РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Борисовка 27 сентября 2023 года
Борисовский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Стародубова В.Ю.,
при секретаре Несвитайло О.А.,
с участием истца Морозовой Т.А., ее представителя Журкелис Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Морозовой Татьяны Алексеевны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Морозова Михаила Олеговича, Страховского Александра Юрьевича к администрации Хотмыжского сельского поселения муниципального района «Борисовский район» Белгородской области о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Истцы Страховский А.Ю. и Морозова Т.А. в своих интересах, и интересах несовершеннолетнего Морозова М.О. обратились в суд с вышеуказанным иском. В обосновании иска сослались на то, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО1 – супруг истицы. После его смерти открылось наследство, состоящее из двух земельных участков с кадастровыми номерами № и № площадью <данные изъяты> кв.м и <данные изъяты> кв.м соответственно, а также жилого дома площадью <данные изъяты> кв.м, расположенных по адресу: <адрес>.
На земельные участки Морозова Т. А. и ФИО4 вступили в наследство, однако в выдаче свидетельства о праве на наследство на жилой дом нотариусом отказано, поскольку указанный жилой дом, приобретенный на имя наследодателя был реконструирован с использованием средств материнского (семейного) капитала, и если жилье строилось (реконструировалось) либо приобреталось с использованием не только средств материнского капитала, но и за счет совместного имущества супругов, то определить доли в праве собственности на жилое помещение, в том числе, размер долей умершего не представляется возможным.
Указанный жилой дом был построен наследодателем в 2010 г., его право собственности на дом зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ на основании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ На момент регистрации права собственности ФИО1 общая площадь дома составляла <данные изъяты>.м. Брак между наследодателем и истицей Морозовой Т.А. был зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ В связи с рождением совместного ребенка ФИО4, Морозова Т.А. приобрела право на получение государственного материнского (семейного) сертификата.
В период брака наследодатель осуществил строительство мансардного этажа к принадлежащему ему жилому дому. В результате пристройки мансардного этажа изменилась этажность дома, а также общая площадь жилого дома увеличилась с <данные изъяты> При жизни наследодатель не успел оформить все необходимые документы для постановки на кадастровый учет изменений площади и этажности жилого дома.
Морозова Т.А. обратилась в Управление Росреестра с заявлением о внесении изменений в кадастровый учет параметров жилого дома с кадастровым номером №, но в связи с тем, что с заявлением обратилось ненадлежащее лицо, кадастровый учет был приостановлен. Строительство мансардного этажа было осуществлено за счет средств материнского (семейного) капитала в размере 429 408,50 руб. Совместные с наследодателем средства при строительстве не использовались.
В связи со смертью ФИО1 заключить соглашение об определении размера долей не представляется возможным.
Истец Морозова Т.А. с учетом уточнений просит признать право общей долевой собственности нa жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>: за ней – в размере <данные изъяты> доли в праве, из которых <данные изъяты> доли в праве в порядке наследования после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ.; <данные изъяты> доли в праве в расходах на строительство жилого дома, оплаченных средствами материнского (семейного) капитала; за ФИО4 в размере <данные изъяты> доли в праве, из которых <данные изъяты> доли в праве в порядке наследования после смерти ФИО1, <данные изъяты> доли в праве в расходах на строительство жилого дома, оплаченных средствами материнского (семейного) капитала; за Страховским А.Ю. в размере <данные изъяты> доли в расходах на строительство жилого дома, оплаченных средствами материнского (семейного) капитала.
В судебном заседании истец Морозова Т.А., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО4, а также интересах Страховского А.Ю., ее представитель Журкелис Е.А. исковые требования поддержали, по указанным в иске обстоятельствам.
Представитель администрации Хотмыжского сельского поселения муниципального района «Борисовский район» Белгородской области, извещенный о времени и месте судебного разбирательства посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в судебное заседание не явился,
На основании ч.3 ст.167 ГПК РФ дело рассматривается в его отсутствие.
Исследовав обстоятельства по представленным доказательствам, выслушав доводы истца и его представителя, суд приходит к следующим выводам.
Ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию, по наследственному договору и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
В силу ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.
На основании п. 1 ст. 256 ГК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.
Согласно п. 4 ст. 256 ГК РФ правила определения долей супругов в общем имуществе при его разделе и порядок такого раздела устанавливаются семейным законодательством.
В случае смерти одного из супругов пережившему супругу принадлежит доля в праве на общее имущество супругов, равная одной второй, если иной размер доли не был определен брачным договором, совместным завещанием супругов, наследственным договором или решением суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 1150 ГК РФ принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью. Доля умершего супруга в этом имуществе, определяемая в соответствии со ст. 256 Гражданского кодекса Российской Федерации, входит в состав наследства и переходит к наследникам в соответствии с правилами, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 39 СК РФ при разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами.
В соответствии с п. 3 ст. 39 СК РФ общие долги супругов при разделе общего имущества супругов распределяются между супругами пропорционально присужденным им долям.
В соответствии с п. 1 ст. 36 СК РФ имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью.
Судом установлено, что Морозова Т.А. и ФИО1 состояли в браке с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о заключении брака (л.д. 44).
Также, имеют общего ребенка ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что следует из его свидетельства о рождении (л.д.47).
Морозова Т.А. имеет сына от первого брака Страховского Александра Юрьевича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., что подтверждается свидетельством о рождении (л.д.48).
Согласно свидетельству о смерти ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6).
В установленный законом срок, к нотариусу с заявлением о принятии наследства обратилась истец, в том числе в интересах несовершеннолетнего ребенка. Мать наследодателя ФИО7 в своем заявлении нотариусу отказалась от причитающегося наследства в пользу ФИО4
Нотариусом выданы истцу и сыну ФИО4 свидетельства о праве на наследство по закону после смерти ФИО1, кроме жилого дома, обосновав, невозможностью определения долей в связи с использованием средств материнского капитала (наследственное дело №).
При жизни в 2010 году ФИО1 был построен жилой дом. На момент регистрации права собственности ФИО1 общая площадь дома составляла <данные изъяты> кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 19).
Наследниками первой очереди к указанному имуществу наследодателя ФИО1, являются супруга Морозова Т.А. и несовершеннолетний сын ФИО4
Согласно свидетельству о заключении брака брак между наследодателем и истицей Морозовой Т.А. зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 44).
В период брака наследодатель осуществил строительство мансардного этажа к принадлежащему ему жилому дому на основании разрешения № № от ДД.ММ.ГГГГ на строительство, а также градостроительного плана земельного участка. В результате пристройки мансардного этажа изменилась этажность дома, а также общая площадь жилого дома увеличилась с <данные изъяты>м., что подтверждается данными технического учета и технической инвентаризации по состоянию на 02.02.2016 г. (л.д.20-29, 31-41).
Для строительства мансардного были использованы средства материнского (семейного) капитала в размере <данные изъяты>. (л.д. 45-46).
Пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» предусмотрено, что средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на счет эскроу, бенефициаром по которому является лицо, осуществляющее отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения.
В силу части 4 статьи 10 Федерального закона № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» лицо, получившее сертификат, его супруг (супруга) обязаны оформить жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, в общую собственность такого лица, его супруга (супруги), детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению. В этом случае правила части 1.1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации не применяются.
Из названных норм следует, что дети должны признаваться участниками долевой собственности на объект недвижимости, приобретенный (построенный, реконструированный) с использованием средств материнского (семейного) капитала.
Таким образом, при определении долей родителей и детей в праве собственности на спорный объект недвижимости необходимо руководствоваться частью 4 статьи 10 Федерального закона № 256-ФЗ, а также положениями статей 38, 39 СК РФ.
Исходя из изложенного, определение долей в праве собственности на реконструированный жилой дом должно производиться исходя из равенства долей родителей и детей на средства материнского (семейного) капитала, потраченные на реконструкцию дома и в соответствии с ч. 1 ст. 1150 ГК РФ.
Поэтому доля Морозовой Т.А. и двоих детей в материнском капитале составляет <данные изъяты> доли за каждым. Супружеская доля и в жилом доме, с учетом установленных по делу обстоятельств, составляет <данные изъяты> доли, а доля ФИО4 по закону в порядке наследования <данные изъяты> долей.
Таким образом, требования истца об определении долей в общем имуществе, признании права собственности на доли жилого дома в порядке наследования по закону основаны на законе и полежат удовлетворению, при этом суд соглашается с произведенным истцом расчетом долей.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Морозовой Татьяны Алексеевны удовлетворить.
Признать за Морозовой Татьяной Алексеевной (паспорт №) во исполнение обязательства по использованию средств материнского капитала, право на <данные изъяты> долей в праве общей долевой собственности на жилой дом, с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес> и право на <данные изъяты> долей в праве общей долевой собственности, в порядке наследования по закону после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, на жилой дом, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>
Признать за ФИО4 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения) во исполнение обязательства по использованию средств материнского капитала, право на <данные изъяты> долей в праве общей долевой собственности на жилой дом, с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>», и право на <данные изъяты> долей в праве общей долевой собственности, в порядке наследования по закону после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, на жилой дом, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>
Признать за Страховским Александром Юрьевичем (№) во исполнение обязательства по использованию средств материнского капитала, право на <данные изъяты> долей в праве общей долевой собственности на жилой дом, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Белгородский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Борисовский районный суд.
Решение изготовлено в окончательной форме 04.10.2023г.
Судья В.Ю. Стародубов