дело № 3а-412/2019
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
город Казань 14 мая 2019 года
Верховный РЎСѓРґ Республики Татарстан РІ составе председательствующего - СЃСѓРґСЊРё Верховного РЎСѓРґР° Республики Татарстан Каминского Р.РЎ.,
при секретаре судебного заседания Галиуллиной Л.Р.,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Хабирова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Совету Старобугадинского сельского поселения Актанышского муниципального района Республики Татарстан о признании не действующим Генерального плана Старобугадинского сельского поселения, утвержденного решением Совета Старобугадинского сельского поселения от 29 декабря 2012 года № 4, в части включения в границы населенных пунктов Старобугадинского сельского поселения участков, расположенных на землях лесного фонда,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
решением Совета Старобугадинского сельского поселения Актанышского муниципального района Республики Татарстан от 29 декабря 2012 года № 4 утвержден Генеральный план Старобугадинского сельского поселения.
Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании не действующим со дня принятия Генерального плана Старобугадинского сельского поселения, утвержденного решением Совета Старобугадинского сельского поселения от 29 декабря 2012 года № 4 в части включения в границы населенных пунктов Старобугадинского сельского поселения участков, расположенных на землях лесного фонда: села Старые Бугады – в выделах 6, 7 квартала 280; деревни Верхние Бугады – в выделах 39, 54, 55, 59 квартала 153, в выделах 6-9, 15, 19-21, 23-25, 32, 33 квартала 154; деревни Каендык – в выделах 10, 12, 19 квартала 142, в выделах 1-9, 12-14 квартала 146 Актанышского участкового лесничества Мензелинского лесничества Республики Татарстан.
В обоснование своих требований административный истец ссылался на то, что оспариваемым нормативным правовым актом установлены границы населенных пунктов Старобугадинского сельского поселения. Согласно данному Генеральному плану в эти границы включены перечисленные лесные участки.
Установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов, следовательно, по мнению административного истца, названные лесные участки отнесены к категории земель населенного пункта. Однако такой перевод земель из категории земель лесного фонда в категорию земель населенного пункта осуществлен с нарушением установленного законом порядка, поскольку проект Генерального плана Старобугадинского сельского поселения не согласован с Федеральным агентством лесного хозяйства. Органы местного самоуправления Старобугадинского сельского поселения распоряжаются названными лесными участками по своему усмотрению без согласования с собственником этих земель - Российской Федерацией.
В судебном заседании представитель Совета Старобугадинского сельского поселения Салимов Д.З. административный иск признал.
Федеральное агентство лесного хозяйства, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание представителей не направили. На основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 названного Кодекса суд находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Выслушав представителя административного ответчика, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», как указано в преамбуле к данному нормативному акту, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, в редакции, действовавшей до 1 января 2015 года, к вопросам местного значения сельского поселения было отнесено утверждение генеральных планов сельского поселения.
Аналогичная по своему содержанию норма была закреплена в пункте 20 части 1 статьи 15 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года № 45-ЗРТ «О местном самоуправлении в Республике Татарстан», которая действовала также до 1 января 2015 года.
Градостроительный кодекс Российской Федерации в пункте 1 части 1 статьи 8 предусматривает в числе полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности подготовку и утверждение документов территориального планирования поселений.
Согласно статье 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).
В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, статьи 21 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года № 45-ЗРТ в структуру органов местного самоуправления входит представительный орган муниципального образования, которым в муниципальном образовании «Старобугадинское сельское поселение» является Совет Поселения.
Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят Советом муниципального образования «Старобугадинское сельское поселение» в пределах предоставленных ему вышеупомянутыми нормативными правовыми актами полномочий.
Подпунктами «в», «г» пункта 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования и вступления их в силу.
В пунктах 29, 30 постановления от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» Пленумом Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.
Выясняя вопрос о соблюдении правил введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, необходимо проверять, соблюден ли порядок его опубликования и вступления в силу.
При этом обязанность доказывания этих обстоятельств возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Одной из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления, предусмотренных главой 5 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, являются публичные слушания.
Градостроительный кодекс Российской Федерации в редакции, действовавшей на день принятия оспариваемого нормативного правового акта, предусматривал, что проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, срок проведения которых с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев (часть 11 статьи 24, часть 8 статьи 28).
В ходе рассмотрения дела судом истребованы у Совета Старобугадинского сельского поселения заверенные копии оспариваемого нормативного правового акта, а также доказательства соблюдения процедуры его принятия, опубликования (обнародования). Однако такие документы представлены не были.
Более того, представитель административного ответчика в судебном заседании сообщил об отсутствии в Совете Старобугадинского сельского поселения оспариваемого нормативного правового акта.
Однако факт утверждения решением Совета Старобугадинского сельского поселения РѕС‚ 29 декабря 2012 РіРѕРґР° в„– 4 Генерального плана Старобугадинского сельского поселения подтверждается размещением его текста РІ Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГРРЎ РўРџ).
При таких обстоятельствах, в отсутствие доказательств соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, порядка его опубликования, суд приходит к выводу о нарушении существенных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующего процедуру принятия документов градостроительного планирования, что свидетельствует об отсутствии у Генерального плана Старобугадинского сельского поселения, утвержденного решением Совета Старобугадинского сельского поселения от 29 декабря 2012 года № 4, юридической силы.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 40 постановления от 25 декабря 2018 года № 50 указал, что акты, не прошедшие государственную регистрацию (если такая регистрация является обязательной), не опубликованные в предусмотренном порядке, а равно имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в суд его отдельных положений), как не имеющего юридической силы с момента его принятия, вывод о чем должен содержаться в резолютивной части судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Р• РЁ Р Р›:
административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Генеральный план Старобугадинского сельского поселения, утвержденный решением Совета Старобугадинского сельского поселения от 29 декабря 2012 года № 4.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию на официальном портале муниципальных образований Республики Татарстан http://aktanysh.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.
РЎСѓРґСЊСЏ Р.РЎ. Каминский
Справка: решение принято судом в окончательной форме 17 мая 2019 года.
РЎСѓРґСЊСЏ Р.РЎ. Каминский