Решение по делу № 2а-364/2019 от 25.10.2018

Дело № 2а-364/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

"28" января 2019 Рі.                            Рі. Челябинск

Тракторозаводский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего СЃСѓРґСЊРё                        Р’олодько Рџ.Р’.,

РїСЂРё секретаре                                РЇРЅРѕРІРѕР№ Рў.Р’.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску ИФНС России по Тракторозаводскому району г. Челябинска к Халилову Р. Р. о взыскании страховых взносов и пени,

установил:

ИФНС России по Тракторозаводскому району г. Челябинска обратилась в Тракторозаводский районный суд г. Челябинска с административным иском к Халилову Р.Р. о взыскании (л.д. 15-16):

- задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование страховую часть пенсии за 2017 год в размере 8718,96 руб., по пени за период с 31.05.2017 по 29.09.2017 в размере 318,76 руб.

- задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование до 01.01.2017 за 2017 год в размере 1709,52 руб., по пени за период с 31.05.2017 по 29.09.2017 в размере 62,50 руб.

- задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование до 01.01.2017 за 2016 год в размере 0,05 руб.

В обоснование административного иска указано, что Халилов Р.Р. являлся индивидуальным предпринимателем, следовательно, обязан уплачивать страховые взносы. Поскольку административный ответчик своевременно не исполнил обязанности по уплате страховых взносов, ему начислены пени.

В судебное заседание представитель административного истца ИФНС России по Тракторозаводскому району г. Челябинска не явился, извещен надлежащим образом (л.д. 43).

Административный ответчик Халилов Р.Р., располагающий сведениями об обращении налогового органа в суд с административным иском (л.д. 6), в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причин своей суду неявки не сообщил, возражений на административный иск не представил (л.д. 42).

Информация о дате, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://trz.chel.sudrf.ru в разделе "Судебное делопроизводство", в связи с чем руководствуясь ч. 8,9 ст. 96 КАС РФ, ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, своевременно извещенных о дате, времени и месте судебного заседания.

Суд, исследовав письменные материалы дела, полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Поскольку на момент возникновения спорных правоотношений вопросы, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее по тексту – страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", при рассмотрении настоящего административного иска подлежат применению положения Закона № 212-ФЗ, действовавшего до 31.12.2016.

В силу подпункта "б" пункта 1 статьи 5, пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации (действовавшего в период спорных правоотношений), Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", статей 6, 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" плательщиками страховых взносов являются, в том числе индивидуальные предприниматели.

Обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.

В соответствии со статьей 16 ФЗ N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 данного Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 данного Федерального закона.

Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (ч. 2).

В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно (ч. 8).

В соответствии со статьей 25 ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" за нарушение сроков по уплате страховых взносов подлежат начислению пени.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов и определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов.

Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В силу статьи 22 ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" при наличии недоимки по страховым взносам, пеней и штрафам в адрес плательщика страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, направляется требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

В силу пункта 2 статьи 57 Налогового Кодекса РФ при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового Кодекса РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

В соответствии со статьей 75 Налогового Кодекса РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

При этом пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).

В силу положений ст. 69 Налогового кодекса РФ при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Письменными материалами административного дела подтверждено, что Халилов Р.Р. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 13.02.2015 по 16.05.2017 и являлся плательщиком страховых взносов (л.д. 25).

Как следует из административного иска, обязанность по уплате страховых взносов административным ответчиком в установленные сроки не была исполнена.

В связи с неисполнением обязанности по уплате пени по страховых взносов налоговым органом в адрес Халилова Р.Р. направлены:

- требование № по состоянию на 29.09.2017 о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование страховую часть пенсии за 2017 год в размере 8718,96 руб., по пени за период с 31.05.2017 по 29.09.2017 в размере 318,76 руб.; задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование до 01.01.2017 за 2017 год в размере 1709,52 руб., по пени за период с 31.05.2017 по 29.09.2017 в размере 62,50 руб. со сроком уплаты до 19.10.2017 (л.д. 20).

- требование № по состоянию на 12.07.2017 о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование до 01.01.2017 за 2016 год в размере 0,05 руб. со сроком уплаты до 01.08.2017 (л.д. 21).

Неисполнение в установленный срок требования послужило основанием для обращения налогового органа к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, а после его отмены, ИФНС России по Тракторозаводскому району г. Челябинска обратилась в суд с административным исковым заявлением в порядке главы 32 КАС РФ.

В силу пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 НК РФ).

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 пункта 3 статьи 48 НК РФ).

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

12.04.2018 налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка №3 Тракторозаводского района г. Челябинска с заявлением о выдаче судебного приказа.

13.04.2018 мировым судьей вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Халилова Р.Р. задолженности по страховым взносам, пени и штрафам по п. 3 ч. 3 ст. 123.4 КАС РФ (л.д. 17).

Учитывая изложенное, налоговый орган должен был обратиться в суд с административным иском к Халилову Р.Р. о взыскании задолженности по налогам и пени в срок до 13.10.2018, т.е. в течение шести месяцев после отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа мировым судьей.

Однако с данным административным иском налоговый орган обратился 25.10.2018 через 15 дней, то есть с пропуском срока.

При этом со стороны налогового органа не заявлено ходатайства о восстановлении данного срока и не указаны уважительные причины его пропуска.

Также суд полагает, что налоговым органом был нарушен срок для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа по требованию №.

Учитывая, что срок исполнения требования № об уплате налога, пени истекал 01.08.2017, то за выдачей судебного приказа о взыскании налога и пени, указанных в данном требовании, налоговый орган должен был обратиться в срок по 01.02.2018 включительно.

С заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании налога и пени налоговый орган обратился только 12.04.2018, то есть с пропуском срока по требованию №.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.03.2012 №479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Следует учитывать, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

Доказательств наличия объективных препятствий для обращения в суд с настоящим иском, а также с заявлением о выдаче судебного приказа, налоговым органом в нарушение ст. 62 КАС РФ в материалы дела не представлено.

При этом суд учитывает, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Таким образом, суд, на основании установленных по делу фактических обстоятельств, приходит к выводу об отсутствии уважительных причин, позволяющих восстановить ИФНС России по Тракторозаводскому району г. Челябинска срок подачи в суд административного иска, а также заявления о выдаче судебного приказа.

На основании вышеизложенного, суд считает, что требования ИФНС России по Тракторозаводскому району г. Челябинска к Халилову Р.Р., не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска ИФНС России по Тракторозаводскому району г. Челябинска к Халилову Р. Р. о взыскании страховых взносов и пени отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Тракторозаводский районный суд г. Челябинска.

Председательствующий                                     Рџ.Р’. Володько

2а-364/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ИФНС России по Тракторозаводскому району г. Челябинска
Ответчики
Халилов Р.Р.
Суд
Тракторозаводский районный суд г. Челябинск
Дело на сайте суда
trz.chel.sudrf.ru
25.10.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
25.10.2018[Адм.] Передача материалов судье
25.10.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
26.11.2018[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
26.11.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.11.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.01.2019[Адм.] Судебное заседание
28.01.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.02.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее