РЈРР” 36RS0006-01-2021-005636-95
в„– 2Р°-3686/21
Строка 3.025а
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
«6» октября 2021 года Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Михиной Н.А.
при секретаре Агаповой А.Ю.,
с участием:
административного истца Нагорного А.В.,
представителя административного ответчика ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ доверенностям Бабаян РЎ.Р®. Рё Лучкина РЎ.РЎ.,
представителя ответчика ФКУ РЎРР—Рћ в„– 1 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области РїРѕ доверенности РџРѕРїРѕРІРѕР№ Р.Рљ.,
рассмотрев РІ судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєСѓ Нагорного Александра Владимировича Рє ФКУ РЎРР—Рћ в„– 1 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области, УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё Рѕ признании незаконными действий, выразившихся РІ незаконном содержании, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Нагорный Рђ.Р’. обратился РІ СЃСѓРґ СЃ указанным РёСЃРєРѕРј, ссылаясь РЅР° то, что РІ период СЃ 07.09.2016 РїРѕ 5.03.2019 РѕРЅ содержался РїРѕРґ стражей РІ ФКУ РЎРР—Рћ-1 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области. Р’ периоды СЃ 07.09.2016 РїРѕ 03.11.2016, СЃ 18.01.2017 РїРѕ 11.09.2018, СЃ 17.12.2018 РїРѕ 25.01.2019 Нагорный Рђ.Р’. необоснованно содержался РІ одиночной камере РїСЂРё отсутствии законных оснований, РёРј неоднократно подавались жалобы РІ прокуратуру Рѕ проведении проверки РїРѕ факту его одиночного содержания РІ ФКУ РЎРР—Рћ-1. Прокуратурой области 21.05.2021 был выявлен факт нарушения Федерального закона «О содержании РїРѕРґ стражей подозреваемых Рё обвиняемых РІ совершении преступлений» администрацией ФКУ РЎРР—Рћ-1, выразившейся РІ несоблюдении требований законодательства РїСЂРё принятии решения Рѕ содержании административного истца РІ одиночной камере; общая продолжительность содержания РІ одиночной камере составила 24 месяца.
В судебном заседании посредствам ВКС административный истец Нагорный А.В. поддержал исковые требования, пояснил изложенное, а также просил восстановить срок для обращения в суд с иском, поскольку о нарушенном праве ему стало известно из ответа областной прокуратуры от 25.01.2019, раньше у него не было доказательств нарушения его прав.
Представитель административного ответчика ФКУ РЎРР—Рћ в„– 1 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области РїРѕ доверенности РџРѕРїРѕРІР° Р.Рљ., считала исковые требования РЅРµ обоснованными, РЅРµ подлежащими удовлетворению, РїРѕСЏСЃРЅРёРІ, что камеры, РІ которых содержался истец, РЅРµ являются одиночными, рассчитаны РЅР° содержание 2-3 заключенных, административный истец находился РЅР° одиночном содержании; просила отказать РІ удовлетворении РёСЃРєР° РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ РїСЂРѕРїСѓСЃРєРѕРј СЃСЂРѕРєР°.
Представитель административного ответчика ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ доверенностям Бабаян РЎ.Р®. считал требования РЅРµ обоснованными, полагал, что пропущен СЃСЂРѕРє для обращения РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј, полагал, что уважительные причины для восстановления пропущенного СЃСЂРѕРєР° отсутствуют.
Выслушав присутствующих лиц, исследовав материалы дела, материалы проверки, материалы личного дела истца, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 1, статьей 17 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке административного судопроизводства рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.
На основании статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 1 статьи 227.1 названного Кодекса лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч.3 с. 227.1 КАС РФ).
На основании положений пунктов 1 и 7 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации и режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей в соответствии с Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Согласно статье 4 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Закон N 103-ФЗ) содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В соответствии со ст. 32 Закона N 103-ФЗ, подозреваемые и обвиняемые содержатся в общих или одиночных камерах в соответствии с требованиями раздельного размещения, предусмотренными статьей 33 настоящего Федерального закона.
Размещение подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах на срок более одних суток допускается по мотивированному постановлению начальника места содержания под стражей, санкционированному прокурором. Не требуется санкции прокурора на размещение подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах в следующих случаях: при отсутствии иной возможности обеспечить соблюдение требований раздельного размещения, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона; в интересах обеспечения безопасности жизни и здоровья подозреваемого или обвиняемого либо других подозреваемых или обвиняемых; при наличии письменного заявления подозреваемого или обвиняемого об одиночном содержании; при размещении подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах в ночное время, если днем они содержатся в общих камерах.
Согласно ст. 33 Закона N 103-ФЗ при размещении подозреваемых и обвиняемых, а также осужденных в камерах обязательно отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержатся лица, являющиеся сотрудниками правоохранительных органов.
В п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Как следует их правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пунктах 4, 13, 14 постановления Пленума от 25.12.2018 года N 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», лишенные свободы лица вправе оспорить по правилам КАС РФ (бездействие), решения либо иные акты органов или учреждений, должностных лиц, которые нарушают или могут нарушить условия содержания при исполнении названных процессуальных решений (главы 21, 22 КАС РФ).
Как следует РёР· материалов дела Рё РЅРµ оспаривалось сторонами, Нагорный Рђ.Р’. РІ период СЃ 07.09.2016 РїРѕ 05.03.2019 содержался РІ ФКУ РЎРР—Рћ-1 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области Рё РЅР° основании постановления начальника следственного изолятора РѕС‚ 08.09.2016 был помещен для дальнейшего содержания РІ одиночную камеру.
Основанием для принятия указанного решения явилось поданное следственно-арестованным Нагорным А.В. 07.09.2016 года заявление с просьбой содержать его в камере для бывших сотрудников правоохранительных органов, поскольку ранее он проходил службу в органах внутренних дел в должности оперуполномоченного уголовного розыска.
05.03.2019 убыл РІ распоряжение ФКУ РЎРР—Рћ-3 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области.
Проведенной прокуратурой области проверкой РЅР° основании обращения Нагорного Рђ.Р’., поступившего РІ прокуратуру 16.02.2021 Рѕ необоснованном содержании РІ одиночной камере РІ ФКУ РЎРР—Рћ-1 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области, было установлено, что 07.09.2016 Нагорный Рђ.Р’. обратился Рє начальнику ФКУ РЎРР—Рћ-1 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области СЃ заявлением Рѕ содержании его РІ камере для бывших сотрудников правоохранительных органов (Р».Рґ.30).
РќР° основании постановления РІСЂРёРѕ начальника следственного изолятора РѕС‚ 08.09.2016 Нагорный Рђ.Р’. был переведен РІ одиночную камеру (Р».Рґ.31). Однако Нагорный Рђ.Р’. РЅРµ ходатайствовал РѕР± одиночном содержании. Вместе СЃ тем, РІ период СЃ 07.09.2016 РїРѕ 23.09.2016 РІ ФКУ РЎРР—Рћ-1 содержались заключенные РїРѕРґ стражу Р¤РРћ1 Рё Р¤РРћ2, являвшиеся бывшими сотрудниками правоохранительных органов, ранее содержавшиеся РІ местах лишения СЃРІРѕР±РѕРґС‹ (одинаковый статус СЃ заявителем), однако, несмотря РЅР° это, Нагорный Рђ.Р’. находился РЅР° одиночном содержании.
Вместе с тем, в материалах проверки имеются справки оперативного отдела, рапорт об имеющейся информации о том, что лица из числа спецконтингента отрицательной направленности высказывали намерение учинить физическую расправу в отношении истца (л.д.41,42,43,44).
РџСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂСЃРєРѕР№ проверкой было установлено, что постановление РѕС‚ 08.09.2016 Рѕ переводе Нагорного Рђ.Р’. РІ одиночную камеру было вынесено СЃ нарушением требований статей 32, 33 Федерального закона «О содержании РїРѕРґ стражей подозреваемых Рё обвиняемых РІ совершении преступлений», которыми установлен исчерпывающий перечень оснований для содержания заключенного РІ одиночной камере. Установлено, что Нагорный необоснованно находился РЅР° одиночном содержании РІ период СЃ 07.09.2016 РїРѕ 23.09.2016, Р° также отсутствовало постановление начальника РЎРР—Рћ-1 РЅР° основании которого Нагорный Рђ.Р’. содержался РІ одиночной камере после 23.09.2016.
РџРѕ результатам проверки начальнику УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области было направлено представление РѕР± устранении нарушений законодательства РїСЂРё содержании РїРѕРґ стражей подозреваемых Рё обвиняемых РІ совершении преступлений. Представление было рассмотрено.
Таким образом, факт незаконного содержания Нагорного А.В. в одиночной камере при наличии постановления начальника учреждения, вынесенного с нарушением Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», установлен.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 Кодекса).
Пунктом 2 части 9 статьи 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 18.07.2017 N 1563-О, установление в законе сроков для обращения в суд с административным исковым заявлением, а также момента начала их исчисления относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан; определение момента начала течения сроков для обращения в суд предполагает для суда необходимость при рассмотрении поданного заявления принять во внимание все значимые для правильного решения дела фактические обстоятельства, позволяющие доподлинно установить момент, когда заинтересованному лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов, оценивая имеющиеся в деле доказательства на предмет относимости, допустимости и достоверности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.
В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 года N 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на доступ к правосудию (статья 46 Конституции Российской Федерации (пункт 2), а проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.
Материалами дела установлено, что РІ период СЃ 07.09.2016 РїРѕ 05.03.2019 Нагорный Рђ.Р’. содержался РІ ФКУ РЎРР—Рћ-1 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области.
Между тем, Нагорный А.В. оспаривает действия административных ответчиков в определенные даты (с 07.09.2016 по 03.11.2016, с 18.01.2027 по 11.09.2018, с 17.12.2018 по 25.01.2019).
Таким образом, перечисленные в его иске действия носили эпизодический характер и не являлись длящимися.
РўРѕ есть, трехмесячный СЃСЂРѕРє для обращения РІ СЃСѓРґ СЃ настоящим РёСЃРєРѕРј для Нагорного Рђ.Р’. начал исчисляться СЃ момента окончания его содержания РІ ФКУ РЎРР—Рћ-1 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области (СЃ 26.01.2019).
Довод административного истца, что до получения результатов прокурорской проверки ему не было известно о нарушении его прав суд считает не состоятельным.
Так, РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· его объяснений РѕС‚ 05.05.201 (Р».Рґ.29) следует, что 22.03.2021 ему было известно Рѕ незаконности его содержания РІ одиночной камере РІ ФКУ РЎРР—Рћ-1.
Кроме того, из его заявления от 22.03.2021 (л.д.28) также следует, что еще 12.01.2021 ему было известно о нарушении его прав.
РР· материалов личного дела также следует, Рё отражено самим истцом РІ РёСЃРєРµ, что РѕРЅ неоднократно обращался СЃ данными жалобами РІ прокуратуру. Более того, РїРѕ данной категории дел обязанность доказывать законность содержания лежит РЅР° административном ответчике, что РЅРµ требовало установления данного факта РґРѕ обращения РІ СЃСѓРґ СЃ настоящим РёСЃРєРѕРј.
Однако РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј РѕРЅ обратился лишь 18.08.2021, РїСЂРё этом доказательств, объективно исключающих возможность обращения РІ СЃСѓРґ РІ установленные СЃСЂРѕРєРё, РЅРµ представил, Рѕ конкретных событиях, свидетельствующих Рѕ чинении ему администрацией ФКУ РЎРР—Рћ-1 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области препятствий РІ отправке РёСЃРєР° РІ установленный законом СЃСЂРѕРє, РЅРµ заявил.
Довод административного истца о том, что пропущенный срок может быть восстановлен судом, суд считает не состоятельным, поскольку как установлено из материалов дела, о нарушении своего права Нагорному А.В было известно до получения ответа прокуратуры 21.05.2021, как он указывает. Доказательств наличия уважительных причин, позволяющих восстановить пропущенный срок не представлено. Между тем, именно на Нагорном А.В. лежит обязанность доказать соблюдение срока на обращение в суд и факт нарушения своих прав.
Сам РїРѕ себе факт нахождения Нагорного Рђ.Р’. РІ следственном изоляторе Рё ФКУ РЎРР—Рћ-1 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области, РЅРµ может быть РїСЂРёРЅСЏС‚ СЃСѓРґРѕРј РІРѕ внимание как уважительная причина, подтверждающая наличие Сѓ истца препятствий для своевременного обращения РІ СЃСѓРґ СЃ заявлениями РѕР± оспаривании действий административного ответчика.
Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении административного иска в силу части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-181, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление РёСЃРєСѓ Нагорного Александра Владимировича Рє ФКУ РЎРР—Рћ в„– 1 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области, УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё Рѕ признании незаконными действий, выразившихся РІ незаконном содержании, взыскании компенсации морального вреда, оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия судом в окончательной форме.
РЎСѓРґСЊСЏ РњРёС…РёРЅР° Рќ.Рђ.
Мотивированное решение изготовлено 13.10.2021.
РЈРР” 36RS0006-01-2021-005636-95
в„– 2Р°-3686/21
Строка 3.025а
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
«6» октября 2021 года Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Михиной Н.А.
при секретаре Агаповой А.Ю.,
с участием:
административного истца Нагорного А.В.,
представителя административного ответчика ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ доверенностям Бабаян РЎ.Р®. Рё Лучкина РЎ.РЎ.,
представителя ответчика ФКУ РЎРР—Рћ в„– 1 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области РїРѕ доверенности РџРѕРїРѕРІРѕР№ Р.Рљ.,
рассмотрев РІ судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєСѓ Нагорного Александра Владимировича Рє ФКУ РЎРР—Рћ в„– 1 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области, УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё Рѕ признании незаконными действий, выразившихся РІ незаконном содержании, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Нагорный Рђ.Р’. обратился РІ СЃСѓРґ СЃ указанным РёСЃРєРѕРј, ссылаясь РЅР° то, что РІ период СЃ 07.09.2016 РїРѕ 5.03.2019 РѕРЅ содержался РїРѕРґ стражей РІ ФКУ РЎРР—Рћ-1 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области. Р’ периоды СЃ 07.09.2016 РїРѕ 03.11.2016, СЃ 18.01.2017 РїРѕ 11.09.2018, СЃ 17.12.2018 РїРѕ 25.01.2019 Нагорный Рђ.Р’. необоснованно содержался РІ одиночной камере РїСЂРё отсутствии законных оснований, РёРј неоднократно подавались жалобы РІ прокуратуру Рѕ проведении проверки РїРѕ факту его одиночного содержания РІ ФКУ РЎРР—Рћ-1. Прокуратурой области 21.05.2021 был выявлен факт нарушения Федерального закона «О содержании РїРѕРґ стражей подозреваемых Рё обвиняемых РІ совершении преступлений» администрацией ФКУ РЎРР—Рћ-1, выразившейся РІ несоблюдении требований законодательства РїСЂРё принятии решения Рѕ содержании административного истца РІ одиночной камере; общая продолжительность содержания РІ одиночной камере составила 24 месяца.
В судебном заседании посредствам ВКС административный истец Нагорный А.В. поддержал исковые требования, пояснил изложенное, а также просил восстановить срок для обращения в суд с иском, поскольку о нарушенном праве ему стало известно из ответа областной прокуратуры от 25.01.2019, раньше у него не было доказательств нарушения его прав.
Представитель административного ответчика ФКУ РЎРР—Рћ в„– 1 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области РїРѕ доверенности РџРѕРїРѕРІР° Р.Рљ., считала исковые требования РЅРµ обоснованными, РЅРµ подлежащими удовлетворению, РїРѕСЏСЃРЅРёРІ, что камеры, РІ которых содержался истец, РЅРµ являются одиночными, рассчитаны РЅР° содержание 2-3 заключенных, административный истец находился РЅР° одиночном содержании; просила отказать РІ удовлетворении РёСЃРєР° РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ РїСЂРѕРїСѓСЃРєРѕРј СЃСЂРѕРєР°.
Представитель административного ответчика ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ доверенностям Бабаян РЎ.Р®. считал требования РЅРµ обоснованными, полагал, что пропущен СЃСЂРѕРє для обращения РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј, полагал, что уважительные причины для восстановления пропущенного СЃСЂРѕРєР° отсутствуют.
Выслушав присутствующих лиц, исследовав материалы дела, материалы проверки, материалы личного дела истца, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 1, статьей 17 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке административного судопроизводства рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.
На основании статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 1 статьи 227.1 названного Кодекса лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч.3 с. 227.1 КАС РФ).
На основании положений пунктов 1 и 7 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации и режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей в соответствии с Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Согласно статье 4 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Закон N 103-ФЗ) содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В соответствии со ст. 32 Закона N 103-ФЗ, подозреваемые и обвиняемые содержатся в общих или одиночных камерах в соответствии с требованиями раздельного размещения, предусмотренными статьей 33 настоящего Федерального закона.
Размещение подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах на срок более одних суток допускается по мотивированному постановлению начальника места содержания под стражей, санкционированному прокурором. Не требуется санкции прокурора на размещение подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах в следующих случаях: при отсутствии иной возможности обеспечить соблюдение требований раздельного размещения, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона; в интересах обеспечения безопасности жизни и здоровья подозреваемого или обвиняемого либо других подозреваемых или обвиняемых; при наличии письменного заявления подозреваемого или обвиняемого об одиночном содержании; при размещении подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах в ночное время, если днем они содержатся в общих камерах.
Согласно ст. 33 Закона N 103-ФЗ при размещении подозреваемых и обвиняемых, а также осужденных в камерах обязательно отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержатся лица, являющиеся сотрудниками правоохранительных органов.
В п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Как следует их правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пунктах 4, 13, 14 постановления Пленума от 25.12.2018 года N 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», лишенные свободы лица вправе оспорить по правилам КАС РФ (бездействие), решения либо иные акты органов или учреждений, должностных лиц, которые нарушают или могут нарушить условия содержания при исполнении названных процессуальных решений (главы 21, 22 КАС РФ).
Как следует РёР· материалов дела Рё РЅРµ оспаривалось сторонами, Нагорный Рђ.Р’. РІ период СЃ 07.09.2016 РїРѕ 05.03.2019 содержался РІ ФКУ РЎРР—Рћ-1 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области Рё РЅР° основании постановления начальника следственного изолятора РѕС‚ 08.09.2016 был помещен для дальнейшего содержания РІ одиночную камеру.
Основанием для принятия указанного решения явилось поданное следственно-арестованным Нагорным А.В. 07.09.2016 года заявление с просьбой содержать его в камере для бывших сотрудников правоохранительных органов, поскольку ранее он проходил службу в органах внутренних дел в должности оперуполномоченного уголовного розыска.
05.03.2019 убыл РІ распоряжение ФКУ РЎРР—Рћ-3 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области.
Проведенной прокуратурой области проверкой РЅР° основании обращения Нагорного Рђ.Р’., поступившего РІ прокуратуру 16.02.2021 Рѕ необоснованном содержании РІ одиночной камере РІ ФКУ РЎРР—Рћ-1 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области, было установлено, что 07.09.2016 Нагорный Рђ.Р’. обратился Рє начальнику ФКУ РЎРР—Рћ-1 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области СЃ заявлением Рѕ содержании его РІ камере для бывших сотрудников правоохранительных органов (Р».Рґ.30).
РќР° основании постановления РІСЂРёРѕ начальника следственного изолятора РѕС‚ 08.09.2016 Нагорный Рђ.Р’. был переведен РІ одиночную камеру (Р».Рґ.31). Однако Нагорный Рђ.Р’. РЅРµ ходатайствовал РѕР± одиночном содержании. Вместе СЃ тем, РІ период СЃ 07.09.2016 РїРѕ 23.09.2016 РІ ФКУ РЎРР—Рћ-1 содержались заключенные РїРѕРґ стражу Р¤РРћ1 Рё Р¤РРћ2, являвшиеся бывшими сотрудниками правоохранительных органов, ранее содержавшиеся РІ местах лишения СЃРІРѕР±РѕРґС‹ (одинаковый статус СЃ заявителем), однако, несмотря РЅР° это, Нагорный Рђ.Р’. находился РЅР° одиночном содержании.
Вместе с тем, в материалах проверки имеются справки оперативного отдела, рапорт об имеющейся информации о том, что лица из числа спецконтингента отрицательной направленности высказывали намерение учинить физическую расправу в отношении истца (л.д.41,42,43,44).
РџСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂСЃРєРѕР№ проверкой было установлено, что постановление РѕС‚ 08.09.2016 Рѕ переводе Нагорного Рђ.Р’. РІ одиночную камеру было вынесено СЃ нарушением требований статей 32, 33 Федерального закона «О содержании РїРѕРґ стражей подозреваемых Рё обвиняемых РІ совершении преступлений», которыми установлен исчерпывающий перечень оснований для содержания заключенного РІ одиночной камере. Установлено, что Нагорный необоснованно находился РЅР° одиночном содержании РІ период СЃ 07.09.2016 РїРѕ 23.09.2016, Р° также отсутствовало постановление начальника РЎРР—Рћ-1 РЅР° основании которого Нагорный Рђ.Р’. содержался РІ одиночной камере после 23.09.2016.
РџРѕ результатам проверки начальнику УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области было направлено представление РѕР± устранении нарушений законодательства РїСЂРё содержании РїРѕРґ стражей подозреваемых Рё обвиняемых РІ совершении преступлений. Представление было рассмотрено.
Таким образом, факт незаконного содержания Нагорного А.В. в одиночной камере при наличии постановления начальника учреждения, вынесенного с нарушением Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», установлен.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 Кодекса).
Пунктом 2 части 9 статьи 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 18.07.2017 N 1563-О, установление в законе сроков для обращения в суд с административным исковым заявлением, а также момента начала их исчисления относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан; определение момента начала течения сроков для обращения в суд предполагает для суда необходимость при рассмотрении поданного заявления принять во внимание все значимые для правильного решения дела фактические обстоятельства, позволяющие доподлинно установить момент, когда заинтересованному лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов, оценивая имеющиеся в деле доказательства на предмет относимости, допустимости и достоверности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.
В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 года N 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на доступ к правосудию (статья 46 Конституции Российской Федерации (пункт 2), а проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.
Материалами дела установлено, что РІ период СЃ 07.09.2016 РїРѕ 05.03.2019 Нагорный Рђ.Р’. содержался РІ ФКУ РЎРР—Рћ-1 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области.
Между тем, Нагорный А.В. оспаривает действия административных ответчиков в определенные даты (с 07.09.2016 по 03.11.2016, с 18.01.2027 по 11.09.2018, с 17.12.2018 по 25.01.2019).
Таким образом, перечисленные в его иске действия носили эпизодический характер и не являлись длящимися.
РўРѕ есть, трехмесячный СЃСЂРѕРє для обращения РІ СЃСѓРґ СЃ настоящим РёСЃРєРѕРј для Нагорного Рђ.Р’. начал исчисляться СЃ момента окончания его содержания РІ ФКУ РЎРР—Рћ-1 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области (СЃ 26.01.2019).
Довод административного истца, что до получения результатов прокурорской проверки ему не было известно о нарушении его прав суд считает не состоятельным.
Так, РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· его объяснений РѕС‚ 05.05.201 (Р».Рґ.29) следует, что 22.03.2021 ему было известно Рѕ незаконности его содержания РІ одиночной камере РІ ФКУ РЎРР—Рћ-1.
Кроме того, из его заявления от 22.03.2021 (л.д.28) также следует, что еще 12.01.2021 ему было известно о нарушении его прав.
РР· материалов личного дела также следует, Рё отражено самим истцом РІ РёСЃРєРµ, что РѕРЅ неоднократно обращался СЃ данными жалобами РІ прокуратуру. Более того, РїРѕ данной категории дел обязанность доказывать законность содержания лежит РЅР° административном ответчике, что РЅРµ требовало установления данного факта РґРѕ обращения РІ СЃСѓРґ СЃ настоящим РёСЃРєРѕРј.
Однако РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј РѕРЅ обратился лишь 18.08.2021, РїСЂРё этом доказательств, объективно исключающих возможность обращения РІ СЃСѓРґ РІ установленные СЃСЂРѕРєРё, РЅРµ представил, Рѕ конкретных событиях, свидетельствующих Рѕ чинении ему администрацией ФКУ РЎРР—Рћ-1 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области препятствий РІ отправке РёСЃРєР° РІ установленный законом СЃСЂРѕРє, РЅРµ заявил.
Довод административного истца о том, что пропущенный срок может быть восстановлен судом, суд считает не состоятельным, поскольку как установлено из материалов дела, о нарушении своего права Нагорному А.В было известно до получения ответа прокуратуры 21.05.2021, как он указывает. Доказательств наличия уважительных причин, позволяющих восстановить пропущенный срок не представлено. Между тем, именно на Нагорном А.В. лежит обязанность доказать соблюдение срока на обращение в суд и факт нарушения своих прав.
Сам РїРѕ себе факт нахождения Нагорного Рђ.Р’. РІ следственном изоляторе Рё ФКУ РЎРР—Рћ-1 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области, РЅРµ может быть РїСЂРёРЅСЏС‚ СЃСѓРґРѕРј РІРѕ внимание как уважительная причина, подтверждающая наличие Сѓ истца препятствий для своевременного обращения РІ СЃСѓРґ СЃ заявлениями РѕР± оспаривании действий административного ответчика.
Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении административного иска в силу части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-181, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление РёСЃРєСѓ Нагорного Александра Владимировича Рє ФКУ РЎРР—Рћ в„– 1 УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области, УФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё Рѕ признании незаконными действий, выразившихся РІ незаконном содержании, взыскании компенсации морального вреда, оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия судом в окончательной форме.
РЎСѓРґСЊСЏ РњРёС…РёРЅР° Рќ.Рђ.
Мотивированное решение изготовлено 13.10.2021.