Дело № 2-3629/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 декабря 2016 года Кировский районный суд г.Перми в составе председательствующего судьи Швец Н.М., при секретаре Мазлоевой Е.С., с участием прокурора Мухиной Е.В., представителя ответчика – генерального директора Плащевского А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми гражданское дело по иску Пермского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Бетарм» о возложении обязанности по получению разрешения на выбросы вредных веществ,
установил:
Пермский межрайонный природоохранный прокурор обратился в защиту неопределенного круга лиц с иском к ООО «Бетарм» о возложении обязанности в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить в Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; согласовать в Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края мероприятия по уменьшению выбросов в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
Заявленные требования мотивированы тем, что Пермской межрайонной природоохранной прокуратурой при проведении проверки по обращению граждан о нарушении законодательства об охране атмосферного воздуха в Кировском районе г. Перми выявлены нарушения в деятельности ООО «Бетарм». В частности, установлено, что в ходе производственного процесса образуются выбросы в атмосферный воздух, при этом разрешение на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух отсутствует, проект предельно допустимых выбросов в уполномоченном органе не утвержден, инвентаризация источников выбросов не проведена. Отсутствие разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух как документа, свидетельствующего о соблюдении требований законодательства по охране атмосферного воздуха и окружающей среды, означает невозможность определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, чем нарушаются закрепленные ст. ст. 42, 58 Конституции РФ права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и на достоверную информацию о ее состоянии. ООО «Бетарм» не входит в Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, утвержденный приказом Минприроды РФ от 14.06.2011 № 628, в связи с чем разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух необходимо получать в Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края. Также ООО «Бетарм» не направляло в Государственную инспекцию по экологии и природопользованию Пермского края материалы для согласования мероприятий по уменьшению выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
Старший помощник Пермского межрайонного природоохранного прокурора в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика ООО «Бетарм» признал исковые требования.
Суд в силу п. 2 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принимает признание ответчиком иска, поскольку такое признание не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Представитель третьего лица Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края в суд не явился, извещен, согласно ранее направленному отзыву иск подлежит удовлетворению, поскольку до настоящего времени соответствующая разрешительная документация ООО «Бетарм» не получена, оно не имеет разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за его получением в Государственную инспекцию по экологии и природопользованию Пермского края ответчик не обращался.
Представитель третьего лица Пермского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – филиал ФГБУ «Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» участия в судебном заседании не принимал, извещен ранее представил пояснения, согласно которым ООО «Бетарм» с запросом на заключение договора на предоставление информации об оповещении о прогнозируемых неблагоприятных метеорологических условиях, способствующих накоплению загрязняющих веществ в подземном слое атмосферного воздуха» не обращалось.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав явившихся лиц, установил.
На основании ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов в коммерческих и иных организациях.
Материалами дела установлено, что ООО «Бетарм» зарегистрировано в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ, основным видом деятельности является производство изделий из бетона, цемента и гипса.
В ходе проведенной Пермской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки по обращению граждан о нарушении законодательства об охране атмосферного воздуха в Кировском районе г.Перми были выявлены нарушения в деятельности ООО «Бетарм»: отсутствует разрешение на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, не утвержден проект предельно допустимых выбросов в уполномоченном органе, не проведена инвентаризация источников выбросов.
Пунктом 1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 96-ФЗ) определена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводить инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документировать и хранить полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Согласно статье 14 Закона № 96-ФЗ, статьям 67, 73 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Санитарными правилами для литейного производства
(заводов, цехов, участков), утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР 23.07.1990 № 5183-90, предусмотрены требования к подготовке шихтовых, формовочных материалов и приготовлению смесей, а также перечень процессов, операций, оборудования, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов. Так, в качестве источников выбросов при производстве бетона названы: склад щебня, склад цемента (силосы), ленточный транспортер, весы-дозаторы, приемный бункер для сыпучих материалов, приемный бункер цемента; определены загрязняющие вещества, образующиеся при производственном процессе - пластификатор метиленбиссульфонат натрия, метиленбис и лигносульфонат натрия.
ГОСТ 31108-2003 «Цементы общестроительные. Технические условия», введенный в действие постановлением Госстроя РФ от 21.06.2003 № 93, устанавливает требования к цементам и компонентам их вещественного состава, определяет суммарное содержание гранулированного шлака, золы-уноса и известняка.
Для предотвращения вредного воздействия загрязняющих веществ законодательством предусмотрен их учет.
Отсутствие разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух как документа, свидетельствующего о соблюдении требований законодательства по охране атмосферного воздуха и окружающей среды, означает невозможность определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, чем нарушаются закрепленные ст. ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и на достоверную информацию о ее состоянии.
ООО «Бетарм» не входит в Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, утвержденный приказом Минприроды РФ от 14.06.2011 № 628, в связи с чем разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух необходимо получать в Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края, согласно п. 3.1.17. Положения об указанном государственном органе, утвержденном постановлением Правительства Пермского края от 16.04.2012 № 212-п.
В соответствии с п. 1.2 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденного приказом Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №, количественный и качественный состав вредных (загрязняющих) веществ, допускаемый к выбросу в атмосферный воздух, устанавливается по каждой отдельной производственной территории индивидуального предпринимателя и юридического лица, подлежащего региональному государственному экологическому надзору: в пределах установленных нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух либо в пределах установленных лимитов на выбросы (временно согласованных выбросов) в атмосферный воздух.
На основании ч. 2 ст. 19 Закона № 96-ФЗ постановлением Правительства Пермского края от 07.04.2016 № 196-п утвержден Порядок проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Пермского края (далее – Порядок).
В соответствии с п. 1.1 Порядка, целями его принятия является предотвращение угрозы жизни и здоровью населения при изменении состояния атмосферного воздуха, снижения негативного воздействия на окружающую среду в городских и иных поселениях выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ).
Согласно п. 1.2 Порядка его действие распространяется на юридических лиц (независимо от их организационно-правовых форм) и индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов на территории Пермского края (далее - юридические лица и индивидуальные предприниматели).
Во исполнение п. 2.1 Порядка юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны разрабатывать мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ в соответствии с требованиями законодательства и методическими документами в области охраны атмосферного воздуха.
Утвержденные мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ согласовываются с Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края (п. 2.4 Порядка).
Вместе с тем ООО «Бетарм» не направляло в Государственную инспекцию по экологии и природопользованию Пермского края материалы для согласования мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ.
Пунктом 5 статьи 14 Закона № 96-ФЗ предусмотрена процедура судебного ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, что свидетельствует о категоричности государства в вопросах осуществления производственной деятельности в отсутствие разрешительной природоохранной документации.
Поскольку ответчиком обязанность по получению разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, по разработке мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ в соответствии с требованиями законодательства и методическими документами в области охраны атмосферного воздуха, возложенная на него законодательством, не выполняется в добровольном порядке с 2012 года, такая обязанность подлежит возложению в судебном порядке.
Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание признание ответчиком исковых требований, суд считает необходимым установить срок исполнения обязанности в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Бетарм» (ИНН №, ОГРН №, дата государственной регистрации в качестве юридического лица – ДД.ММ.ГГГГ), обязанность в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
- получить в Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
- согласовать в Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края мероприятия по уменьшению выбросов в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
Решение в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г.Перми в апелляционном порядке.
Судья Н.М. Швец