Дело № 2а-1149/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Алдан 6 августа 2021 года
Алданский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Швецовой Н.В.,
при секретаре Максимовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видеоконференцсвязи Егоровой Дарьи Владимировны к администрации муниципального образования «Город Алдан», государственному казенному учреждению РС (Я) «Дирекция жилищного строительства РС (Я)» о признании незаконным решения об отказе в предоставлении другого жилого помещения, взыскании судебных расходов,
установил:
Егорова Д.В. обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, действуя в интересах своей несовершеннолетней дочери Егоровой Е.Е., мотивируя тем, что дочь является собственником квартиры, расположенной по адресу: ....... по договору дарения от 21 февраля 2017 г. Указанный дом в 2015 г признан аварийным и подлежащим сносу, включен в муниципальную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы». 15 февраля 2021 г Егорова Д.В. обратилась в интересах дочери в МО «Город Алдан», 17 февраля 2021 г решением, изложенным в письме № 45, ей было отказано в предоставлении жилого помещения, в связи с приобретением жилого помещения признанного аварийным. Вместе с тем, дочь заявителя приобрела право собственности на указанное жилое помещение по договору дарения от 21 февраля 2017г, то есть возникли правоотношения до введения в действие ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ. Данная часть 8.2 ст. 32 ЖК РФ введена Федеральным законом от 27 декабря 2019г №473-ФЗ, который вступил в силу 28 декабря 2019г. В связи с тем, что право собственности у неё возникло до введения в действие указанной части, в силу ч. 8 ст. 32 ЖК РФ она имеет право на предоставление жилого помещения, взамен подлежащего сносу. Просит признать незаконным решение МО «Город Алдан» об отказе в предоставлении другого жилого помещения взамен аварийного и подлежащего сносу, возложить на МО «Город Алдан» обязанность предоставить Егоровой Е.Е. равноценное благоустроенное жилое помещение общей площадью 53,6 кв.м. на праве собственности, без изменения района проживания, взамен аварийного подлежащего сносу; взыскать с ответчика судебные расходы по оплате госпошлины в размере 400 рублей.
Административный истец Егорова Д.В. в судебном заседании с использованием видеоконференцсвязи требования поддержала по основаниям, указанным в административном иске.
Представитель административного ответчика администрации МО «Город Алдан» в суд не явился, извещен надлежащим образом.
Заинтересованное лицо ГКУ Республики Саха (Якутия) «Дирекция жилищного строительства» извещенные надлежащим образом в судебное заседание не явились.
При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие представителя административного ответчика, заинтересованного лица.
Суд, заслушав административного истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем возмещения за изымаемое жилое помещение.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Права собственников жилых помещений, расположенных в признанном аварийном и подлежащем сносу доме, обеспечиваются в соответствии с положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетом требований Федерального закона от 21 июля 2007 г № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
При этом обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанным аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в адресную целевую программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16, пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в подп. "и" п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", по общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа. Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
В силу положений части 1, пункта 1 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов расходуются на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на строительство таких домов, а также на выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 6 статьи 16).
Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 г, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 марта 2019 г № 50 утверждена республиканская региональная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, согласно которой установлены этапы и сроки реализации программы, определены участники программы в лице органов местного самоуправления и органов государственной власти, в том числе Республиканское казенное учреждение Республики Саха (Якутия) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия). Источниками финансирования программы являются как средства Фонда содействия реформированию жилищно - коммунального хозяйства, так и средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Судом установлено, что Егорова Е.Е., 6 января 2010 г рождения, чьи интересы в суде представляет Егорова Д.В. 21 февраля 2017г приобрела право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: ......., регистрация права собственности произведена 27 февраля 2017 г. Квартира была в собственности отца Егоровой Е.Е. – Егорова Е.Г. с 2013 г, до этого была во владении деда – Егорова Г.Ф., т.е. находится во владении семьи собственника с 2001 г, что подтверждается сведениями, отраженными в техническом паспорте.
Распоряжением от 31 декабря 2015 г № 354 жилой дом по адресу: ....... признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения об оценке соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 31 декабря 2015 г.
Указанный жилой дом включен в Программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Республики Саха (Якутия) на 2019-2025 года».
Ссылка ответчика на решение об отказе в предоставлении жилья, оформленной виде ответа от 17 февраля 2021 г, со ссылкой на применение ч.ч. 8.1, 8.2 ст. 32 ЖК РФ и что истец имеет право только на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, которая не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения являются не верным.
Статья 32 ЖК РФ была дополнена новой частью 8.2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются.
Федеральный закон от 27 декабря 2019 г № 473-ФЗ, которым в Жилищный кодекс РФ введена часть 8.2 статьи 32, вступил в силу согласно ст. 3 со дня его официального опубликования, то есть с 28 декабря 2019 г (дата опубликования на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru). Закон не содержит положений о его применении к жилищным правоотношениям, правам и обязанностям субъектов таких отношений, возникшим до введения в его действие.
В силу ч. 1 и 3 ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы, и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введения его в действие. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Таким образом, судом установлено, что оспариваемое решение административного ответчика, нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует жилищному законодательству.
Поэтому решение муниципального образования «Город Алдан» об отказе Егоровой Е.Е. в предоставлении другого жилого помещения взамен аварийного и подлежащего сносу от 17 февраля 2021 г следует считать незаконным. В связи с чем, администрацией муниципального образования «Город Алдан» должно быть устранено допущенное нарушение.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Суд приходит к выводу о том, что для устранения допущенного нарушения прав и свобод административного истца необходимо возложить на административного ответчика обязанность рассмотреть заявление Егоровой Е.Е. по вопросу предоставления жилого помещения в рамках реализации муниципальной Программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Республики Саха (Якутия) на 2016-2025 года».
Вместе с тем требования о возложении обязанности предоставления равноценного жилого помещения удовлетворению не подлежат, т.к. сведений об изъятии земельного участка суду не представлено, программа переселения граждан рассчитана на период до 2025 г.
Расходы по оплате госпошлины в силу ст. 111 КАС РФ подлежат взысканию с административного ответчика.
К ГКУ РС (Я) «Дирекция жилищного строительства РС (Я)» Егорова Д.В. исковые требования не предъявляет, в связи с этим судом разрешены исковые требования к МО «Город Томмот», содержащиеся в заявлении.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Егоровой Дарии Владимировны к администрации муниципального образования «Город Алдан» о признании незаконным решения об отказе в предоставлении другого жилого помещения удовлетворить.
Признать решение муниципального образования «Город Алдан» об отказе в предоставлении другого жилого помещения взамен аварийного и подлежащего сносу от 17 февраля 2021 г незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования «Город Алдан» устранить допущенное нарушение путем повторного рассмотрения заявления Егоровой Евы Егоровны по вопросу предоставления жилого помещения в рамках реализации муниципальной Программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Республики Саха (Якутия) на 2016-2025 годы».
Взыскать с муниципального образования «Город Алдан» в пользу Егоровой Дарьи Владимировны расходы по госпошлине в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Верховный суд Республики Саха (Якутия) со дня принятия судом решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья Н.В. Швецова