РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 мая 2020 года город Тула
Тульский областной суд в составе:
председательствующего Семеновой Т.Е.,
при секретаре Семенчевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-142/2020 (3а-858/2019) по административному исковому заявлению Зарипова О.С. к Управлению Росреестра по Тульской области, правительству Тульской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» (в лице филиала по Тульской области) об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий равной их рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Зарипов О.С. обратился в Тульский областной суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав, что является собственником объектов капитального строительства:
нежилого здания (складской комплекс строение № 12 «склад негорючих материалов») с КН <...>, количество этажей 1, в том числе подземных 0, площадью 1473,7 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>;
нежилого здания (склад негорючих материалов 36*36 стр. 15) с КН <...>, количество этажей 1, в том числе подземных 0, площадью 1309 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>;
нежилого здания (склад негорючих материалов 36*36 стр. 16) с КН <...>, количество этажей 1, в том числе подземных 0, площадью 1324,8 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
Административный истец не согласен с кадастровой стоимостью нежилого здания в размере 20 927 129,48 руб. (КН <...>), установленной по состоянию на 02.07.2018, с кадастровой стоимостью нежилого здания в размере 18 588 323,60 руб. (КН <...>), установленной по состоянию на 31.10.2018, с кадастровой стоимостью нежилого здания в размере 18 812 689,92 руб. (КН <...>), установленной по состоянию на 29.12.2018, так как она значительно превышает их рыночную стоимость, что нарушает права административного истца как плательщика налога на имущество физических лиц. Просит установить кадастровую стоимость указанных нежилых зданий в размере их рыночной стоимости: 11 576 000 руб. (КН <...>) по состоянию на 02.07.2018; 10 111 000 руб. (КН <...>) по состоянию на 31.10.2018; 10 269 000 руб. (КН <...>) по состоянию на 29.12.2018. Заявленный размер рыночной стоимости объектов обосновал отчетами ООО «А» от <...> № <...>, № <...>, № <...>.
В судебное заседание административный истец Зарипов О.С., его представитель по доверенности Рыжова Н.А., не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены, заявлено о рассмотрении дела в их отсутствие.
Административные ответчики - Управление Росреестра по Тульской области, правительство Тульской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тульской области, заинтересованное лицо – администрация муниципального образования г. Тула представителей в суд не направили, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены, от указанных лиц имеются заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Управление Росреестра по Тульской области просило отказать в удовлетворении требований, предъявляемых к Управлению. Администрация г. Тулы представила письменные возражения на административное исковое заявление, в котором просила отказать в его удовлетворении.
На основании части 4 статьи 247 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.
Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст. 245 КАС РФ, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 КАС РФ одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно части 2 статьи 7, части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости, входящий в Единый государственный реестр недвижимости, в числе иных сведений вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с пп.6 п.1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признаются расположенные в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) здания, строения, сооружения, помещения.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если указанный порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (ст. 402 НК РФ).
В соответствии с положениями п.1 ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Законом Тульской области от 20.11.2014 № 2219-ЗТО была установлена единая дата начала применения на территории Тульской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – 01.01.2016.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки урегулирован главой III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Данный Федеральный закон, регулировавший вопросы проведения кадастровой оценки объектов недвижимости до вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и продолжающий применяться в настоящее время к правоотношениям, связанным с государственной кадастровой оценкой (включая оспаривание ее результатов), начатой до указанного момента, исходит из того, что кадастровая стоимость это стоимость объекта недвижимости, определенная в установленном законом порядке врезультате проведения государственной кадастровой оценки (статья 3). Аналогичным образом понятие кадастровой стоимости раскрывается в пункте 2 части 1 статьи 3 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке».
Статья 24.18 указанного Федерального закона устанавливает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В силу статьи 24.20 указанного Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Судом установлено, что Зарипов О.С. является собственником объектов капитального строительства:
нежилого здания (складской комплекс строение № 12 «склад негорючих материалов») с КН <...>, количество этажей 1, в том числе подземных 0, площадью 1473,7 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (право собственности Зарипова О.С. зарегистрировано 23.11.2018; кадастровый номер объекту присвоен 02.07.2018);
нежилого здания (склад негорючих материалов 36*36 стр. 15) с КН <...>, количество этажей 1, в том числе подземных 0, площадью 1309 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (право собственности Зарипова О.С. зарегистрировано 23.11.2018; кадастровый номер объекту присвоен 31.10.2018);
нежилого здания (склад негорючих материалов 36*36 стр. 16) с КН <...>, количество этажей 1, в том числе подземных 0, площадью 1324,8 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (право собственности Зарипова О.С. зарегистрировано 05.02.2019; кадастровый номер объекту присвоен 29.12.2018).
Постановлением правительства Тульской области от 12.09.2016 № 414 утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Тульской области, учтенных по состоянию на 15.07.2015, включая кадастровую стоимость таких объектов (приложения №№ 1-27), а также средние и минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости кадастровых кварталов на территории Тульской области (приложения №№ 28-54), минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости населенных пунктов, муниципальных районов (городских округов) Тульской области (приложение № 55).
Ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ установлено, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Приказом Росреестра от 12.05.2015 N П/210 кадастровая палата была наделена полномочиями по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
В силу п.3.2 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 18.03.2011 N 113 и действовавшего на момент определения оспариваемой кадастровой стоимости, кадастровая стоимость помещения при образовании, создании здания, сооружения, объекта незавершенного строительства или его изменении в здании, сооружении, объекте незавершенного строительства в случае, если кадастровая стоимость помещений, расположенных в них, не установлена, определяется в соответствии с пунктами 2.1, 2.2 настоящего Порядка.
В силу п.2.1 Порядка, кадастровая стоимость здания в случаях, указанных в пункте 1.1 настоящего Порядка, определяется путем умножения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости объектов недвижимости соответствующего назначения по кадастровому кварталу, в котором расположено здание, на его площадь.
Кадастровая стоимость принадлежащего Зарипову О.С. объекта недвижимости – нежилого здания (складской комплекс строение № 12 «склад негорючих материалов») КН <...> установлена в соответствие с приведенными нормами по состоянию на 02.07.2018 актом ФГБУ «ФКП Росреестра» (в лице филиала по Тульской области) об определении кадастровой стоимости от <...> № <...> путем умножения площади объекта на удельный показатель кадастровой стоимости – 14200,40 рублей за кв. м (утверждённый постановлением правительства Тульской области от 12.09.2016 № 414 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Тульской области»), и установлена в размере 20 927 129,48 руб. Сведения о вышеуказанной стоимости объекта внесены в государственный кадастр недвижимости 02.07.2018.
Постановлением правительства Тульской области от 13.11.2019 № 540 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Тульской области» утверждена кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости по состоянию на 01.01.2019 в размере 7 926 414,89 руб. Указанная кадастровая стоимость внесена в государственный кадастр недвижимости 20.01.2020 и подлежит применению для целей налогообложения с 01.01.2020.
Кадастровая стоимость принадлежащего Зарипову О.С. объекта недвижимости – нежилого здания (склад негорючих материалов 36*36 стр. 15) КН <...> установлена в соответствие с приведенными нормами по состоянию на 31.10.2018 актом ФГБУ «ФКП Росреестра» (в лице филиала по Тульской области) об определении кадастровой стоимости от <...> № <...> путем умножения площади объекта на удельный показатель кадастровой стоимости – 14200,40 рублей за кв. м (утверждённый постановлением правительства Тульской области от 12.09.2016 № 414 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Тульской области»), и установлена в размере 18 588 323,60 руб. Сведения о вышеуказанной стоимости объекта внесены в государственный кадастр недвижимости 31.10.2018.
Постановлением правительства Тульской области от 13.11.2019 № 540 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Тульской области» утверждена кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости по состоянию на 01.01.2019 в размере 8 268 443,56 руб. Указанная кадастровая стоимость внесена в государственный кадастр недвижимости 20.01.2020 и подлежит применению для целей налогообложения с 01.01.2020.
Кадастровая стоимость принадлежащего Зарипову О.С. объекта недвижимости – нежилого здания (склад негорючих материалов 36*36 стр. 16) с КН <...> установлена в соответствие с приведенными нормами по состоянию на 29.12.2018 актом ФГБУ «ФКП Росреестра» (в лице филиала по Тульской области) об определении кадастровой стоимости от <...> № <...> путем умножения площади объекта на удельный показатель кадастровой стоимости – 14200,40 рублей за кв. м (утверждённый постановлением правительства Тульской области от 12.09.2016 № 414 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Тульской области»), и установлена в размере 18 812 689,92 руб. Сведения о вышеуказанной стоимости объекта внесены в государственный кадастр недвижимости 29.12.2018.
Постановлением правительства Тульской области от 13.11.2019 № 540 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Тульской области» утверждена кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости по состоянию на 01.01.2019 в размере 8 368 642,73 руб. Указанная кадастровая стоимость внесена в государственный кадастр недвижимости 20.01.2020 и подлежит применению для целей налогообложения с 01.01.2020.
Таким образом, оспариваемая кадастровая стоимость объектов недвижимости на настоящий момент является архивной.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 14 Постановления от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» применительно к статье 24.20 Закона № 135-ФЗ разъяснил, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
Поскольку с требованием о пересмотре кадастровой стоимости объектов административный истец обратился в суд 26.12.2019, а действующее правовое регулирование (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности) предусматривает, что в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению суда, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, у административного истца сохраняется право на применение результатов пересмотра данной кадастровой стоимости в целях налогообложения за период, в частности, с момента регистрации права собственности и по 2019 год, и, соответственно, на рассмотрение судом заявленных требований по существу.
С целью определения рыночной стоимости вышеуказанных объектов недвижимости Зарипов О.С. обратилось к ООО «А». В соответствии с отчетом об оценке от <...> № <...> рыночная стоимость принадлежащего административному истцу объекта недвижимости с КН <...> по состоянию на 02.07.2018 составляла 11 576 000 руб. В соответствии с отчетом об оценке от <...> № <...> рыночная стоимость принадлежащего административному истцу объекта недвижимости с КН <...> по состоянию на 31.10.2018 составляла 10 111 000 руб. В соответствии с отчетом об оценке от <...> № <...> рыночная стоимость принадлежащего административному истцу объекта недвижимости с КН <...> по состоянию на 29.12.2018 составляла 10 269 000 руб.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.
Отчет об оценке объекта оценки является итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости (статья 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ).
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии с пунктом 3 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 № 254, отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, настоящим федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении.
С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчетах об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объектов недвижимости и включать проверку отчетов на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В рамках судебного разбирательства судом была назначена судебная оценочная экспертиза (на предмет соответствия указанных отчетов требованиям законодательства и установления рыночной стоимости объектов), проведение которой поручено эксперту ООО «О» С.
По выводам, содержащимся в экспертном заключении названного эксперта от <...> № <...>, отчеты ООО «А» от <...> № <...>, № <...>, № <...> соответствуют требованиям Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности. Эксперт подтвердил рыночную стоимость объекта недвижимости с КН <...> по состоянию на 02.07.2018 в размере 11 576 000 руб. Эксперт подтвердил рыночную стоимость объекта недвижимости с КН <...> по состоянию на 31.10.2018 в размере 10 111 000 руб. Эксперт подтвердил рыночную стоимость объекта недвижимости с КН <...> по состоянию на 29.12.2018 в размере 10 269 000 руб.
Оценивая заключение судебной экспертизы в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд учитывает, что представленное заключение подготовлено лицом, имеющим стаж работы эксперта в области оценки более 20 лет, длительный стаж судебно-экспертной деятельности, а следовательно, обладающим необходимыми познаниями для проведения подобного рода исследований, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, так что оснований не доверять выводам эксперта у суда не имеется.
Эксперт С. является членом СРО «Общероссийская общественная организация «Российское общество оценщиков» и его ответственность застрахована, что свидетельствует о соблюдении требований Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ (ст.ст.3, 4).
Составленное заключение соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», частей 1, 2 и 3 статьи 82 КАС РФ, основывается на положениях, которые дают возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости.
Заключение основано на материалах дела, изложенные в нем выводы научно обоснованы, не противоречивы, четко отвечают на поставленные судом вопросы и согласуются с другими исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами.
Таким образом, суд приходит к выводу, что заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объектов недвижимости, определенную по состоянию на дату определения кадастровой стоимости, то есть, суд относит экспертное заключение к числу допустимых и достоверных доказательств применительно к положениям статьи 84 КАС РФ.
Аналогичным образом на предмет соответствия закону суд оценивает и указанные выше отчеты ООО «А» от <...> № <...>, № <...>, № <...>.
Следовательно, данные доказательства, по мнению суда, возможно взять за основу выводов о рыночной стоимости объектов недвижимости.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Кадастровая стоимость принадлежащих административному истцу объектов недвижимости определена по состоянию на 02.07.2018, 31.10.2018, 29.12.2018. На те же даты установлена и рыночная стоимость указанных объектов в отчетах оценщика, подтвержденных экспертным заключением.
Доказательств иного размера рыночной стоимости объектов на 02.07.2018, 31.10.2018, 29.12.2018, доказательств, опровергающих правильность выводов эксперта либо позволяющих усомниться в их правильности, отвечающих требованиям статей 59, 61 КАС РФ, участниками процесса не представлено.
Таким образом, оценив всю совокупность доказательств по делу, суд приходит к выводу, что рыночная стоимость объекта недвижимости с КН <...> по состоянию на 02.07.2018 может быть установлена в размере 11 576 000 руб.; рыночная стоимость объекта недвижимости с КН <...> по состоянию на 31.10.2018 может быть установлена в размере 10 111 000 руб.; рыночная стоимость объекта недвижимости с КН <...> по состоянию на 29.12.2018 может быть установлена в размере 10 269 000 руб., что ниже внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости указанных объектов. Это нарушает права административного истца как плательщика налога на имущество физических лиц.
При этом, так как кадастровая стоимость объектов была установлена ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области с использованием удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных постановлением правительства Тульской области от 12.09.2016 № 414, вина ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в неправильном определении такой стоимости исключается. Другие действия (решения) ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в рамках данного дела не оспаривались.
При таких обстоятельствах, исходя из приведенных выше норм, с учетом того, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объектов, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретных объектов недвижимости, суд приходит к выводу о том, что в данном случае кадастровая стоимость объектов недвижимости может быть установлена в размере их рыночной стоимости, следовательно, административный иск подлежит удовлетворению, при этом надлежащим ответчиком является правительство Тульской области.
Исходя из положений статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости, которой в данном случае является день обращения административного истца с административным исковым заявлением в Тульский областной суд – 26.12.2019.
Возражения администрации муниципального образования г. Тула, сославшейся на снижение налоговых поступлений, которое может повлечь удовлетворение административного иска, суд находит несостоятельными, поскольку установление кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик объектов недвижимости (в данном случае, нежилых зданий), не нарушает права администрации муниципального образования на получение законных и экономически обоснованных налогов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Зарипова О.С. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания (складской комплекс строение № 12 «склад негорючих материалов») КН <...>, количество этажей 1, в том числе подземных 0, площадью 1473,7 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, - равной по состоянию на 02.07.2018 его рыночной стоимости в размере 11 576 000 руб.
Установленная судом кадастровая стоимость объекта недвижимости КН <...> для исчисления налоговой базы за период с 02.07.2018 по 31.12.2019.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания (склад негорючих материалов 36*36 стр. 15) КН <...>, количество этажей 1, в том числе подземных 0, площадью 1309 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>; - равной по состоянию на 31.10.2018 его рыночной стоимости в размере 10 111 000 руб.
Установленная судом кадастровая стоимость объекта недвижимости КН <...> применяется для исчисления налоговой базы за период с 31.10.2018 по 31.12.2019.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания (склад негорючих материалов 36*36 стр. 16) КН <...>, количество этажей 1, в том числе подземных 0, площадью 1324,8 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>; - равной по состоянию на 29.12.2018 его рыночной стоимости в размере 10 269 000 руб.
Установленная судом кадастровая стоимость объекта недвижимости КН <...> применяется для исчисления налоговой базы за период с 29.12.2018 по 31.12.2019.
В целях, установленных законодательством Российской Федерации, датой подачи административным истцом заявления о пересмотре кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости является день обращения указанного лица с административным исковым заявлением в Тульский областной суд – 26.12.2019.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий -