Дело № 2-104/2019
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
21 июня 2019 года село Карпогоры
Пинежский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Першиной Е.А., при секретаре судебного заседания Ромахиной Н.Г.,
рассмотрев гражданское дело РїРѕ РёСЃРєСѓ Шварца РРіРѕСЂСЏ Владимировича Рє Отделу Министерства внутренних дел Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Пинежскому району, Министерству внутренних дел Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний РїРѕ Архангельской области Рё Федеральному казенному учреждению «Управление РїРѕ конвоированию Управления Федеральной службы исполнения наказаний РїРѕ Архангельской области» Рѕ компенсации морального вреда,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р» :
Шварц Р.Р’. обратился РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє РћРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Пинежскому району Рѕ компенсации морального вреда, обосновав СЃРІРѕРµ требование тем, что РІ нарушение требований Федерального закона РѕС‚ 15.07.1995 РіРѕРґР° в„– 103-ФЗ "Рћ содержании РїРѕРґ стражей подозреваемых Рё обвиняемых РІ совершении преступлений" РІ период расследования уголовного дела РѕРЅ неоднократно содержался РІ РР’РЎ РћРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Пинежскому району свыше 10 суток. Рзолятор временного содержания рассчитан лишь РЅР° краткосрочное содержание РїРѕРґ стражей. Содержание подозреваемых Рё обвиняемых РІ изоляторе временного содержания сверх 10 суток РІ месяц РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє страданиям, подвергая всяческому пренебрежительному отношению, унижениям, Р° также мукам. Его содержание РІ изоляторе временного содержания РћРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Пинежскому району РІ рамках расследования уголовного дела, РїРѕ которому РѕРЅ отбывает наказание РІ настоящее время, осуществлялось РІ периоды: СЃ 22.10.2018 РїРѕ 11.11.2018 - 21 день, СЃ 25.11.2018 РїРѕ 11.12.2018 - 16 дней, СЃ 25.01.2019 РїРѕ 05.02.2019 - 12 дней. РџСЂРѕСЃРёС‚ СЃСѓРґ взыскать РІ его пользу компенсацию морального вреда РІ СЃСѓРјРјРµ 200 000 рублей.
Определениями СЃСѓРґР° Рє участию РІ деле РІ качестве соответчиков привлечены РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё, ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё, УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Архангельской области Рё ФКУ «Управление РїРѕ конвоированию УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Архангельской области», Р° также РІ качестве третьих лиц, РЅРµ заявляющих самостоятельные требования относительно предмета СЃРїРѕСЂР° - ФКУ «Главный центр специальных перевозок Министерства внутренних дел Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» Рё начальник РР’РЎ РћРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Пинежскому району Р’РґРѕРІРёРЅ Р•.Рђ.
Р’ судебном заседании истец Шварц Р.Р’., участвующий посредством видеоконференц-СЃРІСЏР·Рё, настаивал РЅР° удовлетворении исковых требований, РїРѕСЏСЃРЅРёРІ, что нарушение СЃСЂРѕРєРѕРІ содержания РІ РР’РЎ, установленных Федеральным законом РѕС‚ 15.07.1995 РіРѕРґР° в„– 103-ФЗ, причинило ему нравственные Рё физические страдания. Так, РѕРЅ был лишен возможности свиданий СЃ родственниками Рё телефонных переговоров, которые предоставляются только РІ РЎРР—Рћ, полагает, что ограничение его личных прав послужило причиной разрыва отношений СЃ СЃСѓРїСЂСѓРіРѕР№. Условия содержания РІ РЎРР—Рћ значительно лучше, чем РІ РР’РЎ: хороший РґСѓС€, помывка РІ бане, хорошее постельное белье, имеется телевизор Рё независимо РѕС‚ приема пищи РјРѕР¶РЅРѕ РІ любое время вскипятить чай. Р’ РР’РЎ РЅРµ работал даже радиоприемник, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем РѕРЅ был лишен известий Рѕ событиях РІРѕ внешнем РјРёСЂРµ.
Представитель ответчиков – РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё Рё РћРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Пинежскому району Богданова Рў.Рђ. РёСЃРє Шварца Р.Р’. РЅРµ признала, полагая, что истцом РЅРµ доказан факт причинения ему морального вреда. Указала, что РїРѕ железнодорожному маршруту в„– 44 плановое движение караула осуществляется 2 раза РІ месяц, данный план-график движения караулов РёРјРё РЅРµ разрабатывается. Условия содержания РІ РР’РЎ соответствуют всем нормам Рё требованиям, РІСЃРµ жалобы Шварца Р.Р’. РІ прокуратуру РЅР° условия содержания оставлены без удовлетворения, жалоб РѕС‚ РґСЂСѓРіРёС… лиц, содержавшихся РІ РР’РЎ, РЅРµ поступало.
Представитель ответчиков ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё, УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Архангельской области Рё ФКУ РЈРљ УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Архангельской области Беляев Р.Р’. РІ судебном заседании СЃ исковыми требованиями Шварца Р.Р’. РЅРµ согласился, предоставил РІ СЃСѓРґ отзывы РЅР° исковые требования, которые поддержал РїРѕ изложенным РІ РЅРёС… основаниям. Дополнительно указал, что плановые маршруты РїРѕ железнодорожным маршрутам открываются РїРѕ решению директора ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РЅР° основании заключения начальника территориального органа ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё, согласованного СЃ РњР’Р”, ГУВД, РЈР’Р” субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, отделом специальных Рё РІРѕРёРЅСЃРєРёС… перевозок РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё Рё управлением железной РґРѕСЂРѕРіРё. РџСЂРё этом вагоны для спецперевозок предоставляются РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё. Р’ марте 2018 РіРѕРґР° было списано РґРІР° специальных вагона, после чего, для выполнения задач РїРѕ конвоированию предоставлялось только РґРІР° специальных вагона. Руководствуясь принципами эффективности Рё рациональности было принято решение Рѕ сокращении количества поездок РїРѕ маршрутам конвоирования, РІ том числе, Рё плановому железнодорожному маршруту в„– 44 Архангельск-Карпогоры СЃ целью конвоирования минимальным количеством рейсов СЃ максимальной загрузкой. Согласно пункту 156 Рнструкции РїРѕ служебной деятельности специальных подразделений РЈРРЎ РїРѕ конвоированию, утвержденной приказом РѕС‚ 24.05.2006 в„– 199/369РґСЃРї Минюста Р РѕСЃСЃРёРё Рё РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё, конвоирование осужденных Рё лиц, содержащихся РїРѕРґ стражей осуществляются РїРѕ заявкам РњР’Р”, ГУВД, РЈР’Р” субъектов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРёР№ Федерации Рё С‚.Рґ. Заявки РЅР° конвоирование РёР· РР’РЎ РћРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Пинежскому району РІ отдел специального учета УФСРРќ РІ течение 2018 Рё 2019 РіРѕРґРѕРІ РЅРµ направлялись. График движения плановых железнодорожных караулов направляется РІ РћРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Пинежскому району ежемесячно Рё заблаговременно.
Третье лицо, РЅРµ заявляющее самостоятельные требования – начальник РР’РЎ РћРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Пинежскому району Р’РґРѕРІРёРЅ Р•.Рђ. РІ судебном заседании также РїРѕСЏСЃРЅРёР», что конвоирование лиц, содержащихся РїРѕРґ стражей РІ РР’РЎ Рё обратно РІ РЎРР—Рћ осуществляется РїРѕ утвержденному графику, заявок РЅР° этапирование РЅРёРєРѕРіРґР° ранее РЅРµ требовалось, учитывая постоянное наличие свободных мест. Условия содержания РІ РР’РЎ РћРњР’Р” РїРѕ Пинежскому району соответствуют всем требованиям.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представлены доказательства, суд приходит к следующему.
РЎСѓРґРѕРј установлено, что 22 октября 2018 РіРѕРґР° Шварц Р.Р’. был задержан РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ СЃС‚. 91 РЈРџРљ Р Р¤ РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ подозрением РІ совершении преступления, предусмотренного Рї. «в» С‡. 2 СЃС‚. 158 РЈРљ Р Р¤.
Постановлением Пинежского районного СЃСѓРґР° Архангельской области РѕС‚ 24 октября 2018 РіРѕРґР° подозреваемому Шварцу Р.Р’. избрана мера пресечения РІ РІРёРґРµ заключения РїРѕРґ стражу РґРѕ 21 декабря 2018 РіРѕРґР° включительно.
Постановлением этого Р¶Рµ СЃСѓРґР° РѕС‚ 11 декабря 2018 РіРѕРґР° СЃСЂРѕРє содержания РїРѕРґ стражей Шварцу Р.Р’. продлен РЅР° РѕРґРёРЅ месяц – РґРѕ 21 января 2019 РіРѕРґР° включительно.
28 декабря 2018 РіРѕРґР° Шварц Р.Р’. осужден РїСЂРёРіРѕРІРѕСЂРѕРј Рсакогорского районного СЃСѓРґР° Рі. Архангельска РїРѕ С‡. 2 СЃС‚. 159 РЈРљ Р Р¤, С‡. 2 СЃС‚. 159 РЈРљ Р Р¤, С‡. 2 СЃС‚. 159 РЈРљ Р Р¤, С‡. 2 СЃС‚. 159 РЈРљ Р Р¤, С‡. 2 СЃС‚. 159 РЈРљ Р Р¤, С‡. 2 СЃС‚. 159 РЈРљ Р Р¤, С‡. 2 СЃС‚. 159, С‡. 2 СЃС‚. 69 РЈРљ Р Р¤ Рє лишению СЃРІРѕР±РѕРґС‹ СЃСЂРѕРєРѕРј 4 (четыре) РіРѕРґР° 6 (шесть) месяцев СЃ отбыванием наказания РІ исправительной колонии строгого режима.
РџСЂРёРіРѕРІРѕСЂРѕРј Пинежского районного СЃСѓРґР° Архангельской области РѕС‚ 31 января 2019 РіРѕРґР° Шварц Р.Р’. осужден РїРѕ Рї. «в» С‡. 2 СЃС‚. 158 РЈРљ Р Р¤ Рє лишению СЃРІРѕР±РѕРґС‹ СЃСЂРѕРєРѕРј 2 РіРѕРґР° 6 месяцев. Р’ соответствии СЃ С‡. 5 СЃС‚. 69 РЈРљ Р Р¤ РїРѕ совокупности преступлений, путем частичного сложения наказания РїРѕ этому РїСЂРёРіРѕРІРѕСЂСѓ СЃ наказанием, назначенным РїСЂРёРіРѕРІРѕСЂРѕРј Рсакогорского районного СЃСѓРґР° Рі. Архангельска РѕС‚ 28.12.2018, окончательно назначено Шварцу Р.Р’. наказание РІ РІРёРґРµ лишения СЃРІРѕР±РѕРґС‹ СЃСЂРѕРєРѕРј 5 лет 6 месяцев СЃ отбыванием наказания РІ исправительной колонии строгого режима (Р».Рґ. 77-82).
Р’ период расследования уголовного дела Рё рассмотрения его СЃСѓРґРѕРј Шварц Р.Р’. содержался РІ РР’РЎ РћРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Пинежскому району РІ следующие периоды: СЃ 22.10.2018 РїРѕ 11.11.2018; СЃ 25.11.2018 РїРѕ 11.12.2018; СЃ 25.01.2019 РїРѕ 05.02.2019, то есть 10 дней РІ октябре 2018 РіРѕРґР°, 17 дней РІ РЅРѕСЏР±СЂРµ 2018 РіРѕРґР°, 11 дней РІ декабре 2018 РіРѕРґР°, 7 дней РІ январе 2019 РіРѕРґР° Рё 6 дней РІ феврале 2019 РіРѕРґР° (Р».Рґ. 16-22, 112, 186).
Право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статьи 17, 21 и 22 Конституции Российской Федерации).
Возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией Российской Федерации цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности, с тем чтобы не оказалось затронутым само существо данного права.
Помещение РІ места принудительного содержания Рё перемещение заключенных РїРѕРґ стражу лиц РІ транспортных средствах должны осуществляться без нарушения условий содержания, которые обеспечиваются Конституцией Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, общепризнанными принципами Рё нормами международного права, международными договорами Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (РІ частности, Международным пактом Рѕ гражданских Рё политических правах РѕС‚ 16 декабря 1966 РіРѕРґР°, ратифицированным Указом Президиума Верховного Совета РЎРЎРЎР РѕС‚ 18 сентября 1973 РіРѕРґР° N 4812-VIII, Конвенцией Рѕ защите прав человека Рё основных СЃРІРѕР±РѕРґ РѕС‚ 4 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 1950 РіРѕРґР°, ратифицированной Федеральным законом РѕС‚ 30 марта 1998 РіРѕРґР° N 54-ФЗ, Конвенцией против пыток Рё РґСЂСѓРіРёС… жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство РІРёРґРѕРІ обращения Рё наказания РѕС‚ 10 декабря 1984 РіРѕРґР°, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета РЎРЎРЎР РѕС‚ 21 января 1987 РіРѕРґР° N 6416-XI), федеральными законами (например, Кодексом Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях (далее - РљРѕРђРџ Р Р¤), Федеральным законом РѕС‚ 26 апреля 2013 РіРѕРґР° N 67-ФЗ "Рћ РїРѕСЂСЏРґРєРµ отбывания административного ареста", Федеральным законом РѕС‚ 15 июля 1995 РіРѕРґР° N 103-ФЗ "Рћ содержании РїРѕРґ стражей подозреваемых Рё обвиняемых РІ совершении преступлений", Уголовно-исполнительным кодексом Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (далее - РЈРРљ Р Р¤) Рё иными нормативными правовыми актами.
Как определено в ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ, содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
На основании ст. 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 103-ФЗ местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются, в том числе, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
Согласно ст. 9 Федерального закона № 103-ФЗ изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности (далее по тексту изоляторы временного содержания) предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений. В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.
В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца.
Установлено СЃСѓРґРѕРј Рё РЅРµ оспаривается ответчиками, что Шварц Р.Р’. содержался РІ РР’РЎ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Пинежскому району более 10 суток РІ месяц: СЃ 22.10.2018 РїРѕ 11.11.2018 (непрерывно 21 день); СЃ 25.11.2018 РїРѕ 11.12.2018 (17 дней); СЃ 25.01.2019 РїРѕ 05.02.2019 (12 дней).
Таким образом, требования закона РїСЂРё содержании Шварца Р.Р’. РїРѕРґ стражей нарушены.
В соответствии со статьей 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 1101 ГК РФ, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», разъяснено, что степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
РР· приведенных правовых РЅРѕСЂРј Рё акта РёС… толкования следует, что сами РїРѕ себе нарушения прав потерпевшего РЅРµ являются безусловными основаниями для удовлетворения требований Рѕ компенсации морального вреда. Обязательным условием удовлетворения названных требований является факт причинения потерпевшему физических Рё нравственных страданий, Р° также наличие причинно-следственной СЃРІСЏР·Рё между незаконными (виновными) действиями (бездействием) соответствующего органа (учреждения) Рё наступившим вредом.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции РФ и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Условия и порядок содержания в изоляторах временного содержания регулируются Федеральным законом от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее по тексту - Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ).
Деятельность РР’РЎ также регламентирована приказом РњР’Р” Р Р¤ N в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ "РћР± утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых Рё обвиняемых органов внутренних дел".
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" указано, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц.
Согласно п. 14 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 47 судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
РР· представленных доказательств следует, что условия Рё РїРѕСЂСЏРґРѕРє содержания РІ РР’РЎ РћРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Пинежскому району соответствуют требованиям Федерального закона РѕС‚ 15.07.1995 N 103-ФЗ "Рћ содержании РїРѕРґ стражей подозреваемых Рё обвиняемых РІ совершении преступлений" Рё приказа РњР’Р” Р Р¤ N 950 РѕС‚ 22.11.2005 "РћР± утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых Рё обвиняемых органов внутренних дел".
Данное обстоятельство подтверждается также ответами РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Пинежского района Архангельской области РЅР° жалобы Шварца Р.Р’., РёР· которых следует, что сотрудниками прокуратуры проводились проверки РР’РЎ ежедневно, каких-либо нарушений РІ условиях содержания РЅРµ выявлено (Р».Рґ. 85-86, 87, 88).
РџРѕ результатам проведенной проверки РїРѕ факту получения Шварцем Р.Р’. травмы РЅРѕРіРё 3 февраля 2019 РіРѕРґР° вынесено определение РѕР± отказе РІ возбуждении дела РѕР± административном правонарушении, предусмотренном СЃС‚. 6.1.1 РљРѕРђРџ Р Р¤, РїСЂРё этом РёР· письменного объяснения Шварца Р.Р’. следует, что травму РѕРЅ получил РїРѕ неосторожности, занимаясь физическими упражнениями, претензий РЅРё Рє РєРѕРјСѓ РЅРµ имеет, что подтверждено РёРј Рё РІ судебном заседании.
Р’ обоснование РёСЃРєР° Шварц Р.Р’. ссылается РІ частности РЅР° то, что РІ период содержания РІ РР’РЎ был лишен свиданий СЃ родственниками, Р° также телефонных переговоров.
Между тем, количество свиданий СЃ родственниками Рё иными лицами для лиц, содержащихся РїРѕРґ стражей, ограничено РґРІСѓРјСЏ РІ месяц (СЃС‚. 18 ФЗ-103). РџСЂРё этом, как следует РёР· пояснений Шварца Р.Р’., РІСЃРµ полагавшиеся свидания РёРј использованы.
Доказательств того, что именно несвоевременное использование положенных свиданий и телефонных переговоров привело к разрыву отношений с супругой, не представлено.
Неудобства, связанные СЃ пребыванием Шварца Р.Р’. РІ местах содержания РїРѕРґ стражей, были обусловлены привлечением его Рє уголовной ответственности Р·Р° совершение преступлений, что безусловно ведет Рє ограничению привычного образа Р¶РёР·РЅРё, Рє бытовым неудобствам, пребывании РІ состоянии стресса, ограничению СЃРІРѕР±РѕРґС‹ передвижения, вынужденному нахождению РІ замкнутом пространстве камеры Рё РґСЂСѓРіРёРј последствиям, которые являются следствием противоправного поведения самого истца.
Однако законом ограничен СЃСЂРѕРє содержания подозреваемых Рё обвиняемых РІ РР’РЎ, поскольку РІ целом условия содержания РІ РЅРёС… рассчитаны РЅР° кратковременное пребывание, РІ то время как условия содержания РІ РЎРР—Рћ предполагают длительное содержание таких лиц, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем имеют некоторые преимущества.
Так, РёР· объяснений Шварца Р.Р’. Рё сообщения ФКУ РЎРР—Рћ-1 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Архангельской области РѕС‚ 20.05.2019 следует, что РІ отличие РѕС‚ РР’РЎ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Пинежскому району РІ камерах РЎРР—Рћ-1 имеется телевизор, РїРѕ возможности холодильник, различные настольные РёРіСЂС‹, оказываются дополнительные платные бытовые Рё медико-санитарные услуги Рё прочее.
РљСЂРѕРјРµ того, РІ РР’РЎ, РІ отличие РѕС‚ РЎРР—Рћ, РЅРµ предусмотрена возможность телефонных переговоров.
Согласно статье 23 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
Право на сохранение неприкосновенности частной и семейной жизни, в том числе на неформальное общение, защищается законом в отношении каждого, т.е. оно распространяется и на лиц, которые лишены свободы в установленном законом порядке. Соблюдение законных интересов задержанных, заключенных под стражу или осужденных к лишению свободы по приговору суда предполагает, в частности, что они не могут быть полностью исключены из сферы общения людей, находящихся с ними в тесных личных, прежде всего родственных, отношениях (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 октября 2009 года N 1053-О-О).
Учитывая изложенное, содержание Шварца Р.Р’. РІ РР’РЎ РћР’РњР” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Пинежскому району сверх установленного СЃС‚. 13 Федерального закона в„– 103-ФЗ десятидневного СЃСЂРѕРєР°, РїРѕ мнению СЃСѓРґР°, нарушило его гарантированные законом права РЅР° уважение человеческого достоинства Рё свидетельствует Рѕ причинении ему физических Рё нравственных страданий, переживаний РІ степени, превышающий неизбежный уровень страданий РїСЂРё применении меры пресечения РІ РІРёРґРµ заключения РїРѕРґ стражей, что является основанием для компенсации морального вреда.
РџСЂРё определении размера компенсации морального вреда СЃСѓРґ учитывает характер Рё степень нарушения РЅРѕСЂРј Рё правил содержания, РёС… значение для заявителя, длительность ограничения прав заявителя, отсутствие доказательств каких-либо вредных последствий Сѓ истца РёР·-Р·Р° нахождения РІ РР’РЎ РІ указанный период, наличие надлежащих условий содержания Рё СЃ учетом принципа разумности Рё справедливости считает возможным удовлетворить его исковые требования РІ размере 5 000 СЂСѓР±. 00 РєРѕРї.
Разрешая вопрос о лице, ответственном за компенсацию морального вреда, суд исходит из следующего.
Нарушение СЃСЂРѕРєРѕРІ содержания Шварца Р.Р’. РІ РР’РЎ РћРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Пинежскому району произошло вследствие недостаточного количества плановых караулов.
Так, в соответствии с утвержденными графиками движение караула по маршруту № 44 «Архангельск-Карпогоры» осуществлялось 2 раза в месяц: 11 и 25 ноября 2018 года, 11 и 23 декабря 2018 года, 6 и 25 января 2019 года, 5 и 21 февраля 2019 года.
РџРѕСЂСЏРґРѕРє организации конвоирования осужденных Рё лиц, содержащихся РїРѕРґ стражей, РїРѕ установленным маршрутам конвоирования, конвоирования граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё лиц без гражданства РЅР° территорию Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации регламентирован Рнструкцией РїРѕ служебной деятельности специальных подразделений РЈРРЎ РїРѕ конвоированию, утвержденной приказом РѕС‚ 24.05.2006 в„– 199/369РґСЃРї Минюста Р РѕСЃСЃРёРё Рё РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё (далее – Рнструкция).
Согласно пункту 14 Рнструкции плановые маршруты РїРѕ железным дорогам Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации устанавливаются для конвоирования осужденных Рё лиц, содержащихся РїРѕРґ стражей, РёР· следственных изоляторов РІ исправительные учреждения, изоляторы временного содержания подозреваемых Рё обвиняемых органов внутренних дел (далее – РР’РЎ органов внутренних дел) Рё обратно, Р° также между исправительными учреждениями РЅР° направлениях, РіРґРµ осуществляется движение пассажирских поездов.
Плановые маршруты РїРѕ железным дорогам открываются РїРѕ решению директора ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РЅР° основании заключения начальника территориального органа ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё, согласованного СЃ РњР’Р”, ГУВД, РЈР’Р” субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, отделом специальных Рё РІРѕРёРЅСЃРєРёС… перевозок РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё Рё управлением железной РґРѕСЂРѕРіРё.
ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ заключению начальника УФСРРќ открыто четыре плановых железнодорожных маршрута, РІ том числе плановый железнодорожный маршрут в„– 44 «Архангельск – Карпогоры». Конвоирование РїРѕ данным маршрутам осуществляет ФКУ Управление РїРѕ конвоированию УФСРРќ Р РѕСЃСЃРё РїРѕ Архангельской области.
Расписания движения специальных вагонов (далее – спецвагонов) по плановым железнодорожным маршрутам объединяются в «Свод расписаний движения специальных вагонов с пассажирскими поездами на железных дорогах Российской Федерации» (далее – Свод расписаний), который ежегодно уточняется.
Для уточнения РЎРІРѕРґР° расписаний РЅР° 2018 РіРѕРґ РІ ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё поступило маршрутное расписание движения караула РїРѕ плановому железнодорожному маршруту в„– 44 «Архангельск – Карпогоры», подписанное всеми заинтересованными органами, РІ том числе РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Архангельской области Рё «ЦСП РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РЅР° Северной железной дороге». Уточнения РІ РЎРІРѕРґ расписаний РЅР° 2019 РіРѕРґ также были подписаны всеми заинтересованными органами Рё поступили РІ ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё.
Согласно пунктам 1, 1.1 и 1.3 приказа МВД РФ № №, Минюста РФ
в„– в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ «О совершенствовании организации Рё обеспечения специальных Рё иных перевозок, выполняемых РІ интересах Федеральной службы исполнения наказаний Рё Министерства внутренних дел Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации железнодорожным транспортом» функции РїРѕ обеспечению подачи РїРѕРґРІРёР¶РЅРѕРіРѕ состава для ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё Рё организации перевозок осуждённых Рё лиц, содержащихся РїРѕРґ стражей железнодорожным транспортом РІ соответствии СЃРѕ сводным графиком движения поездов, разрабатываемым СЃ учётом РЎРІРѕРґР° расписаний, возложены РЅР° Департамент обеспечения правопорядка РЅР° транспорте РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё.
Согласно пункту 4.2 приказа МВД РФ № №, Минюста РФ № №
от ДД.ММ.ГГГГ отдел специальных и воинских перевозок МВД России ежемесячно составляет график использования специальных вагонов с учётом сроков проведения ремонтов (технических обслуживаний) и возможности их наиболее рационального использования.
Согласно сведениям филиала ФКУ «ГЦСП РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРёВ» «ЦСП РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РЅР° Северной железной дороге» для выполнения задач ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ конвоированию осужденных Рё лиц, содержащихся РїРѕРґ стражей РЅР° начало 2018 РіРѕРґР° имелось четыре специальных вагона, что позволяло обеспечивать полную потребность, РІ том числе РїРѕ плановому железнодорожному маршруту в„– 44 «Архангельск – Карпогоры».
Как следует РёР· объяснений представителя ответчиков Беляева Р.Р’., которые РЅРµ опровергнуты представителем РњР’Р”, 29.03.2018 Рё 30.03.2018 было списано РґРІР° специальных вагона. После чего для выполнения задач РїРѕ конвоированию предоставлялось только РґРІР° специальных вагона, РІ настоящее время - РѕРґРёРЅ вагон.
Таким образом, недостаточное количество плановых конвоев обусловлено отсутствием необходимого количества специальных вагонов, наличие которых не обеспечено МВД России и подведомственным ему отделом специальных и воинских перевозок.
При этом из объяснений участвующих лиц следует, что количество плановых конвоев фактически не зависит от наличия заявок и с учетом имеющегося количества специальных вагонов не могло превышать два в месяц.
Государство несет ответственность по организации своей пенитенциарной системы таким образом, чтобы обеспечить надлежащие условия, содержание и уважение достоинства задержанных, какие бы финансовые или материально-технические затруднения не возникали.
В силу пункта 2 статьи 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 ГК РФ).
Статьей 1071 ГК РФ установлено, что в случаях, когда в соответствии с этим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, бюджета муниципального образования выступает РІ СЃСѓРґРµ соответственно РѕС‚ имени Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, муниципального образования РІ качестве представителя ответчика РїРѕ искам Рє Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, субъекту Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, муниципальному образованию Рѕ возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу РІ результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, РїРѕ ведомственной принадлежности, РІ том числе РІ результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, РЅРµ соотве░‚░Ѓ░‚░І░ѓ░Ћ░‰░░░… ░·░°░є░ѕ░Ѕ░ѓ ░░░»░░ ░░░Ѕ░ѕ░ј░ѓ ░ї░Ђ░°░І░ѕ░І░ѕ░ј░ѓ ░°░є░‚░ѓ.
░ў░°░є░░░ј ░ѕ░±░Ђ░°░·░ѕ░ј, ░І ░Ђ░°░ј░є░°░… ░Ѓ░ї░ѕ░Ђ░Ѕ░‹░… ░ї░Ђ░°░І░ѕ░ѕ░‚░Ѕ░ѕ░€░µ░Ѕ░░░№ ░ї░ѕ ░░░Ѓ░є░°░ј ░ѕ ░І░ѕ░·░ј░µ░‰░µ░Ѕ░░░░ ░І░Ђ░µ░ґ░°, ░ї░Ђ░░░‡░░░Ѕ░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░„░░░·░░░‡░µ░Ѓ░є░ѕ░ј░ѓ ░»░░░†░ѓ ░І ░Ђ░µ░·░ѓ░»░Њ░‚░°░‚░µ ░Ѕ░µ░·░°░є░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░ґ░µ░№░Ѓ░‚░І░░░№ ░і░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░ѕ░Ђ░і░°░Ѕ░ѕ░І, ░Ѕ░°░ґ░»░µ░¶░°░‰░░░ј ░ѕ░‚░І░µ░‚░‡░░░є░ѕ░ј ░ї░ѕ ░ґ░µ░»░ѓ ░Џ░І░»░Џ░µ░‚░Ѓ░Џ ░і░»░°░І░Ѕ░‹░№ ░Ђ░°░Ѓ░ї░ѕ░Ђ░Џ░ґ░░░‚░µ░»░Њ ░Ѓ░Ђ░µ░ґ░Ѓ░‚░І ░„░µ░ґ░µ░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░±░Ћ░ґ░¶░µ░‚░°.
░Ј░є░°░·░ѕ░ј ░џ░Ђ░µ░·░░░ґ░µ░Ѕ░‚░° ░ ░¤ ░ѕ░‚ 21 ░ґ░µ░є░°░±░Ђ░Џ 2016 ░і░ѕ░ґ░° N 699 ░ѓ░‚░І░µ░Ђ░¶░ґ░µ░Ѕ░ѕ ░џ░ѕ░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░░░µ ░ѕ ░њ░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░µ░Ђ░Ѓ░‚░І░µ ░І░Ѕ░ѓ░‚░Ђ░µ░Ѕ░Ѕ░░░… ░ґ░µ░» ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░ ░░ ░ў░░░ї░ѕ░І░ѕ░µ ░ї░ѕ░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░░░µ ░ѕ ░‚░µ░Ђ░Ђ░░░‚░ѕ░Ђ░░░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░ј ░ѕ░Ђ░і░°░Ѕ░µ ░њ░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░µ░Ђ░Ѓ░‚░І░° ░І░Ѕ░ѓ░‚░Ђ░µ░Ѕ░Ѕ░░░… ░ґ░µ░» ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░ ░ї░ѕ ░Ѓ░ѓ░±░Љ░µ░є░‚░ѓ ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░ (░ґ░°░»░µ░µ - ░џ░ѕ░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░░░µ ░ѕ ░њ░’░” ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░░).
░’ ░ї░ѕ░ґ░ї░ѓ░Ѕ░є░‚░µ 100 ░ї░ѓ░Ѕ░є░‚░° 1 ░ ░°░·░ґ░µ░»░° II ░џ░ѕ░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░░░Џ ░ѕ ░њ░’░” ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░░ ░ѓ░є░°░·░°░Ѕ░ѕ, ░‡░‚░ѕ ░њ░’░” ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░░ ░ѕ░Ѓ░ѓ░‰░µ░Ѓ░‚░І░»░Џ░µ░‚ ░„░ѓ░Ѕ░є░†░░░░ ░і░»░°░І░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ђ░°░Ѓ░ї░ѕ░Ђ░Џ░ґ░░░‚░µ░»░Џ ░░ ░ї░ѕ░»░ѓ░‡░°░‚░µ░»░Џ ░Ѓ░Ђ░µ░ґ░Ѓ░‚░І ░„░µ░ґ░µ░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░±░Ћ░ґ░¶░µ░‚░°, ░° ░‚░°░є░¶░µ ░±░Ћ░ґ░¶░µ░‚░Ѕ░‹░µ ░ї░ѕ░»░Ѕ░ѕ░ј░ѕ░‡░░░Џ ░і░»░°░І░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░ѕ░Ђ░° (░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░ѕ░Ђ░°) ░ґ░ѕ░…░ѕ░ґ░ѕ░І ░±░Ћ░ґ░¶░µ░‚░ѕ░І ░±░Ћ░ґ░¶░µ░‚░Ѕ░ѕ░№ ░Ѓ░░░Ѓ░‚░µ░ј░‹ ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░, ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░ѕ░Ђ░° ░░░Ѓ░‚░ѕ░‡░Ѕ░░░є░ѕ░І ░„░░░Ѕ░°░Ѕ░Ѓ░░░Ђ░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░ґ░µ░„░░░†░░░‚░° ░„░µ░ґ░µ░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░±░Ћ░ґ░¶░µ░‚░°.
░џ░ѕ░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░░░µ░ј ░ї░ѓ░Ѕ░є░‚░° 160 ░ ░µ░і░»░°░ј░µ░Ѕ░‚░° ░њ░’░” ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░░, ░ѓ░‚░І░µ░Ђ░¶░ґ░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░џ░Ђ░░░є░°░·░ѕ░ј ░њ░’░” ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░░ ░ѕ░‚ 17 ░ѕ░є░‚░Џ░±░Ђ░Џ 2013 ░і░ѕ░ґ░° N 850, ░░░Ѓ░ї░ѕ░»░Ѕ░µ░Ѕ░░░µ ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░‹░… ░°░є░‚░ѕ░І ░ї░ѕ ░░░Ѓ░є░°░ј ░є ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░ ░ѕ ░І░ѕ░·░ј░µ░‰░µ░Ѕ░░░░ ░І░Ђ░µ░ґ░°, ░ї░Ђ░░░‡░░░Ѕ░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѕ░µ░·░°░є░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░ј░░ ░ґ░µ░№░Ѓ░‚░І░░░Џ░ј░░ (░±░µ░·░ґ░µ░№░Ѓ░‚░І░░░µ░ј) ░њ░’░” ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░░, ░‚░µ░Ђ░Ђ░░░‚░ѕ░Ђ░░░°░»░Њ░Ѕ░‹░… ░ѕ░Ђ░і░°░Ѕ░ѕ░І ░њ░’░” ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░░, ░░░Ѕ░‹░… ░ѕ░Ђ░і░°░Ѕ░░░·░°░†░░░№ ░░ ░ї░ѕ░ґ░Ђ░°░·░ґ░µ░»░µ░Ѕ░░░№ ░Ѓ░░░Ѓ░‚░µ░ј░‹ ░њ░’░” ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░░ ░░░»░░ ░░░… ░ґ░ѕ░»░¶░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░Ѕ░‹░… ░»░░░†, ░І ░‚░ѕ░ј ░‡░░░Ѓ░»░µ ░І ░Ђ░µ░·░ѓ░»░Њ░‚░°░‚░µ ░░░·░ґ░°░Ѕ░░░Џ ░°░є░‚░ѕ░І, ░Ѕ░µ ░Ѓ░ѕ░ѕ░‚░І░µ░‚░Ѓ░‚░І░ѓ░Ћ░‰░░░… ░·░°░є░ѕ░Ѕ░ѓ ░░░»░░ ░░░Ѕ░‹░ј ░Ѕ░ѕ░Ђ░ј░°░‚░░░І░Ѕ░‹░ј ░ї░Ђ░°░І░ѕ░І░‹░ј ░°░є░‚░°░ј, ░І░ѕ░·░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░ѕ ░Ѕ░° ░ѓ░є░°░·░°░Ѕ░Ѕ░‹░№ ░„░µ░ґ░µ░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░‹░№ ░ѕ░Ђ░і░°░Ѕ ░░░Ѓ░ї░ѕ░»░Ѕ░░░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░І░»░°░Ѓ░‚░░.
░Ј░‡░░░‚░‹░І░°░Џ ░░░·░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░µ, ░Ѓ ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░ ░І ░»░░░†░µ ░њ░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░µ░Ђ░Ѓ░‚░І░° ░І░Ѕ░ѓ░‚░Ђ░µ░Ѕ░Ѕ░░░… ░ґ░µ░» ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░ ░·░° ░Ѓ░‡░µ░‚ ░є░°░·░Ѕ░‹ ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░ ░І ░ї░ѕ░»░Њ░·░ѓ ░░░І░°░Ђ░†░° ░░і░ѕ░Ђ░Џ ░’░»░°░ґ░░░ј░░░Ђ░ѕ░І░░░‡░° ░І ░Ѓ░‡░µ░‚ ░є░ѕ░ј░ї░µ░Ѕ░Ѓ░°░†░░░░ ░ј░ѕ░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░І░Ђ░µ░ґ░° ░Ѓ░»░µ░ґ░ѓ░µ░‚ ░І░·░‹░Ѓ░є░°░‚░Њ 5 000 ░Ђ░ѓ░±░»░µ░№.
░ ░ѓ░є░ѕ░І░ѕ░ґ░Ѓ░‚░І░ѓ░Џ░Ѓ░Њ ░Ѓ░‚░°░‚░Њ░Џ░ј░░ 194-199 ░“░џ░љ ░ ░¤, ░Ѓ░ѓ░ґ
░Ђ ░µ ░€ ░░ ░»:
░░░Ѓ░є░ѕ░І░‹░µ ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░░░І░°░Ђ░†░° ░░і░ѕ░Ђ░Џ ░’░»░°░ґ░░░ј░░░Ђ░ѕ░І░░░‡░° ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░░░‚░Њ ░‡░°░Ѓ░‚░░░‡░Ѕ░ѕ.
░’░·░‹░Ѓ░є░°░‚░Њ ░Ѓ ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░ ░І ░»░░░†░µ ░њ░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░µ░Ђ░Ѓ░‚░І░° ░І░Ѕ░ѓ░‚░Ђ░µ░Ѕ░Ѕ░░░… ░ґ░µ░» ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░ ░·░° ░Ѓ░‡░µ░‚ ░є░°░·░Ѕ░‹ ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░ ░І ░ї░ѕ░»░Њ░·░ѓ ░░░І░°░Ђ░†░° ░░і░ѕ░Ђ░Џ ░’░»░°░ґ░░░ј░░░Ђ░ѕ░І░░░‡░° ░є░ѕ░ј░ї░µ░Ѕ░Ѓ░°░†░░░Ћ ░ј░ѕ░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░І░Ђ░µ░ґ░° ░І ░Ђ░°░·░ј░µ░Ђ░µ 5 000 (░џ░Џ░‚░Њ ░‚░‹░Ѓ░Џ░‡) ░Ђ░ѓ░±░»░µ░№.
░’ ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░µ░Ѕ░░░░ ░░░Ѓ░є░° ░░░І░°░Ђ░†░° ░░і░ѕ░Ђ░Џ ░’░»░°░ґ░░░ј░░░Ђ░ѕ░І░░░‡░° ░ѕ ░є░ѕ░ј░ї░µ░Ѕ░Ѓ░°░†░░░░ ░ј░ѕ░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░І░Ђ░µ░ґ░° ░є ░ћ░‚░ґ░µ░»░ѓ ░њ░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░µ░Ђ░Ѓ░‚░І░° ░І░Ѕ░ѓ░‚░Ђ░µ░Ѕ░Ѕ░░░… ░ґ░µ░» ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░░ ░ї░ѕ ░џ░░░Ѕ░µ░¶░Ѓ░є░ѕ░ј░ѓ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░ѓ, ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░Ѓ░»░ѓ░¶░±░µ ░░░Ѓ░ї░ѕ░»░Ѕ░µ░Ѕ░░░Џ ░Ѕ░°░є░°░·░°░Ѕ░░░№, ░Ј░ї░Ђ░°░І░»░µ░Ѕ░░░Ћ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░Ѓ░»░ѓ░¶░±░‹ ░░░Ѓ░ї░ѕ░»░Ѕ░µ░Ѕ░░░Џ ░Ѕ░°░є░°░·░°░Ѕ░░░№ ░ї░ѕ ░ђ░Ђ░…░°░Ѕ░і░µ░»░Њ░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░ ░░ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░ј░ѓ ░є░°░·░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░ј░ѓ ░ѓ░‡░Ђ░µ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░Ћ ░«░Ј░ї░Ђ░°░І░»░µ░Ѕ░░░µ ░ї░ѕ ░є░ѕ░Ѕ░І░ѕ░░░Ђ░ѕ░І░°░Ѕ░░░Ћ ░Ј░ї░Ђ░°░І░»░µ░Ѕ░░░Џ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░Ѓ░»░ѓ░¶░±░‹ ░░░Ѓ░ї░ѕ░»░Ѕ░µ░Ѕ░░░Џ ░Ѕ░°░є░°░·░°░Ѕ░░░№ ░ї░ѕ ░ђ░Ђ░…░°░Ѕ░і░µ░»░Њ░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░░» ░ѕ░‚░є░°░·░°░‚░Њ.
░ ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░ј░ѕ░¶░µ░‚ ░±░‹░‚░Њ ░ѕ░±░¶░°░»░ѕ░І░°░Ѕ░ѕ ░І ░°░ї░µ░»░»░Џ░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░ј ░ї░ѕ░Ђ░Џ░ґ░є░µ ░І ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░ѓ░Ћ ░є░ѕ░»░»░µ░і░░░Ћ ░ї░ѕ ░і░Ђ░°░¶░ґ░°░Ѕ░Ѓ░є░░░ј ░ґ░µ░»░°░ј ░ђ░Ђ░…░°░Ѕ░і░µ░»░Њ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░ї░ѓ░‚░µ░ј ░ї░ѕ░ґ░°░‡░░ ░¶░°░»░ѕ░±░‹ ░‡░µ░Ђ░µ░· ░џ░░░Ѕ░µ░¶░Ѓ░є░░░№ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░№ ░Ѓ░ѓ░ґ ░ђ░Ђ░…░°░Ѕ░і░µ░»░Њ░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░ ░І ░‚░µ░‡░µ░Ѕ░░░µ ░ј░µ░Ѓ░Џ░†░° ░Ѓ░ѕ ░ґ░Ѕ░Џ ░µ░і░ѕ ░ї░Ђ░░░Ѕ░Џ░‚░░░Џ ░І ░ѕ░є░ѕ░Ѕ░‡░°░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░„░ѕ░Ђ░ј░µ 26 ░░░Ћ░Ѕ░Џ 2019 ░і░ѕ░ґ░°.
░Ў░ѓ░ґ░Њ░Џ ░•. ░ђ. ░џ░µ░Ђ░€░░░Ѕ░°