УИД: 66OS0000-01-2020-000018-36
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург |
28 июля 2020 года |
Номер производства 3а-139/2020 |
Резолютивная часть решения объявлена 28 июля 2020 года.
Мотивированное решение изготовлено 31 июля 2020 года.
Свердловский областной суд в составе
судьи Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зайнуллиным И.У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное производство
3а-139/2020
по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Капитал 274» (ИНН 7453255874)
к административным ответчикам – Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области,
с участием заинтересованных лиц – ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО, администрации города Екатеринбурга, Поляковой И.Г., Полякова А.С., Цеплухова С.В., ООО «Медицинский центр Шанс – II»,
об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Капитал 274» (далее – административный истец) обратилось в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, равной его рыночной стоимости, по состоянию на 15 ноября 2012 года.
В обоснование заявленных требований административным истцом был представлен отчет об оценке № 348 – 2019 – 10 от 23 октября 2019 года, составленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Негосударственная экспертная организация» К.
Определением суда от 26 мая 2020 года производство по административному делу было приостановлено в связи с назначением судебной экспертизы, проведение которой было поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью «ОценКинг» К.
Лица, участвующие в деле, - административный истец, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Управление Росреестра по Свердловской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО, администрация города Екатеринбурга, Поляковой И.Г., Поляков А.С., Цеплухов С.В., ООО «Медицинский центр Шанс – II», представителей в судебное заседание не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел административное дело в отсутствие представителей вышеуказанных лиц после возобновления производства по делу определением суда от
28 июля 2020года.
Исследовав и оценив имеющиеся в административном деле письменные доказательства, а также заключение эксперта от 08 июня 2020 года, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки урегулирован главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ).
В соответствии с абзацем 2 статьи 24.15 Федерального закона № 135-ФЗ датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ за юридическими лицами закреплено право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из материалов административного дела, административный истец является арендатором земельного участка, общей площадью 450 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – место размещения аптеки, расположенного по адресу: ....
Перечень земельных участков для проведения государственной кадастровой оценки был сформирован по состоянию на 15 ноября 2012 года и утвержден Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15 января 2013 года № 32.
Кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 6524 469 руб.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в Единый государственный реестр недвижимости 09 апреля 2013 года.
Административный истец 06 ноября 2019 года обратился с заявлением в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, которая уведомила его 07 ноября 2019 года об отказе в принятии заявления к рассмотрению в связи с истечением пятилетнего срока с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости, оспариваемой кадастровой стоимости.
В связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 года № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения части 1 статьи 24.12 Закона № 135-ФЗ, предусматривающие обязательность проведения государственной кадастровой оценки не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка, утратили свою силу.
Поэтому истечение пятилетнего срока, не может являться обстоятельством, исключающим возможность пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В ходе рассмотрения административного дела по ходатайству представителя административного истца судом была назначена судебная экспертиза, производство которой было поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью «ОценКинг» К.
На рассмотрение эксперта был поставлен вопрос о том, какова рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 450 кв.м., расположенного по адресу: ..., по состоянию на 15 ноября 2012 года.
В статье 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации изложены требования, предъявляемые к заключению эксперта.
В соответствии с названной нормой права заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, выводы по поставленным перед экспертом вопросам и обоснование этих выводов.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Согласно частям 1-4, 8, статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Оценив по правилам статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение судебной экспертизы, суд принимает во внимание, что экспертиза проведена лицом, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, эксперт обладает достаточным профессиональным стажем и необходимой квалификацией для данной деятельности, имеет квалификационный аттестат в области оценочной деятельности.
Заключение эксперта соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанного вывода на базе общепринятых научных и практических данных; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости земельного участка.
Приведенные в заключении сведения дают надлежащее представление обо всех ценообразующих факторах, влияющих на рыночную стоимость земельного участка, корректировки приведены по всем значимым элементам сравнения; расчеты не содержат математических, методических, арифметических ошибок и являются правильными; в экспертном заключении присутствуют ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве и дате ее подготовке, приложены копии необходимых материалов и распечатки; состав и последовательность представленных в заключении материалов и описание процесса оценки позволяет полностью воспроизвести расчет стоимости; содержание экспертного заключения свидетельствует о том, что итоговая рыночная стоимость земельного участка не является произвольной.
Таким образом, ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется.
Во всяком случае, доказательств иной рыночной стоимости земельного участка, что действительно могло бы поставить под сомнение достоверность экспертного заключения, вопреки положениям части 1 статьи 62, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и распределенному судом между сторонами бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, административными ответчиками не представлено.
Проанализировав заключение эксперта суд расценивает его как надлежащее доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости земельного участка, в связи с чем приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта.
С учетом изложенного выше, суд устанавливает по состоянию на 15 ноября 2012 года кадастровую стоимость земельного участка, равной его рыночной стоимости в размере
4974 300 руб.
В силу части 6 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка.
Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения административного истца в Комиссию – 06 ноября 2019 года.
Согласно статье 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено.
Административным истцом при подаче административного искового заявления была уплачена платежным поручением №434 от 03 декабря 2019 года государственная пошлина в размере 4 500 руб.
Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 2 500 руб. подлежит возврату из местного бюджета.
Руководствуясь статьями 174, 249, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Капитал 274» (ИНН 7453255874) об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, удовлетворить.
Установить по состоянию на 15 ноября 2012 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 450 кв.м., в размере его рыночной стоимости 4974 300 (четыре миллиона девятьсот семьдесят четыре тысячи триста) руб.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, которая применяется для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, считать 06 ноября 2019 года.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Капитал 274» (ИНН 7453255874) излишне уплаченную платежным поручением №434 от 03 декабря 2019 года государственную пошлину в размере 2500 (две тысячи пятьсот) руб.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Свердловский областной суд.
Судья С.Н. Полевщикова