Решение по делу № 2а-840/2017 от 02.08.2017

Дело № 2а-840/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Чернушка                                22 сентября 2017 года

    Чернушинский районный суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Янаевой О.Ю.,

при секретаре судебного заседания Кулановой О.А.,

с участием административного истца Павловой Р.Г.,

представителя административного ответчика администрации Чернушинского городского поселения Ганцевой Е.Н.,

представителя административного ответчика управления социального заказа администрации Чернушинского муниципального района Зайнуллиной Г.М.,

заинтересованного лица Павлова С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Чернушинского районного суда административное дело по административному иску Павловой Разиды Гусмановны к администрации Чернушинского городского поселения, управлению социального заказа администрации Чернушинского муниципального района об оспаривании решений органов местного самоуправления,

установил:

Административный истец Павлова Р.Г. обратилась в суд с иском к администрации Чернушинского городского поселения, управлению социального заказа администрации Чернушинского муниципального района об оспаривании решений органов местного самоуправления. Требования мотивированы тем, что распоряжением администрации Чернушинского городского поселения от 04.07.2017 года №219р истец Павлова Р.Г. исключена из общей очереди граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, 14.07.2017 года управлением социального заказа администрации Чернушинского муниципального района истцу Павловой Р.Г. сообщено, что она исключена из списка граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в Чернушинском муниципальном районе. С 03.04.1998 года Павлова Р.Г. состояла на учете в качестве вынужденного переселенца, что подтверждается удостоверением вынужденного переселенца от 31.03.2010 года <№>. В соответствии с Законом РФ от 19.02.1993 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности. На основании выписки из протокола от 22.06.2017 года №6 жилищная комиссия администрации Чернушинского городского поселения истца Павлову Р.Г. сняла с учета нуждающихся в жилом помещении на основании п.2 ст.56 ЖК РФ (утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма), поскольку член семьи Павловой Р.Г. супруг Павлов С.Г.имеет в собственности жилой дом общей площадью <данные изъяты>. по адресу: <адрес>. Административный истец Павлова Р.Г. просит признать решение жилищной комиссии администрации Чернушинского городского поселения от <ДД.ММ.ГГГГ> незаконным, восстановить Павлову Р.Г. в списке общей очереди граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма Чернушинского городского поселения с момента первичной постановки на учет, то есть с 28.03.2003 года, признать решение рабочей комиссии по обеспечению реализации федеральной подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в Чернушинском муниципальном районе об исключении из списка Павловой Р.Г. незаконным, признать за Павловой Р.Г. право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Определением Чернушинского районного суда Пермского края от 15.08.2017 года по делу привлечено в качестве заинтересованного лица Министерство социального развития Пермского края.

Определением Чернушинского районного суда Пермского края от 01.09.2017 года по делу привлечено в качестве заинтересованного лица Министерство строительства и архитектуры Пермского края.

Административный истец Павлова Р.Г. в судебном заседании на удовлетворении иска настаивала, доводы, изложенные в иске, поддержала.

Представитель административного ответчика администрации Чернушинского городского поселения Ганцева Е.Н. в судебном заседании с иском не согласилась. Заявила ходатайство об оставлении административного иска без рассмотрения, поскольку иск подписан и подан лицом, не имеющим полномочий на подписание иска.

Представитель административного ответчика управления социального заказа администрации Чернушинского муниципального района Зайнуллина Г.М. в судебном заседании с иском не согласилась по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д.33), согласно которых в соответствии с Положением о комиссии по обеспечению реализации федеральной подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в Чернушинском муниципальном районе, утвержденным постановлением главы Чернушинского муниципального района от 06.02.2012 года №146, указанная комиссия является органом, обеспечивающим реализацию подпрограммы на территории Чернушинского муниципального района. Право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане Российской Федерации, в том числе граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включенные территориальными органами федерального органа исполнительной власти по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Администрация Чернушинского городского поселения уведомила комиссию о снятии с учета нуждающихся в жилом помещении Павловой Р.Г., в связи с тем, что уровень обеспеченности общей площадью превышает норму площади жилого помещения, что является основанием для снятия в соответствии с п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ. На основании данного уведомления комиссией принято решение об исключении Павловой Р.Г. из списка участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». В соответствии со ст.51 ЖК РФ уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых гражданами и (или) членами его семьи по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности. В соответствии с решением Земского Собрания Чернушинского района от 28.06.2005 года №284 учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлен в размере 14 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 человека. Семья истца Павловой Р.Г. состоит из супруга Павлова С.Г., сына <ФИО>5 Супруг Павлов С.Г. имеет в собственности жилой дом общей площадью <данные изъяты>. Уровень обеспеченности на 1 члена семьи истца Павловой Р.Г. составляет 14,3 кв.м.

Заинтересованное лицо Павлов С.Г. в судебном заседании исковые требования Павловой Р.Г. поддержал, пояснил, что на праве собственности владел квартирой по адресу <адрес>. Указанная квартира приобретена им до заключения брака с Павловой Р.Г. На основании заключения межведомственной комиссии дом был признан аварийным и подлежал расселению. В период брака с истцом Павловой Р.Г. Павлов С.Г. по договору мены жилого дома с земельным участком приобрел в собственность квартиру по адресу <адрес>. Считает, что указанная квартира не является совместной собственностью с истцом Павловой Р.Г., следовательно, при определения права нуждаемости Павловой Р.Г. в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, ответчиками не должна была учитываться.

Заинтересованное лицо Министерство социального развития Пермского края в судебное заседание не явилось, о дате, времени и месте судебного заседания надлежаще извещено, направили письменные возражения по иску, согласно которых в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 18.02.2014 года №90-п(в ред. От 20.06.2017 года) «Об утверждении положения о министерстве строительства и архитектуры Пермского края» Министерство является исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим функции по выработке региональной политики и нормативному правовому регулированию в сферах строительства, градостроительства, архитектуры, жилищной политики и жилищных отношений в части обеспечения отдельных категорий граждан жилыми помещениями и жилищными сертификатами, следовательно, Министерство социального развития Пермского края не является заинтересованным лицом по делу.

Заинтересованное лицо Министерство строительства и архитектуры Пермского края в судебное заседание не явилось, о дате, времени и месте судебного заседания надлежаще извещено, направили письменные возражения, согласно которых в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 (ред. от 28.07.2017) "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" (вместе с "Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы") право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации: граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включенные территориальными органами федерального органа исполнительной власти по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции (далее - орган по контролю в сфере миграции) в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Исчерпывающий перечень оснований для снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях определен ст.56 ЖК РФ. Если на каждого члена семьи обеспечение общей площадью жилого помещения будет приходиться согласно учетной норме и более, то гражданин подлежит снятию с учета нуждающихся.

Суд, заслушав стороны, заинтересованное лицо, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему выводу.

Согласно ст.1 Закона РФ от 19.02.1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка: 1) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации;2) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.

Члены семьи вынужденного переселенца - проживающие с вынужденным переселенцем независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи вынужденного переселенца в судебном порядке.

В соответствии с п. 2 ст. 5 указанного закона решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 7 указанного Закона федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», утверждены Правила выпуска и реализации государственных сертификатов (далее - Правила) в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года № 1050.

В соответствии с п. 1 указанного выше постановления, формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

В соответствии с п.п. «ж» п. 5 Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом в рамках подпрограммы имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включенные территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно п.24 Правил, для включения в список граждан, изъявивших желание получить государственную жилищную субсидию в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы в 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении государственной жилищной субсидии в планируемом году. Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

П.п. «б» п. 17 Правил установлено, что применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина- участника подпрограммы, указанного в п.п. "ж" пункта 5 настоящих Правил, признаются проживающие с гражданином - участником подпрограммы независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем.

В силу п.1, 2 ч. 1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Частью 1 ст.31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч.2 ст. 31 ЖК РФ).

В судебном заседании установлено, что Павлова Р.Г. имеет статус вынужденного переселенца, о чем выдано удостоверение вынужденного переселенца от 31.03.2010 года (л.д.10, 11).

Согласно материалов учетного дела гражданина, принятого на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма Павлова Р.Г. состояла на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с ноября 2003 года. Состав семьи 3 человека: истец Павлова Р.Г., супруг истца Павлов С.Г., сын истца <ФИО>5

Решением жилищной комиссии Чернушинского городского поселения от 22.06.2017 года №6 истец Павлова Р.Г. снята с учета нуждающихся в жилом помещении на основании п. 2 ч.1 ст.56 ЖК РФ в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Согласно материалов учетного дела участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» истец Павлова Р.Г. являлась участником указанной подпрограммы, поскольку имеет статус вынужденного переселенца. Состав семьи 3 человека: истец Павлова Р.Г., супруг истца Павлов С.Г., сын истца <ФИО>5

Письмом управления социального заказа администрации Чернушинского муниципального района от 14.07.2017 года №220 истец Павлова Р.Г. исключена из числа участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», в связи с отсутствием нуждаемости.

Из свидетельства о государственной регистрации права от 30.11.2005 года следует, что супругу истца Павловой Р.Г. Павлову С.Г. на праве собственности принадлежала квартира общей площадью <данные изъяты> по адресу <адрес> (л.д.57).

Согласно заключению о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от 23.12.2009 года межведомственная комиссия администрации Чернушинского городского поселения признала многоквартирный дом по адресу <адрес> аварийным и подлежащим сносу.

На основании договора мены право собственности на квартиру по адресу <адрес> зарегистрировано <ФИО>6, в собственность Павлова С.Г. перешел жилой дом с земельным участком по адресу <адрес> общей площадью <данные изъяты>. (л.д.51).

Согласно решению Земского Собрания Чернушинского района от 28.06.2005 года №284 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения» учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена в размере 14 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 человека (л.д.34).

В ходе судебного разбирательства установлено, что супруг участника указанной подпрограммы Павловой Р.Г., признанный вместе с ей (в составе ее семьи) нуждающимся в улучшении жилищных условий, в августе 2016 года приобрел в собственность жилое помещение, не поставив об этом в известность жилищный орган, и сохранив тем самым за собой вместе с Павловой Р.Г., сыном <ФИО>5 право состоять на жилищном учете.

Эти обстоятельства имеют существенное значение для дела.

Исходя из содержания ч. 1 ст. 51 ЖК РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспеченность его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения.

При этом согласно ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Содержание названной нормы закона указывает на то, что наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения. Иное толкование данной нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства (Обзор судебной практики N 1, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016).

Поскольку общая площадь жилого дома по адресу <адрес> составляет <данные изъяты>., на долю каждого члена семьи истца Павловой Р.Г. приходится по 14,3 кв.м., что более установленной в Чернушинском муниципальном районе Пермского края учетной нормы, приходящейся на истца, ее супруга и сына, истцом утрачены основания, которые давали ей право на получение жилого помещения по договору социального найма, то вывод ответчика об отсутствии нуждаемости семьи Павловой Р.Г. в улучшении жилищных условий и утрате оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, является правильным.

Обеспеченность истца общей площадью на одного члена семьи истца Павловой Р.Г. после приобретения ее мужем в собственность жилого помещения стала составлять более учетной нормы, что в соответствии с п. 2 ч.1 ст.56 ЖК РФ является основанием для снятия ее с жилищного учета.

Следовательно, истец Павлова Р.Г. утратила право и на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административное исковое заявление не подписано или подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд, либо лицом, должностное положение которого не указано.

Ходатайство представителя административного ответчика администрации Чернушинского городского поселения Ганцевой Е.Н. об оставлении административного иска без рассмотрения, в связи с тем, что иск подписан и подан лицом, не имеющем полномочий на подписание иска, подлежит оставлению без удовлетворения, поскольку истец Павлова Р.Г. в судебном заседании присутствовала лично, с содержанием иска ознакомлена, требования, изложенные в иске поддержала.

Руководствуясь ст. 177, 226-227 КАС РФ, суд

                    решил:

В удовлетворении исковых требований Павловой Разиде Гусмановне отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Чернушинский районный суд.

Судья О.Ю. Янаева

2а-840/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Павлова Р.Г.
Ответчики
Администрация Чернушинского городского поселения
Управление социального заказа администрации Чернушинского муниципального района
Другие
Филюкова А.П.
Министерство Социального развития Пермского края
Павлов С.Г.
Суд
Чернушинский районный суд Пермского края
Дело на странице суда
chernush.perm.sudrf.ru
02.08.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
03.08.2017[Адм.] Передача материалов судье
03.08.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
03.08.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.08.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.08.2017[Адм.] Предварительное судебное заседание
01.09.2017[Адм.] Предварительное судебное заседание
01.09.2017[Адм.] Предварительное судебное заседание
22.09.2017[Адм.] Предварительное судебное заседание
22.09.2017[Адм.] Судебное заседание
26.09.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.09.2017[Адм.] Дело оформлено
29.09.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее