УИД 35RS0001-02-2023-001150-51
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-7087/2024
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Санкт-Петербург 20 марта 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ирышковой Т.В.,
судей Лепской К.И., Черлановой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2322/2023 по исковому заявлению исполняющего обязанности прокуратура города Череповца к Департаменту социальной защиты населения Вологодской области, автономному учреждению социального обслуживания Вологодской области «Череповецкий дом социального обслуживания» о возложении обязанности по кассационной жалобе автономного учреждения социального обслуживания Вологодской области «Череповецкий дом социального обслуживания» на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 06 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 05 декабря 2023 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Ирышковой Т.В., объяснения старшего прокурора второго отдела апелляционно- кассационного управления Главного гражданско- судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой О.Н., полагавшей, оснований для удовлетворения жалобы не имеется, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
исполняющий обязанности прокурора города Череповца, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к автономному учреждению социального обслуживания Вологодской области «Череповецкий дом социального обслуживания» (далее - АУ СО ВО «Череповецкий дом социального обслуживания», учреждение), Департаменту социальной защиты населения Вологодской области (далее - Департамент), просил возложить на Департамент обязанность обеспечить финансирование мероприятий по устранению АУ СО ВО «Череповецкий дом социального обслуживания» нарушений требований пожарной безопасности, учреждение в срок до 31 декабря 2023 г. устранить нарушения требований пожарной безопасности в зданиях по адресу: <адрес>А, <адрес>Б.
Решением Череповецкого городского суда Вологодской области от 06 июля 2023 г. исковые требования исполняющего обязанности прокурора города Череповца, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к АУ СО ВО «Череповецкий дом социального обслуживания», Департаменту социальной защиты населения Вологодской области о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности удовлетворены частично.
На АУ СО ВО «Череповецкий дом социального обслуживания» возложена обязанность в срок до 30 сентября 2024 года устранить нарушения требований пожарной безопасности:
в зданиях по адресу: <адрес>:
1) в здании лечебно-трудовых мастерских: обеспечить подтверждение класса пожарной опасности декоративно-отделочных покрытий стен коридоров на путях эвакуации общих лестниц; привести в соответствие техническую документацию на автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; обеспечить общий уровень звуковых сигналов СОУЭ; установить звуковые и речевые пожарные оповещатели в количестве, мощностью, обеспечивающих уровень звука во всех местах постоянного или временного пребывания людей;
2) в подвале здания лечебно-трудовых мастерских провести работы по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград;
3) в здании жилого дома: установить на путях эвакуации общих лестниц аварийное освещение; обеспечить подтверждение класса пожарной опасности декоративно-отделочных покрытий стен коридоров на путях эвакуации общих лестниц; привести в соответствие техническую документацию (проектную документацию, акты ввода в эксплуатацию) на автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; подключить отдельные линии (зоны) защиты автоматической пожарной сигнализации в помещении на втором этаже правого крыла; подключить электроприемники СПЗ к панели противопожарных устройств (панель ППУ), которая, в свою очередь, питается от вводной панели вводно-распределительного устройства (ВРУ) с устройством автоматического включения резерва (АВР); установить на выходе с лестничного марша на кровлю противопожарный люк с нормированным пределом огнестойкости;
4) в спальном корпусе: установить на путях эвакуации общих лестниц аварийное освещение; обеспечить подтверждение класса пожарной опасности декоративно-отделочных покрытий стен коридоров на путях эвакуации общих лестниц; установить при применении 3-го типа СОУЭ оповещение только работников учреждения при помощи специального текста оповещения, с исключением слов, способных вызвать панику; установить звуковые сигналы СОУЭ, обеспечивающие общий уровень звука; установить АУПС с отключением вытяжной вентиляции; привести в соответствие техническую документацию (акт ввода в эксплуатацию) на автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; привести в работоспособное состояние систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и установить его и пожарные извещатели в подвале; установить звуковые и речевые пожарные оповещатели в количестве, мощностью, обеспечивающих уровень звука во всех местах постоянного или временного пребывания людей;
на 1-ом этаже: обеспечить подтверждение класса пожарной опасности декоративно-отделочных покрытий стен коридоров на путях эвакуации; установить запоры (замки) на всех дверях эвакуационных выходов, обеспечивающие возможность их свободного открывания изнутри без ключа;
на 2-ом этаже: обеспечить подтверждение класса пожарной опасности декоративно-отделочных покрытий стен коридоров на путях эвакуации; установить запоры (замки) на всех дверях эвакуационных выходов, обеспечивающие возможность их свободного открывания изнутри без ключа;
5) в здании бани-прачечной: привести в соответствие техническую документацию (проектную документацию, акт ввода в эксплуатацию) на автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; подключить электроприемники СПЗ к панели противопожарных устройств (панель ППУ), которая, в свою очередь, питается от вводной панели вводно-распределительного устройства (ВРУ) с устройством автоматического включения резерва (АВР);
6) в здании гаража: привести в соответствие техническую документацию (проектную документацию, акт ввода в эксплуатацию) на автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; подключить электроприемники СПЗ к панели противопожарных устройств (панель ППУ), которая, в свою очередь, питается от вводной панели вводно-распределительного устройства (ВРУ) с устройством автоматического включения резерва (АВР);
7) в здании склада: привести в соответствие техническую документацию (проектную документацию, акт ввода в эксплуатацию) на автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; подключить электроприемники СПЗ к панели противопожарных устройств (панель ППУ), которая, в свою очередь, питается от вводной панели вводно-распределительного устройства (ВРУ) с устройством автоматического включения резерва (АВР);
8) обеспечить количество одновременно находящихся людей в помещениях, исходя из условий обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре персоналом; проводить работы по очистке вентиляционных систем с составлением соответствующего акта не реже 1 раза в год, с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты; провести обслуживание и ремонт внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения.
В зданиях по адресу: <адрес>А, <адрес>Б:
1) в главном корпусе по адресу: <адрес>: обеспечить подтверждение класса пожарной опасности декоративно-отделочных покрытий стен коридоров на путях эвакуации общих лестниц; произвести монтаж АУПС (автоматической установки пожарной сигнализации) и СОУЭ (системы оповещения и управления эвакуацией) в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности; привести в соответствие техническую документацию (акт ввода в эксплуатацию) на автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; установить в АУПС отключение вытяжной вентиляции, звуковые сигналы СОУЭ, обеспечивающие общий уровень звука, исправные источники бесперебойного электропитания; установить звуковые и речевые пожарные оповещатели в количестве, мощностью, обеспечивающих уровень звука во всех местах постоянного или временного пребывания людей;
на 3-ем этаже правого крыла (3Б): обеспечить подтверждение класса пожарной опасности декоративно-отделочных материалов покрытий полов и стен общего коридора на путях эвакуации; увеличить ширину эвакуационного выхода из общего отделения до не менее 1,2 м; установить запоры (замки) на всех дверях эвакуационных выходов, обеспечивающие возможность их свободного открывания изнутри без ключа;
на 3-ем этаже общий коридор: обеспечить подтверждение класса пожарной опасности декоративно-отделочных материалов покрытий полов и стен общего коридора на путях эвакуации;
на 2-ом этаже правое крыло (2Б) обеспечить подтверждение класса пожарной опасности декоративно-отделочных материалов покрытий полов и стен общего коридора на путях эвакуации;
на 2-ом этаже общий коридор: обеспечить подтверждение класса пожарной опасности декоративно-отделочных материалов покрытий полов и стен общего коридора на путях эвакуации;
на 2-ом этаже левое крыло (2А): установить в помещении кинозала противопожарные двери с нормированным пределом огнестойкости; обработать пропиткой деревянные конструкции сценической коробки, горючие декорации кинозала с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, включая дату пропитки и срок ее действия; обеспечить соблюдение проектных решений в части освещенности эвакуационных путей и выходов (разобрать кирпич на окнах); установить противодымную защиту из помещения кинозала; обеспечить подтверждение класса пожарной опасности декоративно-отделочных покрытий стен и потолков зального помещения;
на 1-ом этаже правое крыло (1Б): обеспечить подтверждение класса пожарной опасности декоративно-отделочных покрытий стен коридоров на путях эвакуации; установить запоры (замки) на всех дверях эвакуационных выходов, обеспечивающие возможность их свободного открывания изнутри без ключа;
на 3-ем этаже левое крыло (3В) обеспечить подтверждение класса пожарной опасности декоративно-отделочных покрытий стен коридоров на путях эвакуации;
на 3-ем этаже правое крыло (3Г): обеспечить подтверждение класса пожарной опасности декоративно-отделочных покрытий стен коридоров на путях эвакуации; установить запоры (замки) на всех дверях эвакуационных выходов, обеспечивающие возможность их свободного открывания изнутри без ключа;
на 2-ом этаже левое крыло (2В) обеспечить подтверждение класса пожарной опасности декоративно-отделочных покрытий стен коридоров на путях эвакуации;
на 2-ом этаже правое крыло (2Г) установить запоры (замки) на всех дверях эвакуационных выходов, обеспечивающие возможность их свободного открывания изнутри без ключа;
на 1-ом этаже левое крыло (1В): обеспечить подтверждение класса пожарной опасности декоративно-отделочных покрытий стен коридоров на путях эвакуации; выполнить стены в местах выхода из здания в переход в баню противопожарными перегородками 1-го типа; установить противопожарную перегородку, отделяющую подвал от эвакуационной лестничной площадки, с нормируемым пределом огнестойкости;
на 1-ом этаже правое крыло (1Г): обеспечить подтверждение класса пожарной опасности декоративно-отделочных покрытий стен коридоров на путях эвакуации; установить запоры (замки) на всех дверях эвакуационных выходов, обеспечивающие возможность их свободного открывания изнутри без ключа;
2) в здании прачечной по адресу: <адрес>Б: выполнить монтаж АУПС (автоматической установки пожарной сигнализации) и СОУЭ (системы оповещения и управления эвакуацией) в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности; привести в соответствие техническую документацию (акт ввода в эксплуатацию) на автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
3) в здании гаража по адресу: <адрес>Б: выполнить монтаж АУПС (автоматической установки пожарной сигнализации) и СОУЭ (системы оповещения и управления эвакуацией) в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности; привести в соответствие техническую документацию (акт ввода в эксплуатацию, проектную документацию) на автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
4) в здании спального корпуса по адресу: <адрес>А: обеспечить подтверждение класса пожарной опасности декоративно-отделочных покрытий стен коридоров на путях эвакуации общих лестниц; выполнить монтаж АУПС (автоматической установки пожарной сигнализации) и СОУЭ (системы оповещения и управления эвакуацией) в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности; привести в соответствие техническую документацию (акт ввода в эксплуатацию, проектную документацию) на автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; установить в АУПС отключение вытяжной вентиляции; установить звуковые сигналы СОУЭ, обеспечивающие общий уровень звука; привести в работоспособное состояние систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ); установить звуковые и речевые пожарные оповещатели в количестве, мощностью, обеспечивающих уровень звука во всех местах постоянного или временного пребывания людей;
на 2-ом этаже: обеспечить подтверждение класса пожарной опасности декоративно-отделочных покрытий стен коридоров на путях эвакуации; установить запоры (замки) на всех дверях эвакуационных выходов, обеспечивающие возможность их свободного открывания изнутри без ключа;
на 1-ом этаже установить запоры (замки) на всех дверях эвакуационных выходов, обеспечивающие возможность их свободного открывания изнутри без ключа;
5) обеспечить количество одновременно находящихся людей в помещениях, исходя из условий обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре персоналом; проводить работы по очистке вентиляционных систем с составлением соответствующего акта не реже 1 раза в год, с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты; провести обслуживание и ремонт внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения.
На Департамент социальной защиты населения Вологодской области возложена обязанность в срок до 30 июня 2024 г. обеспечить финансирование мероприятий по устранению АУ СО ВО «Череповецкий дом социального обслуживания» указанных нарушений требований пожарной безопасности.
С АУ СО ВО «Череповецкий дом социального обслуживания» в доход бюджета города Череповца взыскана государственная пошлина в размере 6000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 05 декабря 2023 г. решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 06 июля 2023 г. отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора города Череповца к АУ СО ВО «Череповецкий дом социального обслуживания» о возложении обязанности:
на первом этаже здания спального корпуса по адресу: <адрес> разделить противопожарными преградами нормируемого типа переходы зданий разного класса функциональной пожарной опасности,
в главном корпусе здания по адресу: <адрес> переоборудовать двери, выходящие с этажей на лестничную клетку центральной лестницы, в целях того, чтобы в максимально открытом положении не уменьшалась ширина лестничных площадок и маршей,
на третьем этаже (общий коридор) в главном корпусе здания по адресу: <адрес> разделить переходы зданий одного класса функциональной пожарной опасности противопожарными преградами нормируемого типа,
на втором этаже (общий коридор) в главном корпусе здания по адресу: <адрес> разделить переходы зданий одного класса функциональной пожарной опасности противопожарными преградами нормируемого типа,
на первом этаже правого крыла (1Г) в главном корпусе здания по адресу: <адрес> установить противопожарную перегородку, отделяющую подвал от эвакуационной лестничной площадки с нормируемым пределом огнестойкости,
на первом этаже в здании спального корпуса по адресу: <адрес>А установить противопожарную перегородку, отделяющую подвал от эвакуационной лестничной площадки с нормируемым пределом огнестойкости, разделить переходы зданий одного класса функциональной пожарной опасности противопожарными преградами нормируемого типа,
отказа в удовлетворении исковых требований прокурора города Череповца к Департаменту социальной защиты населения Вологодской области профинансировать указанные мероприятия.
Принято в отмененной части новое решение, которым на АУ СО ВО «Череповецкий дом социального обслуживания» возложены обязанность в срок до 30 сентября 2024 г. на первом этаже здания спального корпуса по адресу: <адрес> разделить противопожарными преградами нормируемого типа переходы зданий разного класса функциональной пожарной опасности,
в главном корпусе здания по адресу: <адрес> переоборудовать двери, выходящие с этажей на лестничную клетку центральной лестницы, в целях того, чтобы в максимально открытом положении не уменьшалась ширина лестничных площадок и маршей,
на третьем этаже (общий коридор) в главном корпусе здания по адресу: <адрес> разделить переходы зданий одного класса функциональной пожарной опасности противопожарными преградами нормируемого типа,
на втором этаже (общий коридор) в главном корпусе здания по адресу: <адрес> разделить переходы зданий одного класса функциональной пожарной опасности противопожарными преградами нормируемого типа,
на первом этаже правого крыла (1Г) в главном корпусе здания по адресу: <адрес> установить противопожарную перегородку, отделяющую подвал от эвакуационной лестничной площадки с нормируемым пределом огнестойкости,
на первом этаже в здании спального корпуса по адресу: <адрес>А установить противопожарную перегородку, отделяющую подвал от эвакуационной лестничной площадки с нормируемым пределом огнестойкости, разделить переходы зданий одного класса функциональной пожарной опасности противопожарными преградами нормируемого типа.
На Департамент социальной защиты населения Вологодской области в срок до 30 июня 2024 г. возложена обязанность обеспечить финансирование мероприятий по устранению автономным учреждением социального обслуживания Вологодской области «Череповецкий дом социального обслуживания» нарушений требований пожарной безопасности, а именно:
на первом этаже здания спального корпуса по адресу: <адрес> разделить противопожарными преградами нормируемого типа переходы зданий разного класса функциональной пожарной опасности,
в главном корпусе здания по адресу: <адрес> переоборудовать двери, выходящие с этажей на лестничную клетку центральной лестницы, в целях того, чтобы в максимально открытом положении не уменьшалась ширина лестничных площадок и маршей,
на третьем этаже (общий коридор) в главном корпусе здания по адресу: <адрес> разделить переходы зданий одного класса функциональной пожарной опасности противопожарными преградами нормируемого типа,
на втором этаже (общий коридор) в главном корпусе здания по адресу: <адрес> разделить переходы зданий одного класса функциональной пожарной опасности противопожарными преградами нормируемого типа,
на первом этаже правого крыла (1Г) в главном корпусе здания по адресу: <адрес> установить противопожарную перегородку, отделяющую подвал от эвакуационной лестничной площадки с нормируемым пределом огнестойкости,
на первом этаже в здании спального корпуса по адресу: <адрес>А установить противопожарную перегородку, отделяющую подвал от эвакуационной лестничной площадки с нормируемым пределом огнестойкости, разделить переходы зданий одного класса функциональной пожарной опасности противопожарными преградами нормируемого типа.
Решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 06 июля 2023 г. отменено в части удовлетворения исковых требований прокурора города Череповца к АУ СО ВО «Череповецкий дом социального обслуживания» о возложении обязанности установить противодымную защиту из помещения кинозала на втором этаже левого крыла (2А) в главном корпусе по адресу: <адрес> к Департаменту социальной защиты населения Вологодской области о возложении обязанности обеспечить финансирование указанного мероприятия.
Принято в отменной части новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора города Череповца к АУ СО ВО «Череповецкий дом социального обслуживания» о возложении обязанности установить противодымную защиту из помещения кинозала на втором этаже левого крыла (2А) в главном корпусе по адресу: <адрес> к Департаменту социальной защиты населения Вологодской области о возложении обязанности обеспечить финансирование указанного мероприятия отказано.
В остальной части решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 06 июля 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе АУ СО ВО «Череповецкий дом социального обслуживания» ставится вопрос об изменении вышеуказанных судебных актов в части установления срока для устранения нарушений, установить срок устранения нарушений требований пожарной безопасности до 30 сентября 2026 г.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 1651 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), частью 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела в соответствии с частью 1 статьи 3796 ГПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя прокурора города Череповца, обсудив доводы кассационной жалобы и поданных возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 3797 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции таких оснований при принятии обжалуемых судебных постановлений в оспариваемой заявителем части не усматривает.
Судами нижестоящих инстанций установлено и следует из материалов дела, что основным видом деятельности АУ СО ВО «Череповецкий дом социального обслуживания» является социальное обслуживание в стационарной форме граждан пожилого возраста и инвалидов посредством предоставления социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых услуг, услуг в целях повышения коммуникативного потенциала, срочных социальных услуг) при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой предоставления социальных услуг получателей социальных услуг) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в учреждении.
Учреждение имеет структурные подразделения, не являющиеся юридическими лицами: отделение милосердия № (<адрес>); отделение милосердия № (<адрес>); общее отделение № (<адрес>); общее отделение № (<адрес>); отделение социальной реабилитации (<адрес>).
Учредителем учреждения является <адрес>. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Департамент социальной защиты населения <адрес>. Полномочия собственника имущества учреждения осуществляет Департамент имущественных отношений <адрес>.
На праве оперативного управления за АУ СО ВО «Череповецкий дом социального обслуживания» закреплены жилое здание главного корпуса по адресу: <адрес>; нежилое здание прачечной по адресу: <адрес>Б; жилое здание спального корпуса по адресу: <адрес>А; нежилое здание мастерских; жилой дом; жилое здание спального корпуса; нежилое здание бани-прачечной; нежилое здание гаража; нежилое здание склада, расположенные по адресу: <адрес>.
В период с 15 сентября 2022 г. по 10 октября 2022 г. прокуратурой города Череповца на основании решения заместителя прокурора города от 15 сентября 2022 г. № 299 проведена проверка исполнения учреждением законодательства в сфере социальной защиты и социального обслуживания престарелых и инвалидов, в том числе требований о пожарной безопасности.
К участию в проверке на основании требования от 20 сентября 2022 г.№ 07-17-2022 привлекался специалист ОНД и ПР по г. Череповец Главного управления МЧС России по Вологодской области.
В ходе проверки в зданиях, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, приведенные в иске, предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее Федеральный закон № 69-ФЗ), Федеральным законом от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее Технический регламент, Федеральный закон № 123-ФЗ), Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479 (далее Правила № 1479).
С целью устранения выявленных нарушений заместителем прокурора города Череповца 05 октября 2022 г. директору учреждения внесено представление № 07-03-2022 об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих.
На необходимость устранения нарушений обязательных требований пожарной безопасности учреждению указывалось ранее в предписаниях ОНД и ПР по г. Череповец от 28 марта 2019 г. № 35/1/1, 17 сентября 2020 г. №50/1/1, 17 августа 2021 г. № 160/1/1, 12 октября 2021 г. № 189/1, 12 октября 2021 г. № 190/1.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 123.1, 296 ГК РФ, Федерального закона № 69-ФЗ, Федерального закона от 03 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», Федерального закона № 123-ФЗ, Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», Правилами № 1479, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2020 г. № 1084 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска», постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2020 года № 1325 «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска», приказа МЧС России от 18 ноября 2021 г. № 806 «Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности», приказа МЧС России от 24 ноября 2022 г. № 1173 «Об утверждении требований к проектированию систем передачи извещений о пожаре», положения Устава учреждения, согласно которому учреждение обязано обеспечить выполнение мероприятий по противопожарной безопасности в вышеперечисленных зданиях, установив, что до настоящего времени учреждением выявленные в ходе проверки нарушения закона в полном объеме не устранены, в том числе в связи с отсутствием финансирования, пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований прокурора.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда о возложении на учреждение устранить нарушения требований пожарной безопасности: в зданиях по адресу: <адрес>, в зданиях по адресу: <адрес>А, <адрес>Б, как и с выводом суда о возложении на Департамент обязанности обеспечить до 30 июня 2024 г. финансирование указанных мероприятий.
Вместе с тем, решение суда первой инстанции об отказе в возложении на учреждение обязанности: на первом этаже здания спального корпуса по адресу: <адрес> разделить противопожарными преградами нормируемого типа переходы зданий разного класса функциональной пожарной опасности; в здании главного корпуса по адресу: <адрес> переоборудовать двери, выходящие с этажей на лестничную клетку центральной лестницы, в целях того, чтобы в максимально открытом положении не уменьшалась ширина лестничных площадок и маршей; на третьем этаже общего коридора в главном корпусе по адресу: <адрес>, на втором этаже общего коридора главного корпуса данного здания разделить переходы зданий одного класса функциональной пожарной опасности противопожарными преградами нормируемого типа; на первом этаже правого крыла (1Г) в главном корпусе данного здания, на первом этаже в здании спального корпуса по адресу: <адрес>А установить противопожарную перегородку, отделяющую подвал от эвакуационной лестничной площадки, с нормируемым пределом огнестойкости; на первом этаже в здании спального корпуса по адресу: <адрес>А разделить переходы зданий разного класса функциональной пожарной противопожарными преградами нормируемого типа, со ссылкой на то, что здания, закрепленные за учреждением на праве оперативного управления введены в эксплуатацию до вступления в законную силу Технического регламента, потому ответчик не обязан до проведения реконструкции или капитального ремонта зданий соблюдать вновь введенные требования пожарной безопасности, которые относятся к конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам здания, суд признал не соответствующим части 4 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ, пункту 39 приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 16 марта 2007 г. № 140, отметил, что выявленные прокуратурой нарушения непосредственным образом касаются обеспечения жизни и безопасности людей, в связи с чем, эксплуатация зданий с нарушением указанных требований пожарной безопасности ведет к недопустимому риску для их жизни или здоровья при возможном возникновении пожара, отменил решение суда в указанной части, принял по делу новое решение об удовлетворении указанных требований прокурора.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отменил решение суда в части возложения на учреждение обязанности установить противодымную защиту из помещения кинозала, отказал в удовлетворении данного требования прокурора.
С учетом характера выявленных нарушений, комплекса мероприятий, необходимых для их устранения, суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции, что разумным и реальным сроком для исполнения судебного акта является срок – до 30 сентября 2024 г., поскольку для устранения выявленных нарушений требуются дополнительное финансирование, которое бюджетом области и планом финансов-хозяйственной деятельности учреждения на текущий год не предусмотрено, составление проектно-сметной документации и проведение закупочных процедур.
Доводы апелляционной жалобы учреждения о несогласии с установленным сроком устранения недостатков оценены с учетом представленных учреждением дополнительных доказательств, а именно представленных АУ СО ВО «Череповецкий дом социального обслуживания» объяснений и сведений относительно сроков исполнения требований прокуратуры, примерного объема затрат на выполнение мероприятий, конкретных сроков, необходимых для каждого этапа исполнения требований, согласно которым для устранения нарушений максимальный срок подготовки проектно-сметной документации, технического задания с момента поступления финансирования составляет 60 дней, максимальный срок проведения закупочных процедур – 60 дней, максимальный срок выполнения работ – 60 дней.
Кроме того, судом апелляционной инстанции оценена информация о финансировании деятельности АУ СО ВО «Череповецкий дом социального обслуживания» на 2023 год и плановый период 2024-2025 годы, необходимого объема финансирования для выполнения требований прокуратуры.
Таким образом, приведенные в кассационной жалобе доводы относительно установления срока устранения нарушений требований пожарной безопасности, оценены судами обеих инстанций, обжалуемые судебные акты в указанной части соответствуют требованиям части 4 статьи 198, пункта 5 части 2 и части 3 статьи 329 ГПК РФ, поскольку содержат ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение, установленные судами обстоятельства и мотивы, по которым суды отдали предпочтение одним доказательствам перед другими. Оценка представленных в материалы дела доказательств произведена судами в соответствии с требованиями статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ.
С учетом установленных обстоятельств по делу, характера нарушений, приведенные в кассационной жалобе доводы не влекут отмену судебных актов в оспариваемой заявителем жалобы части, поскольку направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств, тогда как в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Вопросы относительно срока исполнения судебного акта могут быть разрешены заявителем в порядке, установленном действующим законодательством, в том числе, путем заявления отсрочки исполнения судебного акта.
С учетом изложенного, предусмотренных статьей 3797 ГПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется. Кассационная жалоба, рассмотренная в пределах заявленных в ней доводов, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 06 июля 2023 г. в неотмененной апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 05 декабря 2023 г. части, и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 05 декабря 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу автономного учреждения социального обслуживания Вологодской области «Череповецкий дом социального обслуживания» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи