РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 августа 2013 года с.Чара
Каларский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Бабиковой О.С.,
с участием помощника прокурора Кузьминой Э.М.,
представителя ответчика - директора ООО «Аэропорт» Хохлова А.В.,
при секретаре Мисюра Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-336/2013 по исковому заявлению Читинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Аэропорт» о признании бездействия незаконным и о понуждении к действию,
УСТАНОВИЛ:
Читинский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Аэропорт» о признании бездействия незаконным и о понуждении к действию, мотивируя следующим. Читинской транспортной прокуратурой проведена плановая проверка деятельности аэродрома, расположенного в с.Чара муниципального района «Каларский район» Забайкальского края и ООО «Аэропорт» по эксплуатации и соблюдения законодательства о безопасности полетов, авиационной безопасности, в ходе которой установлено следующее.
Установлено, что аэродром Чара расположен Северо- восточнее поселка Чара и 660 километров севернее г. Читы. Прием, отправка и обслуживание воздушных судов в аэропорту с.Чара производится с использованием аэропортового комплекса, находящегося в собственности Российской Федерации. В настоящее время объекты аэропортового комплекса арендуются ООО «Аэропорт» у Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае согласно Договора № ф от 16.08.2011г. сроком на 10 лет. Аэродром имеет классность «Г», размер взлетно-посадочной полосы 1800х35 метров, покрытие асфальтобетон.
Взлетно-посадочная полоса, места стоянок ВС содержатся с нарушением нормативно- правовых документов.
Так, в нарушение п.3.4.1. «Нормы годности к эксплуатации гражданских аэродромов» ( далее НГЭА-92) в пределах зоны приземления ВПП уступы между кромками трещин имеют высоту 20-25 мм, волнообразования, образуют просвет 15-25 мм.
В нарушение п.3.1.9. НГЭА-92 п. 5.5.17 Руководства по эксплуатации гражданских аэродромов Российской Федерации, утвержденного директором Департамента воздушного транспорта Министерства транспорта РФ от 19.098.1994 № ДВ (РЭГА РФ-94) грунтовая поверхность спланированной части ЛП в месте сопряжения с искусственным покрытием ВПП располагается на разном уровне.
В нарушение п.3.4.2. НГЭА-92 на поверхности искусственного покрытия перрона (МС № 1) имеются оголенные стержни арматуры. В нарушение п. 5.1.79 РЭГА РФ-94 петли якорных креплений (МС № 2) разорваны.
В нарушение п.5.1.67 РЭГА РФ-94, п.п. 4.2.2 «Руководства по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации», утвержденного Приказом МГА СССР от 26.12.1988 № 209 не осуществлена вырубка зарослей кустарников в пределах территории аэродрома.
В силу п.23 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденным Приказом Минтранса России от 28.11. 2005г. № 142 (далее ФАП -142) территория аэропорта и особо важных объектов гражданской авиации должна иметь сплошное ограждение высотой 2, 13- 2,44 метра по всему периметру с предупредительными аншлагами, запрещающими проникновение в контролируемую зону. С внутренней и внешней сторон периметрового ограждения полоса шириной 3 метра должна быть очищена от мусора, кустарников и деревьев.
Вместе с тем, в нарушение данной нормы периметровое ограждение с южной стороны аэродрома, выполненное из сетки рабицы в железной рамке на железных столбах имеет высоту не более 1м 80 см, на участках периметра, выполненного из колючей проволоки имеются участки в провисанием и разрывом колючей проволоки, на предупредительных аншлагах надписи о запрете проникновения в контролируемую зону не читаемы, с внутренней и внешней стороны периметрового ограждения аэродрома полоса шириной 3 метра не очищена от кустарника и деревьев.
Кроме того, в нарушение п. 25 ФАП-142 с внутренней стороны вдоль ограждения отсутствует дорога, необходимая для периодического объезда территории аэропорта.
Указанное не обеспечивает и угрожает безопасности полетов воздушных судов и безопасности граждан, возникновение авиационного события может причинить вред жизни и здоровью граждан, пользующихся услугами перевозчика.
Прокурор просит суд признать бездействие ООО «Аэропорт» в не обеспечении мер авиационной безопасности и безопасности полетов на аэродроме с.Чара препятствующих возможности допуска посторонних лиц на территорию аэродрома, выразившихся в отсутствии по всему периметру установленного законодателем периметрового ограждения, предупредительных аншлагов, с внешней стороны вдоль периметрового ограждения дороги, необходимой, для периодического объезда территории аэропорта, с внутренней и внешней стороны аэропорта 3 метровой полосы очищенной от деревьев и кустарников, а также взлетно-посадочной полосы, мест стоянок ВС с нарушением нормативно- правовых документов.
Обязать ООО «Аэропорт» установить по всему периметру территории аэродрома сплошное ограждение высотой 2,13 -2,44 метра с предупредительными аншлагами, запрещающими проникновение в контролируемую зону; с внутренней и внешней сторон периметрового ограждения аэропорта полосу шириной 3 метра очистить от кустарника и деревьев; с внутренней стороны вдоль периметрового ограждения аэропорта оборудовать дорогу, необходимую для периодического объезда территории аэропорта; привести взлетно-посадочную полосу, места стоянок № 1 и № 2 в соответствии с требованиями воздушного законодательства, а именно в срок до 01 ноября 2013г. устранить трещины, уступы и волнообразования на взлетно-посадочной полосе аэропорта, грунтовую поверхность спланированной части поля в месте сопряжения с искусственным покрытием взлетно-посадочной полосы расположить на одном уровне, на поверхности искусственного покрытия перрона места стоянки № 1 удалить оголенные стержни арматуры, петли якорных креплений в месте стоянки № 2 скрепить.
В судебном заседании установлено следующее.
Помощник прокурора Каларского района Кузьмина Э.М., действующая на основании Приказа Генеральной прокуратуры РФ № от 26.04.2012г. «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе» и по поручению, на исковых требованиях настаивает по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика директор ООО «Аэропорт» Хохлов А.В. исковые требования прокурора признал, суду пояснил, что работа по устранению недостатков указанных в иске прокурора ведется, часть недостатков устранена, остальные будут устранены в сроки, заявленные прокурором.
Суд, выслушав участников процесса, изучив и проанализировав представленные доказательства, приходит к следующему.
Согласно ст. 45 ч.1 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
Читинской транспортной прокуратурой проведена плановая проверка общества с ограниченной ответственностью «Аэропорт», расположенного по адресу: Забайкальский край, Каларский район, с. Чара, ул. 50 лет Октября, д.2, в ходе которой выявлены нарушения требований, установленных правовыми актами в области гражданской авиации.
ООО "Аэропорт" является юридическим лицом, является правопреемником видов аэропортовой деятельности, осуществляемых Филиалом ОАО авиакомпания «Даурия», «Аэропорт Чара».
В соответствии с Уставом, предметом деятельности ООО "Аэропорт" является прочая вспомогательная деятельность воздушного транспорта, оптовая и розничная торговля горюче-смазочными материалами, техническое обслуживание и ремонт авиационной техники, аэропортовая деятельность, заправка авиационной и иной техники, организация перевозок грузов и др.
Прием, отправка и обслуживание воздушных судов в аэропорту с.Чара производится с использованием аэропортового комплекса, находящегося в собственности Российской Федерации. В настоящее время объекты аэропортового комплекса арендуются ООО «Аэропорт» у Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае согласно Договора № ф от 16.08.2011г. сроком на 10 лет.
В соответствии со ст. 2 Воздушного кодекса Российской Федерации воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила - нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 40 Воздушного кодекса Российской Федерации аэропорт это - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников.
Согласно ч.2 ст. 48 Воздушного кодекса Российской Федерации требования, предъявляемые к гражданским аэродромам и аэропортам, устанавливаются федеральными авиационными правилами и обязательны для соблюдения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также гражданами и юридическими лицами, участвующими в проектировании, строительстве, приемке, эксплуатации и ремонте этих аэродромов и аэропортов.
Частью 3 ст. 49 Воздушного кодекса Российской Федерации обеспечение соответствия аэродрома в период его эксплуатации установленным требованиям возлагается на организацию, осуществляющую эксплуатацию аэродрома.
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 1215 утверждены Нормы годности к эксплуатации аэродромов экспериментальной авиации, далее (НГЭА)
В соответствии с нормами годности к эксплуатации аэродромов экспериментальной авиации на поверхности искусственных покрытий аэродрома не должно быть:
посторонних предметов или продуктов разрушения покрытия; оголенных стержней арматуры; уступов между соседними плитами и кромками трещин высотой более 30 мм (для ИВПП - 25 мм); уступов поверхности на укрепленных обочинах на ИВПП и РД более 50 мм; наплывов мастики высотой более 15 мм; выбоин и раковин с наименьшим размером в плане более 50 мм и глубиной более 30 мм (для ИВПП - 25 мм), не залитых мастикой; сколов кромок плит и трещин шириной более 30 мм и глубиной более 25 мм, не залитых мастикой; волнообразования, образующих просвет под трехметровой рейкой более 25 мм (кроме вершин двускатного профиля и дождеприемных лотков).
Грунтовая поверхность летной полосы должна сопрягаться в одном уровне со всеми искусственными покрытиями аэродрома. На грунтовой поверхности не должно быть:
колей от колес воздушных судов глубиной, превышающей максимально допустимую величину, указанную в руководстве по летной эксплуатации, участков с разрыхленным, неуплотненным грунтом; не спланированных участков, на которых застаивается вода после выпадения осадков или при таянии снега; посторонних предметов, которые могут привести к поломке шасси или попасть в воздухозаборники двигателей воздушных судов.
В соответствии ст. 83 Воздушного кодекса Российской Федерации авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.
Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.
В соответствии ст. 84 Воздушного кодекса Российской Федерации авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.
Лица, осуществляющие прием, отправку или обслуживание воздушного судна, обязаны принимать меры по обеспечению авиационной безопасности.
Авиационная безопасность обеспечивается посредством:
1) предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома;
2) охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц;
3) исключения возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза;
4) предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии с Федеральным законом "О полиции";
(в ред. Федеральных законов от 21.03.2005 N 20-ФЗ, от 07.02.2011 N 4-ФЗ)
5) реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов.
Требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами.
В соответствии с п. 23 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных Приказом Минтранса России от 28.11.2005 № 142, территория аэропорта и особо важных объектов гражданской авиации должна иметь сплошное ограждение высотой 2,13 - 2,44 метра по всему периметру с предупредительными аншлагами, запрещающими проникновение в контролируемую зону. Расстояние между предупредительными аншлагами не более 100 метров. В ограждении в качестве средства обеспечения безопасности могут быть использованы системы защитной сигнализации, системы видеонаблюдения и видеозаписи, охранное освещение, а также иные инженерные и технические средства охраны, типы и виды которых согласуются с подразделением, осуществляющим охрану аэропорта и объектов его инфраструктуры. Поверх периметрового ограждения устанавливаются металлические конструкции различного профиля (козырьки из угловых консолей с несколькими рядами колючей проволоки, армированной колючей ленты и др.) (для аэропортов местных воздушных линий носит рекомендательный характер). С внутренней и внешней сторон периметрового ограждения полоса шириной 3 метра должна быть очищена от мусора, кустарника и деревьев. На ней не допускается строительство объектов, складирование оборудования и материалов, стоянка транспортных средств и т.п.
На участках ограждения вдоль периметра объектов аэропорта дополнительно могут устанавливаться: а) постовые вышки или смотровые площадки для наблюдения за состоянием ограждения и прилегающей местностью; б) контрольно-следовая полоса для определения места проникновения нарушителя пропускного режима; в) блок-посты служебных собак; г) системы охранной (защитной) сигнализации; д) электронные устройства обнаружения и подачи сигнала тревоги при преодолении или попытке преодоления ограждения нарушителем.
В соответствии с п.25 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», с внутренней стороны вдоль ограждения аэропорта прокладывается дорога с искусственным покрытием, а для аэропортов местных воздушных линий допускается устройство грунтовых дорог (в ред. Приказа Минтранса РФ от 31.01.2008 N 20)
В ходе судебного заседания установлено, что в пределах зоны приземления взлетно-посадочной полосы уступы между кромками трещин имеют высоту 20-25 мм, волнообразования, образуют просвет 15-25 мм, грунтовая поверхность спланированной части летного поля в месте сопряжения с искусственным покрытием взлетно-посадочная полоса располагается на разном уровне.
Периметровое ограждение с южной стороны аэродрома, выполненное из сетки рабицы в железной рамке на железных столбах имеет высоту не более 1м 80 см, на участках периметра, выполненного из колючей проволоки имеются участки в провисанием и разрывом колючей проволоки, на предупредительных аншлагах надписи о запрете проникновения в контролируемую зону не читаемы, с внутренней и внешней стороны периметрового ограждения аэродрома полоса шириной 3 метра не очищена от кустарника и деревьев. С внутренней стороны вдоль ограждения отсутствует дорога, необходимая для периодического объезда территории аэропорта.
Указанные нарушения не обеспечивает безопасности граждан и угрожают безопасности полетов воздушных судов, способствуют возникновению авиационного события, которое может причинить вред жизни и здоровью граждан, пользующихся услугами перевозчика.
При данных обстоятельствах у суда имеются основания для удовлетворения заявленных требований прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Читинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Аэропорт, удовлетворить.
Признать бездействие ООО «Аэропорт» в не обеспечении мер авиационной безопасности и безопасности полетов на аэродроме с.Чара препятствующих возможности допуска посторонних лиц на территорию аэродрома, выразившихся в отсутствии по всему периметру установленного законодателем периметрового ограждения, предупредительных аншлагов, с внутренней стороны вдоль периметрового ограждения дороги, необходимой, для периодического объезда территории аэропорта, с внутренней и внешней стороны аэропорта 3 метровой полосы очищенной от деревьев и кустарников, а также взлетно-посадочной полосы, мест стоянок ВС с нарушением нормативно- правовых документов, незаконным.
Обязать ООО «Аэропорт» установить по всему периметру территории аэродрома сплошное ограждение высотой 2,13 -2,44 метра с предупредительными аншлагами, запрещающими проникновение в контролируемую зону; с внутренней и внешней сторон периметрового ограждения аэропорта полосу шириной 3 метра очистить от кустарника и деревьев; с внутренней стороны вдоль периметрового ограждения аэропорта оборудовать дорогу, необходимую для периодического объезда территории аэропорта; привести взлетно-посадочную полосу, места стоянок № 1 и № 2 в соответствии с требованиями воздушного законодательства, а именно в срок до 01 ноября 2013г. устранить трещины, уступы и волнообразования на взлетно-посадочной полосе аэропорта, грунтовую поверхность спланированной части поля в месте сопряжения с искусственным покрытием взлетно-посадочной полосы расположить на одном уровне, на поверхности искусственного покрытия перрона места стоянки № 1 удалить оголенные стержни арматуры, петли якорных креплений в месте стоянки № 2 скрепить.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Каларский районный суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья Каларского районного суда О. С. Бабикова.