УИД № 66RS0003-01-2022-005356-69
Мотивированное решение изготовлено 17 ноября 2022 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург 10 ноября 2022 года
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Станевич В. С., при секретаре судебного заседания Тепляковой А. М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Савиной Марии Сергеевны к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о возложении обязанности приобрести и предоставить жилое помещение с последующим заключением договора найма специализированного жилого помещения,
установил:
Савина М. С.первоначально обратилась в суд с иском к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, ГКУ «Фонд жилищного строительства» о возложении обязанности приобрести и предоставить жилое помещение с последующим заключением договора найма специализированного жилого помещения.
В обоснование исковых требований указано, что в соответствии с Федеральным законом РФ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Савна М. С.относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, так как мать истца умерла, 14.07.2007, отец – лишен родительских прав.
06.02.2013 Приказом Управления социальной политики министерства социальной политики Свердловской области по Кировскому району г. Екатеринбурга попечителем истца назначен Харченко В. В., за Савиной М. С. закреплено право пользования жилой комнатой площадью 16,5 кв.м., расположенной по адресу: ***, *** ***, до совершеннолетия.
До 2016 года истец вместе с попечителем проживала по адресу: ***.
В закрепленном за истцом жилом помещении она сохраняет только регистрация, проживать в нем н имеет возможности, поскольку в данном жилом помещении проживает брат истца Савин А. С. со своей семьей, ведет асоциальный образ жизни.
Приказом Управления социальной политики министерства социальной политики Свердловской области по Кировскому району г. Екатеринбурга от *** *** Савина М. С. была принята на учет для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного фонда Свердловской области.
На момент достижения истцом возраста 18 и 23 лет жилое помещение не предоставлено, в связи с чем, она вынуждена обратиться в суд с настоящим исковым заявлением.
С учетом принятых судом уточнений, исключении из числа соответчиком ГКУ «Фонд жилищного строительства», истец просит судобязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести (построить) жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления, отвечающее установленным санитарным правилам и нормам, находящегося в пределах муниципального образования «город Екатеринбург» и распределить приобретенное (построенное) жилое помещение Савиной М. С. для заключения с ней договора найма специализированного жилого помещения.
Истец в судебное заседание не явилась, доверила защиту своих прав представителю.
Представитель истца Федорова Н. Н. исковые требования по заявленному предмету и основаниям поддержала.
Представитель ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в судебное заседание не явился, завил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии. В материалы дела представлен отзыв, согласно которому право истца на обеспечение его жилым помещением специализированного жилого помещения не нарушено, так как соблюдается предусмотренный действующим законодательством порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Представители третьих лиц Управление социальной политики № 24 Министерства социальной политики Свердловской области, ГКУ «Фонд жилищного строительства», Министерство финансов Свердловской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания. От ГКУ «Фонд жилищного строительства»,Управления социальной политики № 24 Министерства социальной политики Свердловской области,поступил отзыв на исковое заявление, заявлены ходатайства о рассмотрении дела в отсутствии представителей.
С учетом мнения представителя, положений ч.ч. 3 - 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело при данной явке, в отсутствие истца, ответчика и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Заслушав пояснения, исследовав материалы дела, каждое представленное доказательство в отдельности и все в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
По смыслу статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Судом установлено и не спаривается сторонами, что в соответствии с Федеральным законом РФ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Савна М. С.относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, так как мать истца умерла, 14.07.2007, отец – лишен родительских прав.
06.02.2013 Приказом Управления социальной политики министерства социальной политики Свердловской области по Кировскому району г. Екатеринбурга попечителем истца назначен Харченко В. В., за Савиной М. С. закреплено право пользования жилой комнатой площадью 16,5 кв.м., расположенной по адресу: ***, уд***, ***, до совершеннолетия.
До 2016 года истец вместе с попечителем проживала по адресу: ***.
Истец указывает, что в закрепленном жилом помещении она сохраняет только регистрация, проживать в нем н имеет возможности, поскольку в данном жилом помещении проживает брат истца Савин А. С. со своей семьей, ведет асоциальный образ жизни.
Приказом Управления социальной политики министерства социальной политики Свердловской области по Кировскому району г. Екатеринбурга от 28.10.2016 № 302 Савина М. С. была принята на учет для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного фонда Свердловской области.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» срок предоставления жилья по договору найма специализированного жилого помещения определен следующими юридическими фактами: окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования; окончание прохождения военной службы по призыву; окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства.
Конституция Российской Федерации, закрепляя признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства (ст.2), провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (для чего в частности, обеспечивается государственная поддержка детства, устанавливаются гарантии социальной защиты-ст.7), и в котором права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18) на основе конституционного равноправия (ст.19. ч.1.ч.2), где достоинство личности охраняется государством и запрещается унижающее человеческое достоинство обращение (ст.21.ч.1,ч.2), обеспечивается право каждого на жилище (ст.40, ч.1 и 3), а права свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст.55, ч.2 и 3).
Действительно, как было указано судом ранее, законодательно установлено, что до достижения возраста 23 лет лица, относящиеся к категории детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, имеют право на предусмотренные законом № 159-ФЗ меры социальной поддержки.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
На основании ст. 98 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан предназначены для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, категории которых устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что по смыслу жилищного законодательства, право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли.
Согласно сведениям из Управления Росреестра по Свердловской области Савина М. С. собственником какого-либо недвижимого имущества не является.
Также у суда не имеется сведений о том, что истец является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма. Обратное никем не доказано.
Таким образом, в силу Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в новой редакции имеются основания для предоставленияСавиной М. С.благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Судом установлено и не представлено доказательств обратного, что истец не обеспечен таким жильем до настоящего времени.
Указанное свидетельствует о нуждаемости истца в предоставлении жилого помещения и наличии оснований для его обеспечения органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договору найма специализированного жилого помещения.
Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и Порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 N 527-ПП (в редакции от 03.10.2019).
Данным Порядком установлено, что в соответствии с государственной программой Свердловской области "Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года" обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (п. 3).
Согласно п. 4 указанного Порядка получателем бюджетных средств, предусмотренных для приобретения (строительства, реконструкции) жилых помещений детям-сиротам, является государственное казенное учреждение Свердловской области "Фонд жилищного строительства".
В соответствии с п. 2 Порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 24 апреля 2013 г. N 527-ПП, им установлена процедура предоставления жилых домов и квартир государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, находящихся в оперативном управлении государственного казенного учреждения Свердловской области "Фонд жилищного строительства", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п. 3 Порядка жилые дома и квартиры государственного специализированного жилищного фонда, находящиеся в оперативном управлении Фонда (далее - жилые помещения), предоставляются детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по договорам найма специализированных жилых помещений однократно.
Пунктом 7 Порядка установлено, что распределение детям-сиротам построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.
В соответствии с Федеральным законом от 29.02.2012 г. №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Свердловской области от 19.12.2012 г. №107-03 «О внесении изменений в Закон Свердловской области «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области» территориальным органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации переданы полномочия по учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа с 01.01.2013 г.
Согласно п.п. 7, 8 ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1998 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Свердловской области от 16.04.2013 г. №491-ПП «Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» уполномоченными исполнительными органами государственной власти определены:
1) Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области:
по приобретению жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
по принятию решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений и заключению с ними договоров найма жилых помещений, находящихся в оперативном управлении государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства»;
по содержанию жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области:
по ведению перечня жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
по ведению Реестра государственного имущества Свердловской области путем занесения соответствующих сведений о жилых помещениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
по управлению жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относящимися к государственной казне Свердловской области;
3) Министерство социальной политики Свердловской области:
по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области;
по организационно-методическому руководству и контролю деятельности органов опеки и попечительства по учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.
Приобретение и содержание жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств областного бюджета, выделяемых государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в установленном порядке.
Вышеуказанные нормы Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не обуславливают реализацию права на предоставление жилья специализированного жилищного фонда наличием или отсутствием иных лиц, имеющих право на получение такой жилой площади (в зависимости от номера в соответствующем списке таких лиц). Нет в законодательстве и указания на предоставление жилья в порядке очередности лицам одной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье специализированного жилищного фонда должно быть предоставлено гражданам, имеющим соответствующее право, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения права на получение жилого помещения из специализированного жилищного фонда, а не в порядке какой-либо очереди (по списку), то есть реализация гражданином права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в качестве дополнительной гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предполагает безусловное обеспечение его жилым помещением.
Согласно п. 2 Постановления Главы г. Екатеринбурга от 31.08.2005 № 824 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, действующей на территории муниципального образования «город Екатеринбург» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования «город Екатеринбург», исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого малоимущим гражданам по договору социального найма, установлена в размере 16 кв.м общей площади на одного человека.
Пунктом 6 статьи 8 Закона, предусмотрено, что срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в указанном выше порядке, составляет пять лет.
Таким образом, требования Савиной М. С. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о возложении обязанности приобрести и предоставить жилое помещение с последующим заключением договора найма специализированного жилого помещения, являются законными и обоснованными, подлежащими безусловному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Савиной Марии Сергеевны к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о возложении обязанности приобрести и предоставить жилое помещение с последующим заключением договора найма специализированного жилого помещения – удовлетворить.
Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести (построить) жилое помещение, общей площадью не менее 16 кв. м, находящееся в черте города Екатеринбурга, и отвечающее установленным санитарным правилам и нормам, и распределить приобретенное (построенное) жилое помещение Савиной Марии Сергеевне, *** года рождения, для заключения с нкй договора найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья <***> В. С. Станевич
<***><***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>