Дело № 2-478/2022 УИД 74RS0017-01-2021-006329-72
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 июня 2022 года г. Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Максимова А.Е.,
при секретаре Еникеевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Златоуста Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к товариществу собственников недвижимости «Соседи», обществу с ограниченной ответственностью «СМУ «Ремстроймонтаж», обществу с ограниченной ответственностью «Производственник-1», жилищно-строительному кооперативу «Металлург» о возложении обязанности привести места (площадки) для накопления твердых коммунальных отходов в соответствие с требованиями законодательства,
у с т а н о в и л:
Прокурор г. Златоуста Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, окончательно предъявив требования к обществу с ограниченной ответственностью «СМУ «Ремстроймонтаж» (далее ООО «СМУ «Ремстроймонтаж»), обществу с ограниченной ответственностью «Производственник-1» (далее - ООО «Производственник-1»), жилищно-строительному кооперативу «Металлург» (далее - ЖСК «Металлург»), товариществу собственников недвижимости «Соседи» (далее - ТСН «Соседи»), в котором просит обязать ответчиков в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить наличие на площадках для накопления твердых коммунальных отходов водонепроницаемого покрытия, ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, размещение на площадках информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок, наличие на контейнерах маркировки с указанием контактов организации, осуществляющей сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов, размещение на площадках графика (периодичности) вывоза твердых коммунальных отходов, по следующим адресным ориентирам:
- ТСН «Соседи» в отношении площадки, расположенной по адресу: <адрес>;
- ООО «СМУ «Ремстроймонтаж» в отношении площадки, расположенной по адресу: <адрес>. Кроме того, на указанной площадке необходимо обеспечить наличие крыши;
- ООО «Производственник-1» в отношении площадок, расположенных по адресу: <адрес> и <адрес>;
- ЖСК «Металлург» в отношении площадки, расположенной по адресу: <адрес> (т.1 л.д. 232-235).
В обоснование заявленных требований указано, что по итогам проведенного прокуратурой г. Златоуста с привлечением специалиста ТО Управления Роспотребнадзора по Челябинской области в г. Златоусте и Кусинском районе обследования контейнерных площадок, расположенных на территории г. Златоуста, выявлено, что вышеназванные контейнерные площадки для сбора твердых бытовых отходов не соответствуют требованиям п. 3, 6, 8-10 раздела II СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», а также Постановления Правительства Челябинской области от 27.06.2017 № 307-П "О Порядке сбора твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного сбора, на территории Челябинской области".
ООО «СМУ «Ремстроймонтаж» является организацией, осуществляющей управление многоквартирными домами № <адрес>, ООО «Производственник-1» - домами № <адрес>, ЖСК «Металлург» - домом <адрес>, ТСН «Соседи – домом <адрес>, осуществляющие функции по обслуживанию и содержанию общедомового имущества перечисленных домов, в целях реализации прав и законных интересов собственников соответствующих жилых помещений, оказания им надлежащих коммунальных услуг, обязаны соблюдать правила благоустройства территории, в том числе в части оборудования и содержания контейнерных площадок для сбора коммунальных отходов как элементов такого благоустройства в целях обеспечения публичных, общественных интересов населения городского поселения, поддержания комфортной городской среды (том № 1 л.д. 187-191).
Определением суда от 01.04.2022г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Центр коммунального сервиса» (далее - ООО «ЦКС», т.1 л.д. 173 оборот).
Определением суда от 21.04.2022г. в связи с изменением прокурором исковых требований процессуальный статус муниципального казенного учреждения Златоустовского городского округа «Управление жилищно-коммунального хозяйства» (далее - МКУ ЗГО «УЖКХ») изменен с ответчика на третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора (т.1 л.д. 187-193).
Определением суда от 21.06.2022г. в связи с изменением прокурором исковых требований к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «МОСТАШ» (далее -ООО «МОСТАШ») (т.1 л.д. 232).
В судебном заседании прокурор Казакова Т.Б. на удовлетворении заявленных исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в иске с учетом уточнений.
Представитель ответчика ООО «Производственник-1» Тарасова Н.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с требованиями прокурора согласилась частично. Полагала, что в срок до 01.09.2022г. выполнить обязанности, перечисленные в иске, невозможно, так как необходимые для этого денежные средства не заложены в план работы. Возражала против возложения на ООО «Производственник-1» обязанности нанесения на контейнеры маркировки с указанием контактов организации, осуществляющей утилизацию и вывоз ТКО, поскольку собственниками МКД с заключены прямые договоры на оказание услуг, при этом ООО «Производственник-1» стороной такого договора не является, контроль за выполнением предоставляемой услуги не осуществляет, возможности разместить информацию не имеет. На площадке управляющая компания может указать, какая управляющая компания ее обслуживает.
Представитель ответчика ООО «СМУ «Ремстроймонтаж» Валеева Е.Ю., действующая на основании доверенности (т.1 л.д. 155), в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. В письменном отзыве также указала, что обязанности по приведению площадок для накопления ТКО в соответствие с требованиями законодательства должны быть возложены на собственников земельных участков, на которых указанные площадки расположены (том № 2 л.д. 48-50).
Представитель ответчика ЖСК «Металлург» Баюшкина Е.Ф., действующая на основании доверенности (т.1 л.д. 154 оборот), в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась. В письменном отзыве также указала, что обязанности по приведению площадок для накопления ТКО в соответствие с требованиями законодательства должны быть возложены на органы местного самоуправления, так как площадки относятся к муниципальному имуществу (том № 1 л.д. 213-215).
Председатель правления ТСН «Соседи» Бочаров Д.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, полагая, что они не основаны на нормах закона. В письменном отзыве также указал, что обязанности по приведению площадок для накопления ТКО в соответствие с требованиями законодательства должны быть возложены на регионального оператора по обращению с ТКО (том № 1 л.д. 211).
Представитель третьих лиц Администрации Златоустовского городского округа, МКУ ЗГО «УЖКХ», ОМС «КУИ ЗГО» Краснова А.Д., действующая на основании доверенностей (т.1 л.д. 35-36, 209-210), в судебном заседании требования прокурора г. Златоуста поддержала.
Представители третьих лиц ООО «ЦКС», ООО «МОСТАШ», ООО «ЭкоСтар» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель ООО «ЭкоСтар» Томилова О.С., действующая на основании доверенности, представила письменные пояснения, в которых полагала исковые требования подлежащими частичному удовлетворению в части обеспечения на площадках для сбора ТКО водонепроницаемого покрытия и ограждения (том № 1 л.д. 157, 167-169).
Представитель ООО «ЦКС» Суюндукова Ж.А., действующая на основании доверенности, в ответе на запрос суда указала, что в обязанности регионального оператора по обращению с ТКО не входят работы по содержанию мест накопления ТКО (том № 1 л.д. 242-245).
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Конкретизируя конституционное положение применительно к настоящему спору, Федеральный закон от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в пункте 1 статьи 22 установил, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (статья 1).
Из положений ч.1 ст. 13.4 указанного закона следует, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Контейнерные площадки для сбора твердых бытовых отходов устанавливаются в соответствии с СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 3 от 28.01.2021, применяемых с 01.03.2021.
Согласно п.3 данных СанПиН на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Судом установлено, что на территории Златоустовского городского округа по адресным ориентирам, указанным прокурором, обратившимся в суд в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК с настоящим иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, расположены контейнерные площадки для сбора ТКО.
Как следует из материалов дела, прокуратурой города Златоуста Челябинской области в ДД.ММ.ГГГГ было проведено обследование мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе площадок для сбора ТКО в городе Златоусте по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>.
По результатам обследования было установлено, что указанные площадки не соответствуют пункту 3 СанПин 2.1.3684-21, так как на площадках отсутствуют полностью либо частично ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, и твердое (асфальтное, бетонное) покрытие. Кроме того, на площадках отсутствует информация об обслуживаемых объектах потребителей, о собственнике площадок и график (периодичность) вывоза твердых коммунальных отходов, на контейнерах отсутствует маркировка с указанием контактов организации, осуществляющей сбор и транспортирование твердых отходов.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются фототаблицами (том № 1 л.д. 38-39 оборот, 46 том № 2 л.д.14-15, 27, 45-46), а также экспертными заключениями ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области» по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы (т.1 л.д. 11-14, 84-86, том № 2 л.д. 1-2), ответчиками не оспариваются.
По итогам проведенной проверки прокурором в адрес Главы Златоустовского городского округа было направлено представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления (т.1 л.д. 14-16).
В своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ № Администрация ЗГО указала, что органом приняты исчерпывающие меры по ведению реестра мест (площадок) накопления ТКО на территории Златоустовского городского округа в соответствии с требованиями действующего законодательства. В силу п. 26.1 Постановления Правительства РФ № 290, пп. «д» п.11 Постановления Правительства № 491 и п. 3.7.1 Приказа Госстроя № 170 обязанность по приведению контейнерных площадок, отраженных в представлении, в нормативное состояние и надлежащее их содержание лежит на управляющих организациях (т.1 л.д. 17-19).
Судом установлено и не оспаривается ответчиками, что на момент рассмотрения дела в <адрес> ООО «СМУ «Ремстроймонтаж» осуществляет функции управления в отношении многоквартирных домов №№ <адрес>, ООО «Производственник-1» - функции управления в отношении многоквартирных домов №<адрес> и № <адрес>, ЖСК «Металлург» - функции управления в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, ТСН «Соседи» - в отношении многоквартирного <адрес> (том № 1 л.д. 110-127, 212, том № 2 л.д. 3-13, 16-26, 28-44, 51-61).
В ходе судебного разбирательства ответчики, не оспаривая факт нахождения контейнерных площадок в ненадлежащем состоянии, просили отказать в иске, ссылаясь на то, что перечисленные прокурором обязанности должны быть возложены на иных лиц.
Доводы ответчиков о необходимости возложить обязанности по содержанию площадок для сбора ТКО на органы местного самоуправления судом отклоняются на основании следующего.
Согласно ч.4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018г. №1039 утверждены Правила обустройства мест накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, в соответствии с пунктом 3 которых места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
При определении лица, ответственного за обустройство и содержание контейнерных площадок, необходимо рассматривать вышеприведенные положения закона в совокупности с требованиями жилищного законодательства.
В силу ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.2 ст. 161 ЖК).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем (часть 2.3 ст. 161 ЖК).
При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям помещений в данном доме предоставляется региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (часть 11.1 ст. 161 ЖК).
Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 настоящего Кодекса. Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 1 статьи 157.2 и в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса (ч. 12 ст. 161 ЖК).
В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу части 1 статьи 161 ЖК управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
В части 1.1 указанной статьи предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
При этом состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК).
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013г. № 290.
В пункте 26 (1) Перечня указано, что в число работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
В силу подпункта «д(2)» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. №491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, среди прочего, содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003г. № 170 определен конкретный перечень работ по содержанию жилых домов.
В частности, в соответствии с подпунктом 3.7.1 указанных Правил организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений (п. 3.7.4. Правил).
Исходя из системного толкования вышеуказанных норм, руководствуясь положениями ст. ст. 161, 162 ЖК, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, пунктом 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, суд приходит к выводу о том, что именно на организациях по обслуживанию жилищного фонда (в данном случае на управляющих компаниях, товариществе собственников жилья и жилищном кооперативе) лежит обязанность по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
При этом не имеет правового значения то, что в договоре управления, уставных документах ТСН и ЖСК эта обязанность прямо не предусмотрена, поскольку она лежит на управляющих компаниях, товариществе собственников жилья и на жилищном кооперативе в силу норм жилищного законодательства.
В силу пунктов 2.2-2.3 части 2 статьи 161 ЖК, подпункта «в» пункта 40 и пункта 42 Правил № 491, ответчики отвечают за надлежащее содержание общего имущества вышеуказанных многоквартирных домов, а последнее включает в себя содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
В п.2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г. №354, дано понятие «коммунальные услуги» - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В этом же пункте установлено, что к коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу жилищного законодательства ООО «СМУ «Ремстроймонтаж», ООО «Производственник-1», ЖСК «Металлург», ТСН «Соседи», заключив договоры управления МКД с условием об обязанности собственников выносить мусор, пищевые и бытовые отходы в специально отведенные для этого места, обязалось надлежащим образом оказывать все виды коммунальных услуг.
Расположение контейнерной площадки на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, то есть за пределами придомовой территории МКД, не исключает несение управляющей компанией, ЖСК И ТСН обязанности по её содержанию, поскольку законом исполнение таковой связано с использованием объекта вне зависимости от места его нахождения для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно п. 75 Правил благоустройства Златоустовского городского округа, утвержденных решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 06.07.2012 №30-ЗГО, юридические лица и индивидуальные предприниматели, в силу закона или договора принявшие на себя обязательства содержать территории, здания, строения, сооружения, обязаны:
1) обеспечить устройство площадок для сбора и временного хранения ТБО и оборудовать их контейнерами (мусоросборниками) либо заключить договор на обращение с отходами с собственником контейнерной площадки или организацией, обслуживающей площадки для сбора и временного хранения ТБО, в соответствии с законодательством;
2) содержать площадки для сбора и временного хранения ТБО и прилегающую к ним территорию в чистоте и порядке, очищать их от мусора согласно графику;
3) не допускать переполнение мусоросборников отходами;
4) принимать меры по предотвращению возгорания отходов в контейнерах (мусоросборниках), а в случае возгорания отходов своевременно принимать меры по тушению пожара в соответствии с законодательством;
5) осуществлять раздельный сбор ТБО;
6) организовать вывоз и размещение (утилизацию, переработку) отходов из мест сбора и временного хранения ТБО в соответствии с законодательством;
7) не допускать образования несанкционированных свалок на отведенной и прилегающей территориях.
Суд находит приведенные представителем ООО «ЦКС» доводы заслуживающими внимания и полагает, что надлежащими ответчиками в рамках настоящего спора являются именно управляющие компании, товарищество собственников жилья и жилищный кооператив.
Так, в силу п. 13 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641", региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
Согласно п. 148(12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. N 354, погрузка твердых коммунальных отходов включает в себя уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов. При этом под уборкой мест погрузки твердых коммунальных отходов понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке твердых коммунальных отходов и перемещению их в мусоровоз (п.2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016г. N 1156). Расходы на уборку мест погрузки ТКО включаются в состав валовой выручки регионального оператора.
Таким образом, указанная правовая норма определяет ответственность регионального оператора за обращение с твердыми коммунальными отходами лишь с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. Каких-либо иных обязанностей на регионального оператора действующее законодательство не возлагает.
Лицо, ответственное за содержание контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязано обеспечить на таких площадках размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок (п. 14 вышеназванных Правил обращения с твердыми коммунальными отходами).
Согласно п.13 Порядка накопления твердых коммунальных отходов, в том числе раздельного накопления, на территории Челябинской области, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 27.06.2017г. № 307-П, контейнеры для накопления твердых коммунальных отходов, исключая крупногабаритные отходы, могут быть наземного или заглубленного типа. Контейнеры должны быть изготовлены из пластика или металла, иметь крышку, предотвращающую попадание в контейнер атмосферных осадков, за исключением случаев, когда контейнерная площадка, на которой расположен контейнер, оборудована крышей (в этом случае контейнеры должны быть оборудованы колесиками). Контейнеры должны быть промаркированы с указанием контактов организации, осуществляющей сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов, и графика (периодичности) вывоза твердых коммунальных отходов. Контейнеры для опасных отходов должны иметь антивандальную конструкцию и обеспечивать возможность безопасного сбора и транспортирования отходов на утилизацию и (или) обезвреживание.
Содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая их обслуживание и размещение всей необходимой информации, в силу вышеприведенных правовых норм лежит на организациях, осуществляющих управление многоквартирными домами. При этом плата за содержание мест накопления ТКО входит в состав платы за содержание жилого помещения собственниками помещений в МКД.
На основании вышеизложенного, суд полагает исковые требования прокурора г. Златоуста подлежащими удовлетворению в части возложения на ответчиков обязанности привести площадки для накопления ТКО в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, а именно: обеспечить наличие на площадке водонепроницаемого покрытия, ограждения с трех сторон, крыши, размещение на площадках информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок, наличие на контейнерах маркировки с указанием контактов организации, осуществляющей сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов.
В силу с п.п. 11, 15 вышеназванного СанПин 2.1.3684-21 в холодное время (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) вывоз мусора осуществляется не реже одного раза в трое суток, в теплый период (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) мусоровозы должны вывозить ТКО ежедневно; хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по сбору и транспортированию КГО (ТКО), обеспечивает вывоз их по установленному им графику с 7 до 23 часов. При этом оснований для возложения на ответчиков обязанности разместить на площадках накопления ТКО график вывоза твердых коммунальных отходов не имеется.
Истец просит установить срок исполнения решения – в срок до 01.09.2022г.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК суд полагает необходимым установить срок для исполнения ответчиком возложенной на него обязанности – в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, полагая указанный срок разумным и достаточным для исполнения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░» (░░░░ №) ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 (░░░░) ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» (░░░░ №) ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 (░░░░) ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░-1» (░░░░ №) ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 (░░░░) ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» (░░░░ №) ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 (░░░░) ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░