ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88а–10238/2021
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 16 июня 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А.,
судей Жидковой О.В., Терентьевой Н.А.,
с участием прокурора Яковлевой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ермилова С. И. (далее – Ермилов С.И.) на решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 5 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 10 декабря 2020 года по административному делу № 2а-1109/2020 по административному исковому заявлению Ермилова С.И. к участковой избирательной комиссии № 761 (далее УИК № 761) Приозерского муниципального района Ленинградской области об отмене решения об итогах голосования и признании недействительным повторного протокола об итогах голосования.
Заслушав доклад судьи Жидковой О.В., объяснения представителя административного истца Ермилова С.И. – Тумарова Р.Ф., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу представителя административного ответчика УИК № 761 Приозерского муниципального района Ленинградской области и заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии Приозерского муниципального района Ленинградской области Воробьева В.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Яковлевой Н.В. об оставлении судебных актов без изменения, судебная коллегия
установила:
постановлением Законодательного Собрания Ленинградской области от 10 июня 2020 года № 252 на 13 сентября 2020 года были назначены выборы Губернатора Ленинградской области.
19 августа 2020 г. Избирательной комиссией Ленинградской области вынесено постановление № 102/735 «О применении на территории Ленинградской области дополнительных форм организации голосования при проведении выборов в единый день голосования 13 сентября 2020 года», в соответствии с которым территориальным избирательным комиссиям поручено принять решение о применении дополнительных форм организации голосования, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 1.2 Порядка досрочного голосования (досрочное голосование на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования (на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах) и досрочное голосование групп избирателей, которые проживают (находятся) в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено), с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 1.5 Порядка досрочного голосования, не позднее 26 августа 2020 года.
Постановлением территориальной избирательной комиссии Приозерского муниципального района Ленинградской области от 21 августа 2020 г. № 71/781 «О применении на территории Приозерского муниципального района Ленинградской области дополнительных форм организации голосования при проведении выборов в единый день голосования 13 сентября 2020 года», вынесенным во исполнение постановления Избирательной комиссии Ленинградской области 19 августа 2020 г. № 102/735 «О применении на территории Ленинградской области дополнительных форм организации голосования при проведении выборов в единый день голосования 13 сентября 2020 года», предусмотрено проведение досрочного голосования на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования (на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах) на избирательном участке № 761 11 сентября 2020 г. с 8 час. до 13 час. по адресу: Ленинградская область, г. Приозерск, во дворе дома 16 по ул. Ленинградской, территория у ТЦ «ИДЕА».
16 сентября 2020 г. постановлением Избирательной комиссии Ленинградской области № 108/766 выборы Губернатора Ленинградской области 13 сентября 2020 г. признаны состоявшимися и действительными, на должность Губернатора Ленинградской области избран ФИО2.
На указанных выборах Ермилов С.И. являлся членом участковой избирательной комиссии избирательного участка № 761 Приозерского муниципального района Ленинградской области с правом решающего голоса, а также принимал участие в названных выборах, как избиратель на избирательном участке № 761.
22 сентября 2020 г. Ермилов С.И. обратился в суд с административным иском к участковой избирательной комиссии № 761 Приозерского муниципального района Ленинградской области об отмене решения участковой избирательной комиссии об итогах голосования по выборам Губернатора Ленинградской области и признании недействительным повторного протокола об итогах голосования, составленного 14 сентября 2020 г., ссылаясь на грубые нарушения процедуры подсчета бюллетеней, в том числе, при оформлении проведения досрочного голосования с использованием переносных ящиков № 1 и № 3 11 и 12 сентября 2020 г., а также ввиду отсутствия подсчета бюллетеней при вскрытии сейф-пакетов № 63111499, № 63111498, № 63111497 и № 63111500, нарушения фиксации при обнаружении в помещении участковой избирательной комиссии № 761 66 недействительных бюллетеней, что, по его мнению, не позволяет выявить действительную волю избирателей избирательного участка № 761 и требует принятие судом решения об отмене решения территориальной избирательной комиссии № 761 об итогах голосования, поскольку члены избирательной комиссии № 761 хоть и составили повторный протокол об итогах голосования на избирательном участке, однако выявленные им нарушения, связанные с необходимостью признать 66 бюллетеней недействительными, не были устранены.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены территориальная избирательная комиссия Приозерского муниципального района Ленинградской области и Избирательная комиссия Ленинградской области.
Решением Приозерского городского суда Ленинградской области от 5 ноября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 10 декабря 2020 года, в удовлетворении требований административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной через Приозерский городской суд Ленинградской области 23 апреля 2021 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 30 апреля 2021 года, Ермилов С.И. со ссылкой на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит об отмене постановленных по делу судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований. Указывает, что изложенные в административном исковом заявлении доводы о допущенных нарушениях при подсчете голосов избирателей при оформлении проведения досрочного голосования и установлении итогов голосования, надлежащими доказательствами не опровергнуты, выводы судов прямо опровергаются содержанием представленных по делу доказательств. Считает необоснованным отказ судов в удовлетворении заявленных им ходатайств об истребовании дополнительных доказательств по делу.
Определением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 14 мая 2021 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Закон № 67-ФЗ) и Областной закон Ленинградской области от 29 июня 2012 г. № 54-оз (ред. от 31 мая 2019 г.) «О выборах Губернатора Ленинградской области».
В целях создания условий для защиты здоровья избирателей, участников референдума при участии в голосовании, создания максимального удобства для реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав, права на участие в референдуме на основании абзаца второго пункта 1 и пункта 16 статьи 65, пункта 18 статьи 66 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частей 2 и 13 статьи 82, части 18 статьи 83 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 24 июля 2020 г. № 260/1916-7 утвержден Порядок досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года (далее - также Порядок, Порядок досрочного голосования).
Согласно пункту 1.3 Порядка досрочное голосование в соответствии с предусмотренными пунктом 1.2 Порядка формами организации голосования проводится в течение двух дней, предшествующих дню голосования, с 8 до 20 часов по местному времени.
Оформление досрочного голосования регламентировано разделом 6 Порядка досрочного голосования.
Подсчет голосов избирателей, участников референдума, проголосовавших досрочно в соответствии с Порядком, в том числе отражение результатов подсчета в протоколе участковой комиссии об итогах голосования, осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 67- ФЗ, Федеральным законом № 20-ФЗ с учетом особенностей, установленных Порядком (п. 6.5 Порядка).
Так, при осуществлении непосредственного подсчета голосов избирателей, участников референдума в первую очередь, до начала работы с бюллетенями, содержащимися в переносных ящиках для голосования, производится подсчет бюллетеней, находившихся в сейф-пакетах, использованных при проведении досрочного голосования в соответствии с Порядком (п. 6.6 Порядка).
Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. Число извлеченных из сейф-пакета бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в акт, составленный в отношении этого сейф- пакета в соответствии с пунктом 6.2 Порядка (п. 6.8. Порядка).
Если число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в сейф- пакете, больше количества избирателей, участников референдума, получивших бюллетени, указанного в соответствующем акте, проводится проверка по списку избирателей, участников референдума, письменным заявлениям о голосовании на дому (п. 6.9 Порядка).
В случае если после проведенной проверки подтвердится, что число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в сейф-пакете, больше количества избирателей, участников референдума, получивших бюллетени при проведении голосования с использованием соответствующего ящика для голосования в конкретный день досрочного голосования, указанного в соответствующем акте, все бюллетени по соответствующим выборам, референдуму, находившиеся в данном сейф-пакете, решением участковой комиссии признаются недействительными, что указывается в соответствующем акте (приложение № 2 к Порядку), который прилагается к протоколу об итогах голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии суммируется с числом недействительных бюллетеней, выявленных при сортировке бюллетеней. На лицевой стороне каждого из этих бюллетеней, на квадратах, расположенных справа от данных баллотирующихся кандидатов, списков кандидатов, а на выборах в органы местного самоуправления также от позиции «Против всех кандидатов» («Против всех списков кандидатов») (при ее наличии), на квадратах, относящихся к позициям «Да» и «Нет» («За» и «Против»), вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии, (п. 6.10 Порядка)
В соответствии с пунктом 1 статьи 67 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.
Как следует из материалов дела, 11 и 12 сентября 2020 г. было организовано проведение досрочного голосования на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования (на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах) на избирательном участке № 761.
Режим работы участковой избирательной комиссии № 761 при проведении досрочного голосования в помещении для голосования на территории Приозерского муниципального района определен следующим образом: 11 сентября 2020 г. с 14 час. до 20 час., 12 сентября с 8 час. до 20 час., адрес: г. Приозерск, ул. Калинина, д. 27.
14 сентября 2020 г. в 1 час. 21 мин. был подписан протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке № 761, в котором члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса Ермилов С.И. и Мальт А.Г. отразили свое несогласие, приложив к протоколу особое мнение, в котором указали, что при первичном подсчете бюллетеней выявлено 66 бюллетеней без признаков каких-либо отметок избирателей, в то время как при подписании протокола подсчета голосов указано лишь на 14 недействительных протоколов.
В связи с допущенной технической ошибкой в строке 7 и 8 протокола участковой избирательной комиссии № 761 об итогах голосования участка для голосования № 761 участковой избирательной комиссией № 761 14 сентября 2014 года принято решение № 8 о составлении нового протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования с отметкой «Повторный», после чего итоги голосования по избирательному участку № 761 оформлены протоколом участковой избирательной комиссии № 761 об итогах голосования с отметкой «Повторный», подписанном 14 сентября 2020 г. в 7 час. 53 мин.
Указанным протоколом число избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования зафиксировано в количестве 2 521; число бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией - 2 100; число, бюллетеней выданных избирателям, проголосовавшим досрочно - 1 362; число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования - 302; число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования - 3; число погашенных бюллетеней - 433; число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования - 1 365; число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования - 301; число недействительных бюллетеней - 14; число действительных бюллетеней - 1 652; число утраченных бюллетеней - 0; число бюллетеней, не учтенных при получении - 0.
Голоса избирателей согласно протоколу распределены следующим образом: ФИО3 - 26 голосов, ФИО2 - 1527 голосов, ФИО - 63 голоса, ФИО1 - 36 голосов.
С данным протоколом вновь не согласились члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса Ермилов С.И. и ФИО4, указав в приложенном к нему особом мнении те же доводы, что и при подписании первого протокола.
Оспаривая итоги голосования в рамках рассматриваемого дела, административный истец полагает, что указанные им нарушения при подсчете голосов избирателей привели к искажению их действительной воли.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 22 апреля 2013 г. № 8-П, оценив представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заслушав, в том числе свидетелей, и установив соблюдение членами УИК № 761 в целом принципов гласности и открытости при подсчете голосов избирателей, а также отсутствие фактов нарушения избирательного законодательства при подведении итогов голосования на выборах Губернатора Ленинградской области, которые могли привести к иному результату итогов голосования, пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения участковой избирательной комиссии об итогах голосования по выборам Губернатора Ленинградской области и признании недействительным повторного протокола об итогах голосования, составленного 14 сентября 2020 г., посчитав, что действительная воля избирателей установлена верно, а несогласие административного истца с действиями избирательной комиссии связано исключительно с неудовлетворенностью итогами голосования и результатами выборов на соответствующем избирательном округе, что само по себе не является основанием для признания выборов недействительными.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия с такими выводами суда согласилась, и нормам материального и процессуального права выводы судов первой и апелляционной инстанции, исходя из установленных ими обстоятельств, не противоречат, поскольку отмена результатов выборов судом является крайней мерой, применение которой должно обосновываться наличием доказательств таких бесспорных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей, а таковых при рассмотрении дела судами установлено не было.
Согласно пункту 1 статьи 75 Закона № 67-ФЗ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В силу пункта 1 статьи 77 Закона № 67-ФЗ если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения настоящего Федерального закона, иного закона, регламентирующих проведение соответствующих выборов, референдума, вышестоящая комиссия до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов, референдума может отменить решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума - о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными.
Основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии об итогах голосования, являются нарушения, перечисленные в пункте 1.2 статьи 77 Закона № 67-ФЗ: нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума; нарушения порядка голосования и установления итогов голосования; воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума; нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума; других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
В пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 31 марта 2011 г. № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» также разъяснено, что основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах «б», «в», «г» пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67- ФЗ, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума, а также нарушения, указанные в подпункте «а» пункта 2 статьи 77 данного Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ.
Пунктом 2.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2013 г. № 8-П предусмотрено, что судебная защита активного избирательного права не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
Поскольку судами, на основании исследованных доказательств, установлено, что нарушений законодательства о выборах, которые могли бы повлиять на достоверность определения волеизъявления избирателей, при подсчете голосов избирателей и определении результатов выборов на избирательном участке № 761 допущено не было, их вывод об отсутствии оснований для отмены решения участковой избирательной комиссии об итогах голосования по выборам Губернатора Ленинградской области и признания недействительным повторного протокола об итогах голосования, составленного 14 сентября 2020 г., исходя из принципа недопустимости отмены итогов голосования только по формальным основаниям, а также правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, приведенных в постановлении от 22 апреля 2013 г. № 8-П, следует признать правомерным.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Не влияют на правильность выводов судов и доводы кассационной жалобы об отказе в удовлетворении заявленного административным истцом ходатайства об истребовании по делу дополнительных доказательств, поскольку вопрос об удовлетворении таких ходатайств, является правом суда, а не обязанностью, суд правомочен самостоятельно решать вопрос о достаточности доказательств и необходимости истребования дополнительных доказательств, при этом подобные заявления разрешаются судом в каждом конкретном деле исходя из его фактических обстоятельств и сведений, которые могут быть получены судом. В силу принципов судейского руководства процессом, призванных обеспечить правильное рассмотрение и разрешение дел, не предусматривается обязанность суда во всех случаях удовлетворять ходатайства лиц, участвующих в деле, об истребовании доказательств, оснований для чего в рассматриваемом деле суды не установили.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 5 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 10 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ермилова С.И. – без удовлетворения.
Решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 5 ноября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 10 декабря 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий:
Судьи:
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 30 июня 2021 года.