22 августа 2019 г. г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Шелудько В.В.,
судей Шулико О.Г., Пархоменко О.Г.,
по докладу судьи Шелудько В.В.,
при секретаре Мотько Д.Ю.
слушала РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ апелляционной жалобе главы муниципального образования Тбилисский район Рльина Р•.Р“. РЅР° решение Краснодарского краевого СЃСѓРґР° РѕС‚ 18 марта 2019 Рі.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
представитель ООО «Стройсервис» по доверенности Зафиров С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 61 435 кв. м, расположенного по адресу: <...>, в размере рыночной стоимости, равной 12346 000 рублей.
Обжалуемым решением Краснодарского краевого суда от 18 марта 2019 г. кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере 18031750 рублей. Кадастровая стоимость в указанном размере установлена на период со 1 января 2018 г. и до даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости предписано считать 9 ноября 2018 г.
Р’ апелляционной жалобе глава муниципального образования Тбилисский район Рльин Р•.Р“. РїСЂРѕСЃРёС‚ решение СЃСѓРґР° отменить, полагая его незаконным Рё необоснованным.
Рсследовав материалы дела, проверив Рё РѕР±СЃСѓРґРёРІ РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя РћРћРћ «Стройсервис» РїРѕ доверенности Зафирова РЎ.Р’., просившего оставить решение СЃСѓРґР° без изменения, пояснения представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края РїРѕ доверенности Шапаренко Рќ.Рћ., полагавшегося РЅР° усмотрение СЃСѓРґР° РїСЂРё разрешении требований жалобы, судебная коллегия РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему.
Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
РР· содержания положений статьи 3 Федерального закона РѕС‚ 29 июля 1998 РіРѕРґР° в„– 135-ФЗ «Об оценочной деятельности РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» следует, что РїРѕРґ кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная РІ результате проведения государственной кадастровой оценки или РІ результате рассмотрения СЃРїРѕСЂРѕРІ Рѕ результатах определения кадастровой стоимости либо определенная РІ случаях, предусмотренных статьёй 24.19 Федерального закона.
Как следует из материалов дела, административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, что подтверждается договором аренды от 10 января 2013 г. № 2900005015 и дополнительным соглашением к нему от 11 июля 2013 г. № 304. Как следует из содержания указанных документов, размер арендных платежей за пользование земельным участком рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером <...> определена уполномоченным органом по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 25739421 рубль 94 копеек.
Согласно данным отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка от 23 июля 2018 г. № 51/К-18, представленного административным истцом и подготовленного ООО «Оценка.Право.Кадастр», рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2016 г. составляла 12346000 рублей.
Указанный отчет об оценке 9 ноября 2018 года представлялся в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Краснодарскому краю (далее - Комиссия).
Решением Комиссии от 29 ноября 2018 г. № 28/4 установлено несоответствие указанного отчета об оценке требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», а также требованиям о содержании и описании в отчете информации, установленным федеральными стандартами оценки в связи с чем, заявление ООО «Стройсервис» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и установлении кадастровой стоимости участка в размере его рыночной стоимости отклонено.
Принимая во внимание решение Комиссии, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административным истцом не предоставлено допустимых и достаточных доказательств размера рыночной стоимости земельного участка на дату определения кадастровой стоимости, в связи с чем определением суда от 9 января 2019 г. по делу назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости земельного участка.
Согласно заключению РѕС‚ 15 февраля 2019 Рі. в„– 01-04/2-2019 судебной оценочной экспертизы, выполненной РћРћРћ «РРРЎВ», рыночная стоимость объекта недвижимости РЅР° дату определения кадастровой стоимости составляла 18031750 рублей.
Заключение судебной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также не противоречит положениям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным стандартам оценки. В ходе судебного разбирательства представителями органов государственной власти и местного самоуправления выводы эксперта не опровергнуты. Ошибок при производстве арифметических расчетов не выявлено, достоверность данных расчетов лицами, участвующими в деле, также не оспариваются.
На основании положений статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Административный истец 9 ноября 2018 г. обратился в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <...>.
Поскольку, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости с кадастровым номером <...> внесена в реестр 30 января 2017 г., установленная судом кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости подлежит применению с 1 января 2018 г.
Довод апелляционной жалобы о том, что орган местного самоуправления был лишен возможности защищать в суде свои интересы, является несостоятельным в силу следующего.
Определение суда первой инстанции о принятии административного искового заявления к производству, подготовке административного дела к судебному разбирательству, назначении судебной экспертизы и приостановлении производства по делу было направлено в адрес администрации МО Тбилисский район электронной почтой (л.д. 118).
В силу ч. 8 ст. 96 КАС РФ получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Рлектронный адрес администрации РњРћ Тбилисский район tbl_admin@mail.kuban.ru является официальным, указан РЅР° интернет странице органа местного самоуправления, Р° также РЅР° угловом штампе самой апелляционной жалобы.
На основании изложенного, судебная коллегия считает решение Краснодарского краевого суда от 18 марта 2019 г. законным и обоснованным, не подлежащим изменению либо отмене.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 18 марта 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё