы ответчика и возражения на них, выслушав мнение прокурора Михалевой Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Юсьвинского района в интересах малолетнего Тотьмянина С.В., ** года рождения, обратился в суд с заявлением к администрации Юсьвинского муниципального района о признании незаконным бездействия администрации Юсьвинского муниципального района Пермского края, выразившемся в непринятии мер по обеспечению Тотьмянина С.В., возможности получения дошкольного образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении (далее - МДОУ) и о возложении на администрацию муниципального района обязанности предоставить малолетнему место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении с. Юсьва Пермского края.
Мотивировал тем, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования. Для реализации данных полномочий органы местного самоуправления муниципальных районов наделены правом создания муниципальных образовательных учреждений. Бездействие администрации муниципального района, выразившееся в необеспечении малолетнего Тотьмянина С.В. получать дошкольное образование в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, незаконно.
В судебном заседании прокурор на удовлетворении заявленных требований настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Законный представитель малолетнего - Тотьмянина Н.В. заявленные прокурором требования в судебном заседании поддержала.
Представитель администрации Юсьвинского муниципального района Пермского края в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснил, что постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 года № 91 утверждены «Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы по устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, ограничивающие прием детей в дошкольное учреждение». Исходя из плана здания детского сада «****», расположенного по адресу: ****, в котором необходимо предоставить место малолетнему Тотьмянину С.В., площадь помещения составляет 49,7 кв. метров, вместимость детей должна быть не более 18 человек, фактически детский сад посещает 140 человек, в очереди стоит 31 ребенок. Администрация Юсьвинского муниципального района выполняет функции по организации и предоставлению общедоступного дошкольного образования, в частности путем создания новых детских садов и предоставления денежной компенсации семьям, получившим отказ в предоставлении места в детском саду в связи с нехваткой таковых. Малолетний Тотьмянин С.В. поставлен в очередь в детское учреждение, кроме того, законный представитель малолетнего получает пособие по пилотному проекту «Мамин выбор».
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе ответчик. Ссылаясь на ограничения для приема детей в дошкольное учреждение установленные СанПин 2.4.1.2660-10 согласно постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 года № 91, указывает на то, что согласно площади здания детского сада «****», где должен быть размещен малолетний вместимость детей должна быть не более 18 человек, посещают фактически детский сад 140 человек, на территории с. Юсьва функционируют три дошкольных образовательных учреждения (фактически посещают: МБДОУ «****» -140 детей, МБДОУ «****» - 90 детей, МБДОУ «****» - 104 ребенка; два структурных подразделения «****»- 20 детей, «****»-15 детей), кроме того на территории с. Юсьва осуществляет образовательную деятельность негосударственное образовательное учреждение «Школа ****».
Постановлением Правительства Пермского края от 15.10.2007 года № 232-п «О пилотном проекте «Предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения «Мамин выбор»», родителям предоставлено право выбора самостоятельного обучения ребенка дошкольного возраста, за счет предоставляемого пособия в домашних условиях или в школах подобных «Школе ****».
Кроме того суду представлены доказательства, что Земским Собранием принято решение о выделении денежных средств на строительство детского сада в селе Юсьва на 100 мест. Таким образом, администрация муниципального района принимает все меры по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.
В возражениях помощник прокурора Юсьвинского района и законный представитель истца просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом решения по правилам ст. 3271 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями норм материального и процессуального права.
В силу частей 1 и 2 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», п. 11 ч.1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе и организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд руководствовался положениями части 1 ст.31 Закона РФ «Об образовании» и ч.1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», и пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что не предоставление малолетнему Тотьмянину СВ. места в дошкольном образовательном учреждении, при том, что он не имеет противопоказаний для посещения такого учреждения, достиг необходимого возраста, является бездействием органа местного самоуправления -администрации Юсьвинского муниципального района, которая обязана обеспечить доступность дошкольного образования в той форме, которая избрана родителями ребенка, то есть в форме посещения им муниципального дошкольного образовательного учреждения. Указанная обязанность администрацией района не исполнена. Следовательно, имело место бездействие администрации муниципального района в отношении выполнения ею указанной обязанности. В связи с этим, суд счел необходимым обязать администрацию Юсьвинского муниципального района предоставить ребенку место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
Выводы суда о том, что администрация Юсьвинского муниципального района обязана обеспечить доступность дошкольного образования в той форме, которая избрана родителями ребенка - то есть в форме посещения муниципального дошкольного учреждения, а также выводы о том, что участие в пилотном проекте Пермского края «Мамин выбор» по предоставлению пособия не является формой получения дошкольного образования малолетним и не заменяет это образование, - соответствуют действующему законодательству, обстоятельствам дела, должным образом мотивированы.
Ссылка в апелляционной жалобе ответчика на невозможность предоставления малолетнему Тотьмянину С.В. места в МДОУ ввиду ограничений, установленных СанПин 2.4.1.2660-10, не может служить основанием к отмене решения суда. В силу гарантированных Конституцией Российской Федерации основных прав и свобод человека и гражданина, в частности право на получение бесплатного дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (ст. 43), орган местного самоуправления обязан принимать меры к увеличению числа дошкольных образовательных учреждений либо вместимости существующих образовательных учреждений. Принятие Земским Собранием решения о выделении денежных средств на строительство детского сада в селе Юсьва на 100 мест не означает исполнение органом местного самоуправления обязанности по предоставлению места малолетнему Тотьмянину С.В. в МДОУ, поскольку такое право у малолетнего уже возникло, и не может быть обеспечено указанным решением Земского Собрания в настоящий момент.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не влекут отмену состоявшегося решения суда, поскольку направлены на иное толкование приведенных правовых норм, соответственно на иную оценку возникшей спорной ситуации и не свидетельствуют о незаконности постановленного судом решения.
Иных правовых доводов, свидетельствующих о незаконности постановленного судом решения, содержащих основания к его отмене, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, апелляционная жалоба ответчика не содержит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Юсьвинского районного суда Пермского края от 15 ноября 2012 года -оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: