Дело № 2-583/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Вельск 19 мая 2016 года
Вельский районный суд Архангельской области
в составе председательствующего Сидорак Н.В.,
при секретаре Боковиковой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора <адрес> в интересах М.А.С. , Б.И.Н. к администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» о предоставлении жилого помещения,
установил:
исполняющий обязанности прокурора <адрес> в интересах М.А.С. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» (далее – администрация МО «Вельский муниципальный район») о возложении обязанности по предоставлению М.А.С. по договору социального найма благоустроенного жилого помещения в черте Муравьевского сельского поселения Архангельской области – однокомнатной квартиры общей площадью не менее <данные изъяты> квадратных метров, отвечающей санитарно-техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по МО «Муравьевское» Архангельской области, незамедлительно, с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района по заявлению М.А.С. проведена проверка исполнения администрацией МО «Вельский муниципальный район» жилищного законодательства Российской Федерации в части предоставления гражданам жилья. В ходе проверки было установлено, что М.А.С. зарегистрирован по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение было предоставлено М.А.С. на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в жилом многоквартирном <адрес> произошел пожар, в результате которого дом поврежден огнем, <адрес>, в которой проживал М.А.С. , залита водой и стала непригодна для проживания. Актом межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что муниципальный жилой <адрес> д. <адрес> в результате пожара признан аварийным и подлежащим сносу. На основании постановления главы МО «Муравьевское» от ДД.ММ.ГГГГ №, утвердившего протокол заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ, М.А.С. поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в государственной программе Архангельской области «Устойчивое развитие сельских территорий Архангельской области (ДД.ММ.ГГГГ годы). ДД.ММ.ГГГГ М.А.С. обратился в администрацию МО «Муравьевское» с заявлением о предоставлении жилого помещения взамен пострадавшего в результате пожара. Из представленного администрацией ответа от ДД.ММ.ГГГГ следует, что свободных жилых помещений в муниципальном образовании не имеется. Согласно информации администрации МО «Вельский муниципальный район» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, пригодное для проживания, М.А.С. не представлено. При этом, иных жилых помещений у М.А.С. не имеется. Согласно техническому паспорту на жилой <адрес>, № года постройки, ранее представленное М.А.С. жилое помещение, являлось однокомнатной квартирой, жилой площадью <данные изъяты> квадратных метров, общей площадью <данные изъяты> квадратных метров.
До рассмотрения дела по существу заявленные исполняющим обязанности прокурора <адрес> требования уточнены. Согласно уточненным требованиям в связи с тем, что в жилом помещении по адресу: <адрес> также зарегистрирована Б.И.Н., не имеющая жилого помещения, пригодного для проживания, исполняющий обязанности прокурора <адрес> просил возложить обязанность по предоставлению М.А.С. , Б.И.Н. по договору социального найма благоустроенного жилого помещения в черте Муравьевского сельского поселения Архангельской области – однокомнатной квартиры общей площадью не менее <данные изъяты> квадратных метров, отвечающей санитарно-техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по МО «Муравьевское» Архангельской области, незамедлительно, с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве истца привлечена Б.И.Н.
Истцы М.А.С. и Б.И.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, согласно имеющимся в деле сведениям, просили рассмотреть дело без их участия, заявленные исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Р.Т.Н. заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрация МО «Вельский муниципальный район» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела ответчик извещен надлежащим образом, согласно представленному заявлению представитель по доверенности Р.Т.Н. просила рассмотреть дело без ее участия, заявленные исковые требования ответчик не признал в полном объеме по основаниям, изложенным в письменном отзыве, представленном суду.
Представитель третьего лица администрации МО «Муравьевское» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, согласно представленному заявлению глава администрации К.В.А. просил рассмотреть дело без его участия.
С учетом мнения участвующих в деле лиц, суд рассматривает дело в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие не явившихся в судебное заседание истцов, ответчика и третьего лица.
Выслушав объяснения помощника прокурора <адрес>, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.ст. 18, 19, 40 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Все равны перед законом и судом. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
На основании ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.
Пунктом 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В силу ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно быть пригодным для постоянного проживания граждан. Пригодным для постоянного проживания жилым помещением признается жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Пунктом 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В силу пп. 1, 3 ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение признано непригодным для проживания.
Согласно ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
На основании пп. 1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
<адрес> проведена проверка по обращению М.А.С. по факту нарушения его жилищных прав.
В судебном заседании установлено, что на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ М.А.С. было предоставлено жилое помещении по адресу: <адрес>, д. Лукинская, <адрес>, состоящее из одной комнаты, общеполезной площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м. ДД.ММ.ГГГГ М.А.С. был зарегистрирован по месту жительства.
Таким образом, М.А.С. являлся нанимателем квартиры, расположенной по адресу: <адрес> был зарегистрирован по месту жительства.
ДД.ММ.ГГГГ в качестве члена семьи нанимателя на регистрационный учет была поставлена Б.И.Н.
Изложенные выше сведения отражены и в поквартирной карточке <адрес>.
В соответствии с сообщением отдела надзорной деятельности Вельского и <адрес>ов УНДиПР Главного Управления МЧС России по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ около <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут в <данные изъяты> квартирном муниципальном жилом доме по адресу: <адрес> произошел пожар, в результате которого огнем повреждена <адрес> частично крыша дома. Остальные квартиры частично повреждены водой.
Согласно акту проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ занимаемое М.А.С. и Б.И.Н. жилое помещение – <адрес>, после произошедшего ДД.ММ.ГГГГ пожара, залита водой, непригодна для проживания.
На основании постановления главы МО «Муравьевское» от ДД.ММ.ГГГГ №, утвердившего протокол заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ, М.А.С. поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в государственной программе Архангельской области «Устойчивое развитие сельских территорий Архангельской области».
ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией, назначенной на основании распоряжения главы администрации МО «Муравьевское» с целью определения пригодности жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> для проживания, проведено обследование, о чем составлен акт №. В указанном акте зафиксированы деформация стен, значительная степень повреждения деревянных конструкций, просадка стен, разрушение фундамента. В соответствии с заключением комиссии указанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Из сообщения Вельского отделения ГУП АО «Бюро технической инвентаризации» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что данные о наличии в собственности недвижимого имущества на имя М.А.С. и Б.И.Н. отсутствуют.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ М.А.С. обратился к главе администрации МО «Муравьевское» с заявлением о предоставлении ему жилого помещения. По результатам рассмотрения которого заявителю был дан ответ об отсутствии на ДД.ММ.ГГГГ в муниципальном образовании свободного жилого помещения
В настоящее время М.А.С. и Б.И.Н. в связи с непригодностью к проживанию предоставленного им жилого помещения, его аварийностью вынуждены жить у знакомых, арендовать иное жилое помещение.
В силу ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 187-ФЗ) вопросы по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Таким образом, решение вопросов по реализации жилищных прав граждан Российской Федерации, проживающих на территории сельских поселений, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, возложено законом на органы местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
В соответствии с решением Собрания депутатов МО «Вельский муниципальный район» пятого созыва № от ДД.ММ.ГГГГ согласован перечень объектов муниципального образования «Муравьевское» Архангельской области предложенный к передаче в собственность муниципального образования «Вельский муниципальный район», в том числе <адрес>.
Неисполнение положений жилищного законодательства по обеспечению истцов, имеющих право пользования жилым помещением, которое в настоящее время непригодно для проживания, и собственником которого является МО «Вельский муниципальный район», не лишает граждан, зарегистрированных в сгоревшем жилом помещении возможности требовать защиты прав, в том числе путем предоставления другого жилого помещения.
Критерием обеспечения граждан жилым помещением в таких ситуациях является признание жилого дома непригодным для проживания.
В соответствии с разъяснениями п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий.
Из смысла приведенных норм права следует, что орган местного самоуправления обязан предоставить гражданину взамен подлежащего сносу другое благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, равном количеством комнат, расположенное в пределах границ муниципального образования, вне зависимости от того, состоит ли гражданин на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий или не состоит.
В данном же случае жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в результате пожара значительно поврежден огнем, а именно повреждена <адрес> частично крыша дома, остальные квартиры частично повреждены водой, в связи с чем не пригоден для дальнейшего проживания, поэтому данный факт дает истцу право на обеспечение его жилым помещением в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вследствие чего на ответчике администрации МО «Вельский муниципальный район», лежит обязанность предоставить взамен иное пригодное для проживания жилое помещение.
При этом, жилое помещение должно быть предоставлено во внеочередном порядке, то есть безотлагательно по вступлении решения суда в законную силу с учетом требований законодательства об исполнительном производстве.
Довод ответчика администрации МО «Вельский муниципальный район» о том, что после передачи полномочий по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях граждан, М.А.С. с заявлением о предоставлении ему жилого помещения взамен утраченного в результате пожара не обращался и на учете не состоит, как основание для отказа в удовлетворении исковых требований не основан на законе, ввиду того, что орган местного самоуправления обязан предоставить гражданину взамен признанному непригодным для проживания жилью другое благоустроенное жилое помещение, вне зависимости от того, состоит ли гражданин на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий или не состоит.
Ссылка ответчика на то, что М.А.С. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий для вступления в федеральную целевую программу «Устойчивое развитие сельских территорий Архангельской области», не свидетельствует о восстановлении нарушенных прав истца. Кроме того, документов, подтверждающих участие М.А.С. в указанной программе, представлено не было.
На момент рассмотрения спора жилищные права М.А.С. и Б.И.Н. не восстановлены, иного жилого помещения у них, в том числе на праве собственности, не имеется, что подтверждается материалами дела, уведомлениями Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая изложенное, а также то, что в силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств обратному в судебное заседание ответчиком администрацией МО «Вельский муниципальный район» представлено не было, суд считает, что исковые требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению, поскольку именно у ответчика администрации МО «Вельский муниципальный район» возникло перед М.А.С. и Б.И.Н. обязательство по предоставлению им жилого помещения, которое в нарушение жилищного и гражданского законодательства не выполнено, в связи с чем, прокурор в интересах М.А.С. и Б.И.Н. имеет право в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации требовать восстановления нарушенных прав в судебном порядке.
Таким образом, жилое помещение М.А.С. и Б.И.Н. с учетом указанных выше норм материального права, должно быть предоставлено администрацией МО «Вельский муниципальный район» исходя из площади ранее занимаемого жилого помещения, во внеочередном порядке по договору социального найма, отвечающее санитарно-техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по МО «Муравьевское» Архангельской области.
Учитывая, что администрация МО «Вельский муниципальный район» является органом местного самоуправления и выступает по данному делу в качестве ответчика, то в силу пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождается от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░.░.░. , ░.░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░.░.░. , ░.░.░. ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░